Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 18:25, реферат
Многочисленные отрицательные последствия инфляции, сказывающиеся на социально-экономическом развитии России, вынуждают ставить борьбу с ней в приоритетные макроэкономические цели и уделять внимание регулированию её факторов.
Существует две группы факторов: замедляющие и ускоряющие инфляцию.
Факторы, замедляющие инфляцию:
Укрепление рубля;
Снижение таможенных пошлин;
Отток капитала;
Кредитно-денежная политика ЦБ РФ;
Замедление роста цен на продовольствие;
Ситуация на рынке труда;
Ценовые инфляционные ожидания;
Многочисленные отрицательные
последствия инфляции, сказывающиеся
на социально-экономическом
Существует две группы факторов: замедляющие и ускоряющие инфляцию.
Факторы, замедляющие инфляцию:
Факторы, ускоряющие инфляцию:
Итак, главные факторы замедления инфляции, большинство из которых действуют вне пределов страны, в совокупности сформировали достаточно устойчивую тенденцию темпов роста общего уровня цен в России. В то же время сохраняются и играют заметную роль факторы, ускоряющие инфляцию. Взаимодействие этих двух групп факторов приводит к установлению некоторой равнодействующей, к «инфляционному равновесию» экономике, которая и является предметом оценок и прогнозов.
В настоящее время в мире нет единой теории происхождения инфляции. Согласно последней экономической моде, основной причиной инфляции принято считать общую несбалансированность экономики – отставание производства товаров и услуг от размеров совокупного спроса (денежных доходов потребителей).
Борьба с инфляцией в России в нынешней ситуации одними монетарными методами представляется малопродуктивной. Требуются иные методы, предполагающие рост эффективности во всех секторах экономики благодаря широкомасштабным и высокотехнологичным инновациям. Экономическая политика должна быть направлена не на установление протекционистских барьеров для всего торгуемого сектора, а на стимулирование создания высокотехнологичных отраслей и обеспечение гибкости рынков.
Для осуществления эффективной антиинфляционной политики надо отказаться от представлений, что инфляция – чисто денежный результат развития экономики и рассматривать ее как многофакторный социально-экономический феномен, который включает в себя все стадии воспроизводственного процесса: производство, обращение, обмен и распределение. Для того чтобы снизить инфляцию, следует ликвидировать диспропорции воспроизводства и достигнуть сбалансированности экономики. Отечественная антиинфляционная политика должна стать составной частью общеэкономической деятельности государства.
Главная официальная цель текущей финансовой политики России не раз объявлялась руководством Минфина: снижение темпов инфляции «до уровня развитых стран» – не более 3–4 % в год. Для достижения этой цели Минфин применяет главным образом лишь одно средство – пытается ограничивать количество денег в экономике. Попытка свести обсуждение проблем инфляции лишь к монетарным факторам абсолютно неадекватна.
В условиях кризиса индексация тарифов в естественно-монопольных секторах экономики, хотя и пролонгированная на весь год, ложится тяжелым бременем на реальный сектор экономики, создавая дополнительное инфляционное напряжение, и имеет негативные последствия для социальной сферы. Страдают, прежде всего, группы населения с низким уровнем доходов. Рост тарифов естественных монополий является мощнейшим фактором инфляции. Государство, вместо того чтобы заняться социальным планированием, перераспределением доходов, пытается таким образом снизить дефицит бюджета. Рост тарифов естественных монополий объясняется необходимостью реализации инвестиционных программ компаний. Но в результате мы имеем новый виток инфляции, которая полностью «съедает» повышение зарплат и пенсий.
В естественно-монопольных
Одной из основных мер антиинфляционной политики должно быть расширение инвестиционного процесса в стране. В настоящее время в России нет эффективной замены государственного источника инвестиций, поэтому необходимо увеличивать, а не сокращать инвестиции из государственного бюджета. При этом также следует создавать условия для того, чтобы частный сектор постепенно увеличивал свои вложения в национальную экономику.
