Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 18:07, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности инфляционных процессов.
Поставленная цель достигается при решении следующих задач:
Рассмотреть инфляцию и ее природу, типы, формы как экономический процесс.
Выделить особенности причин инфляционных процессов в современной экономике.
2) Инфляционные ожидания из-за неэффективной политики правительства. Так, если в условиях экономического спада, дефицит бюджета покрывается за счет эмиссии, что увеличивает предложение денежных средств в экономике, то это только будет раскручивать инфляционные тенденции в экономике. Погашение дефицита бюджета за счет эмиссии, тем более на протяжении нескольких финансовых лет, не только увеличивает фактическую инфляцию, но и формирует повышенные инфляционные ожидания на будущие периоды. Поэтому чем дольше продолжается эмиссия на популистские цели, тем дольше надо будет бороться с инфляцией, не только фактической, но и с той, что в умах – инфляционными ожиданиями. 8
Кроме того, инфляционные ожидания в условиях экономического спада снижают инвестиции в экономику. Производители товаров и услуг откладывают капиталовложения из-за неопределенности будущего уровня инфляции. В условиях экономического спада, повышение уровня инфляции, снижает покупательную способность населения и, как следствие, совокупный спрос, поэтому дополнительные мощности в условиях сужающегося рынка не найдут адекватного спроса.
Более того, из-за повышения инфляционных ожиданий, с одной стороны, население пытается как можно скорее избавиться от постоянно теряющих покупательную способность денежных знаков, а с другой стороны, производители товаров и услуг сокращают мощности. Происходит увеличение цен еще большими темпами, так как на увеличение денежной массы из-за эмиссионной политики правительства, накладывается увеличение скорости обращения денежных средств из-за «бегства» населения от денег, а также сокращение товарной массы, все это в совокупности еще больше увеличивает инфляцию и инфляционные ожидания. В таких условиях, инфляционные ожидания на каждом витке только увеличиваются, что еще больше усложняет процесс борьбы с инфляцией.
3) Инфляционные ожидания, формирующиеся при изменении валютного курса.
Из-за девальвационных ожиданий, все экономические субъекты будут пытаться повысить цены с тем, чтобы в долларовом эквиваленте доход остался на прежнем уровне. Девальвация национальной валюты приводит к повышению цен на импортные товары, но уровень цен увеличивается и на отечественные товары, даже такие, в себестоимости которых не участвуют какие либо импортируемые составляющие. Это происходит из-за того, что повышение цен на импортные товары снижает уровень покупательной способности экономических субъектов, чтобы повысить ее хотя бы до прежнего (додевальвационного) уровня, производители товаров и услуг повышают цены на отечественные товары. Так раскручивается инфляционная спираль из-за девальвации. Девальвация приводит к повышению цен на все группы товаров, что приводит к сокращению совокупного спроса, что, в свою очередь, приводит к сокращению производства. Из-за сокращения производства и совокупного спроса, происходит отток иностранных инвестиций, что увеличивает спрос на валюту на межбанковском валютном рынке, а если параллельно происходит «бегство» от денег, то происходит еще один виток девальвации, которая еще больше увеличивает инфляционные и девальвационные ожидания. Девальвация раскручивает инфляцию из-за снижения совокупного дохода. Инфляционные ожидания, в условиях девальвации национальной единицы, на каждом ее витке, только увеличиваются, если не предпринимать никаких шагов в денежно-кредитной политике.
Из-за ревальвационных ожиданий, все экономические субъекты будут пытаться повысить цены, номинированные в условных единицах, с тем, чтобы в рублевом эквиваленте доход остался на прежнем уровне. Из-за высокой долларизации экономики, ревальвация национальной валюты воспринимается как снижение совокупных доходов, получаемых в долларах, поэтому, при ревальвационных ожиданиях, цены будут повышаться на все группы товаров, продаваемые за иностранную валюту, однако значительно меньшими темпами по сравнению с девальвацией. Другими словами, происходит инфляция цен, номинированных в иностранной валюте. Тем не менее, ревальвация национальной единицы обычно связана с ростом экспорта, инвестиций в экономику, импортозамещением, а также снижением долларизации экономики – источника инфляционных ожиданий при изменении валютного курса. При экономически обоснованных обстоятельствах, ревальвация национальной единицы приводит к снижению цен на импортные товары в рублевом эквиваленте, поэтому происходит снижение цен (или, как минимум, неповышение) на импортные товары (Рис.1). Также происходит параллельное вытеснение наличной иностранной валюты из оборота, что повышает эффективность монетарной политики ЦБ РФ (сокращение наличных долларов в обороте, повышает действенность влияния финансовых инструментов ЦБ РФ), что также снижает как фактическую инфляцию, так и инфляционные ожидания.
