Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:08, лекция
Борьба с инфляцией в годы российских реформ была и остается первостепенной задачей. В качестве главного инструмента этой борьбы в нашей стране выступает денежная политика. В 1992-1995 гг. было предпринято, как минимум три попытки воздействия на инфляцию, все из них, как мы видим, уже провалились.
Инфляционные процессы в России
Борьба с инфляцией в годы российских реформ была и остается первостепенной задачей. В качестве главного инструмента этой борьбы в нашей стране выступает денежная политика. В 1992-1995 гг. было предпринято, как минимум три попытки воздей
Первая
попытка упразднить инфляцию была предпринята
в I полугодии 1992 года (после либерализации
цен), тогда последовательно проводилась
жесткая денежная политика, которая была
направленная на снижение темпов инфляции.
Я думаю, что именно из-за того, что правительство
пыталось воздействовать на инфляцию
только монетаристскими методами, и произошел
провал, который будет описан ниже. Следует
заметить, что изначально предполагалось,
что квартальные темпы инфляции к концу
года должны были составить 1-3% в месяц.
Правительство
в этот период обеспечило рост номинального
курса рубля. Темпы роста денежной массы
удерживались в пределах 9-14% в месяц, это
относительно низкий уровень, если учесть,
что реальная денежная масса из-за резкого
скачка цен сократилась в пять раз. Но
имел место дефицит наличных денег, который,
я думаю, и явился основной причиной снижения
инфляции на первых порах, то есть месячные
темпы инфляции сократились с 38.3% в феврале
до 11.9% в мае. Но оборотной стороной снижения
темпов инфляции явился глубокий сезонный
спад промышленного производства и колоссальный
кризис неплатежей. Эти обстоятельства
испугали правительство, и было принято
решение не продолжать упорствовать в
проведении жесткой денежной политики
в условиях гигантских взаимных неплатежей
предприятий и глубочайшего промышленного
спада (18%). В итоге Банк России провел взаимозачет
долгов предприятий, вследствие чего в
2-3 раза увеличился темп роста денежной
массы и сократились валютные интервенции
на рынке, следовательно, курс рубля стал
падать. Я думаю, что это было первой серьезной
ошибкой в политике правительства, потому
что этими мерами нельзя было добиться
существенного подъема производства в
краткосрочном периоде, но при этом темпы
инфляции увеличились на 26.1%.
Итак, денежная масса удвоилась, масштабы
кризиса неплатежей существенно сократились,
рубль упал в 4 раза, коммерческие банки
накопили огромные и мало использовавшиеся
денежные ресурсы, темпы инфляции удвоились,
однако, небольшой подъем промышленного
производства все таки смягчил последствия
глубокого спада.
Таким образом, провал экономической политики
1992 года привел к первому серьезному кризису
в России.
Вторая попытка справиться с инфляцией
началась на рубеже 1992-1993 годов. От предыдущей
она отличалась только тактикой: если
сначала правительство пыталось победить
инфляцию с помощью шоков, то теперь курс
был взят на постепенный, последовательный
"зажим" денежной массы и, соответственно,
плавное снижение темпов инфляции. И действительно,
в начале 1993 года, действительно, удалось
обеспечить стабильное, приблизительно
на 1% снижение темпов инфляции, составивших
ранее 18.5%. В целом, это не сопровождалось
ни спадом промышленности, ни ситуации
с неплатежами. Однако, здесь сказалась
ошибка совершенная в самом начале борьбы
с инфляцией – попытка использовать только
монетаристскую политику. Дальнейшее
ужесточение кредитно-денежной политики
активизировало целый ряд негативных
процессов. Российское правительство
хотело достичь запланированных темпов
инфляции (7%) и считало, что это "перевернет
экономическую конъюнктуру само по себе",
то есть немедленно начнется "бум частных
инвестиций…, хлынет иностранный капитал…,
предоставит кредиты МВФ" и т.п. Действуя
так, правительство продолжало снижать
денежную массу, снизив ее в 1993 году до
рекордно низкой отметки в 14% к декабрю
1991 года (в реальном исчислении). Все это
опять привело к снижению объемов производства
и ухудшению финансового положения предприятий.
Итак,
мы приходим к выводу, что наши радикальные
реформаторы настойчиво стремились доказать
возможность сокращения инфляции, используя
для этого исключительно монетарные методы.
И вроде бы события развивались в желаемом
направлении, то есть в течение 1993 года
темпы инфляции заметно (50%) сократились,
но при этом стали проявляться последствия
слишком жесткой денежной политики. И
первым таким следствием явилось быстрое
нарастание взаимных неплатежей между
предприятиями и наряду с этим, активно
сокращаются объемы производства.
В 1994
году характер денежной политики правительства
не изменился. Имело место дальнейшее
снижение темпов роста денежной массы,
и вновь было достигнуто существенное
снижение темпов инфляции с 17.9% до 7.4%. Ужесточение
денежной политики, значительная задолженность
со стороны государства по закупленной,
но не оплаченной в 1994 году продукции,
способствовали дальнейшему ухудшению
финансового положения предприятий. Как
следствие, просроченная задолженность
поставщикам уже в 3 раза превосходила
денежные средства предприятий. И экономика
не выдержала столь жестких финансовых
ограничений и ответила колоссальным
(25%) сокращением объемов промышленного
производства. Итак, мы приходим к выводу,
что дефляционный шок 1994 года явился, по
сути, закономерным следствием правительственных
попыток сбить темпы инфляции любой ценой.
После этого в денежной политике наступил
странный период: темпы инфляции продолжали
последовательно снижаться, а среднемесячные
темпы роста денежной массы, составившие
ранее 8.6%, выросли почти до 14%. Я думаю,
этот парадокс объясняется тем, что на
весну-лето 1994 года пришелся пик строительства
финансовых пирамид в российской экономике,
это был периода своего рода bubble economy (экономика
"мыльного пузыря"). Деньги населения,
предназначенные для потребительского
рынка, оказались в значительной степени
оттянуты на рынок спекулятивных финансовых
операций, следствием этого стал двукратный
скачок доли сбережений в доходах населения
весной-летом 1994 года. Олицетворением
этого периода явилась печально известная
МММ. Масштабы деятельности этой пирамиды
испугали даже правительство. Дальнейшее
развитие событий проходило по известному
принципу домино. Я думаю, что именно развал
МММ в определенной степени и спровоцировал
черный вторник 11 октября на валютной
бирже и дальнейшее падение курса рубля
почти на 30% за один день.
Таким
образом, сокращение темпов инфляции на
этом этапе было достигнуто не за счет
ужесточения денежной политики, поэтому
реальная денежная масса в апреле-августе
росла, и к концу этого периода достигла
отметки в 20% к уровню базового 1991 года.
Рост реальной денежной массы немедленно
отразился на динамике неплатежей и промышленного
производства. Вследствие этого была сломлена
тенденция ускорения спада промышленного
производства, а затем, даже началось движение
вверх. Таким образом, мы в очередной раз
видим, что откат в денежной политике вызвал
адекватную тенденцию в промышленной
динамике.
Наконец,
с окончанием периода bubble economy, инфляция
в конце 1994 года подскочила до 15-16% в месяц.
Это стало закономерным следствием всех
тех ошибок, которые были допущены на протяжении
этих лет. При этом не было достигнуто
ощутимого подъема производства, потому
что, как было написано выше, рост производства
требует долгосрочного периода, а отклик
инфляции на политику правительства произошел
очень быстро.
В такой ситуации начался 1995 год, и начался
он очередным ужесточением денежной политики.
Правительство начало новую попытку сбить
инфляцию. Для этого правительство отказалось
от использования кредитов Банка России
для покрытия дефицита федерального бюджета,
из-за того, что это оказывало сильное
воздействие на темпы инфляции. И было
решено финансировать бюджетный дефицит
путем заимствования свободных денежных
ресурсов на финансовом рынке, посредством
размещения государственных ценных бумаг,
Банк России фактически прекратил предоставление
кредитов коммерческим банкам, были резко
сокращены расходы бюджета, Банк России
спровоцировал относительно продолжительную
(но, безусловно, временную) тенденцию
к укреплению курса рубля. Все это позволило
сбить темпы инфляции с 18% в начале до 7-9%
в середине года. Рассмотрим эти шаги более
подробно. Безусловно, отказаться от использования
кредитов Банка России было достаточно
разумно, но я думаю, что не надо было отказываться
от них полностью, потому что это привело
к росту внешних и внутренних долгов, которые
отдавать намного труднее из-за того, что
большую их часть нужно было отдавать
в валюте, а сальдо платежного и капитального
баланса в тот момент было отрицательным.
Размещение государственных ценных бумаг
было в принципе разумно, но правительство
стало злоупотреблять этим (по принципу
МММ), и в конечном итоге это привело к
краху, который мы наблюдали 17 августа
1998 года. А вот прекращение предоставления
кредитов коммерческим банкам было очень
крупной ошибкой, потому что из истории
мировой экономики мы видим, что именно
на этом происходило становление рыночной
экономики во всех странах.
