Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 12:31, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение и анализ видов и механизмов инфляции.
Для достижения цели были поставлены следующие основные задачи :
- дать определение инфляции и охарактеризовать её виды;
- проанализировать позитивные и негативные последствия инфляции;
- рассмотреть основные методы борьбы с инфляцией ;
Объектом работы является инфляция .
Влияние инфляции на экономический рост. Как уже говорилось, высокая инфляция разрушительно действует на экономику. А как влияет на экономический рост небольшой рост цен? По этому поводу существует несколько точек зрения.
Кейнсианская теория, как я уже отмечал выше, и ее последователи считают, что слабая инфляция стимулирует экономическое развитие. Медленное постоянное повышение цен обеспечивает фирмам получение дополнительной прибыли, и они будут заинтересованы в осуществлении инвестиций и расширении производства. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока в экономике будут существовать неиспользованные ресурсы, а рост цен будет относительно небольшим.
В отличие от последователей Кейнса, представители различных направлений неоклассической теории считают, что даже слабая инфляция негативно влияет на экономическое развитие. Во-первых, рост цен приведет к тому, что сначала вкладчики замедлят темпы роста вкладов, а затем станут уменьшать их, перемещая средства в сферу потребления. Во-вторых, рост цен тормозит инвестиционный процесс. Перспектива сбыта продукции в условиях роста цен становится неопределенной, и расширение производства в такой ситуации становится рискованным и даже бессмысленным.
Следует отметить, что истинность той или другой точки зрения эмпирически не подтверждена. Можно признать, что при уровне инфляции до 5% в год происходит экономический рост. Инфляция выше этого уровня влияет на экономику, негативно.
Влияние инфляции на платежный баланс. Еще одним негативным последствием инфляции является ухудшение платежного баланса страны или чистого экспорта, который представляет собой разницу между импортом и экспортом.
Предположим, что существует ряд стран, торгующих друг с другом и у которых объем экспорта равняется объему импорта. Если в какой-то из этих стран начнется постепенный постоянный рост цен, то экспорт из этой страны станет сокращаться, а импорт - расти. Платежный баланс становится отрицательным. Если такая ситуация будет развиваться дальше, то эта страна для покрытия дефицита должна либо использовать свои золотовалютные резервы, либо девальвировать национальную валюту. Использование золотовалютных резервов не может продолжаться достаточно долго из-за их ограниченной величины. Девальвация национальной валюты на первом этапе позволит сохранить экспортно-импортные пропорции платежного баланса и даже несколько усилит конкурентоспособность отечественных товаров за рубежом. Однако снижение курса национальной валюты приведет через некоторое время к диспропорциям в экономике, так как преимущество получат отрасли, ориентированные на производство экспортной продукции, а отрасли, потребляющие импортные товары, окажутся в упадке. Кроме того, девальвация национальной валюты создаст проблему погашения иностранных кредитов, так как для возврата единицы иностранной валюты будет требоваться большее количество единиц национальной валюты.
В данной главе мы рассмотрели как инфляция влияет на экономику страны в целом . Пришли к выводу , что высокая инфляция разрушительно действует на экономику.
Систематизируем экономические последствия инфляции, подведем некоторый итог. Итак, возникают следующие экономические последствия инфляции:
1. перераспределение доходов и богатства;
2. отставание цен государственных предприятий от рыночных;
3. скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;
4. ускоренная материализация денежных средств;
5. падение реального процента;
6. обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.
С обретением в начале 90-х гг. XX в. независимости Республика Беларусь получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений экономических субъектов между собой и государством, как внутри страны, так и с зарубежными партнерами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция высокие темпы роста уровня цен сопровождались спадом реального объема производства и увеличением безработицы
Как показывает таблица, в начале указанного периода существовала гиперинфляция, исчисляемая ежегодно тысячами процентов, при этом реальный объем производства ежегодно снижался примерно на 10 % . Лишь в 19951996 гг. эта тенденция была переломлена: хотя темпы инфляции остались очень высокими, появился экономический рост. В среднем за 19962000 гг. прирост реального ВВП составил 6,3 %, за 20012003 гг. 5,5 %.
Высокие темпы инфляции стимулировала ситуация с безработицей в стране, которая в рассматриваемые годы была неоднозначной. Количество официально зарегистрированных безработных не превышало 4 % общей численности безработных и занятых, т.е. экономически активного населения. В середине 1990-х гг. рост безработицы прекратился, однако в течение всего периода в большом объеме существовала скрытая безработица, так как не все безработные официально регистрировались, а кроме того, на многих предприятиях практиковалась неполная занятость работников (в среднем за год рабочая неделя была меньше 40 часов). Вместе с тем, необходимо признать успехи белорусского правительства в борьбе с безработицей лучшие, нежели в борьбе с инфляцией. Они во многом объясняются социальной направленностью белорусской модели экономики: безработица ведет к социальной напряженности и воспринимается как большее зло, чем рост цен.