Можно сделать вывод, что с инфляционными ожиданиями при росте экономики и ревальвации национальной единицы не надо бороться, они затухают и стремятся к несущественному уровню самостоятельно. В условиях же спада экономики вместе с популистской политикой правительства, а также в условиях девальвации национальной единицы, инфляционные ожидания раскручиваются каждый раз с удвоенной силой. Поэтому при прогнозировании будущей инфляции необходимо учитывать не только возможные экономические условия развития страны, но и источники инфляционных ожиданий.
В качестве подтверждения можно привести следующие данные:
Рис. 1. Формирование ВВП по годам в 2002-2011 гг. в текущих ценах, трлн. руб., и прирост, %.9
Изначально, бюджет на 2010 год предусматривал дефицит в размере 6.8% от ВВП при условии, что цена на нефть Urals составит как минимум 58 долларов за баррель. Однако нефть торговалась на уровне 79 долларов за баррель, что позволило сократить дефицит бюджета до 3.9% от ВВП. Таким образом, российское правительство начинало 2011 год, как чистый финансовый кредитор соотношением долга и ВВП на уровне 7.3% при этом 8% от ВВП (144 млрд. долларов) остались в нефтяных фондах.
Несмотря на то, что федеральный бюджет включает в себя лишь незначительное ужесточение, на 0.5% от ВВП, главное бремя связано с существенным повышением социальных выплат во внебюджетные фонды, в первую очередь, в пенсионные, с 26% до 34% на зарплаты менее 13 500 долларов в год. Это увеличение, - при условии добросовестного соблюдения налоговых требований - позволит привлечь в пенсионные фонды около 650 млрд. рублей, что составляет 1.5% от ВВП. Первое полугодие 2011 года - тяжелое время для российского потребителя. Бюджетные заработные платы и пенсии индексируются в соответствии с инфляцией. Резкое повышение социальных страховых взносов, скорее всего, приведет к тому, что компании, не относящиеся к высокоприбыльной товарно-сырьевой элите, не смогут повышать заработные платы.
Рис.2. Ежегодный прирост инфляции в России в 2002-2011 гг., %.10
Теоретически, при наличии свободных производственных мощностей в экономике, дополнительный спрос, связанный с увеличением денежной массы, генерирует рост объема производства, а не цен. Однако свободных мощностей осталось очень мало. В большинстве промышленных секторов показатель использования производственных мощностей держится на уровне 60%, что на 5-10% ниже циклических максимумов 2008 года. Однако условия на рынке труда начинают ужесточаться, безработица снизилась к докризисным уровням 6.8% против кризисного максимума в начале 2009 года на 9.4%. На московском рынке труда она не превышает 2%. Между тем, в некоторых секторах, связанных с экспортерами сырья, таких как трубопрокатная промышленности и разработка месторождений, отмечаются высокие уровни использования производственных мощностей на фоне роста цен.11
Чистый рост налогов и социальных взносов - при условии, что компании не будут уклоняться от уплаты - позволит привлечь 900 млрд. рублей, тогда как объем внутренних заимствований, при помощи которых предполагается профинансировать 75% дефицита бюджета 2011 года, составит 1.3 трлн. рублей. Эти меры помогут осушить ликвидность на 175 млрд. рублей в месяц с соответствующими последствиями для инфляции с временным лагом 12-16 месяцев. Даже если проблемы с уклонением от налогов позволят собрать только 50% от предполагаемых дополнительных социальных взносов, а Минфин использует другие источники финансирования и прибегнет к внутренним заимствованиям лишь на 50%, этого уже будет достаточно, чтобы вернуть инфляцию в диапазон 6-7% к середине 2012 года. Этот прогноз зависит от того, прибегнет ли Минфин к запланированной программе внутренней эмиссии долговых бумаг для финансирования дефицита и осушения ликвидности.
.
Рис. 3. Сравнительная динамика среднегодовых курсов доллара США и евро в период 2004-2011 гг., руб.12
За последние десять лет разрыв между рыночным курсом и паритетом покупательской способности - основным показателем степени недооцененности валюты - сузился с 75% недооцененности до 33%. С учетом текущего паритета покупательской способности курс рубля по отношению к доллару должен составлять 20.3. Частично, это расхождение оправдано более высокой степенью риска в России. Тем не менее, рублю еще есть куда расти.13
Рассмотрим теперь последствия инфляции.
