Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изложение на примере Республики Беларусь антиинфляционной политики и ее особенностей, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к проблеме, изучение законодательного регулирования денежно-кредитной политики в части инфляции.
Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:
1. ознакомление с сущностью инфляции и антиинфляционной политики, ее составными частями;
2.изучение опыта разработки антиинфляционной политики в зарубежных странах на различных периодах;
3.проведение анализа необходимости и особенностей антиинфляционной политики в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность, причины и виды инфляции
1.1 Понятие и сущность инфляции
1.2 Причины инфляции
1.3 Виды инфляции
1.4 Экономические и социальные последствия инфляции
Глава 2. Антиинфляционная политика государства
2.1 Причины инфляции в Республике Беларусь
2.2 Сущность и методы антиинфляционной политики
2.2 Антиинфляционная политика проводимая в Республике Беларусь
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Моя Курсовая.docx

— 135.73 Кб (Скачать файл)

2.1 Причины инфляции в Республике Беларусь

 

Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:

  1. Дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег в наличной и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата. Высокая степень бюджетизации экономики и неэффективное ведение хозяйствования.
  2. Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. В Беларуси очень много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли (например: «Белоруськалий»), так и в остальных производствах (ОАО «Атлант», РУПП «Витязь», ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Амкодор» и т.д.).
  3. Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Например в январе-октябре 2009 года население Беларуси купило валюты в банках на 781,4 млн. долларов США больше, чем продало.
  4. Мировой кризис. Мировой финансовый кризис начавшийся в 2008 году оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по разному. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны. Белорусскую экономику рецессия затронула позже и в меньшей степени, чем у наших соседей. Ведь до недавнего времени наша республика оставалась одной из немногих стран, в которой ВВП продолжал расти: за шесть месяцев 2009 г. — на 0,3 %, за семь месяцев — на 0,4 %, и лишь по итогам января — августа было зафиксировано снижение ВВП на 0,5 %. По итогам десяти месяцев индекс ВВП составил 99 %. Например в России ВВП за этот же период сократился до 88,2%, в Украине показатели еще более низкие, так, ВВП снизился на 17,8 процентных пункта. В странах ЕС в 3 квартале ВВП сократился на 4,2%. Наиболее существенные объемы падения среди стран ЕС зафиксированы в Литве — на 14,2 процентных пункта. А все эти страны являются нашими важными рынками сбыта, и понятно, что такие результаты оказывают не лучшее воздействие на экономику Беларуси.

Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить. Да и внешние долги не снижают инфляции, так по состоянию на 1 января 2010 года он составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США, что в расчете на душу населения составляет 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года.

Таким образом, совокупность всех эти  экономических факторов в большей  или меньшей степени влияют на рост инфляции в Беларуси. Так, инфляция в 2009 году удалось удержать в рамках прогноза, который подразумевал, что индекс потребительских цен в стране вырастет не более чем на 9-11 %. Итоговый показатель задержался аккурат между верхней и нижней прогнозной планкой и составил 10,1 %. Это немного по сравнению с 13,3 % в 2008 году и 12,1 % в 2007 году. Однако, если сравнивать итоги минувшего года, наша страна на фоне других государств выглядит лишь крепким середнячком, но отнюдь не рекордсменом.

2.2 Сущность и методы антиинфляционной политики

 

В рыночной экономике, как свидетельствует  зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать  умеренной и управляемой. Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные [17, с 1].

Косвенные методы.

Регулирование общей массы денег  через управление ими центральным  банком;

Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через  управление ими центральным банком;

Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка  на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы.

Прямые методы регулирования покупательной  способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

Прямое и непосредственное регулирование  государством кредитов и тем самым - денежной массы;

Государственное регулирование цен;

Государственное (по соглашению с  профсоюзами) регулирование заработной платы;

Государственное регулирование внешней  торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

 

2.3 Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь

          Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. С середины 1993 г. инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др.

С целью предотвращения инфляции или  смягчения ее последствий государство  проводит на разных стадиях инфляционного  процесса антиинфляционную политику. В Беларуси действует, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер на 2009 год, который направлен на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение выхода на прогнозный параметр инфляции. Но он будет эффективен лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.

Во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного  регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика). Для успешной реализации долгосрочной стратегии  необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и  твердо придерживающееся курса на подавление инфляции. Большое значение для обуздания  инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как  правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке  ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая  ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы  неинфляционную линию поведения, а  осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние  денежного обращения.

Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться  мерами по решению стратегической задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения.

Для наращивания объема предложения  применяется такой метод, как  льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.

