Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:52, курсовая работа
Целью настоящей работы является изложение на примере Республики Беларусь антиинфляционной политики и ее особенностей, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к проблеме, изучение законодательного регулирования денежно-кредитной политики в части инфляции.
Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:
1. ознакомление с сущностью инфляции и антиинфляционной политики, ее составными частями;
2.изучение опыта разработки антиинфляционной политики в зарубежных странах на различных периодах;
3.проведение анализа необходимости и особенностей антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
Введение
Глава 1. Сущность, причины и виды инфляции
1.1 Понятие и сущность инфляции
1.2 Причины инфляции
1.3 Виды инфляции
1.4 Экономические и социальные последствия инфляции
Глава 2. Антиинфляционная политика государства
2.1 Причины инфляции в Республике Беларусь
2.2 Сущность и методы антиинфляционной политики
2.2 Антиинфляционная политика проводимая в Республике Беларусь
Заключение
Список используемой литературы
Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:
Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить. Да и внешние долги не снижают инфляции, так по состоянию на 1 января 2010 года он составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США, что в расчете на душу населения составляет 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года.
Таким образом, совокупность всех эти экономических факторов в большей или меньшей степени влияют на рост инфляции в Беларуси. Так, инфляция в 2009 году удалось удержать в рамках прогноза, который подразумевал, что индекс потребительских цен в стране вырастет не более чем на 9-11 %. Итоговый показатель задержался аккурат между верхней и нижней прогнозной планкой и составил 10,1 %. Это немного по сравнению с 13,3 % в 2008 году и 12,1 % в 2007 году. Однако, если сравнивать итоги минувшего года, наша страна на фоне других государств выглядит лишь крепким середнячком, но отнюдь не рекордсменом.
В рыночной экономике, как свидетельствует зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать умеренной и управляемой. Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.
Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные [17, с 1].
Косвенные методы.
Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
Обязательные резервы
Прямые методы.
Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
Государственное регулирование цен;
Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
2.3 Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь
Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. С середины 1993 г. инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др.
С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. В Беларуси действует, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер на 2009 год, который направлен на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение выхода на прогнозный параметр инфляции. Но он будет эффективен лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.
Во всем мире на практике разработан
и апробирован комплекс мер антиинфляционного
регулирования как на долгосрочную
перспективу (антиинфляционная стратегия),
так и на короткий отрезок времени
(антиинфляционная тактика). Для успешной
реализации долгосрочной стратегии
необходимо правительство, пользующееся
доверием большинства граждан и
твердо придерживающееся курса на подавление
инфляции. Большое значение для обуздания
инфляции имеет правильная долгосрочная
денежная политика, направленная на введение
жестких ограничений роста
Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегической задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения.
Для наращивания объема предложения применяется такой метод, как льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.
Цель краткосрочного регулирования
текущего спроса состоит в увеличении
объема сбережений и уменьшении уровня
их ликвидности. Это можно осуществить,
например, путем повышения процентов
по срочным вкладам, временного замораживания
вкладов до востребования, широкого
распространения акционерной
Какие же существенные изменения произошли в Беларуси за 2009 год
Так в среднем за 2009 год ставка
по новым срочным депозитам
В качестве меры, обеспечивающей эффективность
проведения государственной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав особенности инфляции и антиинфляционной политики в Республике Беларусь, можно сделать вывод, что в настоящее время природа инфляции в Республике Беларусь подвергается очевидным изменениям: ослабевает роль денег (вследствие нейтрализации большей части негативных эффектов дефицита государственного бюджета) при нарастании важности факторов внешнего сектора и целей по росту заработной платы.
В экономике республики Беларусь достаточно
сильны немонетарные факторы инфляции.
Рост цен обуславливает увеличение
номинальных размеров потоков платежей.
Это приводит к соответствующему
увеличению номинальных величин
денежных агрегатов. В данном случае
монетарная политика является преимущественно
«ведомой», а не «ведущей» составляющей
этого процесса. Что касается активной
роли денежной политики, то она проявляется
прежде всего во влиянии на динамику
валютного курса. При этом наиболее
приемлемым вариантом валютной политики
представляется такая, которая предполагает
поддержание значений темпов девальвации
несколько ниже по сравнению с
темпами инфляции, но не на порядок,
тем более не на фиксированном
уровне. В этом случае: а) создаются
благоприятные условия для
Таким образом, борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер, которые негативно сказываются на экономическом росте и содержат потенции падения производства и увеличения безработицы. Денежная реформа должна быть направлена на решение таких целей как приведение в соответствие товарную и денежную массы, остановки сползание экономики к развитию инфляционных процессов, ограничению на определенный период роста заработной платы, установление жестких пределов эмиссии новых денежных знаков.
Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь