Характеристика деятельности Всемирной торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является характеристика деятельности Всемирной торговой организации.
В соответствии с поставленной целью сформулируем задачи, стоящие перед работой:
Познакомиться с историей созадания, сущности, основными задачами и принципами, особенности функционирования Всемирной торговой организации;
Рассмотреть положительные и отрицательные моменты вступления в ВТО;
Изучить особенности вступления в ВТО России.

Файлы: 1 файл

контр нац эк — копия.docx

— 59.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мировая торговля представляет в наше время весьма развитую и сложную систему экономических взаимоотношений. Ее нормальное осуществление требует соблюдения определенных правил, существования механизмов и институтов коллективного регулирования. Важнейшая из них – Всемирная торговая организация (ВТО). Принадлежность к ней и подчинение ее правилам затрагивает национальные интересы отдельных стран, так как  за обретенные преимущества от членства приходится соглашаться на порой весьма болезненные уступки.

Целью контрольной работы является характеристика деятельности Всемирной торговой организации.

В соответствии с поставленной целью сформулируем задачи, стоящие перед работой:

  • Познакомиться с историей созадания, сущности, основными задачами и принципами, особенности функционирования Всемирной торговой организации; 
  • Рассмотреть  положительные и отрицательные моменты вступления в ВТО;
  • Изучить особенности вступления в ВТО России.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность, основные задачи и принципы, особенности функционирования Всемирной торговой организации

Всемирная торговая организация (ВТО) является институциональной основой всемирной торговой системы, занимающейся установлением правил торговли товарами, услугами и связанными с торговлей аспектами собственности.

ВТО, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г.

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.  [1]

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. .  [1]

Страны-члены ВТО, которых на данный момент  насчитывается 159 (в том числе Россия),  решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых споров в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.  
Согласно декларации, работа ВТО опирается на основные принципы:

  • Режим наибольшего благоприятствования (НБТ): равноправные отношения со всеми торговыми партнерами. Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае.
  • Национальный режим: равное отношение к зарубежным и отечественным производителям. Торговля отечественными и иностранными товарами должна производиться на одинаковых условиях, после того как импортные товары поступили на внутренний рынок.
  • Либерализация торговли посредством переговоров. Снижение торговых барьеров путем многосторонних торговых переговоров, проводимых с этой целью. Реализация этого принципа достигается, прежде всего, путем взаимного снижения таможенных тарифов. Либерализация торговли в рамках ВТО охватывает не только торговлю товарами. Она распространяется на сферу услуг. Страны-члены ВТО берут на себя обязательство по снижению барьеров в торговле услугами. Либерализация торговли помимо таможенных пошлин охватывает также и другие виды барьеров, в частности довольно широкий круг нетарифных барьеров.
  • Предсказуемость торговой политики благодаря принятию обязательств. Пакет соглашений ВТО построен на системе обязательств, которые берут на себя страны - члены ВТО. Эти обязательства способствуют формированию стабильной и предсказуемой торговой политики многими способами, которые включают систему правоприменения мер регулирования торговли, обязательства по информационному обеспечению развития торговли и другими путями.
  • Принцип исключительно таможенной защиты. Если государство намеревается ограничить импорт или экспорт, оно вправе сделать это только с помощью таможенных пошлин, но никакими другими средствами. В отношении таможенных пошлин должны проводиться периодические торговые переговоры по их снижению.
  • Принцип запрета нетарифных мер. ВТО разрешает применять в четко оговоренных случаях количественные ограничения импорта и экспорта. Этот принцип содержится в Соглашении по сельскому хозяйству, которое требует перевода нетарифных мер в тарифные эквиваленты.
  • Гласность и транспарентность торговой политики и мер по её реализации. Обязательство правительств и ведомств публиковать полную информацию о своем торгово-политическом режиме и придерживаться в этой области полной открытости и гласности. Необходимость стран-участниц предоставлять в Секретариат ВТО подробной информации о национальных мерах, затрагивающих экспорт и импорт товаров.
  • Принцип судебной защиты участников внешнеторговой деятельности. Возможность для участников внешнеторговой деятельности обжаловать действия властей.
  • Разрешение споров на межгосударственном уровне путем консультаций или с помощью использования Органа по разрешению споров ВТО. Споры и конфликтные ситуации, возникшие между странами-членами ВТО, должны решаться путем взаимных консультаций или путем использования Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров. [2]

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария. Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами, в штате самой организации около 640 человек. На 2 марта 2013 года в ВТО состояло 159 стран.

