Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:33, курсовая работа
Целью данной работы является подробное изучение теоретической основы инфляции, которая включает в себя рассмотрение её классификаций, измерений, теорий, последствий, а так же её анализ на примере Российской инфляции и изучение методов борьбы с ней. Для достижения этой цели нам предстоит выполнить несколько задач:
Раскрыть понятие инфляции;
Изучить существующие виды и теории инфляции;
Определить воздействие инфляции на экономику;
Проанализировать методы борьбы с инфляцией.
Введение 3
1 Теоретические основы анализа инфляции 5
1.1 Сущность инфляции и ее измерение 5
1.2 Классификация и теории инфляции 11
2 Влияние инфляционных процессов на экономическое развитие 17
3 Основные направления антиинфляционной политики в России 23
Заключение 38
Список использованных источников 40
Инфляционное таргетирование позволяет добиться стабильности цен и является важнейшим фактором экономического роста. Суть инфляционного таргетирования заключается в определении Центральным банком прогнозного уровня инфляции, который сравнивается с её целевыми планируемыми значениями. Разница между прогнозным и целевым значениями инфляции отражает величину корректировки денежно-кредитной политики. При инфляционном таргетировании необходимо выполнение двух главных условий: первое условие - Центральный банк должен быть достаточно независимым, вследствие отказа от фискального доминирования; второе условие - отказ от таргетирования других экономических показателей. Кроме того, необходимо разработать методологию прогноза инфляции, подобрать инструментарий и определить степень его эффективности. Сегодня главными задачами финансовых органов России является сбор налогов и выплаты по внешнему долгу. Кроме того, наблюдается конфликт лоббирования целей – увеличение доходов населения, снижение инфляции, стабилизация курса рубля, увеличение ВВП, развитие банковской системы. Трудности при использовании валютного таргетирования заключаются в выборе ориентира инфляции в среднесрочной перспективе, что в современных российских условиях является довольно тяжелой задачей, ввиду наличия некоторой неустойчивости отечественной экономики.
С 2008 г. в соответствии со среднесрочной стратегией социально-экономического развития страны Правительство РФ и Банк России установили цель по достижению определенного уровня инфляции на трехлетний период, т. е. до 2011 г.8 Выделение трехлетнего периода подавления инфляции в стране позволяло использовать сформировавшиеся принципы единой государственной денежно-кредитной политики с учетом изменяющихся макроэкономических условий развития российской экономики. Трехлетний период, прежде всего, закладывал возможности для повышения роли режима инфляционного таргетирования.
Режим таргетирования инфляции подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу. Стабильность цен становится долгосрочной целью денежно-кредитной политики.
Таргетирование позволяет выделить приоритет цели по снижению инфляции над другими целями и среднесрочный характер её установления. Однако режим таргетирования инфляции не сводится к простому установлению центральным банком количественно определенных целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредите на определенный срок. Этот режим требует системы мер, включающих: публичное провозглашение плановых показателей инфляции; заключение ценовых соглашений для обеспечения ценовой стабильности; выработку стратегии, опирающейся на новые формы и обладающей большей гибкостью и толерантностью по отношению ответственности регулирующих органов за достижение плановых показателей.
Но срабатывает этот режим, если условия перевода к нему соблюдены. Такими условиями являются: способность центрального банка проводить независимую денежную политику, предоставление ему свободы в выборе инструментов при достижении установленных плановых темпов инфляции, возможность у управляющих органов моделировать и предсказывать инфляцию, оценивать временные лаги денежно-кредитной политики. Поэтому переход к механизмам таргетирования производится не за два-три года, а постепенно, взвешенно, поэтапно, с учетом особенностей экономики страны, связанных с ценами на нефть и соответственным притоком валюты. В этой связи в денежно-кредитной политике страны предусматривается перенос акцента с программирования денежного предложения на использование процентной ставки и переход от управления валютным курсом к режиму свободно плавающего валютного курса.
Выстраивание такого механизма
антиинфляционной политики производилось
с учетом того, что в экономике
страны к 2008 появился набор факторов,
стимулирующих цен и
Таблица 1 – Индексы потребительских цен по России за 2008-2011гг.10
%
Период |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Январь |
102,3 |
102,4 |
– |
– |
Февраль |
101,2 |
101,7 |
100,9 |
100,8 |
Март |
101,2 |
101,3 |
100,6 |
100,6 |
Апрель |
101,4 |
100,7 |
100,3 |
– |
Май |
101,4 |
100,6 |
100,5 |
– |
Июнь |
101,0 |
100,6 |
100,4 |
– |
Июль |
100,5 |
100,6 |
100,4 |
– |
Август |
100,4 |
100,0 |
100,6 |
– |
Сентябрь |
100,8 |
100,0 |
100,8 |
– |
Октябрь |
100,9 |
100,0 |
100,5 |
– |
Ноябрь |
100,8 |
100,3 |
100,8 |
– |
Декабрь |
100,7 |
100,4 |
100,1 |
– |
Примечание: индексы потребительских цен представлены в процентах к предыдущему месяцу.
