Инфляция: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение понятий, сущности инфляции и ее особенностей в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие, сущность и формы проявления инфляции, причины инфляции.
2. Рассмотреть классификацию и механизмы инфляции.
3. Исследовать социально-экономические последствия инфляции и методы ее регулирования.

Файлы: 1 файл

курсовая инфляция.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

В отличие от последователей Кейнса, представители  различных направлений неоклассической  теории считают, что даже слабая инфляция негативно влияет на экономическое  развитие. Во-первых, рост цен приведет к тому, что сначала вкладчики замедлят темпы роста вкладов, а затем станут уменьшать их, перемещая средства в сферу потребления. Во-вторых, рост цен тормозит инвестиционный процесс. Перспектива сбыта продукции в условиях роста цен становится неопределенной, и расширение производства в такой ситуации становится рискованным и даже бессмысленным.

Следует отметить, что истинность той или другой точки зрения эмпирически не подтверждена. Можно признать, что при уровне инфляции до 5% в год происходит экономический рост. Инфляция выше этого уровня влияет на экономику негативно.

Еще одним негативным последствием инфляции является ухудшение  платежного баланса страны или чистого  экспорта, который представляет собой  разницу между импортом и экспортом.

Предположим, что  существует ряд стран, торгующих  друг с другом и у которых объем  экспорта равняется объему импорта. Если в какой-то из этих стран начнется постепенный постоянный рост цен, то экспорт из этой страны станет сокращаться, а импорт - расти. Платежный баланс становится отрицательным. Если такая ситуация будет развиваться дальше, то эта страна для покрытия дефицита должна либо использовать свои золотовалютные резервы, либо девальвировать национальную валюту. Использование золотовалютных резервов не может продолжаться достаточно долго из-за их ограниченной величины. Девальвация национальной валюты на первом этапе позволит сохранить пропорции платежного баланса и даже несколько усилит конкурентоспособность отечественных товаров за рубежом. Однако снижение курса национальной валюты приведет через некоторое время к диспропорциям в экономике, так как преимущество получат отрасли, ориентированные на производство экспортной продукции, а отрасли, потребляющие импортные товары, окажутся в упадке; кроме того, девальвация национальной валюты создаст проблему погашения иностранных кредитов.

Очевидно, что негативные социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран учитывать это явление  в своей экономической политике. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптировался к ней. Эта проблема в разных странах решается с учетом их специфики. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. В других странах разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий.

Методы регулирования  инфляции.

Основными формами  стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика.

Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Денежная реформа  осуществляется различными методами в  зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства.

Радикальные денежные реформы, связанные с изменением принципов организации денежной системы, как правило, ориентированы  на долговременную стабилизацию денежной единицы. Таким реформам обычно предшествуют мероприятия, связанные с оздоровлением государственных финансов, созданием условий для укрепления экономики страны.

Частичные преобразования денежной системы устраняют на небольшой  срок отдельные отрицательные явления  в денежной сфере.

Денежные реформы  проводились в условиях металлического денежного обращения – при  серебряном или золотом стандарте, в том числе после Второй мировой  войны, когда действовал золотодевизный или золотодолларовый стандарт.

После окончания  войн и революций стабилизация денежного обращения как один из важнейших способов восстановления экономики проводилась при помощи следующих методов: нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации.

Нуллификация  означает объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введение новой валюты. Так, в Германии в результате послевоенной гиперинфляции 20 –х годов и значительного обесценения рейхсмарки введенная в обращение в 1924 г. новая марка обменивалась в соотношении 1: 1 трлн старых рейхсмарок. Прежняя денежная единица была аннулирована.

Реставрация – восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы [20]. Например, после Первой мировой войны во время денежной реформы 1925 – 1928 гг. в Англии было восстановлено довоенное золотое содержание фунта стерлингов. После Второй мировой войны реставрация, или ревальвация, проводилась путем повышения официального валютного курса к доллару, а затем Международный валютный фонд регистрировал повышение золотого содержания денежной единицы. Например, ФРГ провела в рамках Бреттон – Вудской валютной системы три ревальвации (в 1961, 1969 и 1971 гг.). Неоднократные ревальвации проводила ФРГ и в рамках Европейской валютной системы.