Решительные
шаги антиинфляционной политики, заложенные
в бюджет 1995 года, а также высокие темпы
снижения инфляции в I квартале 1995 года
породили у правительства своего рода
эйфорию скорой победы над инфляцией,
и была поставлена задача сокращения среднемесячных
темпов инфляции до 1% начиная со II полугодия
1995 года. Однако, начиная со II квартала,
ситуация изменилась, и темпы снижения
инфляции существенно сократились.
Но, почему
возник очередной срыв правительственной
программы борьбы с инфляцией? Вероятно,
это случилось, потому что, несмотря на
предпринятые меры по ограничению динамики
денежной массы, ее темпы роста в начале
1995 года составили около 10%, потому что
Банк России продолжал тенденцию укрепления
курса рубля и, таким образом, вызвал лавинообразный
сброс валюты экономическими агентами.
Это и привело к скачку темпов роста денежной
массы. Темпы роста денежной массы, объясняются
также расширением рынка ГКО, а также существенным
урезанием бюджетных расходов на фоне
100%ного наполнения доходной части бюджета.
Таким
образом, промышленный спад в начале 1995
года имеет характеристики, сопоставимые
с предыдущими периодами, что позволяет
сказать, что было сокращение промышленного
производства за 1995 год темпом, сопоставимым
с 1992-1993 годами.
Итак,
осенью 1995 года для всех становится очевиден
провал экономической политики Правительства
- инфляцию снизить практически не удалось,
промышленный спад продолжается, резко
падает реальная зарплата, усиливается
социальная дифференциация в обществе.
Новым, критически важным фактором становится
растущая безработица.
Я считаю, что инфляция в России - результат
конкретных проблем в экономике: проблем
собственности, структуры производства,
сокращения рынков сбыта. Именно поэтому
преимущественно монетарные методы борьбы
с инфляцией, которые были описаны в предыдущем
разделе, обходятся России так дорого.
Но, я
думаю, неверно формулировать проблему
следующим образом: можно или нет с помощью
монетарных методов остановить инфляцию
в России? Конечно можно. Инфляция - всегда
денежный феномен. Реальная же дилемма
в другом: платить ли столь высокую цену
за временную остановку инфляции монетарными
методами или попытаться найти и другие
методы борьбы с ней? С моей точки зрения,
ответ здесь таков: риск переужесточенной
денежной политики неоправданно велик,
а полученный результат ненадежен.
Наличие
немонетарной составляющей российской
инфляции не позволяла полностью подавить
инфляцию исключительно монетарными методами.
Об этом красноречиво свидетельствует
почти четырехлетний опыт российского
руководства. Атаки на инфляцию, предпринимавшиеся
российскими реформаторами, не прошли
даром для экономики. Эти неудачи оплачены
колоссальным спадом промышленного производства,
деформацией структуры промышленности,
существенным падением уровня жизни, общеэкономической
нестабильностью. Экономика и общество
в целом уже "обескровлены" постоянными
безрезультатными атаками на инфляцию.
Поэтому кардинальная смена курса денежной
политики является жизненно необходимой.
Экономисты полагают, что в ходе предпринимавшихся
с 1992 года атак на инфляцию выявился предел
ужесточения кредитно-денежной политики.
Очень важно при этом, что такой предел
наступает при темпах инфляции, отличных
от нуля - анализ показывает, что таким
предельно низким является рост цен на
уровне около 8-10% в месяц. Это говорит о
том, что некоторый, вполне определенный
уровень инфляции является для экономики
России заданным ее институциональной
и промышленной структурой. Экономисты
называют этот предельный уровень "структурно-институциональным
фоном инфляции" или просто "фоновый"
уровень инфляции. Но даже приближение
месячных темпов инфляции к отметке 8-10%
достигается уже за счет специфических
мер: откладывания выплат по внешнему
долгу, увеличения внутреннего долга,
резкого снижения реального содержания
минимальной зарплаты и пенсии, значительного
недофинансирования науки и образования,
а также инфраструктурных отраслей. Следовательно
мы приходим к выводу, что уровень инфляции
в 8-10% в месяц при определении "фонового"
может рассматриваться как заниженный.
Реальный инфляционный фон в российской
экономике, по оценкам экономистов, в полтора-два
раза выше - 15-20% в месяц.
Естественно,
что этому уровню инфляции существует
и предел рационального ужесточения кредитно-денежной
политики. Рубежом, как показали исследования,
является 13-15%-ная величина реальной денежной
массы. В течение трех лет борьбы с инфляцией
эта граница жесткости монетарной политики
постепенно снижалась с 20% в начале 1992
года до 13-15% в начале 1995. Однако, это объясняется,
главным образом, сокращением за это время
объема производимого ВВП, а также увеличением
"долларизации" внутреннего, в основном,
неофициального товарооборота. Это говорит
о незначительности фундаментальных институциональных
реформ в экономике России.