Высокая инфляция – самая главная беда, лишающая экономику стабильности и создающая риски для бизнеса, который в такой ситуации не готов к долгосрочным инвестициям. Без стабильности не обеспечить инновационного развития, поэтому новым приоритетом денежно-кредитной политики становится управление инфляцией, и на первом месте среди мер – таргетирование инфляции.
До недавнего времени считалось, что режим таргетирования инфляции является гораздо более требовательным к институциональной и макроэкономической среде. Это и заставляло развивающиеся страны очень нерешительно подходить к его введению. Однако в последнее время, после того как стали очевидны положительные результаты, достигнутые странами, перешедшими к таргетированию инфляции, этот взгляд стал меняться. Теперь возобладало представление, что большая часть условий, которые обычно упоминаются в качестве необходимых для успешного введения режима, являются на самом деле желательными, а не обязательными.
Для понимания возможностей применения режима инфляционного таргетирования необходимо выделить условия, существенные для его практического использования:
1) независимость денежной политики от фискальной;
2) отсутствие у органов, ответственных за проведение денежной политики, обязательств по таргетированию каких-то иных показателей, исполнение которых может вступить в конфликт с основной целью – уровнем инфляции;
3) способность органов денежного регулирования моделировать и предсказывать инфляцию.
Как показывает международный опыт, попытки государства достигнуть высокого уровня занятости и роста производства противоречат принципу стабильности цен. Когда развитым странам угрожает инфляция, центральные банки обычно повышают процентные ставки, вызывая недовольство со стороны представителей реального сектора экономики. Инфляционное таргетирование позволяет избежать конфликта интересов, поскольку главной целью денежно-кредитной политики становится не стимулирование высокого уровня занятости или роста производства, а плановое «создание» инфляции. Кроме того, на его основе можно принять антиинфляционные меры еще до наступления инфляции.
Инфляционное таргетирование требует выполнения двух ключевых условий. Первое условие – центральный банк должен иметь достаточную степень независимости от правительства, по крайней мере, располагать свободой в выборе инструментария, с помощью которого планируется достижение целевого уровня инфляции.
Второе условие, определяющее работоспособность инфляционного таргетирования, состоит в том, что власти должны отказаться от таргетирования других экономических показателей, таких, как заработная плата, уровень занятости или валютный курс. Когда власти стремятся к достижению сразу нескольких целей, участники рынка не знают, какой из них в случае ухудшения ситуации будет отдано предпочтение.
Выполнив два основных требования, страны теоретически могут приступать к использованию инфляционного таргетирования. Но на практике им потребуется провести еще ряд подготовительных мероприятий :
– разработать методологию прогнозирования инфляции;
– установить количественные показатели инфляции на предстоящий период;
– заверить участников рынка, что цель борьбы с инфляцией преобладает над всеми остальными;
– подобрать подходящий монетарный инструментарий, который позволит снизить инфляцию до целевых ориентиров;
– создать технические и институциональные предпосылки моделирования и прогнозирования внутренней инфляции;
– определить лаг между применением монетарных инструментов и временем их воздействия на инфляцию;
– следить за степенью эффективности отдельных монетарных инструментов.
Инфляционное таргетирование эффективнее денежного влияет на ожидания участников рынка и ценообразование. Соответственно ускоряется их ответная реакция, отсюда – и катализаторные свойства инфляционного таргетирования.
Как свидетельствует мировой опыт, стратегия инфляционного таргетирования, при соответствующих условиях, помогла странам с рыночной экономикой достичь значительных успехов в регулировании инфляции и стимулировании экономического роста. При этом ни одна из стран, внедривших данную стратегию, не отказалась от нее. Сегодня для нашей страны, исходя из ряда факторов, а именно: недостаточного развития финансово-кредитной системы, наличия структурных диспропорций в экономике переход к политике инфляционного таргетирования должен происходить поэтапно, с учетом конкретных условий и особенностей социально-экономического развития.