Девальвация –  снижение золотого содержания денежной единицы, а после Второй мировой войны – официального валютного курса к доллару США и его золотого содержания. Так, в результате двух девальваций доллара его золотое содержание было снижено в декабре 1971 г. на 7, 89%, а в феврале 1973 г. – на 10%. После введения «плавающих» валютных курсов в 1973 г. девальвация проводилась лишь в группировке с регулируемыми валютными курсами – в Европейской валютной «змее», на базе которой была создана Европейская валютная система [18].

Деноминация –  метод «зачеркивания нулей», т. е. укрупнение масштаба цен. В частности, в Бразилии в 1988 г. была введена новая денежная единица нокрузадо, эквивалентная 1000 прежних обесцененных крузадо. В России в 1998 г. Также проведена деноминация рубля в соотношении 1 : 1000 старых руб.

После отказа от золотого стандарта и повсеместного перехода стран на не разменные на золото банкноты и казначейские билеты, которые подвержены хроническому обесценению, денежные реформы не могли обеспечить длительную стабилизацию денежных систем. С помощью денежной реформы удаётся добиться лишь временного и частичного упорядочения некоторых элементов денежной системы.

В современных  условиях в развитых странах денежные реформы заменяются антиинфляционными  программами в рамках различных планов стабилизации и проведения денежно-кредитной политики центральными банками.

Антиинфляционная  политика. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией  должна быть борьба с ее основополагающими  причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть: сокращение инфляционного потенциала, предсказуемость динамики инфляции, снижение темпов инфляции, стабилизация цен.

Стратегическая  цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в  соответствие с темпами роста  товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода.

В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции [16]. Однако одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном  спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию [19, c.16-20]. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.

Второй подход рекомендуется авторами - сторонниками монетаризма в экономической  теории. На первый план выдвигается  денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую  ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия) [21]. В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными лагами, которые различны в разных странах и в разных условиях.

Традиционными инструментами денежно-кредитной  политики, влияющими на размер и  структуру денежной массы, являются [1]:

  • Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая ценные бумаги, банк увеличивает денежную базу, продавая - сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.
  • Учетная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ - ставка рефинансирования). Учетная ставка - это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом, получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.
  • Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы - это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.
  • Валютное регулирование осуществляется путем проведения валютных интервенций ЦБ РФ, т. е. купли-продажи иностранной валюты на межбанковском и биржевом рынках с целью воздействия на курс рубля. Центральный банк покупает за счет золотовалютных резервов национальную валюту – повышая на нее спрос, а, значит, курс рубля будет увеличиваться. Увеличение курса национальной валюты способствует расширению импорта продукции.
  • Рефинансирование банков заключается в кредитовании Центральным банком коммерческих, в том числе переучет векселей. Таким образом,  через кредитование происходит поддержание ликвидности банков.
  • Установление ориентиров роста денежной массы. Количество денег в обращении регулируется по средством установления денежного агрегата (М2).
  • Прямые количественные ограничения - установление максимальных ставок по отдельным видам операций и сделок, ограничение и замораживание процентных ставок. Прямые ограничения применяются в исключительных случаях, после проведения консультаций с Правительством.

Монетарные  методы воздействия на инфляцию могут  быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда  изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушением платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев экономики») можно, главным образом, монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.

В качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией иногда проводят так  называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство  замораживает цены и номинальные  доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен - ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов - зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня.

 Оппоненты  политики цен и доходов считают,  что такая политика не только  не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому политика цен и доходов может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную. Такая политика использовалась для борьбы с инфляцией в ряде развивающихся странах в 80-е годы. В Аргентине, Бразилии, Перу она не дала положительного эффекта, тогда как в Мексике и Израиле она оказалась успешной. В Боливии успех в борьбе с инфляцией был достигнут чисто монетарными методами, без введения какого-либо контроля за уровнем цен и доходов. Поэтому целесообразность использования 'политики цен и доходов' даже в качестве дополнения к традиционным антиинфляционным методам сомнительна, во всяком случае, при высоком уровне инфляции.

Информация о работе Инфляция: общая характеристика