Инфляционные процессы в современной экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть сущность и причины инфляции.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть инфляцию как социально-экономический процесс;
2. Рассмотреть текущее состояние и прогнозы уровня инфляции в России;
3. Раскрыть проблемы антиинфляционного регулирования в России.

Файлы: 1 файл

Инфляционные процессы в современной экономике РФ.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Рис.1. Динамика потребительских цен в отдельных странах мира (%)

Очевидно, что нынешние темпы роста цен в России слишком высоки, и это оказывает негативное влияние на экономический рост и определяет необходимость снижения уровня инфляции.

Рис. 2. Динамика годовой инфляции в РФ.

В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2011-й год и период 2012-го и 2013-го годов» предусматривалось снижение инфляции в 2011-м г. до 6-7%. В течение первого полугодия инфляция в скользящем годовом выражении менялась незначительно и составляла 9,4-9,6%.

Таблица 1. Инфляция на потребительском рынке (%)

Согласно данным Банка России, в первые месяцы 2011-го г. уровень инфляции формировался, прежде всего, удорожанием продовольственных товаров вследствие неурожая 2010-го года.

Цены на продовольственные товары в целом за январь-июнь 2011-го г. повысились на 5,0%. В предыдущем году аналогичный показатель был равен 5,4%.

Рис. 3. Распределение приростов цен на потребительские товары и услуги в 2008-2011 гг.

Цены производителей промышленных товаров в январе-июне 2011-го г. повысились на 7,9% (на 5,5% в соответствующий период предыдущего года), что, с точки зрения экономистов Банка России, связано с удорожанием добычи полезных ископаемых.

Рис. 4. Динамика цен производителей в отдельных видах обрабатывающих

производств (прирост в % к декабрю предыдущего года)

За шесть месяцев цены производителей в этом виде деятельности выросли на 14,4%, тогда как за первое полугодие 2010-го г. отмечалось их снижение на 2,7%. В добыче топливно-энергетических полезных ископаемых цены увеличились на 14,6% (за январь-июнь 2010-го г. - снизились на 4,8%).

Помимо вышеуказанных факторов, значительное влияние на темпы роста инфляции в настоящее время оказывает накопление инфляционного потенциала в предкризисный период.

Так, например, на динамику инфляционных процессов в условиях финансово-экономического кризиса влияли и последствия значительного роста кредитных вложений, характерные для предкризисного периода.

Рис. 5. Динамика роста объёмов потребительского кредитования (млрд. руб.)

Значительное увеличение темпов роста банковского кредитования, особенно потребительского и ипотечного жилищного, достигло 39,6% в 2006-м г., 51,6% в 2007-м г., что способствовало увеличению денежного предложения и сохранению значительного темпа инфляции, несмотря на стагнационные процессы и падение ВВП.

Финансово-экономический кризис усилил инфляционную составляющую деятельности банков, что нашло своё выражение7:

- в увеличении просроченных кредитов, в накоплении «токсичных активов» и невозврате кредитов. Темпы роста просроченной задолженности в I-м квартале 2009-го г. составляли до 20 % в месяц. Согласно опросу ИЭПП, проведенному в конце I-го квартала 2009-го года, только 60 % предприятий-заемщиков оценили свои возможности как достаточные для выполнения обязательств перед банками;

- в снижении прибыльности банковской  системы с 409,2 млрд руб. в начале 2009-го г. до 6,8 млрд в середине 2009-го  года, когда 119 банков стали убыточными . В условиях кризиса произошло снижение темпов кредитования реального сектора экономики, что также является фактором ускорения инфляции. Доля кредитов банков в их активах снизилась с 71,2 до 67,5% в 2009-м г. при одновременном росте проблемных кредитов;

- в нецелевом использовании некоторыми банками государственной антикризисной финансовой поддержки. Большинство банков предпочитали скупать иностранную валюту за счет этих средств и переводить ее за рубеж вместо кредитования реального сектора экономики.

Значительное влияние на рост инфляции в нашей стране оказывает сложившийся тарифно-ценовой механизм. Монополисты-энергетики, монополисты в транспортной сфере, в жилищно-коммунальном хозяйстве и в других отраслях - это мощные структуры с огромным лоббистским потенциалом, которые ежегодно повышают цены и тарафы.

Вклад этого фактора в повышение потребительских цен возрос с 29 до 33% в 2009-м г. Повышены тарифы для населения на сжиженный газ на 30% в 2010-м г. и 27,7% в 2011-м г., электроэнергию - на 25 и 10%, тепловую энергию - на 18 и 10 - 15% соответственно.

По оценке экспертов, с 2009-го г. регулируемые государством энергетические, транспортные, коммунальные и другие тарифы увеличились в среднем на 25% в условиях кризисного экономического спада и снижения реальных доходов населения.

Рис. 6 Динамика цен производителей по отдельным видам экономической

деятельности (прирост в % к декабрю предыдущего года)

Под влиянием кризиса усилилось недоверие к обесценивающемуся рублю, что привело к усилению адаптивных инфляционных ожиданий, и это также является фактором роста инфляции. Политика центрального банка, направленная на снижение инфляции, не должна опираться на исключительно экономические факторы, необходимо также учитывать такой важный социальный фактор, как инфляционные ожидания, формирующиеся в обществе.

Надо сказать, что на сегодняшний день со стороны финансовых органов этому фактору не уделяется достаточного внимания. Однако, по мнению многих экономистов, инфляционные ожидания требуют более детального учета, поскольку их вклад в величину уровня инфляции достигает в России 40%.

Следует так же отметить, что в период кризиса правительство пошло на индексацию заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий, что также привело к неоднозначным последствиям. С одной стороны, влияние повышения зарплат и пенсий на инфляционные процессы не должно быть значительным по причине их низкого уровня в сравнении с доходами в сфере бизнеса.

С другой стороны, специфика российских условий такова, что производители реагируют моментальным повышением цен даже только на намерения социальной поддержки со стороны государства.

Таким образом, можно сделать вывод о отм, что в условиях финансово-экономического кризиса макроэкономические факторы инфляции ещё более усилились. Очевидно, что существует необходимость более эффективного управления инфляционными процессами, что в свою очередь требует понимания механизма формирования динамики цен в экономике России.

2.2. Прогноз инфляции на 2013 год

Центральный Банк (ЦБ) России опубликовал издание «Квартальный обзор инфляции» за второй квартал 2012 года. ЦБ отметил, что за период первого полугодия 2012 года темп экономического роста стал выше в сравнении с 2011 годом. К июню 2012 года коэффициент инфляции снизился до 4,3%, по прогнозам инфляция должна была достичь уровня 5-6%8.

За первое полугодие 2012 года цены на потребительские товары выросли на 3,2% (в первом полугодии 2011 г. - 5%). Цены на услуги Жилищного Коммунального Хозяйства стали ниже на 0,1%, тогда как в первом полугодии 2011 года они выросли на 10,9%. Прирост цен на услуги и товары, входящие в расчёт базовой инфляции составил 2,3%. Прирост цен на продовольственные товары составил 4,7%.

Инфляция на рынке продовольственных товаров в первом полугодии 2012 года, выглядит следующим образом. Цены на хлеб и хлебобулочные изделия увеличились на 1,5% (в 2011г. -7,6%);крупа и бобовые стали дешевле на 11% (в 2011г. - прирост 19,9%);макаронные изделия также стали дешевле на 0,5% (в 2011 г. - прирост 4,3%);прирост цен на птицу и мясо составил 3,5% (в 2011г.- 4,7%); на рыбу и морепродукты - 0,9% (в 2011г - 7,2%); на молоко и молочную продукцию - 0,6%( в 2011г. - 3%); масло сливочное стало дешевле на 0,5% (в 2011г. - прирост 3,1%), подсолнечное подешевело на 6,2%(в 2011г. - прирост 6,2%); существенно подорожал сахар-песок - 11,2% ( в 1 полугодии 2011 года, сахар напротив стал дешевле на 4,7%); алкогольные напитки подорожали на 5,1%(в 2011г. -4,8%). Рекордсменом в росте цен за первое полугодие 2012 года стала плодоовощная продукция, прирост составил 28,8% (в 2011г. - 4,8%).

По итогам второго полугодия 2012 года цены на непродовольственные товары в целом выросли на 2,3%, в 2011году прирост составил 3,5%. Существенный прирост цен наблюдался на табачные изделия - 10,8%; моющие и чистящие средства - 5,2%.

За октябрь 2012 года уровень инфляции достиг отметки 0,5%. С января по октябрь инфляция за 2012 год составила 5,6%.По прогнозам ЦБ России конечная инфляция за 2012 год достигнет 7% вместо, прогнозируемых 5-6%. Министерство Экономического Развития опасается, что инфляция в России в 2013 году, окажется выше официальных прогнозов в 5-6%, это, прежде всего, связано с ростом цен на мировых продовольственных рынках. Однако, заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач отметил, что МЭР рассчитывает в 2013 году наблюдать тенденцию замедления роста инфляции в России.

 

3. Пути антиинфляционного регулирования в РФ

Важной задачей в борьбе с инфляцией, на современном этапе развития российской экономики, является преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Оздоровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта редукции, в том числе экспорта вооружений, разумной протекционистской политикой и политикой валютного курса, способствующих решению вопросов конкурентоспособности отечественных товаров, а не спаду производства, как это происходит при установлении «коридора» допустимого изменения валютного курса.

Большое значение в антиинфляционной политике имеет структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве и секторе услуг9.

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги. Необходимо государственное вмешательство в ликвидацию ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Как и во многих цивилизованных странах с рыночной экономикой, должна быть создана система ценового соглашения между производителями, профсоюзами и правительством по всей технологической цепочке производства и с учетом реального платежеспособного спроса потребителей.

В результате может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики, связанной с формированием и развитием единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондового рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ с учетом взаимных интересов и интересов России.

Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы10:

- сокращению количества взимаемых налогов и их ставки;

- отказу от использования инфляции как источника финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;

- пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен: отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, платы за землю, налога на имущество и т.д.;

- изменению методики налогообложения;

- ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;

- регулированию перераспределительных отношений между бюджетами Федерации и бюджетами регионов.

Для сдерживания инфляции важно определить пределы внешних заимствований и предоставления российских кредитов иностранным государствам. Пока внешние заимствования России значительно превышают возможности страны по возврату текущих платежей. Необходимо активнее использовать различные формы регулирования обязательств страны и реализации ее долговых активов.

Важным направлением в антиинфляционной политике является дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.

Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Страна нуждается в программе возвращения российских капиталов, ослаблении зависимости страны от иностранных капиталов.

Необходимо нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств.

Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта: переход с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, а сокращение объема наличных денег сокращает темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие ЦБ РФ на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.

Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, используемой на восстановление хозяйственных связей, подъем производства. Для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков, как это используется в мировой практике (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов в ЦБ РФ).

Отказ от использования кредитов ЦБ РФ для финансирования дефицита федерального бюджета и сокращение льготных централизованных кредитов коммерческим банкам служат существенными факторами борьбы с инфляцией. Централизованные ресурсы ЦБ РФ распределяются через кредитные аукционы, в практику вводятся новые рыночные инструменты рефинансирования коммерческих банков, которых пока еще недостаточно.

Информация о работе Инфляционные процессы в современной экономике РФ