Цель краткосрочного регулирования  текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов  по срочным вкладам, временного замораживания  вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы  собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые  правительством, должны сочетаться с  долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия денежного и товарного рынков.

Какие же существенные изменения произошли  в Беларуси за 2009 год

Так в среднем за 2009 год ставка по новым срочным депозитам населения  составила 20,2 % годовых. За январь-февраль 2010 года рублевые вклады населения  в белорусских банках увеличились  более чем на 1,17 триллиона Br, и  на начало марта достигли почти 19,33 триллиона Br. А вот депозиты в  иностранной валюте за февраль уменьшились на 28,8 миллиона долларов США. Это свидетельствует о росте доверия населения к национальной валюте и банковской системе в целом, а также к проводимой Национальным банком процентной политике, которая направлена на поддержание процентных ставок по срочным вкладам населения в национальной валюте на уровне, существенно превышающем как инфляцию, так и доходность сбережений в иностранной валюте. Несмотря на непростую ситуацию на международных рынках, Беларуси удалось принять достаточные меры, чтобы сбалансировать экспортно-импортные операции. Объем экспорта в 2009 г. составил более 60% к уровню 2008 г. Приложены максимальные усилия, чтобы минимизировать расходы на импорт в течение года. Выполнены все показатели социальной сферы: в полном объеме осуществлялись выплаты пенсий, стипендий и социальных пособий, профинансированы все государственные программы. Выполнен бюджет прошлого года. А снижение индекса потребительских цен в Беларуси в 2009 году эксперты связывают не только с оздоровлением национальной экономики после кризиса, но и со слабым потребительским спросом. На фоне проблем со снижением доходов граждане несколько умерили аппетиты, ограничив различные покупки, в том числе и за счет кредитных ресурсов. В свою очередь снижение спроса на различные товары и услуги не позволяло продавцам поднимать цены. Кстати, снижение потребительской активности – процесс достаточно инерциальный и может продолжиться и в нынешнем году. В 2010 году инфляция вполне способна оказаться даже ниже 9-11 %, запланированных на 2010 год. За период с 2008 по 2010 годы планировалось акционировать 519 предприятий, но позже правительство своими постановлениями несколько раз корректировало первоначальные планы, в основном – перенося сроки акционирования на более поздний период. В Беларуси в 2009 г. форму собственности сменили 169 предприятий республиканской собственности, на базе которых создано 108 открытых акционерных обществ. В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики в январе-декабре 2009 года продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления. С целью совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках, принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».

В качестве меры, обеспечивающей эффективность  проведения государственной антимонопольной  политики, будет организован мониторинг товарных рынков по выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, который  будет осуществляться всеми органами государственного управления, в том  числе облисполкомами и Минским  горисполкомом. Если сделать глобальный вывод, то получается, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав особенности инфляции и антиинфляционной политики в Республике Беларусь, можно сделать вывод, что  в настоящее время природа  инфляции в Республике Беларусь подвергается очевидным изменениям: ослабевает роль денег (вследствие нейтрализации большей  части негативных эффектов дефицита государственного бюджета) при нарастании важности факторов внешнего сектора  и целей по росту заработной платы.

В экономике республики Беларусь достаточно сильны немонетарные факторы инфляции. Рост цен обуславливает увеличение номинальных размеров потоков платежей. Это приводит к соответствующему увеличению номинальных величин  денежных агрегатов. В данном случае монетарная политика является преимущественно  «ведомой», а не «ведущей» составляющей этого процесса. Что касается активной роли денежной политики, то она проявляется  прежде всего во влиянии на динамику валютного курса. При этом наиболее приемлемым вариантом валютной политики представляется такая, которая предполагает поддержание значений темпов девальвации  несколько ниже по сравнению с  темпами инфляции, но не на порядок, тем более не на фиксированном  уровне. В этом случае: а) создаются  благоприятные условия для снижения темпов роста цен; б) как свидетельствует  ряд исследований, в долгосрочной перспективе для стран с переходной экономикой объективно характерна тенденция  к росту реального валютного  курса; в) создаются необходимые  условия для поддержания нормального  состояния экспортеров, а также  недопущения существенной разницы  между валютной доходностью процентных операций в национальной валюте и  нормой процента на международных финансовых рынках.

Таким образом, борьба с инфляцией  осуществляется с помощью мер, которые  негативно сказываются на экономическом  росте и содержат потенции падения  производства и увеличения безработицы. Денежная реформа должна быть направлена на решение таких целей как приведение в соответствие товарную и денежную массы, остановки сползание экономики к развитию инфляционных процессов, ограничению на определенный период роста заработной платы, установление жестких пределов эмиссии новых денежных знаков.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь