Индикативное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 08:42, реферат

Описание работы

Индикативное (от лат indicator — указатель) планирование — один из методов государственного регулирования в рыночной экономике, направленный на согласование экономических интересов государственных и рыночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинтересованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами общенациональных интересов на ближайшую среднесрочную перспективу (3-6 лет).
Основной функцией индикативного планирования является координация, состоящая в разработке мер и механизма их реализации с учетом экономических интересов каждого участника и их взаимосвязи. Главный принцип достижения компромисса в системе интересов — равноправное взаимодействие государственных и рыночных структур, в результате которого государству удается реализовать национальные экономические интересы, а рыночным структурам— получить прибыль, следуя выполнению совместно разработанных экономических показателей индикативного плана.

Файлы: 1 файл

макроэкономика2.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Индикативное (от лат indicator — указатель) планирование — один из методов государственного регулирования в рыночной экономике, направленный на согласование экономических  интересов государственных и  рыночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинтересованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами общенациональных интересов на ближайшую среднесрочную перспективу (3-6 лет).

Основной функцией индикативного планирования является координация, состоящая в разработке мер и механизма их реализации с учетом экономических интересов каждого участника и их взаимосвязи. Главный принцип достижения компромисса в системе интересов — равноправное взаимодействие государственных и рыночных структур, в результате которого государству удается реализовать национальные экономические интересы, а рыночным структурам— получить прибыль, следуя выполнению совместно разработанных экономических показателей индикативного плана.

Индикативное  планирование в капиталистической экономике существенно отличается от системы планирования в бывшем СССР. Разрабатываемый плановыми органами СССР народнохозяйственный план утверждался высшими директивными органами страны и принимал форму закона— обязательного для исполнения всеми предприятиями и нижестоящими партийно-хозяйственными структурами на всей территории страны.

Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих  субъектов на выполнение плановых заданий  в тех или иных формах имеет  место как в системе централизованного, так и индикативного планирования.

Существенная  особенность индикативного планирования состоит в непосредственной вовлеченности  в разработку плана и согласование интересов участников планового  процесса на равноправной основе.

В условиях советской  системы государство выступало единственным собственником всех материальных условий производства, и оно не только определяло, но и диктовало все условия хозяйствования.

В рыночной экономике  такая система объективно сохраняется  в рамках отдельного предприятия, в котором собственность на условия и результаты производства принадлежат одному физическому лицу — хозяину.

Индикативное  планирование выступает одновременно и методом государственного регулирования  рыночной экономики, и методом ее саморегулирования. Индикативное планирование призвано корректировать как дефекты собственно рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в рыночные воспроизводственные процессы.

 Индикативное  планирование в капиталистических  странах возникло и развивалось в период после Второй мировой войны. Теоретической основой его служит теория Д.Кейнса о необходимости регулирования рыночной экономики в изменяющихся условиях функционирования современных рынков.

Главными целями, преследуемыми правительствами  капиталистических стран при разработке индикативных планов, являются подъем национальной экономики, поддержание экономически эффективного устойчивого экономического роста на основе реализации мировых достижений НТР, стимулирование изменений в структуре производства для выполнения поставленных в плане задач, создание новых рабочих мест, повышение доходов всего населения. Существенное место отводилось разработке внешнеэкономической политики и механизма повышения конкурентоспособности национальных товаров на мировом рынке.

Наибольшее  распространение индикативное планирование получило в странах с повышенной долей государственного сектора  в общей структуре предприятий  всех форм собственности .

Наиболее активно  и глубоко процесс индикативного  планирования развивался в послевоенные годы во Франции. И это не случайно, если судить по данным таблицы. В структуре занятости, валовом внутреннем продукте, капитальных вложений в основной капитал доля государственного сектора наиболее высока в экономике Франции. В этой стране накоплен опыт индикативного планирования за самый длительный период. Первый индикативный план во Франции был разработан на 1947-1953 гг., затем последовательно было разработано еще 10 планов, каждый сроком на 3-5 лет (Одиннадцатый — на 1993-1997 гг.).

При исследовании сущности, функций, механизма индикативного планирования в зарубежных странах отечественная экономическая наука опирается в основном на опыт Франции. Индикативный план во Франции является результатом многоступенчатых, неоднократно повторяющихся обсуждений и достижения в конечном счете заинтересованного согласия на его реализацию всеми участниками процесса. Плановые показатели не являются обязательными (директивными), а выступают прежде всего в качестве экономических индикаторов— носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре. Особенность индикативного планирования во Франции заключается в том, что определяющую роль играет не собственно план, а сам процесс — процедура его составления. В результате выработки плана происходит не только обмен информацией, но достигается национальный консенсус между различными участниками хозяйствования, а также разными уровнями управления.

