Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:45, курсовая работа
Цель работы - изучение понятий, сущности инфляции и ее особенностей в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие, сущность и формы проявления инфляции, причины инфляции.
2. Рассмотреть классификацию и механизмы инфляции.
3. Исследовать социально-экономические последствия инфляции и методы ее регулирования.
В отличие от
последователей Кейнса, представители
различных направлений
Следует отметить, что истинность той или другой точки зрения эмпирически не подтверждена. Можно признать, что при уровне инфляции до 5% в год происходит экономический рост. Инфляция выше этого уровня влияет на экономику негативно.
Еще одним негативным последствием инфляции является ухудшение платежного баланса страны или чистого экспорта, который представляет собой разницу между импортом и экспортом.
Предположим, что существует ряд стран, торгующих друг с другом и у которых объем экспорта равняется объему импорта. Если в какой-то из этих стран начнется постепенный постоянный рост цен, то экспорт из этой страны станет сокращаться, а импорт - расти. Платежный баланс становится отрицательным. Если такая ситуация будет развиваться дальше, то эта страна для покрытия дефицита должна либо использовать свои золотовалютные резервы, либо девальвировать национальную валюту. Использование золотовалютных резервов не может продолжаться достаточно долго из-за их ограниченной величины. Девальвация национальной валюты на первом этапе позволит сохранить пропорции платежного баланса и даже несколько усилит конкурентоспособность отечественных товаров за рубежом. Однако снижение курса национальной валюты приведет через некоторое время к диспропорциям в экономике, так как преимущество получат отрасли, ориентированные на производство экспортной продукции, а отрасли, потребляющие импортные товары, окажутся в упадке; кроме того, девальвация национальной валюты создаст проблему погашения иностранных кредитов.
Очевидно, что негативные
социальные и экономические последствия
инфляции вынуждают правительства
разных стран учитывать это явление
в своей экономической
Методы регулирования инфляции.
Основными формами стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика.
Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Денежная реформа осуществляется различными методами в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства.
Радикальные денежные реформы, связанные с изменением принципов организации денежной системы, как правило, ориентированы на долговременную стабилизацию денежной единицы. Таким реформам обычно предшествуют мероприятия, связанные с оздоровлением государственных финансов, созданием условий для укрепления экономики страны.
Частичные преобразования
денежной системы устраняют на небольшой
срок отдельные отрицательные
Денежные реформы проводились в условиях металлического денежного обращения – при серебряном или золотом стандарте, в том числе после Второй мировой войны, когда действовал золотодевизный или золотодолларовый стандарт.
После окончания войн и революций стабилизация денежного обращения как один из важнейших способов восстановления экономики проводилась при помощи следующих методов: нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации.
Нуллификация означает объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введение новой валюты. Так, в Германии в результате послевоенной гиперинфляции 20 –х годов и значительного обесценения рейхсмарки введенная в обращение в 1924 г. новая марка обменивалась в соотношении 1: 1 трлн старых рейхсмарок. Прежняя денежная единица была аннулирована.
Реставрация – восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы [20]. Например, после Первой мировой войны во время денежной реформы 1925 – 1928 гг. в Англии было восстановлено довоенное золотое содержание фунта стерлингов. После Второй мировой войны реставрация, или ревальвация, проводилась путем повышения официального валютного курса к доллару, а затем Международный валютный фонд регистрировал повышение золотого содержания денежной единицы. Например, ФРГ провела в рамках Бреттон – Вудской валютной системы три ревальвации (в 1961, 1969 и 1971 гг.). Неоднократные ревальвации проводила ФРГ и в рамках Европейской валютной системы.
Девальвация – снижение золотого содержания денежной единицы, а после Второй мировой войны – официального валютного курса к доллару США и его золотого содержания. Так, в результате двух девальваций доллара его золотое содержание было снижено в декабре 1971 г. на 7, 89%, а в феврале 1973 г. – на 10%. После введения «плавающих» валютных курсов в 1973 г. девальвация проводилась лишь в группировке с регулируемыми валютными курсами – в Европейской валютной «змее», на базе которой была создана Европейская валютная система [18].
Деноминация – метод «зачеркивания нулей», т. е. укрупнение масштаба цен. В частности, в Бразилии в 1988 г. была введена новая денежная единица нокрузадо, эквивалентная 1000 прежних обесцененных крузадо. В России в 1998 г. Также проведена деноминация рубля в соотношении 1 : 1000 старых руб.
После отказа от золотого стандарта и повсеместного перехода стран на не разменные на золото банкноты и казначейские билеты, которые подвержены хроническому обесценению, денежные реформы не могли обеспечить длительную стабилизацию денежных систем. С помощью денежной реформы удаётся добиться лишь временного и частичного упорядочения некоторых элементов денежной системы.
В современных условиях в развитых странах денежные реформы заменяются антиинфляционными программами в рамках различных планов стабилизации и проведения денежно-кредитной политики центральными банками.
Антиинфляционная политика. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.
Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть: сокращение инфляционного потенциала, предсказуемость динамики инфляции, снижение темпов инфляции, стабилизация цен.
Стратегическая цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода.
В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции [16]. Однако одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию [19, c.16-20]. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.
Второй подход
рекомендуется авторами - сторонниками
монетаризма в экономической
теории. На первый план выдвигается
денежно-кредитное
Традиционными
инструментами денежно-
Монетарные методы воздействия на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушением платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев экономики») можно, главным образом, монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.
В качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией иногда проводят так называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен - ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов - зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня.
Оппоненты
политики цен и доходов