Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 14:52, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей природы инфляции и антиинфляционной политики.
В рамках поставленной цели предполагается решить следующие задачи: раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия; рассмотреть механизмы инфляционного регулирования; обозначить особенности борьбы с инфляцией в России; определить перспективные направления развития антиинфляционной политики для нашей страны.
Введение. 2
Теоретико-методологические основы исследования инфляции.
1.1 Факторы возникновения, измерения инфляции. 3
1.2Причины, виды и типы инфляции. 5
1.3 Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса. Механизм адаптационных ожиданий 11
1.4 Социально-экономические последствия инфляции. 15
1.5 Последствия инфляции. 16
Особенности инфляционных процессов в России 2.1.Динамика инфляции в Российской Федерации 18
2.2 Антиинфляционная политика РФ 25
Заключение 30
Список использованных источников: 32
Инфляция замедляется
Мартовские данные по инфляции доказывают, что рост цен в стране перевалил свой пик, и теперь будет замедляться - вплоть до оптимистических 5% к конце 2013 года.
В марте инфляция резко остановилась
В широком смысле инфляционное давление в российской экономике сейчас слабое, уверен Осаковский.
Снижение инфляционного
давления неудивительно - это отражение
замедления роста российской экономики.
В первые два месяца 2013 года рост
ВВП составил всего 0,9%, а основные
экономические параметры
Денежная масса М2 также выросла в феврале лишь на 14,2% - это исторический минимум для России, если не считать периодов кризиса.
Инфляция будет упорно сокращаться в ближайшие месяцы
Высокая база и хороший урожай замедлят инфляцию во втором полугодии
Регулируемые тарифы также могут снизиться
Ставки будут снижаться
Высокая инфляция была главной причиной - и поводом - для сохранения высоких ставок ЦБ.
Осаковский полагает, что снижение инфляции в марте приведет к тому, что ЦБ уже в мае начнет цикл снижения ставок. Для начала будет снижена на 25 б.п. ставка рефинансирования. Всего в этом году ставки снизятся на 75 б.п.
Главным риском станет снижение курса рубля - девальвация может вновь ускорить рост цен. Эластичность инфляции (с учетом эффекта сезонности) по изменению курса корзины валют составляет 30%. Любое серьезное ослабление рубля в ближайшие 1-2 месяца может подорвать "плановое" снижение инфляции во втором полугодии. Но пока ослабление инфляции в марте кажется более сильным аргументом для прогнозирования, чем валютные риски.
Такой уровень инфляции
в текущих условиях можно оценить как
умеренный и даже низкий. Только девальвация
российской валюты более чем на 35%, при
прочих равных условиях, должна была прибавить
к инфляции 14 процентных пунктов. С учетом
снижения импорта потребительских товаров
на 20−25% – около 10 процентных пунктов.
При этом за последние три месяца, в течение
которых и происходил основной процесс
девальвации, рост цен составил лишь 5%.
Это говорит, во-первых, о смещении потребительского
спроса на импортные товары в пользу более
дешевых, во-вторых, это связано с перераспределением
спроса с товаров и услуг на валюту, в период
проведения девальвации, а также с уменьшением
реальных доходов населения. Кроме того,
в декабре 2008 года и январе 2009 года сокращались
цены производителей промышленной продукции.
Необходимо отметить,
что после завершения девальвации рубля
практически утратили смысл вложения
в валюту. Вследствие этого увеличился
спрос на товары длительного пользования.
Действительно, публикуемые Росстатом
индексы цен на отдельные товарные группы
непродовольственных товаров в феврале
2009 года превышают все аналогичные индексы
предыдущего года. Особенно следует отметить
электротовары и другие бытовые приборы
(102,3% в феврале 2009 года против 100,5% в феврале
2008 года), а также телерадиотовары (102,1%
против 100,2%). Расчетные индексы на основе
сезонно скорректированных данных (см.
график) также свидетельствуют о значительном
ускорении роста цен на непродовольственные
товары: в феврале они составляют 19,8% в
годовом выражении (декабрь – 3,4%, январь
– 9,9%). Отчасти рост цен на товары длительного
пользования связан с удорожанием импорта.
Индекс потребительских
цен в марте составил 101,3% по отношению
к февралю. В предыдущем году аналогичные
показатели составляли соответственно
4,8% и 101,2%.
