Инфляции как явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 05:54, контрольная работа

Описание работы

Инфляция - это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванным избытком денежной массы в обращении. Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей превышает реальную потребность. Очевидно, что в таком случае субъекты хозяйственных отношений постараются по возможности избавиться от возникших избытков денег, увеличивая свои расходы и уменьшая денежные сбережения. Это вызовет расширение спроса, повышение цен и снижение покупательной способности денег ¬отрицательные последствия неверной денежной политики государства, чреватые значительными экономическими и социальными потрясениями .

Файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 51.80 Кб (Скачать файл)

.



 

1. Инфляции как явление

Инфляция - это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванным избытком денежной массы в обращении. Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей превышает реальную потребность. Очевидно, что в таком случае субъекты хозяйственных отношений постараются по возможности избавиться от возникших избытков денег, увеличивая свои расходы и уменьшая денежные сбережения. Это вызовет расширение спроса, повышение цен и снижение покупательной способности денег отрицательные последствия неверной денежной политики государства, чреватые значительными экономическими и социальными потрясениями .

Болезненная инфляционная практика свидетельствует о сложности этого явления, о незавершенности теоретических разработок, не дающих пока однозначных ответов на многие вопросы, по которым продолжаются дискуссии.

Для того чтобы управлять инфляцией, сдерживать ее в умеренных границах, проводить системную антиинфляционную политику с предсказуемыми и просчитанными последствиями, необходимо хорошо представлять себе ее сущность, механизмы и факторы, приводящие эти механизмы в действие. Пока что экономической наукой достаточно достоверно выявлены лишь внешние причинно-следственные связи, характеризующие прямое и обратное влияние денег и цен друг на друга. Инфляция непосредственно затрагивает интересы каждого. Интригующе загадочная, обманчиво доступная и поэтому привлекательная проблема инфляции порождает множество поверхностных суждений .

Сторонники классической (монетаристской) концепции, считающие рынок саморегулирующейся системой, относят к инфляционному только тот рост цен, который вызван расстройством денежного обращения и переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой. Все остальные изменения цен, вызванные естественными сезонными и другими колебаниями спроса и предложения, изменениями условий производства товаров, воздействием внешнеэкономических связей и т.п., считаются не инфляционными, подвластными механизму рыночного само урегулирования без государственного вмешательства. Классическая концепция, таким образом, считает инфляцию чисто денежным феноменом, однофакторным явлением.

Кейнсианская точка зрения на рыночный механизм подчеркивает ограниченность его адаптационных возможностей, одностороннюю эластичность цен. В этих условиях всякое повышение цен достаточно необратимо и означает начало инфляции, передавая инфляционный импульс всей системе цен. Это - многофакторная теория инфляции как макроэкономического, системного явления.

Пытаясь добиться универсального и всеобъемлющего понятия инфляции, из его признаков приходится исключить рост цен, поскольку в практике централизованно регулируемого планового хозяйства цены фиксировались прейскурантами, а инфляция проявлялась в форме товарного дефицита, избыточных денежных сбережений и наличия "черного" рынка. В отличие от ценовой эта инфляция проявляется как неценовая, подавленная, скрытая инфляция.

Однако, инфляция, хотя и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция, имея длительную и богатую историю, и сейчас представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.

Конечно, инфляция не означает подорожание одновременно всех без исключения товаров, некоторые их них могут подешеветь, и все же в период инфляции постоянно повышаться общий уровень цен. Это вызывает сокращение реальных доходов и роста суммы денег, которую нужно заплатить за блага, необходимые для существования человека. Для инфляции характерно рыночное равновесие, однако не любое нарушение свидетельствует об инфляции, которая находит свое проявление в росте цен. Дело в том, что рост цен может быть результатом целого ряда факторов - роста издержек производства и обращения, повышение технических и улучшения качественных характеристик выпускаемой продукции. Повышение цен под влиянием этих факторов не имеют инфляционного характера, ибо оно сопровождается ростом стоимости и ценности, поступающей на рынок массы товаров и услуг. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства.

Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары и услуги могут расти быстрее, чем на остальные. Например, в отраслях высокой технологии, где происходит наиболее быстрое внедрение достижений науки, производство новой потребительской продукции довольно часто сопровождается снижением цен при быстром одновременном росте величины спроса. В основах этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

Инфляция может быть измерена с помощью специальных относительных показателей роста цен, так называемых индексов цен. Для вычисления индекса цен берут соотношения между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора («рыночной корзины») для временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

На практике чаще всего используют индекс валового национального продукта, индекс потребительских цен и индекс оптовых цен. С помощью индекса потребительских цен измеряются цены фиксированной «рыночной корзины» потребительских товаров. Для измерения общего уровня цен более приспособлен индекс валового национального продукта (его также называют дефлятором валового национального продукта) .

Темп роста цен (индекса цен) является первым из трех критериев при определении вида инфляции. Другой критерий – степень расхождения роста цен по различным группам (т.е. соотносительность роста цен по различным товарным группам). Третий критерий – ожидаемость и предсказуемость инфляции.

Виды  инфляции с позиции темпа роста цен, (первый критерий), т.е. преимущественно количественно. В этом плане выделяют три вида инфляции:

  1. Умеренная (цены растут менее 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах);
  2. Галопирующая инфляция (рост цен измеряется сотнями процентов в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются)
  3. Гиперинфляция (цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим).

По степени сбалансированности роста цен выделяются два вида инфляции:

  1. Сбалансированная инфляция
  2. Несбалансированная инфляция.

- При  сбалансированной инфляции цены  различных товаров относительно  друг друга остаются неизменными,

- А, при  несбалансированной - цены различных  товаров постоянно изменяются  по отношении друг к другу, причем в различных пропорциях.

С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость) выделяют: ожидаемую инфляцию и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой понимается инфляция, которая предсказывается или прогнозируется заранее.

Основные причины постоянного роста цен – нарушение нормального соотношения между количеством денег, которое в данный момент обращается в экономике и массой товаров, имеющиеся на рынке. Это соотношение задается так называемым уравнением обмена, выведенным ученым – экономистом И. Фишером

Конечно, рост производимой и продаваемой в стране товарной массы требует и увеличения массы денег для своего обслуживания. Но если денежная масса увеличивается слишком быстро в сравнении с ростом товарной массы, то деньги как бы теряют свое «товарное наполнение» и становятся менее ценными, чем прежде (слишком много денег гоняется за слишком малым количеством товаров). В такой ситуации цены, если их измерять в деньгах (существуют ведь и натуральные цены, когда товары меняют друг на друга в некотором соотношении без участия денег), начинают расти. Образно говоря, цены «всплывают» на поднявшейся денежной массе. И этот рост, обусловленный избыточным обилием денег, и есть главная причина стойкого роста цен.

Повышение цен и появление излишнего количества денег – это лишь внешние проявления инфляции; его глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства.

В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции .

- Государственная монополия на  эмиссию бумажных денег, на внешнюю  торговлю, на непроизводственные, прежде  всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного  государства.

- Профсоюзная монополия, задающая  размер и продолжительность того  или иного уровня заработной  платы.

- Монополия крупнейших фирм  на определение издержек и  цен.

Все эти три причины взаимосвязаны и каждая из них может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.

Инфляция спроса – это результат увеличение совокупного спроса, из–за которого кривая совокупного спроса сдвигается вправо с одновременным повышением уровня всех цен.

В такой ситуации экономика будет работать как бы выше уровня полного использования (полной занятости) всех производственных ресурсов. Но поскольку реально это невозможно, то возникает ситуация кратковременного (поначалу) завышения оценки обществом товаров и услуг, произведенных из имеющихся ресурсов.

 

Вообще, инфляция спроса имеет место в том случае, когда денежные расходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Этот тип инфляции имеет место при полной занятости. Причем спрос может быть увеличен как то лица государства (рост военных и социальных заказов), так и от лица предпринимателя (например, повышение спроса на товары).

За последние 30-40 лет было испробовано много методов борьбы с инфляцией. Практически все ведущие экономисты мира сходятся в том, что инфляция очень чувствительна к резкому сокращению темпа роста денежной массы, когда в стране возникает «денежный голод».

Такие методы используется обычно при стойкой инфляции, которая успела создать в стране стабильные инфляционные ожидания. Цель таких действий – заморозить совокупный спрос, что, в свою очередь, будет способствовать снижению темпов инфляции. Однако, подобные действия влекут за собой ряд негативных, но неизбежных последствий: снижение реального уровня производства и возникновение избыточной безработицы. Но во что обходится обществу сокращение темпа роста денежной массы? Неизбежной платой за успех, достигаемый на основе метода «денежного голода», становится потеря той части реально возможного благосостояния страны, которая была утеряна из-за временного спада во время антиинфляционных действий и увеличения (либо возникновения) временной избыточной безработицы.

Гиперинфляция – это инфляция с особенно высокими темпами роста цен (обычно более 50% в месяц), при которой становятся невыгодными любое производство и даже многообразная торговая деятельность, а люди озабочены лишь тем, как побыстрее избавиться от денег, обменяв их на любые товары.

Неизбежным следствием инфляции становится подрыв денежного обращения и массовый переход к натуральному обмену (бартеру).

Еще один метод борьбы с инфляцией называют обычно «регулируемой политикой доходов». Он предполагает установление правительством совокупности норм и правил, удерживающих рост зарплаты, вен и инфляционных ожиданий. Довольно часто эта политика приносила нужные результаты, если одновременно осуществлялись: контроль за ценами и зарплатой, торможение спроса (сжатие денежной массы), психологическое воздействие на население. Из этих мер наиболее сильной является прямой правительственный контроль за ценами и зарплатой. Но он дает кратковременный эффект.

В современной экономической науке в качестве еще одного антиинфляционного метода рассматривается градуализм – экономическая политика, на медленное снижение инфляции в долгосрочный период за счет управления совокупным спросом и без ущерба для занятости. В мировом экономическом опыте уже имели место случаи применения данного метода, однако, в условиях гиперинфляции он оказался малоэффективным.

Если говорить о России, то основная причина высокой инфляции за последние годы заключается в постоянном выбросе денежной массы, который производится для того, чтобы обеспечить государственные дотации. Результат такой политики очевиден: убыточное предприятие спасается от банкротства, но инфляция усиливается.

Опыт борьбы с инфляцией в России показывает, что большая часть мероприятий основывается в основном на “книжных” примерах, тогда как успех в борьбе с этим злом возможен только лишь при учете тонких особенностей ситуации.

Как известно, четко выделить какой из видов инфляции имеет место невозможно, так как они сильно переплетены между собою. В случае инфляции издержек цены растут по причине желания производителей продать свою продукцию по более высоким ценам, а при инфляции спроса покупатель продукции стремится потратить деньги как можно скорее. Очевидно, что оба эти случая имеют место в нашей действительности. Большинство экономистов считают, что, используя лишь один рычаг - регулятор денежной массы от инфляции избавиться невозможно.

"Методы  борьбы с инфляцией могут быть  прямые и косвенные. Чаще всего  проявляется следующая закономерность - чем кризисные ситуация, тем  насущнее прямые методы воздействия  правительства и центрального  банка на экономику и денежную  массу, как ее составляющую.

Косвенные методы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной “рыночности”. Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а соответственно центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.

Информация о работе Инфляции как явление