Индикативное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2015 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является осветить все теоретические аспекты индикативного планирования, а также показать их применение на практике.
Анализ исторических, социально-политических и организационно – правовых особенностей развития экономик мира свидетельствует о необходимости рационального и разумного сочетания экономического централизма, базирующегося на вмешательстве государства в экономику, и рыночного саморегулирования

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 92.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Опыт  становления и развития индикативного  планирования в Китае

 

Современная система планового управления в Китае строится в соответствии с принципом многоуровневого управления при едином общегосударственном плане и на базе использования двух форм планирования – прямого и косвенного, с учетом различий в формах собственности. Основные проблемы экономической деятельности, которые носят всеобщий характер и касаются всего народного хозяйства Китая, непосредственно разрешаются государством.

Государство осуществляет комплексную сбалансированность общественного производства и общественных потребностей. Хозяйственная деятельность различных экономических укладов либо непосредственно отражается в народнохозяйственных планах, либо включается в государственный план в различных косвенных формах и находится под направляющим воздействием государственного плана, либо самостоятельно планируется низовыми плановыми органами в соответствии с общественными потребностями и изменениями на рынке в рамках, разрешенных государственным планом, и находится под его контролем.

В зависимости от степени важности определенного вида продукции для развития национальной экономики китайские экономисты предлагают применять следующие три формы планового управления:

  1. Общие задачи, касающиеся всего народного хозяйства, устанавливаются государством в централизованном порядке.
  2. Задачи, относительно важные для народного хозяйства, устанавливаются направляющими планами, которые разрабатываются народными правительствами различных уровней или руководящими плановыми органами в зависимости от связей подчиненности.
  3. Задачи, не являющиеся общими для всего народного хозяйства, государством в планах не рассматриваются.

В Китае индикативное планирование представляет собой единую целостную систему, которая состоит из планов различных уровней и разной продолжительности – долгосрочные (10–20 лет), среднесрочные (5 лет) и годовые. Долгосрочному планированию отводится ведущее место в системе народнохозяйственного планирования. Среднесрочные (пятилетние) планы являются связующим звеном между долгосрочными и годовыми планами. В последних осуществляется конкретизация задач долгосрочной стратегии. Пятилетний план выступает в качестве основной формы организации производства, строительства, обращения и социальной сферы. Разработка планов обычно проводится в четыре этапа:

1) подготовительная работа;

2) разработка контрольных цифр;

3) составление и передача на  утверждение проекта плана;

4) рассмотрение, утверждение и передача  плана нижестоящим органам («сверху  – вниз»).

Вместе с тем, макрорегулирование (и планирование) отнюдь не означает всестороннего вмешательства государства в экономику, а представляет собой упорядочение и контроль, направленные на достижение общей цели развития национальной экономики и затрагивающие наиболее важные сферы макроэкономики. Цели макрорегулирования в Китае можно условно разделить на три основные группы:

1. Обеспечение экономического роста;

2. Поддержание экономической стабильности;

3. Обеспечение экономической справедливости.

 

 

 

 

 

 

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В качестве важнейших результатов, освещенных в данной работе, можно назвать следующие выводы:

1. Опыт зарубежных стран свидетельствует  о том, что в условиях рыночной  экономики макроэкономическое планирование  принимает форму индикативного  планирования. Последнее рассматривается  как основной элемент государственного  регулирования экономики, который  предполагает рациональное сочетание  механизмов рыночного саморегулирования  и централизованно-директивного  регулирования. Это означает, что  плановый и рыночный механизмы  не противостоят друг другу  и не вытесняют друг друга, а совершенствуются и интегрируются, перераспределяя свои функции, в  развивающуюся целостностную систему управления, адекватную определенному этапу развития экономики.

2. В общем виде индикативное  планирование представляет собой  совокупность процедур согласования  экономических интересов государственных  и негосударственных субъектов  управления экономикой при равноправии  непосредственно вовлеченных в  процесс воспроизводства участников  на основе многоступенчатой итерации  при приоритете государственных  интересов.

3. Механизм индикативного планирования  предполагает сочетание государственного  регулирования с рыночным и  нерыночным саморегулированием  экономических систем различных  уровней и основывается на  разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического  развития.

4. Анализ сложившейся практики  индикативного планирования позволяет  условно выделить четыре основные  разновидности индикативного планирования, характеризующиеся разным соотношением  государственного регулирования  экономики и рыночного саморегулирования: разновидность, близкая к понятию  «индирективного планирования», и три формы собственно индикативного планирования: конъюнктурная, структурная и стратегическая.

Хотелось бы отметить, что прежде чем переходить к индикативному планированию, для начала нужно подготовить экономику к данному регулированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.И. Кушлин, Н.А. Волгин. Государственное регулирование рыночной экономики. Москва, "Экономика", 2000
  2. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. Общий и специальный менеджмент. Москва, РАГС, 2000
  3. Г.Н. Сорвина. Экономическая мысль XX столетия. Москва, РОССПЭН, 2000
  4. В.Н. Иванов. Основы современного социального управления. Теория и методология. Москва, 2000
  5. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. Монография. Санкт - Петербург, 2000
  6. М.Н. Петрова. Индикативное планирование: вопросы теории и методологии. Казань, 2000
  7. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - М.: Инфра-М, 2001.
  8. Е.Островская. Франция / МЭ и МО, № 8, 2001, с. 89-97
  9. Стратегическое планирование / Под ред. Петрова А.Н. Учебное пособие. - СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003.
  10. В.Г. Ерохин В.Н., Харисов. Нейропакет в корпоративной системе поддержки принятия решений. Computer Weekly, № 43, 1998

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рис. 1 «Процесс формирования государственного индикативного плана»

Рис. 2 Структура национального прогнозирования

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рис. 3 «Основные разделы концепции социально-экономического развития страны»

 

Рис 4. «Последовательность проведения анализа и оценки социально-экономического развития страны»

 

 

 


Информация о работе Индикативное планирование