Таблица 2 – Индексы потребительских цен (ИПЦ) на отдельные группы и виды продовольственных товаров.11
%
ИПЦ к предыдущему месяцу |
К марту 2010 г. | |||
Товары |
Январь 2011 г. |
Февраль 2011 г. |
Март 2011 г. |
Март 2011 г. |
хлеб и хлебобулочные изделия |
102,1 |
102,0 |
101,1 |
112,6 |
Крупа и бобовые |
106,5 |
104,8 |
104,6 |
181,1 |
Макаронные изделия |
100,9 |
101,2 |
101,3 |
109,1 |
Мясо и птица |
101,9 |
101,0 |
100,6 |
109,0 |
Рыба и морепродукты |
101,3 |
101,4 |
101,3 |
107,4 |
Молоко и молочная продукция |
101,2 |
101,0 |
100,7 |
115,8 |
Масло сливочное |
101,3 |
100,7 |
100,7 |
120,5 |
Масло подсолнечное |
104,1 |
101,8 |
100,6 |
134,3 |
Яйца |
101,8 |
95,9 |
104,1 |
102,0 |
Продолжение таблицы 2
%
ИПЦ к предыдущему месяцу |
К марту 2010 г. | |||
Товары |
Январь 2011 г. |
Февраль 2011 г. |
Март 2011 г. |
Март 2011 г. |
Сахар-песок |
107,4 |
101,5 |
97,8 |
118,6 |
Плодоовощная продукция |
111,2 |
102,7 |
101,4 |
142,9 |
Алкогольные напитки |
101,2 |
100,9 |
100,7 |
107,3 |
Проанализировав таблицу 2, можно сделать вывод о том, что в марте 2011г. цены на продовольственные товары увеличились на 0,9%. В марте 2010г. - на 1,0.
В сложившейся схеме
Чтобы удержать инфляцию на запланированном уровне был создан пакет антиинфляционных мер. Воздействующих на монетарные факторы инфляции. Предполагаемые антиинфляционные меры нацеливались на снижение темпов роста потребительских цен в стране и носили как краткосрочный, так и среднесрочный характер.
Среднесрочные меры снижения инфляции включали:
- Введение мониторинга
внешних заимствований для
- Снижение темпов роста
цен на продовольственную
- развитие инфраструктуры торговли, направленное на создание системы сбыта и уменьшение числа посреднических звеньев;
- создание конкурентной
среды путем перехода на
- распространение конкурентного
порядка проведения закупок и
услуг для эффективного
- отработку проектов
В последующие годы в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики Правительства России наблюдается рост денежной массы, который можно увидеть в таблице 3.
Таблица 3 – Динамика денежной массы14
Млрд руб.
Годы |
Денежная масса М2 |
2008 |
13493 |
2009 |
14224,1 |
2010 |
17663,8 |
Поскольку темпы прироста
денежной массы по-прежнему
Таблица 4 – Динамика изменения ставки рефинансирования Банка России15
%, годовых
Срок, с которого установлена ставка |
Размер ставки рефинансирования |
с 4 февраля 2008 г. |
10,25 |
с 29 апреля 2008 г. |
10,50 |
с 10 июня 2008 г. |
10,75 |
с 14 июля 2008 г. |
11,00 |
с 12 ноября 2008 г. |
12,00 |
с 1 декабря 2008 г. |
13,00 |
с 24 апреля 2009 г. |
12,50 |
с 14 мая 2009 г. |
12,00 |
с 5 июня 2009 г. |
11,50 |
с 13 июля 2009 г. |
11,00 |
с 10 августа 2009 г. |
10,75 |
с 15 сентября 2009 г. |
10,50 |
с 30 сентября 2009 г. |
10,00 |
с 30 октября 2009 г. |
9,05 |
с 25 ноября 2009 г. |
9,00 |
с 28 декабря 2009 г. |
8,75 |
Продолжение таблицы 4
%, годовых
Срок, с которого установлена ставка |
Размер ставки рефинансирования |
с 24 февраля 2010 г. |
8,50 |
с 29 марта 2010 г. |
8,00 |
с 30 апреля 2010 г. |
7,75 |
с 1 июня 2010 г. |
8,00 |
Более того, Банк России в целях борьбы с инфляцией трижды повышал нормы обязательного резервирования. В сентябре 2008 г. нормативы обязательных резервов по обязательствам банков перед физическими лицами в рублях повысились до 5,5, перед банками – нерезидентами в рублях и иностранной валюте – до 8,5%, по другим обязательствам в рублях и иностранной валюте – до 6%.