Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:40, реферат
Нынешнее поколение людей, живущих в Украине, хорошо представляет всю остроту проблемы инфляции. В 90-х годах, особенно в первой половине, Украина неоднократно испытывала инфляционные шоки – резкие повышения общего уровня цен. Это был чрезвычайно тяжелый период для семей, предприятий, экономики и общества в целом. Ценовая нестабильность экономически и психологически буквально изматывала большинство людей, уничтожала их сбережение и парализовывала деятельность многих предприятий, создавала огромную социальную напряженность в обществе.
Введение…………………………………………………………………………………………………3
1. Понятие инфляции…………………………………………………………………………………….4
2. Измерение инфляции………………………………………………………………………………….6
3. Виды инфляции………………………………………………………………………………………..8
4. Причины инфляции…………………………………………………………………………………..11
5. Особенности инфляции в Украине…………………………………………………………………15
6. Последствия инфляции……………………………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………………………………19
Использованная литература…………………………………………………………………………….20
3. Виды инфляции.
Рис.1. Виды инфляции.
Открытая инфляция. Она характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.
Подавленная инфляция. Это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешне цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.
В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процеси, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.
Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» — нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.
Умеренная, когда цены растут менее, чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах.
Галопирующая инфляция ограничена рамками от 10 до 100% в год. Деньги обесцениваются довольно быстро, поэтому в качестве цен для сделок либо используют устойчивую валюту, либо в ценах учитываются ожидаемые темпы инфляции на момент платежа. Сделки начинают индексироваться. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер.
Гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами 1-2% в день, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.
Сбалансированная и несбалансир
При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной — цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.
Несбалансированность инфляции — большая беда для бизнеи. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы — лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.
Ожидаемая и неожидаемая инфляция. С точки зрения четвертого критерия различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая — наоборот. Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками ихациионного плана. [2,417-419]
Инфляция спроса – это нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса.
Вызвать ее может увеличение государственных заказов, спроса предпринимателей на способы производства в условиях полной занятости и почти полной нагружености производственных мощностей, а так же рост заработной платы. Все это вызывает излишек денег и рост цен. Таким образом, излишек платежных средств в обращении создает дефицит предложения.
Инфляция предложения – это рост цен в результате повышения издержек производства или сокращения совокупного спроса.
Причинами повышения издержек могут быть рост цен на сырье, энергоносители, повышение заработной платы, экономическая и финансовая политика государства. Увеличение издержек производства на единицу продукции в экономике сокращает прибыль и объем продукции, который предприниматели готовы предложить при данном уровне цен. В результате этого уменьшается совокупное предложение товаров и услуг, которое, в свою очередь, повышает уровень цен. [5,183]
4. Причины инфляции.
Милитаризация экономики |
Причины инфляции |
Рост внутреннего и внешнего государственного долга |
Несовершенная налоговая система |
Кризисные ситуации в финансово-кредитной системе |
Монополизация производства |
Внешнеэкономические факторы |
Как и большинство других явлений, характерных для рыночной экономики, инфляция не может быть оценена однозначно. Негативные последствия инфляции хорошо известны в нашей стране. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция вместе с тем способствует и экономическому росту. Поэтому, как и большинство других процессов, характерных для рыночного регулирования экономики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и уничтожено. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития.
Внутренние причины инфляции:
Внешние факторы инфляции связаны с усилением интернационализации хозяйственных связей между странами, которые сопровождаются обострением конкуренции на мировых рынках капиталов, товаров и услуг, рабочей силы, обострением международных валютно-кредитных отношений со структурными мировыми кризисами( энергетической, продовольственной, финансовой и др.). [5,180-181]
С избыточным совокупным спросом связывают одну из причин инфляции. Это так называемая инфляция спроса.
Избыточный, или завышенный, спрос возникает тогда, когда производственные мощности в стране практически полностью загружены и производство не может реагировать на растущие расходы потребителей увеличением физических объемов производства, а начинает «отражать» это давление спроса с помощью повышения цен.
Растущие расходы не во всякой ситуации обязательно вызывают рост цен. На рис.2 точка Qf соответствует объему национального производства при полной занятости, т. е. достигается полная загрузка производственных мощностей (Q — реальный объем производства и занятость).
Так, если состояние экономики соответств
Совокупные расходы формируются
Рис. 2. Движение объема национального производства и уровня цен.
Однако решающим моментом в инфляции, как считают многие экономисты, является деятельность государства. И прежде всего сфера, связанная с бюджетной и денежной политикой. Государство, как известно, контролирует денежное обращение в стране и, в частности, имеет возможность регулировать количество денег, находящихся е обращении. Между де. нежной массой и уровнем цен в стране имеется определенная зависимость. Поэтому, когда государство не может покрыть свои бюджетные расходы за счет налоговых и других неинфляционных поступлений и прибегает к денежной эмиссии т. е. увеличению денежной массы, это вызывает инфляцию или ускоряет ее темпы. Несомненно, такой характер деятельности государства стал одной из основных причин гиперинфляции в Украине в первой половине 90-х годов.
При характеристике связи, существующей между денежной массой и уровнем цен, многие экономисты обращаются к широко известному «уравнению обмена» американского экономиста И. Фишера, плодотворно занимавшегося анализом проблем инфляции. Это уравнение имеет следующий вид:
MV =PQ,
где М — количество денег в обращении; V — скорость обращения денег; Р — средний уровень цен; Q — физический объем произведенных товаров и услуг.
Формула показывает, что деньги, цены и товары определенным образом связаны между собой. Согласно уравнению обмена, увеличение количества денег при постоянных физических объемах производства и скорости обращения денег приведет к повышению цен.
Рост цен в результате повышения стоимости производст
Проанализируем теперь рост издержек на единицу продукции в качестве второй причины инфляции.
Как известно, любое производство требует ресурсов — труда, капитала, сырья, земли. Издержки — это платежи, которые необходимо осуществить, чтобы получить в распоряжение не обходимые для производства объемы ресурсов. Издержки на единицу продукции, или средние издержки, определяются путем деления общих (совокупных) издержек на объем произведенной продукции. Величина издержек является одним из основных факторов предложения товаров и услуг. Рост средних издержек приводит к снижению прибыли, сокращению объема продукции, предлагаемой к продаже при существующих уровнях цен. Уменьшение предложения приводит, при неизменных других условиях, к росту цен. Если физический объем производимых товаров уменьшается, то при том же совокупном спросе цены на товары возрастают.
С какими причинами может быть связан рост издержек? К основным факторам повышения издержек можно отнести следующие.
Информация о работе Инфляция. Понятие инфляции. Измерение инфляции. Виды инфляции. Причины инфляции