Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 06:13, контрольная работа
Понятие «инфляция» происходит от латинского слова infljatio, что означает «вздутие», т.е. наполнение каналов обращения избыточными денежными знаками, не обеспеченными товарами.
Инфляция- один из наиболее значительных аспектов нестабильности экономики. Она представляет собой обесценивание денег, и в силу этого идет процесс повышения общего уровня цен. Но это внешнее проявление процесса. Инфляция сопряжена с состоянием экономики, ее спадом, нарушением финансов, разбалансированностью бюджета, кредитно- денежной системы, лихорадкой и фискальной политике и т.д. Инфляция поражает все стороны и все звенья экономики. Чтобы бороться с инфляцией, надо уметь ее измерять.
1. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
2. Предложение денег. Равновесие на денежном рынке.
3. Расчетные задания
Список использованной литературы
Содержание
Понятие «инфляция» происходит от латинского слова infljatio, что означает «вздутие», т.е. наполнение каналов обращения избыточными денежными знаками, не обеспеченными товарами.
Инфляция- один из наиболее значительных аспектов нестабильности экономики. Она представляет собой обесценивание денег, и в силу этого идет процесс повышения общего уровня цен. Но это внешнее проявление процесса. Инфляция сопряжена с состоянием экономики, ее спадом, нарушением финансов, разбалансированностью бюджета, кредитно- денежной системы, лихорадкой и фискальной политике и т.д. Инфляция поражает все стороны и все звенья экономики. Чтобы бороться с инфляцией, надо уметь ее измерять. Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Для определения инфляции выбирается какой- либо период в качестве базового. Обычно берутся годы наиболее стабильного функционирования экономики. Важно, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.
Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами: инфляцией спроса (инфляцией покупателей) и инфляцией издержек (инфляцией продавцов). В сущности, это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна - со стороны спроса (избыток денежных средств у покупателей), другая -со стороны предложения (рост производственных издержек).
Что такое инфляция спроса? Это вид инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Избыток денег образуется при дефиците товаров. Подобная ситуация на внутреннем рынке нашей страны наблюдалась в 70-80-х гг.
Чтобы финансировать дополнительные расходы, государство выпускает бумажные деньги, не обеспеченные товарной массой. Подобная практика выпуска "нематериальных" денег представляет собой своего рода инфляционный налог. Печатание дополнительных денег практически ничего не стоит государству, но позволяет наращивать расходы. Налог падает на общество, прежде всего на тех, кто имеет сбережения, хранит наличные деньги.
Ценность старых денег, находящихся у населения, стремительно падает. Если, к примеру, в течение года цены выросли на 130%, значит, покупательная сила рубля упала в 2,3 раза, т.е. в декабре она составила 43 коп.
Инфляция спроса может иметь смысл при специфических условиях: при низком темпе экономического роста, наличии недозагруженных мощностей. В этом случае подстегивание спроса послужит своеобразным стимулом активизации производства.
Как отмечалось, развитие инфляции может иметь место и без дополнительного подстегивания спроса. Инфляционный рост цен происходит в условиях, когда спрос не растет, а падает. Причину следует искать со стороны предложения. Это другой вид инфляции - инфляция издержек. Механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки.
Возможны два исходных момента: а) издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) и в силу удорожания сырья и топлива (рост цен на импорт, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.); б) производители повышают цены, используя свое монополистическое положение или создавая его путем сговора.
В отличие от инфляции спроса инфляция издержек, по мнению ряда экономистов, обладает некоторыми предпосылками к самопогашению. Повышение цен в результате роста издержек ведет к сокращению производства, а это неизбежно сопровождается обострением конкуренции, поиском средств, направляемых на рационализацию производства, снижение производственных и транзакционных издержек.
В
реальной действительности выделить два
вида инфляции довольно трудно. Важно
учитывать, какой вид инфляции является
генератором инфляционного
Для
большинства индустриально
Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляции превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
Галопирующая
инфляция дезорганизует хозяйство,
наносит серьезный
Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционировании денежно-кредитной системы, возрождает бартер.
