Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:16, курсовая работа
Инфляция отрицательно влияет на все сферы жизни общества. Она обесценивает результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствует инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Высокая инфляция разрушает денежную систему, что в свою очередь усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посредническую сферу и ускоряет “бегство” капитала, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Природа инфляции в переходной экономике.
1.1 Причины инфляции……………………………………………………...6
1.2 Стагфляция в переходной экономике…………………………………..8
1.3 Социальные и экономические последствия инфляции………………11
1.4 Неравномерный спад в условиях инфляции: причины,
возможности преодоления……………………………………………..15
1.5 Экономические и социальные проблемы инфляции при
переходе к рыночным отношениям в России, РБ…………………….20
1.6 Механизм запуска инфляции издержек в
переходной экономики России………………………………………..29
2. Особенности инфляционных процессов в РБ.
2.1 Методы подхода к анализу и прогнозированию
инфляции в РБ…………………………………………………………..32
2.2 Динамика инфляционных процессов в РБ …………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….44
Теоретическую базу под расчеты Филлипса подвел экономист Р. Липси. В дальнейшем американские экономисты П. Самуэльсон и Р. Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен. В таком виде кривую стали использовать для экономической политики, прежде всего для определения уровней, при которых возможны высокий уровень занятости и производства и определенная стабильность цен.
На оси абсцисс показан уровень безработицы, на оси ординат - темпы роста товарных цен.
P
P2
P3
P1 u2 u3 u1 u
Рис. 1
Если правительство рассматривает уровень безработицы u1 как излишне высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно-кредитные мероприятия, стимулирующие спрос, что ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест. Уровень безработицы снижается до величины u2, но одновременно возрастает темп инфляции до Р2. Возникшие условия могут вызвать кризисные явления, что вынудит правительство принять меры для снижения темпов роста цен до уровня Р3, а безработица увеличится до уровня u3.
Практика показывает, что кривая Филлипса применима для экономической ситуации в краткосрочный период, так как в долгосрочном плане, несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым комплексом обстоятельств.
Среди этих обстоятельств важно выделить политику стимулирования спроса стремление правительства снизить уровень безработицы ценой увеличения инфляции успешно только тогда, когда у населения удается создать так называемые “ложные ожидания”. К примеру, работающие по найму, наблюдая рост ставок зарплаты, увеличивают предложения труда. И тогда, как и предполагалось в концепции кривой Филлипса, рост инфляции и связанной с ней номинальной заработной платы.
Однако как только люди начинают замечать, что реальная заработная плата все уменьшается ( в отличие от номинальной ) то никто больше не будет увеличивать предложения труда.
Особое внимание на эти взаимосвязи обратил еще в 60-е гг. американский экономист М. Фридмен, который подчеркивал неэффективность борьбы с безработицей путем “ накачивания “ спроса инфляционными мероприятиями. Таким образом, когда население преодолеет свои ложные ожидания, тогда инфляция будет сопровождаться уменьшением предложения труда, т.е. растущей безработицей.
Считается также, что кривая Филлипса применима лишь для анализа в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. При неожиданных экономических потрясениях, темп инфляции возрастает неожиданно и может сопровождаться резким увеличением безработицы.
На смену модели Филлипса пришла теория естественного уровня безработицы. Суть этой теории заключается в том, что в долгосрочном плане умеренный уровень инфляции возможен лишь при естественном уровне безработицы, который определяется структурой рынка, с учетом инфляции о потребностях в различных профессиях и т.д.
Однако экономическая политика направленная на обеспечение естественного уровня безработицы и снижение темпов инфляции до умеренных и стабильных не всегда достигает намеченных целей. При достижении естественного уровня безработицы инфляция какое-то время продолжает развиваться по инерции, темпы ее не могут резко сократиться. Кроме того следует отметить, что естественный уровень безработицы во многих западных странах в последние десятилетия возрастал.