Несмотря на опережающие,
по сравнению с прошлогодними, темпы роста
цен, многие аналитики ожидают замедления
инфляционной динамики во второй половине
года. Это связано прежде всего с ожиданием
дальнейшего спада потребительского спроса.
Действительно, нежелание большинства
граждан расставаться с привычным уровнем
потребления поддерживало его на относительно
высоком уровне, даже несмотря на сокращение
реальных доходов населения. Действительно,
начиная с сентября 2008 года темпы роста
реальных доходов населения стали замедляться
(август – 109,2% к соответствующему периоду
предыдущего года, сентябрь – 107,2%, октябрь
– 106,9%), а начиная с ноября – сокращаться
абсолютно (ноябрь – 96,2%, декабрь – 92%).
При этом оборот розничной торговли осенью
2008 года имел темпы около 112-114%. Это могло
происходить только за счет сбережений,
что подтверждает статистика банка Россиии,
согласно которой вклады физических лиц,
растущие на протяжении как минимум 2007
года и первой половины 2008-го, в октябре
прошлого года сократились практически
на 90 млрд рублей, в ноябре – еще на 355 млрд,
в декабре – на 12 млрд. В январе 2009 года
депозиты населения резко увеличились
и достигли 5 900 млрд рублей, что сопоставимо
с уровнем сентября 2008 года. Это свидетельствует
о том, что большую часть годовых премий
население не собирается тратить на текущее
потребление, а склонность к сбережению
возросла, что напоминает ситуацию, когда
потребительское кредитование не было
развито.
Признаком сокращения
потребительских амбиций является абсолютное
сокращение темпов роста оборота розничной
торговли в феврале (97,6%) по отношению к
февралю 2008 года. Еще в январе аналогичный
показатель составлял 102,4%.
Анализ мартовских индексов
цен на отдельные группы товаров свидетельствует
о постепенном замедлении инфляционной
динамики практически по всем видам продовольственных
товаров. Так, индекс роста цен на плодоовощную
продукцию составил в марте 104,5% (в феврале
– 104,9%), на рыбу и морепродукты – 102,8% (103,3%),
молоко и молочную продукцию – 100,2% (100,5%).
Следует отметить, что
среди непродовольственных товаров ускорился
рост цен на такие виды продукции, как
моющие чистящие средства (103,1% против
101,5% в феврале), обувь (101,5% против 100,8%),
одежда и белье (101,6% против 101%). В то время
как рост цен на товары длительного пользования,
в частности электротовары и другие бытовые
приборы, а также на телерадиотовары, напротив,
замедлился: 101,7% против 102,3% в феврале и
101,5% против 102,1% соответственно.
Таким образом, в период
кризиса начинает преобладать рациональный
поход к потреблению. В ближайшей перспективе
наибольшего сокращения спроса следует
ожидать на предметы роскоши, товары и
услуги развлекательного свойства, тогда
как необходимые вещи будут по-прежнему
пользоваться спросом
2.2 Антиинфляционная политика РФ
Борьба с инфляцией
разработка специальной антиинфляционной
программы является необходимым элементом
стабилизации экономики. В основе такой
программы должен лежать анализ причин
и факторов, определяющих инфляцию, набор
мер экономической политики, способствующей
устранению или снижению уровня инфляции.
Возможны два
подхода к управлению хозяйством в условиях
инфляции: один заключается в поиске адаптационной
политике, т.е. приспособлении к инфляции,
другой – в попытке ликвидировать инфляцию
антиинфляционными мерами.
Адаптационная
политика. Эта политика построена на том,
что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства,
фирмы, государство) в своих действиях
учитывают инфляцию – прежде всего через
учет потерь от снижения покупательной
способности денег. В мировой практике
существует два метода компенсации потерь
от снижения покупательной способности
денег. Наиболее распространена индексация
ставки процента, как правило, эта операция
сводится к увеличению ставки процента
на величину инфляционной премии. Другой
метод компенсации инфляции – индексация
первоначальной суммы инвестиций, которая
периодически корректируется.
Домохозяйства пытаются
адаптироваться к инфляции через поиск
дополнительных источников доходов. Работники
пытаются защитить себя от инфляции через
введение в контакт инфляционной корректировки
заработной платы. Другими способами адаптации
являются перестройка семейного бюджета
в сторону наиболее неэластичных товаров
и услуг, быстрая материализация денег
в товарно-материальные ценности и т.п.