Высокие темпы роста общего уровня цен отрицательным образом воздействуют и на фискальную систему из-за так называемого эффекта Танзи-Оливера (латиноамериканские экономисты, обратившие внимание на этот эффект в 70-х гг. XX века). Дело в том, что инфляция обесценивает
поступления от налогообложения. Так, если налоги начисляются, например, в III квартале, а выплачиваются в IV квартале года, то при гиперинфляции падает реальное значение налоговых поступлений в бюджет.
В условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения.
Инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наемных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции.
Антиинфляционная политика
В связи с тем, что антиинфляционная политика в первую очередь направлена на устранение причин инфляции, главными ее составляющими являются контроль и регулирование совокупного спроса и совокупного предложения.
Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение являются налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.
При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряженной со спадом.
В
условиях спада налогово-бюджетная
политика направлена на повышение совокупного
спроса путем наращивания
С
помощью денежно-кредитного регулирования
можно добиться замедления инфляционных
процессов путем изменения
Довольно эффективной временной мерой по преодолению инфляции, сопряженной со спадом, является контроль над заработной платой и ценами. Такой контроль при наличиии доверия к правительственным мерам должен сократить уровень ожидаемой инфляции.
Инфляция, связанная с избыточным спросом, может сдерживаться ндексацией, которая предполагет, что все долгосрочные контакты – договоры с профсоюзами о заработной плате, контракты на поставку промышленной продукции и предоставление ссуд- должны корректироваться синхронно с изменением цен. В этом случае существует вероятность более быстрой реакции темпа инфляции на замедление роста совокупного спроса.
Перечисленные выше меры воздействуют на изменение совокупного спроса с целью сдерживания темпа инфляции. Такого же эффекта можно добиться, воздействуя на совокупное предложение. Такого рода политика получила название «концепция предложения» и включает комплекс мероприятий, важнейшим из которых является уменьшение предельных ставок налогообложения, способствующее усилению трудовой мотивации, росту сбережений и инвестиций, развитию конкуренции.
При разработке антиинфляционной политики с определенной долей условности можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.
Антиинфляционная стратегия включает четыре основных компонента:
Меры инфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:
Вся совокупность разнообразных финансовых средств, обращающихся на рынке в качесте денег, образует предложение денег. Предложение денег в экономике регулируется в основном Центральным банком, а также в определенных случаях в нзначительной мере зависит и от поведения населения и крупных коммерческих и финансовых структур.
В узком смысле предложение денег, обозначаемое М1, состоит из двух элементов: наличность, т. е. металлические и бумажные деньги, находящиеся в обращении; чековые вклады, т.е. вклады в коммерческих банках, раззличных сберкассах и сберегательных учреждениях, на которые могут быть выписаны чеки.
Металлические и бумажные деньги являются обязательствами государства и государственных агентов. Текущие же счета предстваляют обязательства коммерческих банков и сберегательных учреждений.
Металлические деньги в цивилизованных странах составляют малую часть денежного предложения. Металлические деньги- это, по существу, «удобные деньги», в том сысле, что они позволяют совершать любые виды мелких покупок. К тому же они являются символическими деньгами. Символическое их свойство состоит в том, что действительная стоимость, т.е. стоимость металлического слитка, содержащегося в самой монете, очень незначительна. Это делается специально для того, чтобы предотвратить переплавку символических денег с целью их прибыльной продажи в качестве золотых или серебряных слитков. Если бы, например, 20-копеечная монета содержала серебряный слиток стоимость 30 копеек, то было бы выгоднее переплавить эти монеты и продать в качестве слитков, несмотря на незаконность подобных действий. В этом состоит один из потенцальных недостатков металлических денег. Если их ценность как металла превысит их ценность как денег, то они прекратят функционировать в качестве средства обращения.