Инфляция: понятие, причины возникновения и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 20:57, реферат

Описание работы

В рыночной системе действует тенденция к экономической нестабильности не только в форме циклического развития. Равным образом нестабильность экономической системы связана и с инфляционным ростом цен. Инфляция является очень сложным социально-экономическим явлением. Основным источником инфляции выступает нарушение макроэкономического равновесия, разбалансированность экономических процессов. Сторонники неоклассического подхода ищут источники инфляции в чрезмерном росте производства, увеличении расходов или издержек производства.

Файлы: 1 файл

Инфляция.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Инфляция: понятие, причины возникновения и формы

Введение

В рыночной системе действует тенденция к экономической нестабильности не только в форме циклического развития. Равным образом нестабильность экономической системы связана и с инфляционным ростом цен. Инфляция является очень сложным социально-экономическим явлением. Основным источником инфляции выступает нарушение макроэкономического равновесия, разбалансированность экономических процессов. Сторонники неоклассического подхода ищут источники инфляции в чрезмерном росте производства, увеличении расходов или издержек производства.

В современных экономических условиях делаются попытки синтезировать оба подхода, рассмотреть различные стороны этого процесса. Если проанализировать инфляцию с позиции макроэкономического равновесия, то ясно, что стабильное состояние экономики характеризуется равенством на определенный момент времени платежеспособности спроса и общей суммы стоимости всех товаров (предложений). Если растет только спрос, а ему противостоит та же товарная масса (или она растет более медленными темпами), то сбалансированность рано или поздно нарушается. Ликвидировать это можно через рост цен, что ведет к снижению покупательной способности денежной единицы и потребности национальной экономики в дополнительной денежной массе.

Актуальность данной темы заключается в том, что инфляционные процессы в России напрямую связаны с развитием общей социально-экономической ситуации и оказывают огромное влияние не только на положение внутри самой страны, но и ее роль в мировой экономике.

В данной работе я рассмотрю сущность инфляции, ее причины и виды, механизмы открытой инфляции, и покажу изменения уровня инфляции в России за последние годы.

1. Сущность и  причины инфляции, ее виды и  формы

Большое влияние на экономический рост и развитие цикличности оказывает инфляция. Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой, имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами. Инфляция позволяет судить о степени устойчивости и сбалансированности экономики в целом и денежной системы в частности.

Рост цен не всегда является признаком инфляции. Он может быть обусловлен ухудшением условий добычи сырья; более высоким качеством продукции, производством более сложных и современных ее моделей; сезонными колебаниями цен; циклическими колебаниями экономической конъюнктуры; следствием стихийных бедствий и пр.

Причины инфляции

Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:

· монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование - объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

· структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

· внешние причины - сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

Среди институциональных причин инфляции можно выделить причины, связанные с денежным сектором, и причины, связанные с организационной структурой рынков. В целом данная совокупность причин выглядит следующим образом:

1. Монетарные факторы:

· неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства;

· финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке).

2. Высокий уровень монополизации экономики. Поскольку монополия обладает рыночной властью, она в состоянии влиять на цены. Монополизация может усилить инфляцию, начавшуюся вследствие других причин.

3. Милитаризированность экономики. Производство вооружений, увеличивая ВВП, не повышает производственный потенциал страны. С экономической точки зрения высокие военные расходы сдерживают развитие страны. Последствиями милитаризации являются бюджетный дефицит, диспропорции в структуре экономики, недопроизводство потребительских товаров при повышенном спросе, т.е. товарный дефицит и инфляция.

Виды инфляции.

В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

Открытая инфляция характеризуется обесценением денег, ростом цен. Она характерна для рыночной экономики, где цены и доходы формируются под воздействием спроса и предложения. Инфляционный рост цен деформирует рыночный механизм, но не ликвидирует реакцию экономики и рыночные сигналы: в долгосрочном периоде она не теряет способности к самонастройке в направлении равновесия при новом уровне цен.

Подавленная инфляция имеет место при формировании государством цен и доходов. Не проявляясь в росте цен, макроэкономическое неравновесие проявляется в этом случае прежде всего в хронических товарных дефицитах. Особо это характерно для отраслей с высокими издержками производства.

В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

· Ползучая (умеренная) - рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.

Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условиями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

· Галопирующая (скачкообразная) - рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

· Гиперинфляция - рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.

На масштабы инфляции влияет «инфляционное ожидание», которое связано с предполагаемым ростом цен. Различают два вида инфляционных ожиданий: адаптивные и рациональные.

Адаптивные - это инфляционные ожидания, основанные на представлении об изменении инфляции в прошлом Они изменяют поведение потребителей и производителей в сторону дальнейшего усиления инфляции.

Рациональные - это инфляционные ожидания, основанные на анализе будущих изменений, которые меняют поведение потребителей и производителей в сторону ослабления инфляции.

