Инфляция: причины, виды, последствия, способы борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

В мире почти нет стран, где бы во второй половине ХХ вв. не существовала инфляция.
Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас – повсеместный, всеохватывающий, если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас хронический.

Содержание работы

Введение………………………………………….……………...……………………….…….…….31. Сущность и причины инфляции……………………….. …………..…………..…………..…4
2. Виды инфляции…………..……………………………………………...………..………..….....5
3. Социально-экономические последствия инфляции…………...…………..………….……8
4. Формы и методы антиинфляционной политики…………..……………….….…………...10
5. Денежная реформа, как один из инструментов борьбы с инфляцией…………...……18
6. Рекомендации по борьбе с инфляцией в России………………………….……...…..….21
Заключение…………………………………………………………………...……………………..26 Список литературы………………………....………………...……………………………………28

Файлы: 1 файл

макроэкономика курсовая.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

-  укрепление механизмов  рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Лишь в этом случае вероятно изменение психологии потребителей, устранение из нее инфляционных мотивов. Потребитель должен убедиться, что колебания цен на сравнительно небольшое количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения;

- существование правительства  национального согласия, пользующегося  доверием большинства граждан  и проводящего антиинфляционную  политику.

 При этом правительство ставит  перед собой вполне определенные, практически осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные задачи, заблаговременно информируя об этом население. Имеются в виду, например, регулярные сообщения об уровне инфляции, который оно собирается удержать, и необходимом для этого темпе роста денежной массы. Если обещания неукоснительно выполняются в течение хотя бы нескольких лет, то срабатывает эффект объявления: производители и потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно контролировать ее. Чем выше доверие населения, тем охотнее оно приспосабливает свои решения о ценах, предложении, спросе, сбережениях и т.п. к установленному правительством ограничению на прирост денежной массы. Экономическое поведение людей изменяется, что способствует снижению инфляционных ожиданий.

Для того, чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени  независимо от состояния бюджета, интенсивности  инвестиционного процесса, уровня безработицы  и т.д.  Тогда экономика дополнительно ощутит и эффект объявления. В инфляционной экономике денежная политика должна играть главенствующую роль. Только руководствуясь принципом, что в инфляционной обстановке нет и не может быть причин, вынуждающих превысить лимит денежной массы, государство имеет шанс остановить инфляцию.

Стоит заметить, что стоит  денежным ограничениям хотя бы немного  стабилизировать темп роста цен, начинают меняться адаптивные инфляционные ожидания. При прочих равных условиях, чем слабее ожидания, тем выше склонность к сбережениям. В свою очередь, приток сбережений позволяет решать бюджетные проблемы, в частности финансировать дефицит, все меньше прибегая к кредитам центрального банка. Последнему становится легче проводить неинфляционную денежную политику. Таким образом, каждый успех денежной стратегии служит условием ее дальнейшего эффективного осуществления, т.е. представляет собой самоусиливающийся процесс.

Режим жестких денежных ограничений относится к сильнодействующим  регуляторам экономики, и пользоваться им надо с предельной осторожностью. Поскольку рыночные механизмы работают не идеально, проведение антиинфляционной денежной политики сначала обязательно оборачивается резким подъемом процентных ставок.

Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может  решиться двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства. 
Рост налогов, формирующих доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития.

Совершенствование налоговой  системы можно превратить в элемент  антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную  стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению. В конечном счете вероятен рост государственных доходов и сокращение дефицита.

Следует признать, что в принципе антиинфляционные резервы налогообложения ограничены и быстрых эффектов не дают. Поэтому основная нагрузка, связанная с сокращением дефицита бюджета, ложиться на уменьшение государственных расходов.

Сокращение бюджетных  ассигнований, а вместе с ним и дефицита представляет собой сложный процесс, требующий довольно продолжительного времени. Недопустимы резкие сокращения тех или иных статей бюджета. Нужен стратегический план восстановления равновесия государственного бюджета. Например, государственные дотации убыточным предприятиям за счет средств бюджета является необоснованными в рыночном хозяйстве. Предположим, что они прекращены. Конечно, дефицит бюджета уменьшится. Одновременно последуют массовые банкротства и увольнения, начнется рост безработицы, что нанесет бюджету двойной удар. С одной стороны, потребуется увеличить государственные расходы, связанные с социальным обеспечением дополнительного количества безработных, их переквалификацией, трудоустройством и т.д. С другой – станет неизбежным сокращение доходов за счет снижения прибыли предприятий и уменьшения суммы подоходного налога. Возможно, что в конечном счете правительство получит противоположный результат – увеличение дефицита, ускорение инфляции.

 Главный принцип  сокращения бюджетных расходов состоит в следующем: постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации здравоохранения и образования и т.д.

Организуя правильную денежную политику и добиваясь сокращения бюджетного дефицита, государство подходит к проблеме инфляции со стороны спроса. Помогая структурным преобразованиям и налаживая конверсию военного производства, оно наступает на инфляцию со стороны товарного предложения. Это особенно важно в отечественной экономике, чувствительной к инфляции предложения.

Таковы основные черты  антиинфляционной стратегии, результаты которой экономика почувствует по прошествии длительного периода времени.

 

 Антиинфляционная  тактика

 Когда инфляционная  обстановка нетерпима, требуется  мобилизовать тактический, быстродействующий  потенциал антиинфляционного регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции, резервы краткосрочного регулирования не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию.

