Идеология: генезис и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 19:32, реферат

Описание работы

1. Понятие и определение идеологии как науки.
2. Основные виды идеологии и их сравнительный анализ.
3. Основные функции и задачи идеологии.

Файлы: 1 файл

ideologija_genezis_soderzhanie.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Современное течение неоконсерватизма отождествляет теоретические идеи и практические установки классического консерватизма, однако обнаруживается разнообразие оттенков, переходных ступеней, расхождений и т.д. Практическим ориентациям неоконсерваторов при всей их противоречивости нельзя отказать в гибкости, так как нацелены они на консолидацию наций и государств на консервативной основе, объединение не только бизнеса, но также фермеров, рабочих, интеллигенции и преодоление элитарного характера старого консерватизма. Значительное место в конструкциях неоконсерваторов занимают проблемы равенства, власти, демократии, государства. В идеологии неоконсерватизма также утверждается вера в естественный закон, не зависящий от воли людей, выражается убеждение в том, что человеческое общество представляет собой своего рода «духовную корпорацию», фактически такую, как церковь. Порядок, справедливость и свобода объявляются продуктами очень длительного развития человеческой истории. Для неоконсерватизма важна вера в многообразие, сложность и непознаваемость установившихся социальных институтов и форм жизни. Согласно их представлениям, для сохранения «здорового» разнообразия в обществе должны существовать различные группы и классы, отличающиеся своим экономическим положением и многими другими формами неравенства, так как истинное равенство возможно только перед Богом.

Неоконсерваторы выступают за сильное государство, обеспечивающее соблюдение закона и прав человека, за приоритетность принципа свободы над принципом социального равенства, за общественный порядок, который реализуется через естественную социальную иерархию и сознательное выполнение каждым своих обязанностей перед обществом и самим собой; выступают за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику, за развитие предпринимательства, за создание благоприятных условий для накопления капитала путем снижения налогов и предоставления различных льгот частному капиталу, делая ставку на личностный фактор: личную инициативу, линую заинтересованность, личные возможности и личную ответственность.

Наиболее удачной формой эффективного развития экономики неоконсерваторы считают социальное рыночное хозяйство. В наши дни неоконсерваторы отстаивают три принципа: принцип солидарности, в основе которого лежит представление о единстве труда и капитала; принцип справедливости, предполагающий «справедливое распределение доходов и собственности», «справедливую заработную плату», «справедливую налоговую политику» и др.; принцип субсидиарности, который означает помощь для содействия самопомощи и частной инициативе через социальное законодательство, налоговую политику и политику распределения доходов.[4;81-82]

В соответствии с этими принципами человек должен сам решать свои социально-экономические проблемы, а задача государства – создать необходимые благоприятные условия для реализации частной инициативы.

Таким образом, консерватизм как социально-политическое явление и идеология имеет несомненные положительные черты и позитивное социальное значение, поэтому может и должен в разумных пределах присутствовать в политической жизни каждой страны. Без консервативного начала невозможно обеспечить стабильность общества и его эволюционное развитие. Как отмечено в докладе Президента Республики Беларусь А.Лукашенко «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию», отдельные элементы идеологии консерватизма «от природы присущи белорусам в таких традиционных для них чертах, как “добразычлівасць”, “памяркоунасць”, “талерантнасць”, “разважлівасць”. Это уже в кровь вошло. Наше поколение этого не знает, это не помнит, но прежние поколения жили, видимо, в условиях господства вот этого консервативного подхода в идеологии. И многие понятия сегодня не теряют своей актуальности. Надо быть хорошими консерваторами в хорошем смысле слова. Мы ни в коем случае не отбрасываем многие идеи идеологии консерватизма».

Идеология коммунизма и социализма.

Коммунизм как общественно-политическая идеология и социально-политическое движение основано на убеждении в том, что власть и собственность должны находиться в руках общества, и все блага являются общим достоянием, а жизнь людей должна строиться на базе принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости.

Представители коммунизма предлагали рассмотрение коммунизма как закономерный результат развития общества, действия объективных исторических законов и практической революционной деятельности людей, как высшую общественную формацию, неизбежно и естественно-исторически с необходимостью наступающую вслед за капитализмом. Важной сущностной характеристикой коммунизма является исчезновение государства и государственной власти. Идеалом коммунистической идеологии является общество, все члены которого социально равны и в котором, следовательно, не существует классов рабочих и буржуазии, бедных и богатых.

Особенностью идеологии социал-демократов является реформизм, обоснование возможности эволюционного перехода от капитализма к социализму мирными путями, без революционных взрывов общества, посредством постепенного врастания социалистических отношений в капиталистические. Основу экономической демократии они видят в общественной собственности, но в рамках смешанной экономики, выступая за политику регулирования и перераспределения доходов через эффективные механизмы рыночной экономики.

