Индексация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:40, реферат

Описание работы

ИНДЕКСАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ - изменение реальных доходов населения путем повышения денежных доходов на основе официального индекса потребительских цен на товары и услуги. В механизме индексации доходов населения выделяются: а) порог индексации - предельная величина индекса цен на потребительские товары, вызывающая необходимость индексации доходов населения; б) процент повышения доходов; в) период индексации (время); г) форма индексации - пропорциональная, регрессивная.

Файлы: 1 файл

характеристика 1.docx

— 22.27 Кб (Скачать файл)

ИНДЕКСАЦИЯ  ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ - изменение реальных доходов населения путем повышения  денежных доходов на основе официального индекса потребительских цен  на товары и услуги. В механизме  индексации доходов населения выделяются: а) порог индексации - предельная величина индекса цен на потребительские  товары, вызывающая необходимость индексации доходов населения; б) процент повышения  доходов; в) период индексации (время); г) форма индексации - пропорциональная, регрессивная.

В государственном секторе индексация доходов населения производится путем повышения заработной платы  бюджетных работников, а также  работников государственного сектора  экономики, пенсий, пособий, стипендий. В частном секторе - путем повышения  заработной платы на основе тарифных соглашений между работодателями и  профсоюзами и коллективных договоров.

Индексация  доходов населения осуществляется автоматически, когда привязка денежных доходов населения к индексу  потребительских цен такова, что  по достижению порога индекса цен  автоматически осуществляется повышение  денежных доходов (заработной платы, социальных выплат, процентной ставки, выплачиваемой  вкладчикам) полностью на индекс цен  или частично. Возможны варианты упреждающей  и последовательной индексации доходов  населения.

Индексация  доходов населения является одним  из важных методов государственного регулирования социально-экономических  процессов, средством защиты населения  от инфляции.

В мировой практике существуют различные способы защиты доходов  населения от инфляции. Наибольшее распространение получила индексация доходов, которая позволяет компенсировать населению потери от повышения цен  и тарифов. Статистические методы позволяют  рассчитать с помощью индексов цен  и тарифов размеры дополнительных расходов населения на покупку товаров  и оплату услуг по повышенным ценам  и тем самым определить величину соответствующего увеличения их доходов, компенсирующего рост цен. Основной вопрос заключается в том, чтобы  определить, при каких условиях механизм индексации способен эффективно защитить доходы от обесценения.

Поскольку индексация является ответной реакцией на инфляцию, актуальность разработки ее механизма напрямую зависит  от темпов роста цен: чем они выше, тем важнее роль индексации. Задача обоснования системы индексации денежных доходов населения применительно  к современному этапу развития экономики  России, столь очевидная на начальном  этапе рыночных реформ, когда месячные приросты цен исчислялись двузначными  цифрами, тем не менее, не потеряла своей  актуальности и в настоящее время, несмотря на снижение темпов инфляции. Во-первых, российскую инфляцию еще  нельзя квалифицировать как низкую (менее 10% в год):за 1996 г. индекс потребительских цен, по данным Госкомстата, составил 121,8%. Во-вторых, пока в экономике не создана конкурентная среда и сдерживание инфляции не сопровождается ростом производства, существует угроза нового ускорения роста цен. В-третьих, за годы реформ покупательная способность среднедушевого денежного дохода россиян снизилась больше, чем в два раза, от прежней реальной заработной платы осталось чуть более трети, от пенсии – меньше половины. В этих условиях необходима разработка механизма индексации с учетом совокупности социально-экономических факторов, поскольку имеющийся не действует в полную меру: порог индексации и уровень возмещения потерь от инфляции неоднократно пересматриваются, начисленные выплаты задерживаются, переносятся сроки индексации.

Необходимо учитывать, что  против индексации доходов в условиях переходной экономики существуют возражения, они вызваны тем, что индексация имеет двойственные последствия  и считается мерой, противоречащей антиинфляционной политике. Однако, с  макроэкономической точки зрения, рост номинальных доходов в результате их индексации не изменяет ни совокупного  спроса, ни совокупных издержек, так  как реальный доход обеспечивает его получателю тот же уровень  потребления, что и раньше. Поэтому  индексация, назначение которой состоит  в сохранении покупательной способности  доходов, ведет к повышению совокупного  спроса, который является фактором экономического роста. Если не осуществлять индексацию доходов, то ограниченный платежеспособный спрос будет лимитировать развитие производства, а низкие издержки воспроизводить низкоквалифицированную рабочую силу. Вместе с тем, в условиях кризиса нет возможности полностью компенсировать потери населения от инфляции.

Всестороннее рассмотрение индексации доходов приводит к выводу, что она обладает и инфляционными, и дефляционными свойствами, обусловлена  как социальными, так и экономическими причинами. В условиях низкой эффективности  и спада производства антиинфляционная направленность индексации возможна лишь в том случае, если работники, работодатели и государство договорятся об обеспечении объективно обусловленных  пропорций между динамикой общественного  производства в целом и динамикой  реальных доходов населения.

В мировой практике известны две основные формы индексации доходов  населения:

  • автоматическая, при которой индексация оплаты труда и других доходов повышается пропорционально росту цен;
  • полуавтоматическая (договорная), применяемая в странах Европейского союза. Суть данной индексации заключается в проведении переговоров с работодателями, профсоюзами и представителями государственных органов с привлечением учёных-экспертов. Результатом переговоров являются рекомендации, устанавливающие нижний порог социальной защиты для заключения коллективных договоров.

 

Механизм индексации доходов  населения, заложенный Законом РСФСР "О государственных пенсиях  в РСФСР" от 24 декабря 1991 г., не остается неизменным. В соответствии с законом была введена "дифференцированная схема" индексации, по которой доход (пенсия) повышался частями.

Начиная с февраля 1992 г. Правительство РФ установило к пенсиям компенсационные выплаты, определяемые в одинаковы для всех пенсионеров фиксированных суммах, рассчитываемая с учетом роста цен. В частности, в ноябре 1993 г. была установлена компенсационная выплата в размере 11 700 руб. в месяц, за тем сумма была увеличена в феврале 1994 г. до 19 700 руб., с февраля 1995 г. назначена сумма компенсации 39 360 руб., с августа того же года — 50 тыс. руб.

Интерес представляет и ситуация с денежными вкладами населения  в учреждениях Сбербанка. Повышенные с октября 1993 г. процентные ставки (до востребования — до 40% годовых, по срочным вкладам — до 80%. на детей со сроком хранения вкладов свыше 10 лет — до 120%) не компенсировали всех потерь населения от обесценения вкладов в связи с инфляцией. Для полной защиты вкладов населения процентные ставки следовало бы тогда повысить как минимум в 10 раз, что было невозможно. Происшедшее в последующем падение уровня инфляции до б—8% в месяц побудило Сбербанк снизить ставки по вкладам. Наибольшее урезание этих ставок произошло по вкладам до востребования (с 40 до 10% годовых). По срочным вкладам — с 12 до 9% ежемесячно, целевой вклад на детей — со 190 до 170% годовых и т. д. С ноября 1996 г. процентные ставки по вкладам физических лиц в рублях и валюте снижены в среднем в 1,6 раза. Основная причина — снижение темпов инфляции с 4,1 % в январе до 0,3% в сентябре 1996 г. Еще одно снижение ставок по вкладам было введено с 1 марта 1997 г.

В наших условиях процент, выплачиваемый населению по вкладам, не выполняет присущих ему функций  и не является реальной платой населению за использование его средств в качестве кредитных ресурсов. Он не только не приносит дохода вкладчикам, но и не компенсирует их потери от возможной инфляции (хотя частично их снижает).

 

Постановлением  КМУ от 13.06.2012 г. № 526 внесены изменения в Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный правительственным постановлением от 17.07.2003 г. № 1078 , которыми существенно изменен порядок проведения индексации денежных доходов населения.  
    
   Заметим, что теперь каждый месяц, в котором проводилось повышение заработной платы, будет считаться базовым месяцем. Пример проведения индексации в случае повышения денежных доходов приведен в изложенном в новой редакции приложении 4 к Порядку № 1078.  
    
   Также изменениями уточнено, что исчисление индекса потребительских цен для проведения индексации заработной платывновь принятых работников осуществляется с месяца приема работника на работу.  
    
   Кроме того, Порядок № 1078 дополнен новым пунктом, согласно которому для работников, которые переведены на другую работу на том же предприятии, в учреждении или организации, а также переведены на работу на другое предприятие, в учреждение или организацию либо в другую местность, и в связи с изменениями в организации производства и труда в случае продолжения такими работниками работы сумма индексации сохраняется, если сумма увеличения заработной платы меньше, чем сумма индексации, которая должна начисляться за соответствующий месяц. В случае когда сумма увеличения заработной платы больше, чем сумма индексации, которая должна начисляться за соответствующий месяц, такой месяц считается базовым при исчислении индекса потребительских цен для проведения индексации.  
    
   Ряд изменений касается проведения индексации доходов лиц, которые работают и одновременно учатся на дневной форме обучения или с отрывом от производства, и доходов работающих пенсионеров. 

 

 

В зарубежных странах принят широкий диапазон дифференциации процентных ставок в зависимости от вида и срока хранения вкладов, но всегда действует принцип, согласно которому процентная ставка должна быть не ниже темпов роста индекса цен (инфляции). При этом ставки по вкладам неизменно регулируются в зависимости от уровня инфляции. Так, в целях стимулирования сбережений, особенно на продолжительный срок, кредитные учреждения США выплачивают от 5,7 до 9,2%, Англии — от 3.0 до 11,2%, Франции— от 4,5 до 7,5% годовых.

Индексация процентных ставок по вкладам пока не принята у нас, поэтому должна быть более активной политика компенсационных выплат владельцам сбережений.

В экономически развитых странах  индексация доходов населения выступает одной из форм их государственного регулирования наряду с налоговой системой и политикой цен. По некоторым видам доходов (в основном заработной платы наемных работников) она была введена после второй мировой войны, в период резкого повышения цен, хотя Великобритания, США, Норвегия, Австрия используют индексацию с 20-х гг. Сейчас индексация доходов в связи с повышением цен практикуется в 11 западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии, Австралии. В общенациональном масштабе она осуществляется в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Австралии, где она фиксируется в соглашениях предпринимателей, профсоюзов и государства.

В других же странах (США, Японии, Швейцарии, Великобритании) индексация доходов происходит на уровне отдельных Фирм и отдельных отраслей, не носит гарантированного характера и проводится по соглашению между предпринимателями и профсоюзами. Германия, Австрия, Ирландия. Португалия. Швеция вообще не имеют механизма индексации, гарантирующего автоматическое повышение заработной платы с учетом роста потребительских цен. В этих странах покупательная способность заработной платы поддерживается путем пересмотра тарифных ставок и окладов в периоды заключения новых коллективных договоров, т. е. применяется метод компенсации.

Периодичность индексации заработной платы: в США — 4 раза в год. в  Италии — 1 раз в год. в Бельгии  и Люксембурге — ежемесячно. В  одних случаях применяется шкала  пунктов (в Дании, Италии); в других — шкала процентов (в США, Бельгии, Люксембурге, Швеции, Испании).

В последние годы индексация доходов населения, в первую очередь  заработной платы, в экономически развитых странах начинает терять свое значение. Заработная плата все больше ставится в зависимость от результатов экономической деятельности. Существенно (в среднем на 40—50%) снизилась степень возмещения потерь населению от инфляции. Достигнутый высокий уровень жизни и дальнейшее его повышение позволяют трудящимся соглашаться лишь на частичную компенсацию своих доходов в определенные периоды (своего рода "сделка по уступкам"). Уровень жизни наиболее уязвимых слоев населения поддерживается с помощью выплат гарантированного минимального дохода периодического пересмотра минимальных пенсий и пособий и минимальных ставок заработной платы и т. д. В частности, практик чески все социальные пособия, кроме пенсий, как правило, тоже не индексируются, они регулярно корректируются. Пенсии индексируются в большинстве стран с 60-х гг. ежегодно или два раза в год в зависимости от повышения потребительских цен.


Информация о работе Индексация