Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 17:04, доклад
В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в воспроизводственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни. Этим объясняется повышенный интерес разных экономистов к проблеме денежного обращения, которое в свою очередь порождает множество новых проблем.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ 5
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованных источников 34
- прибегать
к аукционам как при закупках
товаров и услуг, так и при
распределении общественных
- заключать
контракты на осуществление
- использовать методы оплаты выполненной работы только в зависимости от полученных результатов;
- ориентироваться
на рыночную информацию (например,
на рыночные оценки при
Реформирование экономики Беларуси сопровождалось появлением множества самостоятельных предприятий, предпринимателей, обеспечивающих товародвижение: посреднических организаций, складских хозяйств, транспортных систем, информационно-маркетинговых служб, банковских и страховых учреждений. Однако сеть этих предприятий и организаций, их материально-техническая база оказались недостаточными для обеспечения эффективного функционирования товарных рынков. В этом заключается одна из главных причин высокого уровня издержек обращения, медленной оборачиваемости капиталов, несовершенства финансово-кредитных отношений.
Ключевыми проблемами для обеспечения снижения издержек обращения являются:
• сокращение посреднических организаций;
• формирование эффективной информационной базы о рыночной конъюнктуре;
• совершенствование нормативно-правовой базы функционирования товарных рынков.
Основными факторами снижения трансакционных издержек являются совершенствование системы товародвижения, обновление материально-технической базы этой отрасли, рациональное размещение торговых и снабженческо-сбытовых предприятий и организаций, а также товарных запасов в оптовой и розничной сети, применение прогрессивных форм торговли, рациональная организация перевозки товаров, улучшение использования торговых и складских помещений.
Основными направлениями в развитии оптовых организаций и складского хозяйства являются:
• развитие крупных предприятий оптовой торговли, обеспечивающих потребности крупных товаропроизводителей, предоставляющих розничным предприятиям услуги по хранению, развесу, разукрупнению крупных партий товаров, их доставке, организации помощи в коммерческой деятельности и др.;
• совершенствование работы мелкооптового звена, расширение поставок товаров в розничную сеть небольшими партиями;
• создание
ярмарочных центров с сетью постоянно
действующих оптовых и
Развитие
крупных предприятий оптовой
и мелкооптовой торговли позволит сохранить
посреднические звенья при продаже
и закупке продукции и
Одним из важных факторов существенного ускорения процесса реализации товаров и обслуживания покупателей является автоматизация контрольно-кассовых операций на основе современных высокопроизводительных электронных кассовых аппаратов. Для оснащения магазинов должны использоваться кассовые аппараты, позволяющие вести не только расчеты с покупателями, изучать покупательский спрос, учитывать число покупателей, но и обрабатывать магнитные и микропроцессорные карты, а также собственные предоплатно-дисконтные карты магазина.
Важное значение имеет внедрение и более активное применение прогрессивных технологий торгового обслуживания, которые должны быть основаны на широком применении современных, удобных для покупателей методов продажи товаров. Это в первую очередь относится к продаже товаров методом самообслуживания, по образцам, каталогам, по заказам и на дому у покупателей, с помощью банковских пластиковых карточек, в кредит, а также к применению системы бонификации, стимулирующей покупку большего количества товаров одним покупателем. Перспективным является сбыт товаров через Интернет, внедрение системы торговли с использованием телевидения (теле-маркет). Увеличению объемов продаж способствует проведение не реже двух раз в год расширенных сезонных распродаж по сниженным ценам.
Для увеличения торговой площади целесообразно сокращение складских помещений в магазине за счет создания в розничной и оптовой торговле специально оборудованных склад-центров. В таких центрах осуществляется хранение, переработка и подсортировка товаров.
Во всех странах государство тем или иным образом воздействует на процесс формирования цен. В этом процессе, однако, необходимо не перейти грань допустимого вмешательства, за которой наступает эффект негативного воздействия на экономику, приводящего к кризису и стагнации производства. С этих позиций концептуальной основой выбора основных подходов и механизмов ценообразования является принцип, согласно которому государственное регулирование ценообразования должно осуществляться тогда и там, когда и где без его участия процесс формирования цен приводит к деформациям в экономике и экономически неоправданному ухудшению положения отдельных субъектов и секторов экономики.
Общей
целью совершенствования
Заниженные цены ведут к дефициту товаров, нерентабельности предприятий, перетоку излишних денег с товарного на валютный рынок и тем самым к падению курса национальной валюты, что в свою очередь создает дополнительное инфляционное давление со стороны импортируемых издержек.