Высшим органом ВТО является Конференция министров, состоящая из представителей государств-членов. Она созывается на сессии не менее одного раза в каждые два года и принимает решения по всем вопросам, касающимся многосторонних торговых соглашений. За выполнение текущей работы Организации отвечает Общий совет, состоящий из представителей членов ВТО. Он представляет отчеты Конференции министров. Помимо руководства текущей работой от имени Конференции министров Общий совет проводит заседания в качестве Комиссии по урегулированию споров и Комиссии по контролю за торговой политикой. 

Общий совет делегирует свои функции трем основным органам: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Они занимаются надзором за исполнением многосторонних торговых соглашений в соответствующих областях.

Секретариат, возглавляемый генеральным директором и четырьмя заместителями генерального директора, несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической помощи развивающимся странам.

Источниками финансирования являются индивидуальные взносы, которые рассчитываются на основе долей государств-членов ВТО в общем объеме осуществляемой ими торговли.

Прием в члены ВТО состоит из трех этапов. На первом страна предоставляет в ВТО меморандум о своей торговой политики, ВТО создает рабочую группу по изучению меморандума на предмет определения соответствия регулирования внешней торговли в стране, желающей стать членом ВТО, ее правилам. На втором ВТО проводит двусторонние переговоры со страной по вопросам доступа на ее рынок товаров и услуг других стран. Если переговоры привели к принятию страной условий, определенных в многосторонних соглашениях ВТО, рабочая группа составляет доклад для министерской конференции ВТО, к которому прикладывается протокол о присоединении страны к ВТО. (После голосования на очередной министерской конференции страна считается принятой в ВТО.

Если страны вступают в ВТО и подписывают его основные документы, это означает, что они обязуются соблюдать заложенные в нем принципы. [3]

Следует также отметить, что в Соглашении об учреждении ВТО установлены только общие принципы присоединения к ВТО. Условия же присоединения определяются в процессе переговоров между странами – членами рабочей группы ВТО и присоединяющейся страной. В результате, процесс становится в некоторой степени непредсказуемым, так как отдельные члены ВТО имеют право выдвинуть дополнительные требования к обязательствам присоединяющейся страны, которые выходят за рамки соглашений ВТО. Такие требования относятся к концепции «ВТО плюс». Практика недавно присоединившихся стран показывает, что минимальный набор обязательств значительно расширился и уже охватывает такие сферы, как приватизация, инвестиционный режим, связывание ставок экспортного тарифа. [4]

Важнейшими функциями ВТО являются: 

- контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

- проведение многосторонних  торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

- разрешение торговых  споров;

- мониторинг национальной  торговой политики стран-членов;

- техническое  содействие развивающимся государствам  в рамках компетенции ВТО;

- сотрудничество с международными специализированными организациями. [1]

  1. Положительные и отрицательные моменты вступления в ВТО

 




Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.

Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.

Более широкий выбор товаров и услуг – также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции.

Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

Экономические выгоды. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.

Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны.

Разумное использование защитных мер и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли.

Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.

В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.

Помимо экономических выгод от более свободной внешней торговли, государство получает и определенные политические выгоды. У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.

Присоединение к системе ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.

Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что в конечном счете способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами - т.н. “квотной ренты”. Сейчас в ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих еще существующих квот, особенно на текстильные изделия.

 

 Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО.

Информация о работе Характеристика деятельности Всемирной торговой организации