Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:20, реферат
Индикативное планирование как форма государственного планирования носит целевой рекомендательно-стимулирующий характер. Оно является средством реализации социально-экономической политики государства. Его важнейшими задачами являются систематизация информации о деловой конъюнктуре предлагаемых инвестиций государства и расходов государственного бюджета с тем, чтобы содействовать принятию эффективных решений.
Введение.
Сущность индикативного планирования.
Элементы и функции индикативного планирования.
Виды индикативного планирования.
Индикативное планирование в России.
Заключение.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ФГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра: «Менеджмент».
Дисциплина: «Планирование и прогнозирование развития АПК».
На тему: «Индикативное планирование».
Овечкина Т.
Проверила:
Канд.эк. наук, доцент
Федотова О.В.
Волгоград 2011.
Содержание:
Введение.
Заключение.
Введение.
Стратегия — общий, недетализированный план какой-
Важнейшим элементом стратегии является планирование. Особое значение приобретает проблема формирования отечественной модели индикативного планирования, ее методологического, методического и информационного обеспечения. Планирование является объективным, закономерным продолжением и развитием прогнозной деятельности.
Индикативное планирование как форма государственного
планирования носит целевой рекомендательно-
Сущность индикативного планирования.
Индикативное планирование — недирективное, советующее, о
Индикативное планирование выступает в качестве совокупности процедур согласования процессов:
а) макропланирования, представленного в прогнозах, бюджетных планах и макропрограммах, разрабатываемых и осуществляемых государством;
б) территориального планирования, воплощаемого в прогнозах, бюджетных планах и программах региональных и местных властей;
в) микропланирования, реализуемого в планах предприятий;
г) мезопланирования, т. е. планирования
отраслей, подотраслей, территориально-
Сущность индикативного планирования заключается в целенаправленной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов по разработке перспектив социально-экономического развития региона, города, района. Индикативное планирование выступает средством реализации социально-экономической политики государственной власти и представляет собой разработку и научное обоснование целей, принципов, приоритетов, пропорций и структур социально-экономического развития региона на перспективу с указанием способов достижения целей.
Индикативный план не директива, а свод согласованных, признанных разумными требований предприятий и населения к администрации. Это совместная договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для страны, региона, города, которые необходимо предпринять. Процесс индикативного планирования направлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие решений, а значит и в их реализацию, широкого круга активных лиц. Таким образом, речь идет о механизме партнерства в стране, регионе, городе, т. е. о механизме поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению.
Элементы и функции индикативного планирования.
основными элементами системы индикативного
планирования социально-экономического
развития являются:
— система индикаторов социально-экономического
развития;
— система регуляторов социально-экономического
развития;
— система соглашений с субъектами экономики
о параметрах согласованного участия
в социально-экономическом развитии;
Под индикатором понимается количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов, происходящих в регионе. Качественная сторона индикатора отражает сущность явлений или процессов социально-экономического развития в определенный момент времени, а количественная – его размер, абсолютную или относительную величину. Выраженные в форме количественных показателей уровня той или иной качественно определенной стороны социального и экономического развития, индикаторы служат точным и объективным измерителем деятельности субъектов экономики региона в целях достижения стратегических целей регионального развития.
Система регуляторов социально-
— налоговая политика — регулирование
налогового бремени в отраслях экономики
и предоставление налоговых преференций
отдельным отраслям в целях достижения
индикаторов социально-экономического
развития;
— бюджетная политика — осуществление
закупок товаров, работ и услуг для государственных
нужд, субсидирование предприятий, социальная
защита отдельных категорий населения
и государственная инвестиционная политика
в целях достижения индикаторов социально-экономического
развития;
— тарифная политика — государственное
регулирование цен и тарифов на продукцию
и услуги предприятий-монополистов в целях
создания условий для достижения индикаторов
социально-экономического развития другими
хозяйствующими субъектами;
— администрирование (лицензирование,
квотирование и т. п.) в целях достижения
индикаторов плана.
Система Соглашений органов власти с субъектами
экономики о параметрах согласованного
участия в социально-
С определённой долей условности можно выделить
следующие подходы к
Первый: индикативное планирование -
это макропланирование при самостоятельности
Второй подход к ИП - ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формируемых государством. Основная функция ИП - информационно-ориентирующая, по сути выступающая и как мотивационная.
Третий подход к ИП - индикативный план сдержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикативное планирование, подстраиваясь под планы самого мощного "игрока" в рыночной системе - государства.
В соответствии с четвёртым подходом индикативное планирование - механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информационного значения, такое планирование выполняет координационную роль, т. е. предполагает согласование деятельности центра, отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ. В результате обмена планами и информацией между правительством и частными предпринимателями должна выявится схема экономического роста. Координирующая функция индикативного планирования является основной. Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах существуют и в системе централизованно-директивного планирования.
Виды индикативного планирования
С точки зрения соотношения государственного
регулирования экономики и
Первая разновидность индикативного
Вторая разновидность индикативного
Третья разновидность индикативного
— наличие обязательных заданий для государственного
сектора экономики;
— установление желаемых параметров,
с помощью которых предприятия частного
сектора экономики ориентируются на планы
государства, даже если это для них не
является обязательным.
Четвертая разновидность индикативного
С точки зрения горизонта планирования
выделяют три формы индикативных планов:
— стратегические долгосрочные индикативные
планы — разрабатываются на срок 10−15
лет. Имеют четкую целевую направленность,
стратегический характер и представляют
собой демографические прогнозы, комплексные
прогнозы основных параметров развития
экономики, использования и сбережения
природных ресурсов, развития научно-технического
прогресса, показателей качества жизни
населения;
— стратегические среднесрочные индикативные
планы -разрабатываются на срок 3−5 лет
в форме определенных целей и характеризующих
их индикаторов на планируемый период,
а также основных механизмов и рычагов
воздействия государства на экономику
для достижения индикаторов;
— текущие краткосрочные индикативные
планы — разрабатываются на очередной
год и носят конъюнктурный характер (регулирование
рынков, государственный заказ, государственные
программы, субсидирование населения
и субсидирование предприятий как элемент
регулирования предложения товаров и
услуг).
Индикативное планирование в России.
В Российской Федерации вопрос необходимости
формирования системы индикативного планирования
стал обсуждаться с середины 90 годов прошлого
века. В апреле 1997 года Советом Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
и Институтом экономики Российской Академии
Наук была организована представительная
конференция «Роль государства в становлении
и регулировании рыночной экономики».
В рекомендациях конференции предлагалось:
— сконцентрировать усилия на создании
системы индикативного планирования и
прогнозирования экономики, органично
связанных с долгосрочной социально-экономической
стратегией и направленных на ее реализацию;
— законодательно определить статус индикативных
планов, их место в системе экономических
регуляторов и порядок их разработки;
— подготовить специальный Закон «Об
индикативном планировании и долгосрочных
национальных программах социально-экономического
развития».
В сентябре 2000 года Государственная Дума
приняла в первом чтении Федеральный Закон
«О государственном