Фискальную и денежно-кредитную политику Республики Беларусь можно было охарактеризовать как стимулирующую. В течение последних лет наблюдался дефицит государственного бюджета страны, т.е. превышение государственных расходов над доходами государственного бюджета. Этими мерами правительство стимулировало совокупный спрос. Валютная политика на определенном этапе экономического развития страны состояла в завышении курса белорусского рубля, что имело целью поддерживать покупательную способность населения. В сфере денежно-кредитной политики государство прилагало усилия по снижению ставки банковского процента и увеличению объема кредитования экономики. (Хотя номинальные процентные ставки были велики, реальные ставки (с учетом темпов инфляции) в течение второй половины 1990-х гг. были отрицательными.) Данное обстоятельство снижало стимулы населения к хранению своих средств на банковских депозитах, однако повышало заинтересованность в получении кредитов от предприятий. Использование льготного государственного кредитования белорусских предприятий, многие из которых кредиты не возвращали, также являлось стимулирующим инструментом денежно-кредитной политики белорусского правительства. Последняя также обеспечила значительные темпы прироста валового внутреннего продукта во второй половине 1990-х гг., однако имела своим последствием достаточно высокую инфляцию.
В конце 1990-начале 2000-х гг. денежно-кредитная политика правительства Республики Беларусь и Национального банка стала более жесткой. Реальные процентные ставки по кредитам и депозитам стали положительными, что привело к росту банковских вкладов субъектов экономики, прежде всего физических лиц. Дефицит государственного бюджета также несколько уменьшился. Все это позволило снизить темпы инфляции, не изменяя при этом темпы экономического роста. Благоприятная конъюнктура внешних рынков, прежде всего российского, дает возможность поддерживать стабильный рост объемов производства и обеспечивать занятость.
В политике занятости белорусского государства также следует выделить аспект ограничения заработной платы. Влияние профсоюзов на рост оплаты труда, присущее многим развитым странам и не в последнюю очередь приводящее к росту безработицы и повышению инфляции, в Беларуси весьма слабо. Результатом является позиционирование в качестве одного из факторов экономического роста наличия квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Это позволяет предприятиям иметь более низкие производственные издержки и наращивать объемы производства, что в свою очередь ведет к росту предложения.
Недостатком такой политики является ограничение совокупного спроса. Кроме того, сдерживание роста заработной платы вступает в противоречие с политикой повышения благосостояния граждан. Дешевизна рабочей силы является распространенным в мировой практике стимулом экономического роста, но имеет ограничения по времени. Так, данный фактор нельзя использовать очень долго, поскольку в перспективе необходимо стремиться к росту доходов населения, в том числе и оплаты труда, компенсируя повышение издержек производства ростом производительности труда. Именно такие процессы характерны для многих отраслей белорусской экономики в последние годы.
Важнейшей особенностью государственной политики занятости и антиинфляционной политики Республики Беларусь является использование не только макро-, но и микроэкономических инструментов. Не следует забывать о том, что белорусская экономика является трансформационной, в ней по-прежнему происходят значительные процессы реформирования, реструктуризации. Приватизация, прочие институциональные преобразования зачастую приводят к более значительному влиянию на макроэкономическое равновесие, нежели собственно макроэкономическая политика.
На современном этапе в антиинфляционной политике белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен. По сравнению с предыдущими периодами цены значительно либерализованы , однако определенное их регулирование по-прежнему существует. Влияние правительства распространяется в первую очередь на предприятия, находящиеся в государственной собственности, однако регулирование цен частных фирм, прежде всего в торговле, существует также. Данный инструмент, с одной стороны, затрудняет процессы рыночных приспособлений к изменению экономической конъюнктуры, но с другой позволяет снизить темпы роста цен. Снижение основных индексов, характеризующих уровень инфляции в стране начиная с 2003 г. свидетельствует о том, что указанные меры белорусского правительства позволили значительно снизить уровень инфляции и позволили стабилизировать и взять под контроль инфляционные процессы в стране. Показатели инфляции отражают успехи денежно-кредитной политики белорусского Правительства (14% - в 2004, 8%, 6%, 12% и 13,3% в последующие года) (см. табл. 2). Однако финансово-экономический кризис отразился и на показателе инфляции в 2009 г. 15,1%.
Таблица 2 – Индексы цен по отдельным секторам экономики