Прежде следует выделить:
инфляция снижает ценность денег, их
покупательную способность. С этим
видом более-менее научились
Инфляция ухудшает условия торговли: товары станут менее конкурентоспособными в масштабах мировой экономики. По сути, это означает, что иностранцы будут покупать меньше российских товаров, а россияне же, напротив, переключатся на товары зарубежного производства — экспорт упадет, импорт возрастет.
Но в тоже время инфляция облегчает выплату долгов (что сейчас пытаются сделать как США так и ЕС). Проблема здесь примерно такая же, как и в случае с падающей покупательной способностью: да, застраховаться можно, но лишь частично, поскольку знания и предсказательные способности по природе своей не могут быть идеальными.
Выделяются некоторые другие негативные последствий инфляции. К таковым причисляют, например, возникновение издержек «меню». Еще одно обвинение в адрес инфляции заключается в том, что с ней связаны издержки «стоптанных башмаков».14
Таким образом, инфляция является своего рода дополнительным налогом, перераспределяющим средства от частного сектора к государству.
Как уже упоминалось выше, негативные последствия инфляции можно предотвратить или по крайней мере ограничить, если представлять себе ее грядущий уровень. В принципе, все не так плохо - ключ к победе над инфляцией лежит в обуздании инфляционных ожиданий. Это не так сложно сделать, если правительство пользуется доверием граждан. Можно добиться даже нулевой инфляции, но одно из основополагающих принципов экономики: делать что-либо нужно лишь в том случае, если дополнительные выгоды превысят издержки, связанные с выполнением задачи. Каковы дополнительные выгоды снижения инфляции до нуля? Они крайне невелики: низкая инфляция обычно довольно стабильна, да и издержки меню в данном случае почти сводятся на нет. Если люди верят, что инфляция составит обещанные проценты, а правительство настроено поддерживать ее на таком уровне, ничье благосостояние не пострадает. Но держать инфляцию на абсолютном нуле почти невозможно - слишком уж тонко надо управлять экономикой — и существует вероятность превращения ее в дефляцию, то есть снижение уровня цен. И правда, если цены вдруг начинают падать, то людям становится выгодно отложить потребление на завтра, ведь завтра будет дешевле. В результате спрос на продукцию фирм падает, они увольняют работников, те потребляют еще меньше, и т.д.
Как известно, в период финансово-экономического кризиса, решающее воздействие на инфляцию оказывала денежно-кредитная политика. На динамику ИПЦ и дефлятор ВВП непосредственно воздействовали варьирование денежной массы и обменного курса рубля к доллару США15.
Однако, с ослаблением кризисных явлений и ростом экономики, влияние монетарных факторов воздействия слабеет. Теперь денежно-кредитная политика влияет на динамку инфляции посредством:
Кроме того в период подъема влияние оказывают и немонетарные факторы, такие как:
Так, кроме методов кредитно-денежной политики должны использоваться и такие инструменты, как: снижение инфляционных ожиданий, институциональные преобразования, позволяющие снизить рост тарифов естественных монополий, урегулировать темп роста оплаты труда и увеличения производительности труда.
Поэтому независимо от того, монетарный или немонетарный характер инфляции, у государства есть только два варианта воздействия на инфляцию через снижения предложения денег: резко или путем шоковой терапии; граудированно (постепенно)16.
Первой среди мер государственной политики по снижению инфляции должно стать таргетирование. Сегодня таргетирование признается наиболее гибким инструментом, влияющим на большой круг показателей экономики.
Так, Центральный банк дает прогноз инфляции, который сравнивается с показателями инфляции, которых желательно достигнуть. Полученная разница позволяет сделать выводы о необходимых корректировках денежно-кредитной политики государства. Таким образом устанавливается плановой уровень инфляции и меры, необходимые для его достижения17.
Сегодня согласно мнению экспертов достигнуть уровня инфляции в 3-4 % не получится в течение нескольких лет. Для достижения указанной цели необходимо осуществлять дотации в сельское хозяйство, проводить пересмотр тарифной политики предприятий-поставщиков сырья и ресурсов, транспорта.
Также мерой борьбы с инфляцией станет привлечение инвестиций. Сегодня в России государственные инвестиции незаменимы, поэтому следует их расширять. Также надо создавать условия, при которых частный сектор экономики начнет вкладывать средства в национальную экономику.
Также, как уже указывалось, необходимо снизить долю денежной массы в обращении. Так, сегодня доля наличных денег в России составляет 36,6 %, в некоторых регионах – 60-65 %. В то время, как в Западных странах данный показатель составляет 10-12 %. Для этого необходимо расширять практику безналичных расчетов18.