Фирмы также изменяют
свою экономическую политику в условиях
инфляции. Это выражается, например, в
том, что они берутся лишь за реализацию
краткосрочных проектов, которые сулят
более быстрое возвращение инвестиций.
Недостаток собственных оборотных средств
толкает фирмы на поиск новых внешних
источников финансирования через выпуск
акций и облигаций, лизинг, факторинг.
Это приводит к росту доли заемных средств
относительно собственных и повышению
финансового риска предприятий, риска
неплатежеспособности (банкротства). В
области управления запасами многие фирмы переходят на формирование
спекулятивного запаса. Они стараются
иметь превышение кредиторской задолженности
над дебиторской.
В условиях
инфляции фирмы вынуждены изменять политику
использования прибыли. С одной стороны,
для стимулирования экономического интереса
к деятельности фирмы менеджеры вынуждены
увеличивать средства, направляемые на
материальное поощрение. С другой стороны
- ввиду того, что в условиях инфляции поток
доходов уменьшается, а поток расходов
растет, собственники фирмы, если они не
хотят допустить сворачивания своего
капитала, вынуждены все большую часть
чистой прибыли направлять на развитие
производства.
История
знает много вариантов адаптационной
политики правительства. В 60 -70-х годах
XX века в Англии и в других странах внедрялась
политика "стоп – вперед", т.е. крайне
осторожное движение вперед. Но эта политика
оказалась неэффективной, так как сдерживание
цен оплачивалось снижением производительности
труда и уровня населения.
В основе иной
политики лежит контроль за соотношением
цен и заработной платы. Эта политика дает
положительный эффект в краткосрочном
плане (например, в США в 1951-1952 гг., в Финляндии
в 1967-1971 гг.), но в долгосрочном периоде
эта политика не прижилась.
Сторонники кейсианской
трактовки инфляции, представители теорий
"структурной инфляции" и "экономики
предложения" в своей программе предусматривают
более активное регулирующее воздействие
государства, включая временное замораживание
цен и заработной платы, налоговое стимулирование
предпринимательства, сбережений населения,
поддержку жизненно важных отраслей и
производств.
Другим вариантом
государственной политики в условиях
инфляции является минимизация государственного
вмешательства в игру рыночных сил при
использовании антиинфляционных мер.
Ортодоксальная программа чисто монетаристского
характера предусматривает широкое поле
деятельности для рыночных регуляторов
наряду со свертыванием хозяйственной
активности государства. Примером такой программы
служит программа МВФ, принятая в России:
либерализация условий деятельности фирм
на внутреннем и мировом рынках, свободные
цены при ограничении роста заработной
платы.
На практике борьба с высокой инфляцией
в различных западных странах используются
смешанные программы.
Примером может служить, предпринятые
в США в период президентства Рейгана.
Антиинфляционная политика предусматривала заметное сокращение
социальных программ и хозяйственных
государственных расходов, ликвидацию
дефицита государственного бюджета и
последовательное проведение жестко ограничительной
кредитно- денежной политики. Целью программы
провозглашалась борьба и с высокой инфляцией,
и высокой безработицей. Таким образом
"рейганомика" сочетала методы и
концепции "экономики предложения",
монетаристской и кейсианской. В результате
галопирующая инфляция была снижена до
уровня 4-6% годовых при ускорении научно-
технического прогресса и роста производительности
труда. [12]
Страны с рыночной
экономикой практически все прошли через
инфляцию. Изучение их опыта дает ответ
на многие вопросы. Однако в России своя
специфика: отсутствие самонастраивающейся,
саморегулирующейся рыночной экономической
системы.
Начиная
с 1999 года, инфляция последовательно снижалась.
Однако достигнутый ее уровень в 8-9% является неприемлемо
высоким для современной экономики. Кроме
того, на рубеже 2007-2008 гг. динамика снижения
уровня инфляции будет нарушена, и инфляция
вновь начнет расти.
Не правы те, кто
скажет: ничего страшного, было 8% в 2007 году,
будет, допустим 10%. С одной стороны, действительно:
ну подумаешь, на 2% стала инфляция в этом
году выше прошлогодней. С другой стороны,
это ведь не просто прибавка в темпах инфляции,
а изменение тенденции: инфляция неуклонно
снижалась после дефолтового 1998 года,
т.е. на протяжении последних восьми лет.