При
темпах инфляции выше "фонового"
уровня и реальной денежной массе, превышающей
13-15%-ную отметку, антиинфляционная политика
эффективна: она действительно позволяет
снижать темпы инфляции без обвального
ухудшения показателей промышленной динамики
и общеэкономической конъюнктуры.
Но со снижением месячных темпов инфляции
и величины реальной денежной массы ниже
указанных границ, дальнейшее ужесточение
денежных ограничений становится все
более нецелесообразным: эффективность
монетарных мер резко снижается, одновременно,
существенно возрастают их негативные
побочные последствия. Экономисты называют
это эффектом "переужесточения" кредитно-денежной
политики. Помимо высокой цены, которую
приходится платить за каждый процент
дополнительного снижения инфляции посредством
"переужесточения" кредитно-денежной
политики, само это снижение во многом
является фантомом. Инфляция приобретает
черты подавленной: недостаток денег в
экономике компенсируется частично увеличением
неплатежей, частично усилением спада.
Пружина инфляции сжимается и неминуемо
разжимается вновь, как только обострение
проблемы спада и неплатежей в очередной
раз вынудит ослабить жесткость монетарной
политики.
Необходим стратегический поворот от
монетарной антиинфляционной к структурно-институциональной
политике. Свои усилия Правительство должно
сосредоточить не на стремлении сократить
темпы инфляции посредством "переужесточения"
кредитно-денежной политики, а на снижении
самого "предела жесткости", то есть,
"фонового" уровня инфляции, который
инициируется причинами немонетарного
характера. Для этого необходима программа
среднесрочной (3-5 лет) экономической политики,
направленной на формирование основных
институциональных предпосылок финансовой
стабилизации и экономического роста.
Главной задачей денежной политики в среднесрочной
перспективе является обеспечение такой
динамики денежной массы, которая бы отвечала
следующим требованиям:
- контролируемости, стабильности и предсказуемости
изменений темпов роста денежной массы;
- достаточности денежных ресурсов для
осуществления программы структурных
и институциональных преобразований в
экономике.
Представляется
очевидным, что такая целевая установка
означает смягчение денежной политики
по сравнению с той, которая проводится
в настоящее время. Логичным следствием
такой корректировки курса может стать
повышение уровня инфляции. Но возможное
увеличение темпов инфляции, которое произойдет
в результате смягчения денежной политики,
не так уж и губительно по сравнению с
нашими темпами инфляции. Ведь с точки
зрения потенциального инвестора, приемлемая
инфляция исчисляется 5-10% в год. Если же
цены растут на 5% в месяц, то это на самом
деле так же много, как и 7, 10 и даже 15%.
Если
Правительство сможет обеспечить стабильность
этого нового, пусть даже несколько более
высокого уровня инфляции, для создания
более благоприятного инвестиционного
климата, это будет важнее, чем наблюдающиеся
уже много лет постоянные малопредсказуемые
скачки инфляции. Ключевым моментом здесь
является обеспечение совпадения рациональных
инфляционных ожиданий, планов и заявлений
правительства и фактической динамики
роста цен.
Таким образом осуществив структурные
и институциональные реформы, остановив
экономический спад, заложив основы для
экономического роста, мы не только сможем
ликвидировать немонетарные корни инфляции,
но и создадим необходимый запас прочности
для последующего осуществления жесткой
финансовой политики и окончательного
подавления инфляции.
Вспышка инфляции - ситуация, с которой сталкиваются самые различные по уровню развития и социально-экономической структуре страны. В мире накоплен богатейший опыт проведения антиинфляционной политики. Сроки и интенсивность возобновления инфляционных тенденций определяются специфическими факторами, но в самих механизмах краткосрочной стабилизации много общего. Шумно обсуждаемый пример Боливии, где без введения административного контроля цен и денежной реформы удалось остановить инфляцию, составлявшую тысячи процентов в год, практически за две недели, исключителен лишь по срокам, а не по существу. Беда в том, что при всей экономической очевидности антиинфляционных мер их осуществление всегда политически крайне тяжело. Нет популярного, легкого пути, позволяющего сбалансировать притязания социальных групп и возможности экономики. И в заключении хотелось бы привести слова Егора Тимуровича Гайдара, которые характеризуют, по моему мнению, главную причину по которой антиинфляционную политику при кажущейся ее простоте очень трудно привести в жизнь: "Общество разделено в себе самом, заинтересованности в ограничении налогов, замедлении роста цен и ликвидации дефицита противостоит стремление сохранить те хозяйственные структуры, пусть неэффективные, но привычные гарантии, которые только и могут существовать за счет непомерных налогов и инфляционного финансирования".