Французское индикативное планирование четко ориентировано  на инвестиционную деятельность, что  вполне понятно, если посмотреть на долю государства в капвложениях в основной капитал

Эффективность системы индикативного планирования может быть оценена по двум направлениям. Во-первых, путем сравнения плановых показателей с фактически полученными  в стране за планируемый период. Во-вторых, на основе сравнения основных национальных макроэкономических показателей (темпы экономического роста, уровень производительности труда, рост доходов населения и др.) своей страны с аналогичными показателями других стран, примерно равных по уровню экономического развития, но где индикативное планирование отсутствует.

 

В бывшем СССР, в том числе в России, был  накоплен огромный опыт по планированию и прогнозированию. Разработке научных  народнохозяйственных планов способствовала обязательная государственная отчетность и статистика. Наиболее слабым звеном народнохозяйственного планирования был механизм реализации планов. Советский опыт разработки народнохозяйственных планов служил объектом изучения во многих странах мира.

 За годы  реформирования, в процессе всеобщего отрицания и разрушения уничтожены все государственные институты, занимавшиеся разработкой народнохозяйственных планов, растеряны специалисты высокого уровня. За последние 10 лет не появилось ни прогнозных программ, ни среднесрочных планов социально-экономического развития России. Между тем бюджет  страны не может быть реальным, если он не основывается на объективных оценках фактического состояния экономики и ее кратко- и среднесрочных прогнозах.

Необходимость планирования и прогнозирования  осознается правительством и экономической наукой России. Формирование рыночной экономики не оставляет иного пути государственного регулирования в России кроме индикативного планирования.

Методы  и организация государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики в тех или иных масштабах присуще любой экономической системе. В экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится весьма значительная роль. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.

Государство в  современных условиях,  как показывает опыт развитых индустриальных стран, все шире применяет прогнозирование, программирование и планирование на макроэкономическом уровне. Не исключаются и традиционные средства: пошлины, налоги, преференции отечественным производителям, субсидирование ряда отраслей и т.д. Без этих рычагов регулирования нельзя обеспечить структурную перестройку экономики, определить приоритеты развития, выправить платежный баланс, сохранить на должном уровне обороноспособность страны.

Воздействие государства  на экономические процессы базируется на сочетании рыночного саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие функции,  как  обмен  продуктами  труда  обособленных  товаропроизводителей; стимулирование повышения ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.

Государство применяет  определенные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является контрольная функция, например разработка различных стандартов (экономических, социальных и др.). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности,  а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности. Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики.

К методам прямого  государственного воздействия относятся:

- определение  стратегических целей развития  экономики и их выражение в  индикативных и других планах, целевых программах;

- государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

- государственная поддержка  программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству  и сертификации технологий и  продукции;

- правовые и административные  ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;

- лицензирование операций  по экспорту и импорту товаров,  т.е. внешнеторговых операций.

Прямые методы государственного регулирования экономики  не связаны с созданием дополнительного  материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов  опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры»  в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

- налогообложение, уровень  обложения налогами и систему  налоговых льгот;

- регулирование цен, их  уровня и соотношений;

- платежи за ресурсы,  ставки процента за кредит и кредитные льготы;

- таможенное регулирование  экспорта и импорта, валютные  курсы и условия обмена валют.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное  прогнозирование представляет собой  систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это связано с тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, увеличивается выбор его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций. Достигается это с помощью развитой системы альтернативных прогнозов. Кроме того, в рыночной экономике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность, принимают те или иные решения (государственные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, областей). Каждому из этих субъектов необходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия своих решений.

Прогнозы разрабатываются  в нескольких вариантах и включают в себя количественные показатели и  качественные характеристики развития макроэкономической ситуации. Основу их составляет система демографических, социальных, научно-технических, экологических, внешнеэкономических, а также отраслевых, региональных и др. прогнозов отдельных сфер деятельности. Результатом государственного прогнозирования являются документы, необходимые для регулирования развития экономики и для разработки концепции развития страны.

Под концепцией социально-экономического развития Российской Федерации понимается система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах их реализации.

В России созданы материальные, технологические и социальные основы индустриального общества. Таким  образом, стратегическая цель развития экономики страны — постепенное преобразование ее в постиндустриальное общество на основе внедрения передовых технологий, резкого возрастания выпуска качественной продукции, перехода от товаропроизводящей к наукоемкой экономике, ввода элементов рационального контроля над технологическими и социальными изменениями, увеличения численности занятых в сфере услуг, повышения качества жизни.

Концепция развития экономики разрабатывается как  на долгосрочную, так и на среднесрочную  перспективу. В ней конкретизируются варианты социально-экономического развития страны, определяются возможные цели этого развития, а также пути и средства достижения целей. Элементы концепции освещаются в одном из разделов послания, с которым Президент Российской Федерации ежегодно обращается к Федеральному Собранию. В нем характеризуется состояние экономики страны, формируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления их реализации, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, а также приводятся целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие на среднесрочную перспективу.

Информация о работе Индикативное планирование