В экономике изменение
тенденции значит намного больше, чем
показатели абсолютных величин, так позволяет
прогнозировать изменение ситуации. А
изменение тенденции в борьбе с инфляцией
– важно и показательно вдвойне. Причина
в том, что динамика инфляции в значительной
мере предопределяется уровнем инфляционных
ожиданий, а они в свою очередь зависят
от изменения тенденции. И если такое происходит,
да к тому же есть веские основания ожидать
ухудшения ситуации, инфляция наверняка
будет расти.
Сейчас именно
такая ситуация. Инфляционные ожидания,
ставшие самостоятельным фактором ускорения
инфляции, растут. Принципиально важно
изменить представление о том, что в конечном
итоге предопределяет уровень инфляции.
Следует принять
дополнительные меры по развитию конкуренции.
Причем речь нужно вести о развитии конкуренции,
как среди отечественных товаропроизводителей,
так и со стороны импорта.
Традиционно
данный ключевой фактор, влияющий на уровень
конкуренции, недооценивался. Первостепенное
внимание уделялось и уделяется динамике
денежных агрегатов и обменного курса
рубля, росту потребительских расходов
и процентных ставок. Даже влияние на уровень
инфляции изменения цен и тарифов на продукцию
(услуги) естественных монополий было
поставлено под сомнение.
Среди мер по
развитию конкуренции должны быть: снижение
административных барьеров; гибкая таможенная политика; эффективное
применение норм Федерального закона
" О защите конкуренции" и т.п.
Требуется
ввести институт антиинфляционной экспертизы
принимаемых законов и иных нормативных
актов. Ошибочность современной антиинфляционной
политики состоит в том, что недооценивается
влияние на сдерживание цен и тарифов
не только конкуренции, но и других факторов
и принимаемых решений. К примеру, в конце 2006 г. правительственным
постановлением с 1 апреля 2007 г. для розничной торговли в палатках
и на рынках допустимая доля иностранных
работников установлена в размере 0%. Данное
постановление было направлено на решение
вопросов миграционного характера, однако
оно совершенно не учитывало возможные
инфляционные последствия. [16] В результате свой вклад в более высокий
уровень инфляции 2007 г. по сравнению с прогнозными показателями
оно, безусловно, внесло. Запросы по заработной
плате мигрантов, работавших на российских
рынках до принятия данного постановления,
были заметно ниже по сравнению с запросами
российских граждан.
Инфляция чувствительна
практически ко всем решениям экономического
характера, поэтому их экспертиза позволяет
своевременно выявлять соответствующие
риски.
Необходимо повысить
доверие к официальным фактическим показателям
инфляции. Когда население и хозяйствующие
субъекты не доверяют официальной статистики
по инфляции, это повышает инфляционные
ожидания. [17]В настоящее время население, как показывают
результаты социологических опросов,
оценивают реальный уровень инфляции
в два-три раза выше по сравнению с официальным.
Решить проблему можно путем введения
внешнего контроля достоверности официальной
статистической информации.
Не только ради получения
более достоверной информации по ценам.
но и в целом требуется рассмотреть вопрос
о целесообразности сохранения отечественного
официального статистического органа
– Росстата – в структуре федеральной
исполнительной власти. В сегодняшнем
положении Росстата не обладает должной
независимостью, что повышает вероятность
искажения информации. Передовой зарубежный
опыт однозначно свидетельствует в пользу
того, что официальная статистическая
информация должна являться результатом
деятельности институтов, центров и т.п.,
обладающих максимальной степенью независимости.
Нужно также проводить информационно-
разъяснительную работу с населением,
объясняя, почему субъективная оценка
уровня инфляции бывает заметно выше по
сравнению с официальными данными.
Индексацию регулируемых
тарифов, цен на другие товары и услуги
следует проводить равномерно в течение
года. До тех пор пока будет сохраняться
государственное регулирование тарифов
естественных монополий, его влияние на
динамику инфляции можно снизить, "отвязав"
соответствующую индексацию от начала
календарного года.
Существующая
многолетняя практика, когда тарифы и
цены обязательно поднимались с 1 января,
привела к тому, что уже задолго до этой
даты соответствующим образом формировались
инфляционные ожидания. в результате в
начале года всегда происходит неоправданно
высокий ценовой скачок.
Управление
инфляцией эффективно, только когда предпринимаемые
действия носят упреждающий, превентивный
характер.
Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в России