Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 14:52, контрольная работа
Инфляция – это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег и ведущее к перераспределению национального дохода.
В современных условиях инфляция может быть вызвана множеством факторов. В зависимости от природы и характера факторы инфляции подразделяются на внешние и внутренние.
Содержание
Инфляция – это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег и ведущее к перераспределению национального дохода.
В современных условиях инфляция может быть вызвана множеством факторов. В зависимости от природы и характера факторы инфляции подразделяются на внешние и внутренние.
Внешние факторы инфляции обусловлены мировыми кризисами (сырьевом, валютным, энергетическим), валютной политикой государства, повышением импортных цен вследствие падения курса национальной валюты, обменом иностранной валюты на национальную, вызывающий дополнительную эмиссию..
Внутренние факторы инфляции подразделяются
на денежные (кризис системы государственных
финансов, кредитная экспансия, приток
иностранной валюты в страну, милитаризация
экономики и рост военных расходов, инвестиции) и неденежные (дисбаланс
между спросом и предложением, государственно-
Для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса цен, который измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг (рыночная корзина) для данного периода и совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.
Причины инфляции коренятся в воспроизводстве, но непосредственно инфляция проявляется в денежной сфере. Нарушение закона денежного обращения порождает несбалансированность денежного спроса и товарного предложения. Эта диспропорция ликвидируется или путем повышения цен, или подтягиванием денежной массы к уровню цен. Инфляция проявляется в следующих формах:
1) Обесценение денег по
2) Повышение цен на золото, то есть цена золота, выраженная в национальной денежной единице, увеличивается.
3) Обесценение курса
В зависимости от того, какие факторы вызывают инфляцию, различают два ее типа: инфляция спроса, вызванная денежными факторами и инфляция издержек, вызванная неденежными факторами.
С точки зрения особенностей проявления, различают «открытую» и «подавленную» инфляцию. Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где свободное взаимодействие спроса и предложения способствует открытому, ничем не ограниченному росту цен. Подавленная инфляция (скрытая инфляция) присуща экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Внешне цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.
В зависимости от темпов роста цен можно выделить три вида инфляции: умеренную (ползучую), галопирующую, гиперинфляцию. В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция рассматривается в качестве нормального фактора экономического роста. Однако галопирующая, а тем более, гиперинфляция воспринимается как явление негативное, поскольку несет в себе огромные социально-экономические издержки.
По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную. При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной инфляции цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
Инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обусловливает отставание темпов роста номинальных доходов, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Инфляция оказывает серьезное воздействие на занятость. В 1958 году английский экономист О. Филлипс предложил модель инфляции, наглядно показывающую это воздействие. Используя статистические данные Великобритании за 1861 – 1956 гг., он построил кривую, отражающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы – уменьшение безработицы сопровождается повышением цен и заработной платы. Иными словами, нация может снизить уровень безработицы за счет ускорения темпов инфляции.
Для России, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени (норма накопления, по некоторым оценкам, достигла 1/2 национального дохода против 15-20% в странах Запада), чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высока степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы, низкий удельный вес заработной платы в национальном доходе и другие особенности.
Командная система, устанавливая твердые ставки заработной платы, должна иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цена подобной экономической политики - подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.
В результате QKQL=KL - это хронический дефицит товарной массы, запрограммированный низкими стабильными ценами. Дефицит - неизбежное следствие так называемых стабильных цен.
Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывают за своим фасадом подавленную инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти наружу и принять открытую форму.
Экономический кризис, поразивший Россию в первой половине 90-х годов, по своим масштабам и глубине не имеет аналогов в новой истории. Действительно, за пять лет - с 1990 по 1995г. - объем ВВП в стране сократился на 51%. Ключевой проблемой преодоления кризиса в экономике на начальном этапе реформ является финансовая стабилизация, снижение темпов инфляции. Эта проблема остается актуальной и сегодня.
На первых этапах реформирования, российской экономики были предприняты две попытки стабилизации - в 1992 и в 1994 гг. Обе они основывались на «жестких» монетарных взглядах, но обе окончились неудачей. Каждая из них реализовывалась в виде двухактного цикла: за полугодовым периодом жесткой денежной политики следовал поворот к ее смягчению, в результате чего инфляция опять резко возрастала.
Мы живем в очень интересное и трудное время резких и глубоких экономических, политических и социальных перемен в России. Экономика – это особый мир, быть вне экономики невозможно.