Социал-демократическая концепция политической демократии основывается на принципах равенства и свободы. В ней признается существование различных форм демократии при соблюдении таких основополагающих критериев политической демократии, как свободные выборы, политический плюрализм, возможность смены правительства мирными парламентскими средствами, гарантия прав личности и меньшинства, существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона. В социальной сфере эти принципы предполагали доступность образования и духовных ценностей и др.

Неудачи советского эксперимента по строительству коммунизма в одной отдельно взятой стране существенно подрывали устои марксизма-ленинизма (основоположники коммунизма и социализма К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин (Ульянов) и международного коммунистического движения. В этих условиях возникла новая версия марксизма – неомарксизм – как стремление усовершенствовать марксизм на основе учета новых социальных и политических реалий. Главным в большинстве вариантов неомарксизма было стремление отмежеваться от дискредитировавших себя установок на революционные преобразования (что являлось одним из ключевых направлений изменения и усовершенствования общества и государства) и сформировать теорию марксизма «с человеческим лицом».

К концу ХХ века многие страны социализма-коммунизма не выдержали конкуренции с развитыми капиталистическими державами по уровню эффективности экономики, развитию современных технологий и др. таким образом, слабыми в идеях коммунизма оказались: недооценка социокультурных факторов развития общественного развития; абсолютизация сознательности и активности рабочего класса и недооценка исторической роли других категорий трудящихся; недооценка потенциала эволюционной динамики капитализма; нетерпимость к инакомыслию; трактовка буржуазной демократии только как диктатуры буржуазии и др.

3. Основные функции и  задачи идеологии.

Анализ функций идеологии позволяет получить развернутый ответ на вопрос о роли идей в жизни общества.

    1. Соединение знаний о внешнем мире и о самом человеке осуществляется в функции самопознания идеологии. Самоидентификация и самооценка индивида, а также его роль и значение в жизнедеятельности общества.
    2. Воспитательная функция – связана с процессами информирования, пропаганды, агитации, а также развитие общественной культуры.
    3. Мобилизующая функция – осуществляет объединение социальных общностей (бедных и богатых и т.п.)
    4. Коммуникативная функция – определяет основные механизмы построения взаимоотношений, взаимосвязей и взаимодействий индивидов, групп и общностей.

Развитие идеологии государства обычно опирается на две предпосылки. Во-первых, на те условия и традиции, которые сформировались в процессе исторической эволюции общества и государства, и, во-вторых, на общий опыт человеческой культуры, обеспечивающей интеграцию некоторого общества и государства в систему международных связей.

Цели и задачи современного государства в значительной степени определяются глобальными процессами. Идеология любого современного государства и глобализация непосредственно связаны.

Для того чтобы лучше представить себе содержание процесса глобализации идеологии, сначала следует выделить наиболее значимые черты объективного процесса глобализации:

Усиление взаимозависимости стран и народов во всех сферах человеческой деятельности; образование всемирного рынка финансов, товаров и услуг, т.е. мировой экономики.

    • Становление глобального информационного пространства, неподвластного воле и желаниям отдельных государств и обеспечивающего быструю связь в реальном масштабе времени.
    • Превращение знания в основной элемент общественного богатства.
    • Выход бизнеса за национальные рамки посредством формирования транснациональных корпораций, которые тормозят регулирующие возможности государств.
    • Внедрение и доминирование в практике международных отношений и внутриполитической жизни народов универсальных человеческих ценностей.
    • Формирование теоретических подходов, обосновывающих принципиальную неспособность экономически слабых государств следовать в русле мирового развития, ведущему якобы к их постоянному отставанию и выпадению из мировой экономики.

В 21 веке – веке информационных технологий – одной лишь правовой санкции на проведение бескомпромиссной политики для государства бывает уже недостаточно. Современному государству необходима широкая идеологическая поддержка масс.

Развитие идеологии государства обычно опирается на две предпосылки. 1. условия и традиции, которые сформировались в процессе исторической эволюции общества и государства; 2. общий опыт человеческой культуры, обеспечивающий интеграцию некоторого общества и государства в систему международных связей.

 

Список литературы

    1. Лукашенко А.Г. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. Доклад Президента Республики Беларусь на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003г.//О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара республиканских и местных государственных органов. -Мн., 2003.
    2. Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. - Мн., 2004.
    3. Гидденс Э. Социология. - М., 2005.
    4. Данилов А.Н. Социология власти. Теория и практика глобализма. - Мн., 2002.
    5. Основы идеологии белорусского государства: История и теория. Учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования; 2-ое изд./ С.Н.Князев и др. – Мн., 2006.
    6. Шинкарев В.В. В интересах народа и государства: белорусская модель развития //Инф. бюл. Администрации Президента Республики Беларусь. 2001, №6.
    7. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства. - Мн., 2004.

Информация о работе Идеология: генезис и содержание