Различают также дефляцию, дезинфляцию и стагфляцию.

Дефляция - процесс долгосрочного и непрерывного снижения уровня цен. В этом случае деньги дорожают, а их покупательная способность повышается. Дезинфляция - процесс замедления темпов инфляции. Стагфляция - это рост цен, происходящий на фоне падения объемов производства.

В зависимости от причин возникновения рассматривают два вида инфляции: инфляция спроса и инфляция предложения.

1. Инфляция спроса

Порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен.

2. Инфляция предложения (издержек)

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов.

2. Механизмы открытой  инфляции

Характер инфляционных процессов во многом определяется и особенностями экономических систем. Централизованная экономическая система предполагает подавленную или скрытую инфляцию. В децентрализованной экономической системе инфляционные процессы носят открытый характер.

Скрытая инфляция сдерживается административно фиксированных цен. Для нее характерны тотальный административный контроль за ценами и доходами, устойчивый дефицит потребительских товаров и факторов производства и успешное функционирование теневой экономики. Открытая инфляция характеризуется общим повышением цен в результате свободного формирования цен и доходов в основном под воздействием спроса и предложения.

Виды открытой инфляции:

Инфляция спроса - порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства (дефицит товара).

Инфляция предложения (издержек) - означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

Сбалансированная инфляция - цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.

Несбалансированная инфляция - цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

Прогнозируемая инфляция - это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

Непрогнозируемая инфляция - становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

Адаптированные ожидания потребителей - явление, связанное с деформацией потребительской психологии. Сверх повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на товар. (Спрос рождает предложение).

Основными элементами механизма открытой инфляции являются:

· адаптивные инфляционные ожидания, представляющие результат информации о настоящих и предшествующих уровнях инфляции;

· инфляция издержек, вызываемая повышение цен под влиянием роста издержек производства;

· инфляция спроса, вызываемая ростом цен в результате превышения спроса над предложением;

· структурная инфляция, связанная с повышением общего уровня цен, условиями формирования цен на некоторых рынках или некоторых отраслях экономики.

Основой механизма открытой инфляции является избыток спроса или давление издержек на цены.

Инфляция спроса означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса. Основными причинами здесь могут быть расширение государственных заказов (военных или социальных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной, почти 100% загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы) в результате согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В такой ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут ответить на увеличившийся спрос ростом предложения товаров. Иными словами, избыток в обращении платежных средств наталкивается на ограниченное предложение товаров и это выражается в росте уровня цен. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».

Инфляция издержек означает рост цен вследствие увеличений издержек производства. Причинами увеличения издержек могут быть: олигополистическая практика ценообразования, финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы и др.

Поскольку общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов населения, то неизбежны как требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату трудящихся, так и государственная политика компенсации денежных потерь от инфляции. Возникает порочный круг - рост цен вызывает требования повышения доходов населения, что, в свою очередь, приводит к новому скачку цен, т. к. растут издержки предпринимателей на зарплату. При этом успешная государственная антиинфляционная политика предполагает, что программы индексации доходов не могут быть полностью исчерпывающими для всех слоев населения или одинаковыми для работников разных отраслей экономики.

На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, они тесно взаимодействуют, поэтому рост зарплаты, например, может выглядеть и как инфляция спроса и как инфляция издержек.

3. Показатели изменения  уровня инфляции

Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен, который рассчитывается по отношению к базовому периоду.

Индекс потребительских цен определяется по формуле: (Стоимость потребительской корзины за данный год разделить на стоимость потребительской корзины за прошлый год) умножить на 100%. В качестве базового периода выступает предыдущий месяц или декабрь предыдущего года, который рассчитывается по отношению к базовому периоду.

В России Федеральная служба государственной статистики публикует официальные индексы потребительских цен, которые характеризуют уровень инфляции.

Индекс потребительских цен (таблица 1) рассчитывается в соответствии с Основными положениями о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен, утвержденными Постановлением Госкомстата РФ.

Таблица 1. Индексы потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации в 2009-2010 гг. (на конец периода в %) [9]

 
 

2009 год

2010 год

 

к предыдущему месяцу

     

Январь

102,4

101,6

 

Февраль

101,7

100,9

 

Март

101,3

100,6

 

Апрель

100,7

100,3

 

Май

100,6

100,5

 

Июнь

100,6

100,4

 

Июль

100,6

100,4

 

Август

100,0

100,6

 

Сентябрь

100,0

100,8

 

Октябрь

100,0

100,5

 

Ноябрь

100,3

100,8

 

Декабрь

100,4

101,1

 

Декабрь в% к декабрю предыдущего года

108,8

108,8

 
       

Информация о работе Инфляция: понятие, причины возникновения и формы