Инфляция также ухудшит положение землевладельцев, получающих фиксированную ренту, потому что с течением времени они станут получать денежные единицы, имеющие меньшую стоимость. В меньшей степени жертвами инфляции окажутся некоторые белые воротнички, часть служащих государственного сектора, доходы которых определяются фиксированной тарифной сеткой, а также живущие на фиксированные доходы по социальному обеспечению и другие трансфертные доходы семьи. Люди, живущие на нефиксированные доходы, могут вы играть от инфляции. Номинальные доходы таких семей могут обогнать уровень цен или стоимость жизни, в результате чего их реальные доходы увеличатся. Рабочие, занятые в развивающихся отраслях промышленности и представленные мощными профсоюзами, могут добиться, чтобы их номинальная зарплата шла в ногу с уровнем инфляции или опережала его. С другой стороны, от инфляции страдают и некоторые наемные рабочие. Те, кто работает в нерентабельных отраслях промышленности и лишены поддержки сильных, боевых профсоюзов, могут оказаться в такой ситуации, когда рост уровня цен обгонит рост их денежных доходов. Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие получатели прибылей. Инфляция может также сглазить владельцев сбережений. С ростом цен реальная стоимость или покупательная способность сбережений, отложенных на черный день, уменьшается. Во время инфляции уменьшается реальная стоимость срочных вкладов в банке страховых полисов, ежегодной ренты и других бумажных активов с фиксированной стоимостью, которых когда-то хватало, чтобы справится с тяжелыми непредвиденными обстоятельствами или обеспечить спокойный уход на пенсию.
1.5 Экономические и социальные проблемы инфляции при переходе к рыночным отношениям в России, РБ.
Cпецифика переходного периода в Республике Беларусь может быть выражена категорией системно-экономического кризиса, включающего кризис самого трансформационного процесса.
Проявления этого системного кризиса
можно расценивать как
1. Длительный экономический спад. Несмотря на прирост ВВП за 5 последних лет на 36 %, преждевременно делать вывод о переломе тенденции нарастания этого кризиса.
Во-первых, ВВП в 2000 г. составил лишь 87,9 % от уровня 1990 г.
Во-вторых, показатель ВВП, рассчитываемый по производственному методу, существенно завышает показатель уровня жизни народа Беларуси. Это объясняется включением в ВВП республики помимо стоимости произведенной и реализованной продукции также стоимости нереализованной продукции.
В-третьих, наукоемкость ВВП составляет около 1 %, что в соответствии с мировыми канонами как минимум в 2 раза ниже порогового значения для экономической безопасности страны (показательно, что сектор наукоемкой продукции в экономике развитых стран занимает до 40 % от валового внутреннего продукта).
И, наконец, увеличение объемов производства в республике в 1996—2000 гг. происходило в ущерб показателям эффективности — прибыльности, рентабельности, платежеспособности. Рост ВВП сопровождался ухудшением состояния реального сектора экономики: в рейтинге стран по критерию эффективности экономики Беларусь занимает лишь 136 место из 165.
2. Углубление структурных диспропорций в экономике. В широком спектре проявлений такой диспропорциональности ведущее место занимает технологический и региональный монополизм, преобладание крупных предприятий над средними и мелкими.
Экономика Республики Беларусь базируется на таком уровне концентрации и специализации, который был сформирован с учетом союзного разделения труда. Исполнение роли сборочно-перерабатывающего цеха республики спровоцировало ситуацию, когда более 80 % ВВП Республики Беларусь было "завязано" на межрегиональном обмене. Такая ситуация привела к технологическому монополизму подавляющей части крупных республиканских предприятий (Гродненское производственное объединение "Азот", Минский тракторный завод, ''Беларуськалий", Гомельский химзавод, Минский завод сельскохозяйственных машин и пр.).
В настоящее время все они занесены в Государственный реестр предприятий-монополистов и подпадают под действие государственного антимонопольного регулирования в соответствии с принятым в республике законодательством.