С другой
стороны, завышение цен обусловливает
неэффективное использование
Для достижения целей ценовой политики необходимо решить ряд задач, включающих:
• постепенное расширение сфер рыночного ценообразования по мере создания соответствующих экономических условий для его реализации;
• совершенствование
принципов и методов
• упорядочение организации учета элементов цены, направленное на экономию и противодействие необоснованному отнесению затрат на себестоимость продукции;
• прекращение дотационного и перекрестного субсидирования в системе ценообразования в целях минимизации нагрузок промышленности и бюджета, гармонизации цен в Республике Беларусь и сопредельных странах;
• совершенствование ценообразования во внешнеэкономической сфере;
• ценовое стимулирование развития приоритетных отраслей экономики;
• определение сопряженных мер косвенного регулирования цен, связанных с кредитно-денежной, валютной, налогово-бюджетной, амортизационной политикой и политикой доходов,
Главной целью государственной ценовой политики на 2003-2005 гг. должно стать достижение и поддержание сбалансированной внутренней и внешнеторговой ценовой структуры. Наиболее существенными дисбалансами сегодня являются перекрестное субсидирование услуг ЖКХ (окупаемость затрат тарифами для населения в 2001 г. составила 20%); значительная дотационность городского и пригородного транспорта (возмещение затрат по перевозкам городским автотранспортом составляет около 28%, пригородными поездами - 25%, пригородным автотранспортом - 42%); низкие закупочные цены на продукцию животноводства и растениеводства. Высвобождение накопленных ценовых диспропорций в ходе достижения сбалансированной ценовой структуры может привести к усилению инфляции, однако в дальнейшем равновесная структура цен будет способствовать сдерживанию роста цен.
Несбалансированность ценовой структуры проявляется в заниженном уровне потребительских цен по отношению к ценам производителей промышленной продукции, что создает угрозу накопления инфляционного потенциала. Отставание цен на продовольственные, непродовольственные потребительские товары и услуги имело своим следствием ухудшение среднего качества товаров, реализуемых на внутреннем рынке. (В 2001 г. впервые за последние пять лет тенденция изменилась - индекс цен промышленных производителей был ниже, чем индекс потребительских цен).
Основным фактором заниженного уровня потребительских цен по отношению к ценам производителей промышленной продукции является отставание роста доходов населения. В периоды значительного отставания доходов потребителей от выручки по народному хозяйству (вследствие различия в условиях сбыта на внутренний и внешний рынки) рост потребительских цен также отставал от роста цен производителей промышленной продукции. Уровень потребительских цен зависит от покупательной способности населения, причем в периоды относительного ее снижения наблюдается изменение структуры потребления населения и соответственно структуры цен. Таким образом, изменения в ценовой структуре отражают изменения в общеэкономических пропорциях республики, а проблема ее выравнивания сопряжена с необходимостью регулирования общеэкономических показателей системы, в частности, стоимости труда в нашей стране.
Новая
цель государственной ценовой
Ориентация
на новые стратегические цели в ближайшей
перспективе требует выполнения
ряда тактических задач и
1. Необходимо
продолжить политику
Политику
либерализации следует
2. Следует ликвидировать в 2004 г. перекрестное субсидирование услуг ЖКХ для населения в соответствии с постепенно вводимым графиком.
Такая динамика ликвидации перекрестного субсидирования может дать 10-15 процентных пунктов прироста ИПЦ ежегодно в течение трех лет и возможность многократного превышения темпов роста индексов тарифов на услуги ЖКХ по сравнению с индексами роста их себестоимости. Вместе с тем специфика этого процесса такова, что он не требует адекватной девальвации национальной валюты с целью поддержания конкурентоспособности экспорта, наоборот, даже при нулевой эластичности обменного курса по отношению к этому росту цен, вызванному снятием перекрестного субсидирования, ценовая конкурентоспособность экспорта должна возрастать. Меры данного порядка потребуют соответствующего роста номинальной заработной платы и доходов населения, которые, однако, с учетом предыдущих замечаний повысят долларовое значение заработной платы и доходов населения. В целом указанные подвижки создадут условия для повышения эффективности работы служб ЖКХ.
3. Доведение
тарифов на услуги
4. Выравнивание
потребительских цен на
Это позволит, учитывая стратегическое партнерство с Россией и наличие бестаможенных с ней границ, нормализовать продовольственный рынок и целенаправленно ориентировать отечественных производителей на норму эффективности, адекватную российскому рынку (поскольку его размеры превосходят белорусский рынок).
Структурные изменения в системе цен до 2005 г. должны обеспечить постепенное приближение отечественных цен к мировым. Этот процесс будет осуществляться как в результате приближения внутренних цен к ценам на российском рынке, который достаточно либерализован по отношению к внешнему миру, так и в результате все большей открытости национальной экономики в «западном» направлении, а также действий по вступлению Беларуси в ВТО. Вместе с тем этот процесс не столь однозначен и должен учитывать интересы отечественных производителей и потребителей.
Таким образом, это означает применение в рассматриваемом периоде мер защиты национальных производителей (в первую очередь через таможенное и нетаможенное регулирование) и потребителей, прежде всего населения (через субсидии и дотации к цене), которые с ростом эффективности производства и доходов населения будут постепенно сниматься.
С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего.
Проведенный анализ позволил обобщить методы и подходы по стабилизации уровня покупательной способности денег, показать их достоинства, недостатки и определить комплекс условий возможного применения.
Анализ
белорусского опыта антиинфляционной
политики в контексте международных
сопоставлений позволяет