Характеристика домашнего хозяйства как субъекта рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:55, реферат

Описание работы

Нормальное состояние экономики обеспечивает возможность осуществления двуединого процесса, включающего смену как товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной на товарную. Очевидно, что неотъемлемым элементом товарного хозяйства является рынок.
Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь (в период развития первобытного общества, когда обмен осуществлялся в определенном месте и в определенное время). С развитием ремесла и городов торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших дней как одно из его значений.

Содержание работы

Введение 3
Характеристика домашнего хозяйства как субъекта рынка 5
Субъект рынка - предприятия 10
Государство, как рыночный субъект 15
Заключение 19
Источники 20

Файлы: 1 файл

13. Субъекты рынка и их характеристика.docx

— 44.44 Кб (Скачать файл)

Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнение работ и оказания услуг. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и прибылью, которая остается после уплаты налогов, других обязательных платежей. То есть предприятие является самостоятельным товаропроизводителем.

Характеристика предприятия  предполагает определение его основных черт, выделяющих его в самостоятельный  субъект рыночных отношений. Такими чертами являются: 

- Производственно – техническое единство, предполагающее общность процессов производства, капитала, технологии;

- Организационное единство. Предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;

- Экономическое единство, выражающееся в общности материальных, финансовых, технических ресурсов, а также экономических результатов работы.

Существенными признаками выступают  единая территория, вспомогательное хозяйство, и т. п.

Независимо от форм собственности, предприятие работает на условиях коммерческого расчета, т. е. осуществляет сделки, операции, получает прибыль или несет убытки. За счет прибыли оно обеспечивает стабильное финансовое положение, реализует социально – экономические интересы трудового коллектива.

Рыночные отношения требуют  не только производство продукции, но и ее сбыта и реализации. Лишь на этой основе возможна нормальная деятельность предприятия. В то же время самостоятельность в качестве платы обусловливает возможность не состоятельности и банкротства. Таким образом, поведение предприятия в рыночных условиях существенно видоизменяется. Эти изменения касаются многих вопросов деятельности предприятия .

Благополучное финансовое состояние предприятия – это важное условие его непрерывного и эффективного функционирования в условиях рынка. Для его достижения необходимо обеспечить постоянную платежеспособность субъекта, высокую ликвидность его баланса, финансовую независимость и высокую результативность хозяйствования.

При характеристике понятия  предприятия важен учет цели его  деятельности. В статье 50 ГК РФ указано: «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Каждое предприятие, как юридическое лицо, действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

В перечисленных документах указывается предмет и цели деятельности предприятия. Анализ этих документов свидетельствует  о том, что особенностью современных  предприятий является их многопрофильность. В этой связи на практике имеется необходимость определять основной вид деятельности по следующим критериям:

- удельному весу в выручке от реализации продукции (работ, услуг);

- удельному весу прибыли от реализации продукции (работ, услуг).

Важным признаком предприятия  как юридического лица является способность  выступать на рынке от своего имени. Оно в соответствии с законодательством может заключать все виды гражданско – правовых договоров с другими хозяйствующими субъектами (потребителями продукции, поставщиками всех фактором производства, с другими юридическими и физическими лицами.

Изучение предприятий  позволяет выявить основные структурные  признаки и учитывать их в процессе создания предприятий и управления ими. К числу важнейших элементов, которые обладают определенной стойкостью и оказывает заметное влияние на структуру предприятия относятся:

- постановка высших целей, обещающих успех, к которому стремятся предприятия, а также производственных целей (предмет хозяйственной деятельности предприятия). Поле деятельности дает сведения о том, какие работы необходимо конкретно выполнить (в области производства продукции, в секторе платных услуг);

- определение регионального местоположения и правовой формы предприятия (речь идет о системе правовых норм, которая регулирует правовые отношения между предприятием и его окружением, в пределах предприятия, между предприятиями и долевыми собственниками);

- форма собственности и характер связи с другими предприятиями;

- оснащение предприятия производственными факторами (профессиональный уровень персонала, оборудование, капитал, информация) и их количественное разграничение, что выражается в размерах предприятия.

По мере развития производства происходят различные изменения  структуры: могут изменятся цели, объект хозяйственной деятельности (например, переход с производства одного вида продукции на несколько) и т.п. В процессе существования предприятия может быть изменена его правовая форма (преобразование предприятия), могут создаваться и исчезать связи с другими предприятиями, происходить объединение предприятий или раздел, осуществляться изменения собственников (продажа предприятия, унаследование и т. д.) или изменения организационной формы (реорганизация). Предприятие может измениться по размеру (рост предприятия или его сокращение, стагнация и т. п.), быть высокоприбыльным или попасть в кризис и выйти из него (санация предприятия) или закончить свое существование в связи с банкротством и ликвидацией предприятия.

Таким образом, предприятие  – основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий  уставный субъект, обладающий правами  юридического лица и осуществляющий производственную, научно - исследовательскую  и коммерческую деятельность с целью  получения соответствующей прибыли (доходов).

 

Государство, как рыночный субъект

Государство является основным институтом экономической и политической системы, который организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. В данном случае имеются в виду следующие отличительные признаки:

  • во-первых, это суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Говоря точнее, государство обладает высшей и неограниченной властью на своей территории, поэтому оно выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов;
  • во-вторых, это монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур;
  • в-третьих, это монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Этот признак позволяет сделать вывод о «нерыночном» происхождении государственного дохода. Как известно, доход будет являться рыночным, если он создается и приумножается за счет участия субъекта в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вложенных в банки и иные кредитно-финансовые учреждения, акции и другие ценные бумаги и т.п. Если же исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий, т.е. как перераспределение части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства;
  • в-четвертых, государство является регулирующим субъектом.

Роль государства в  рыночной экономике — основная проблема экономической теории, которая порождена  постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему

Место и роль государства  во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления деятельности. Можно выделить следующие функции: правовая, воспроизводственно-технологическая, защита конкуренции, стабилизационная, прогностическая, регулирующая.

Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.

Воспроизводственно-технологическая функция, обеспечивающая нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и ввиду этого возникает потребность в их государственном регулировании.

Функция защиты конкуренции. Для предотвращения последствий монополизации государство предпринимает следующие шаги. Прежде всего проводятся тщательное изучение рынков, расчет для них коэффициентов концентрации и на этой основе выявление конкурентных и монополизированных отраслей. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в данном случае преследуется цель сохранения в экономике зоны естественной монополии, по отношению же к другим фирмам должна проводиться жесткая антимонопольная политика.

Основу государственной  антимонопольной политики составляет соответствующее законодательство, которое представляет собой совокупность правовых норм, призванных защитить и  усилить конкуренцию, снизить возможность  долгосрочного извлечения экономических  прибылей. Реализуется же антимонопольное  законодательство посредством административных и организационных мероприятий. Административные меры представляют собой контроль над рынками: за движением цен, возможностью их фиксации, наличием ценовой дискриминации, слияниями и поглощениями и т.п. Если выявляются нарушения антимонопольного законодательства, то к фирме применяются финансовые санкции.

Организационные мероприятия  имеют целью антимонопольную  профилактику, которая проводится путем  последовательной либерализации рынков. В данном случае государство идет на уменьшение или отмену барьеров, препятствующих доступу новых конкурентов  в отрасль. В результате растет число  фирм и объем поставляемой на рынок  продукции. К методам либерализации  можно отнести: поощрение диверсификации производства, развитие малого бизнеса, снижение таможенных пошлин, отмену квот и лицензий и т.п. В результате же проведения такого рода мероприятий отрасль перестает быть монополизированной, а конечным итогом становится уменьшение неэффективности распределения ресурсов.

Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель — уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.

Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.

Регулирующая функция предусматривает самую обширную и разностороннюю деятельность государства, преследующую цели минимизации негативных последствий функционирования рыночной экономики; создания правовых финансовых, социальных основ функционирования рынка, обеспечения социальной зашиты населения. Для достижения указанных целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые и налоговые инструменты.

  

Заключение

Рынок — это конкурентная форма связи между хозяйствующими субъектами. Внешне, на поверхности рынок выражает связь между продавцами, посредниками-торговцами и покупателями. При более глубоком понимании, принимая во внимание воспроизводственный аспект, рынок выступает как форма конкурентной связи между производством и потреблением.

Основные субъекты рынка  — это люди (физические лица) и группы людей, специально созданные для совместного осуществления экономической деятельности. В современной экономике эти группы обычно принимают форму юридически оформленных организаций — фирм, корпораций и т. д. (юридических лиц). Субъектами рынка могут выступать и государственные предприятия, если государство установит для них такие правила, которые близки к условиям деятельности на рынке физических и юридических лиц.

Информация о работе Характеристика домашнего хозяйства как субъекта рынка