 Антиинфляционная  тактика даст максимальный результат,  воздействуя на инфляционный  разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить  предложение без соответствующего  повышения спроса, либо будет  способствовать снижению текущего  спроса без соответствующего падения предложения. Любые другие противоинфляционные мероприятия принесут меньший эффект.

 Краткосрочные резервы  роста предложения:

- государственная поддержка повышения товарности экономики. Имеется в виду льготное налогообложение предприятий, продающие побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею, и т.п. такая деятельность не требует значительных дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов. Однако уровень товарности экономики можно повышать лишь до определенного предела.

- поддержка формирования новых рынков, особенно в тех секторах экономики, где совершается переход от натурального к товарному производству. Примером может служить мировой рынок информационных услуг, который находится в стадии становления: международные потоку информации товарны примерно на 30%, остальная информация проходит по внутренним каналам транснациональных корпораций, оставаясь в стороне от открытого рынка. Информация как товар обладает уникальными антиинфляционными достоинствами. Первоначально ее изготовление сопряжено со значительными затратами, связанными с финансированием научных исследований и технологических разработок. Дальнейшее воспроизводство, тиражирование идет с минимальными издержками, что равнозначно приращению товарного предложения. Кроме того, от многих других товаров и услуг информация отличается тем, что на протяжении своего жизненного цикла не исчезает в сфере конечного потребления, а возвращается оттуда, вновь превращаясь в объект купли-продажи.  Происходит многократное увеличение предложения без адекватного повышения спроса.

- разумно организованная приватизация государственной собственности несет в себе антиинфляционный заряд. Она ведет к увеличению государственных доходов ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита. Более того, эта форма разгосударствления дает эффект прямого действия: проявление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса.

- действенными средствами краткосрочной антиинфляционной политики могут стать массированный потребительский импорт и частичная реализация государственных стратегических запасов.

Краткосрочные резервы  снижения текущего спроса:

- повышение ставки процента по вкладам, если правительство намерено повлиять на поведение владельцев денежного дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам должен быть не меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий. В противном случае едва ли удастся привлечь сбережения, ибо вкладчики, передавая свои деньги банку, вправе рассчитывать, что не понесут потерь.

- повышение процента по государственным облигациям, распространение акционерной формы собственности, приватизация, продажа земли могут привлечь значительные сбережения. Подобные меры дают реальный антиинфляционный эффект и позволяют приостановить разрушительный процесс гиперинфляции. 
- для понижения уровня ликвидности сбережений практикуется повышение нормы процента по срочным вкладам и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе. Иногда вводится временное замораживание вкладов до востребования.

-  в качестве краткосрочного противоинфляционного средства может использоваться повышение курса национальной валюты. Если внутренние рынки достаточно конкурентны и отсутствуют разного вида внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике. Нельзя не указать на изрядную противоречивость такого регулирования. Когда валютный курс идет вверх, дорожает экспорт, которому становится все труднее пробиваться на внешние рынки. Поэтому ухудшается торговый, а вслед за ним и платежный баланс. Чересчур высокий курс валюты отпугивает иностранных инвесторов, негативно сказывается на зарубежных капиталовложениях в национальную экономику.

 

 

5. Денежная реформа, как один из инструментов борьбы с инфляцией

 

 Экономика России  имеет переходный характер. Это  предполагает иное, отличное от  практики развитых стран, протекание  инфляционных процессов. До 1992 года  инфляция в России носила скрытый характер. Повышение курса рубля, безусловно, укрепляет экономическую мощь страны, дает толчок для роста внутреннего производства, повышает ее инвестиционную привлекательность.

С сентября 2008 года, когда  мировой экономический кризис начал  оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в ноябре 2008 года утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы.

Социально-экономическая  политика Правительства Российской Федерации и бюджетные проектировки на среднесрочную перспективу (2010-2012 годы) будут разрабатываться с  учетом проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства  Российской Федерации на период до 2012 года исходя из необходимости:

-проведения институциональных  преобразований, обеспечивающих развитие  человеческого капитала, повышение  эффективности образования, здравоохранения,  пенсионного обеспечения, улучшения  жилищных условий, развития сферы культуры;

-сокращения дифференциации  населения по уровню доходов;

-снижения зависимости  экономического роста от экспорта  топливно-сырьевых товаров, развития  внутреннего спроса и конкуренции  на товарных рынках;

-повышения защищенности  частной собственности, совершенствования экономических институтов, последовательного снижения роли государства как собственника промышленных и финансовых активов;

-значительного роста  инновационной активности и ускорения  технологической модернизации отраслей  экономики, стимулирования повышения ресурсо- и энергоэффективности;

-развития производственной  инфраструктуры;

-обеспечения макроэкономической  сбалансированности, сокращения бюджетного  дефицита, снижения уровня инфляции  и процентных ставок, устойчивости  рубля и повышения его международной привлекательности;

-повышения эффективности  и надежности банковской системы,  формирования устойчивого финансового  рынка;

-уменьшения региональной  дифференциации, ускорения развития  депрессивных и слаборазвитых  регионов.

По данным Министерства Финансов в августе – октябре 2009 года была  зафиксирована нулевая инфляция. «Надежды на повторение прошлогодней динамики цен растаяли уже в середине июля, когда началось ускорение роста цен на отдельные производственные товары. В августе указанные негативные тенденции приняли более выраженный характер и распространились на широкую группу продуктов питания. В итоге за восемь месяцев текущего года инфляция составила 5,4%. Показатель инфляции в годовом выражении а августе составил 6,1% против 5,4% месяцем ранее.

Информация о работе Инфляция: причины, виды, последствия, способы борьбы