3. Деградация экономического потенциала страны, проявляющаяся главным образом в старении основного капитала. По свидетельству мировой практики, если третья часть ВВП не идет через сбережения в инвестиции, то обеспечение устойчивых темпов экономического роста в стране недостижимо. В Беларуси фактические инвестиции в основной капитал составляли в 1996 г. — 16,2 % ВВП; в 1997 г. -19,2; в 1998 г. - 23,9; в 1999 г. - 21,6; в 2000 г. - 17 % ВВП, что практически вдвое ниже указанного уровня. Прямые иностранные инвестиции составили лишь 6—7 % вместо запланированных 46 %.
Если в постсоциалистических Польше и Словакии инвестиции составляют 50 долл. на человека, в Чехии и Эстонии — порядка 100 дол. на человека, то в нашей республике — лишь 1 долл. на человека. При такой скудости объемов инвестирования в последние 10 лет в Беларуси не происходило даже простого воспроизводства основных производственных фондов. Капитальные вложения в промышленности меньше амортизации на 13—15 %, в сельском хозяйстве — на 60—65 %. Согласно экспертным оценкам, в целом по народному хозяйству на начало 1999 г. выбытие основных фондов в 11 раз превышало их обновление. В результате сложившейся инвестиционной ситуации средний уровень изношенности активной части основных фондов в республике составляет порядка 75—80 %, что превышает критический уровень и свидетельствует о "проедании" накопленного в советский период потенциала.
4. Переходный характер отношений собственности, выражающийся в их высокой подвижности и изменчивости. Движение от общественной к частной собственности происходит многократно и разнонаправлено в разных сферах и в разные периоды времени. К примеру, при теоретическом осознании оправданности существования двух форм собственности — частной и государственной — в действующем законодательстве республики вновь фиксируется наличие в Беларуси устоявшихся трех.
Сам характер присвоения, отчуждения и распоряжения в республике находится в процессе трансформации. Складывается ситуация, в которой не только с формально-правовой, но и с экономической точки зрения неизвестно, какими правами обладает собственник, за что, какую и перед кем он несет ответственность.
Характеристикой темпов трансформации собственности в республике служит факт, что доля государственной собственности в настоящее время составляет порядка 85 %, в то время как согласно мировому опыту критическим уровнем сосредоточения собственности в руках государства расценивается уровень 20—25 %. На сегодняшний день Беларусь имеет самые низкие среди 25 стран с переходной экономикой оценки степени завершенности малой приватизации, приватизации крупных предприятий, банковской реформы, либерализации (как внутренней, так и внешней).
5. Падение жизненного уровня населения при декларировании социальной ориентированности реформ. Рост доходов населения страны нестабилен и характеризуется противоречивыми тенденциями, усиливающимися высоким уровнем инфляции.
Доминирующими
в структуре доходов населения
республики остаются продукты питания
(порядка 80 %). Что же касается предметов
культурно-спортивного назначен
Падает средняя продолжительность жизни: если в конце 80-х гг. она составляла 72 года, то в середине 90-х гг. упала до 68 лет.
6. Наличие противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Поскольку определенная часть экономики республики является уже рыночной, то экономическая эффективность в ней сводится к максимизации доходов и прибыли. Что же касается социальной справедливости, то ее реализация осуществляется главным образом благодаря перераспределительным механизмам. Эти механизмы используются государством и рядом общественных организаций посредством вычетов из доходов одних групп населения и добавок к доходам других. Однако такой подход является внутренним барьером, серьезным препятствием для развития рыночной экономики в стране.
7. Значительные масштабы государственного регулирования переходного процесса. Цены на основные продукты питания и другие товары первой необходимости регулируются государством. Подавляющее большинство промышленных предприятий находится в государственной собственности. Это позволило избежать развала промышленности и сдержать темпы роста безработицы.1
Ситуацию в экономике осложняют крупные расходы на социальные нужды, в том числе на чернобыльскую программу. Правительство, стремясь решить одну из наиболее острых проблем — жилищную, выделяет крупные кредиты на индивидуальное и кооперативное строительство.
Также огромную роль в переходе к рыночным отношениям в нашей республике сыграли следующие факторы:
Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Он возникший как результат краха командно-административной системы.