Инфляция возможно возникла одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. Широкое распространение в экономической литературе термин инфляция получил лишь после 1-ой мировой войны, а в отечественной литературе лишь в середине 20-х гг.
Наиболее общим, традиционным является следующее определение инфляции: Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.
Однако такое определение нельзя считать полным. Инфляция, несмотря на то, что она проявляется в росте цен, является сложным социально-экономическим явлением, и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира.
Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Инфляция отрицательно влияет на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства - от более бедных слоев общества к более богатым.
К органам управления финансами, являющимися совокупностью всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, относят органы государственной власти, местного самоуправления и других участников бюджетного процесса (на макроуровне) и финансовые управления (различные организации).
При рассмотрении структуры управления финансами на федеральном уровне выделяют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Президент РФ определяет цели и задачи финансовой политики, выражая их в ежегодном послании Федеральному Собранию, подписывает законы, вносит на рассмотрение проекты финансового законодательства.
Правительство РФ ответственно за разработку и реализацию бюджетной политики РФ, составление и реализацию бюджета, разработку законов по финансовым вопросам и т.д.
Федеральное Собрание РФ рассматривает и утверждает ежегодный закон о федеральном бюджете и отчет о его исполнении, финансовые законодательные акты. Оно также заслушивает ежегодный отчет Правительства РФ об исполнении бюджета и формирует Счетную Палату, которая является контролирующим органом законодательной власти.
Министерство Финансов в настоящий момент имеет следующие задачи: оно вырабатывает единую государственную финансовую, кредитную, денежную и налоговую политики, политику в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета, добычи и переработки драгоценных металлов. Согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», нормотворческие функции в сфере финансов выполняет Министерство Финансов, а надзорные и управленческие – федеральные службы и агентства, подчиненные министерству. Таким образом, Минфину подчинены 5 федеральных служб: Федеральная Налоговая служба, ф. служба страхового надзора, Ф. служба финансово-бюджетного надзора, Ф. служба по финансовому мониторингу, Ф. казначейство.
Функции Минфина РФ:
1. разработка проектов законов
по вопросам развития
2. разработка законов по
3. разработка закона о бюджете и организация его исполнения, составление отчетности
4. координацию бюджетной и
5. управление государственным
Министерство Финансов осуществляет свою деятельность в том числе и через Ф. Казначейство, которое осуществляет краткосрочное планирование исполнения бюджетов, учитывает средства федерального бюджета, контролирует деятельность коммерческих банков по своевременному исполнению поручений налогоплательщиков, а также распределяет налоги между бюджетами различного уровня. Также при получении финансовой помощи из федерального бюджета, региональный и местный бюджеты также исполняются через федеральное казначейство.
Необходимость создания Казначейства была вызвана банковской реформой, отсутствие автоматизации безналичных расчетов и отсутствием оперативной информации у Минфина России о движении бюджетных средств, конституционной реформой, в результате которой исполнение федерального бюджета перестало относиться к вопросам деятельности финансовых органов субъектов РФ. Оно осуществляет краткосрочное планирование исполнения бюджетов, учитывает средства федерального бюджета, контролирует деятельность коммерческих банков по своевременному исполнению поручений налогоплательщиков, а также распределяет налоги между бюджетами различного уровня и государственными внебюджетными фондами.
В условиях казначейской системы исполнения бюджетов в РФ приходно-расходные операции осуществляют кредитные организации, но учет этих операций осуществляют органы Ф Казначейства. Также составляется оперативная, квартальная и годовая отчетность об исполнении федерального бюджета.
Также при получении финансовой помощи из федерального бюджета, региональный и местный бюджеты также исполняются через федеральное казначейство.
На региональном уровне высшие органы власти утверждают законы о введении региональных налогов, бюджете субъекта и его исполнении и т.д. Также они обладают правом законодательной инициативы по федеральным законам в области финансов. субъекты РФ самостоятельно вырабатывают финансовую политику региона, составляют проект бюджета и отчетность о его исполнении.
Аналогичны функциям федерального Министерства Финансов функции Минфинов (департаментов финансов, комитетов по финансам и бюджету и т.д.) субъектов РФ. Это: разработка региональной финансовой политики, непосредственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их исполнения, разработка программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей региона и т.д. Следует отметить, что финансовые органы субъектов РФ непосредственно не подчиняются Минфину РФ, но при этом предоставляют отчет о своей деятельности в Минфин РФ. Также в составе многих региональных органов созданы собственные казначейства.