Инфляция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.
Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в России, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт.
Задача данной работы используя методы анализа, индукции, дедукции, используя статистический, динамический, ретроспективный подход, используя математическое моделирование, сделать перспективный прогноз для выявления направления реализации антиинфляционного регулирования в России.

Содержание работы

-ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие инфляции
2 Причины возникновения инфляции
3Виды и типы инфляций
4 Особенности проявления инфляции в России.
5 Последствия инфляции
6 Система инфляционных мер в России
7Система инфляционных мер на современном этапе.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

эко азиз.docx

— 134.69 Кб (Скачать файл)

Именно  такая ситуация сложилась в странах  бывшего СССР, где инфляция в условиях командно-административной системы находилась в подавленном состоянии и проявлялась в дефицитах и прогрессирующем снижении качества продукции. Подавление инфляции, т.е. полный контроль над ценами и доходами, без устранения причин инфляции, негативно сказывается на развитии рыночных отношений. До 1992 года в странах бывшего СССР серьезной антиинфляционной политики не проводилось. Сложность ситуации заключается в том, что антиинфляционную политику в Российской Федерации, например, нельзя свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Очевидно, что нарушение пропорций в народном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структурной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности, сокращением военных расходов, рационализацией производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений на использование средств предприятий, привлечением акционерного капитала и т.д., ломкой монополистической структуры экономики. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты, а также созданием условий для усиления конкуренции в экономике. В 50-60 гг. инфляция проистекала в большинстве стран умеренными темпами. А в 70-х годах стала выходить из-под контроля, превращаясь во “ врага общества номер один ”. Особую остроту инфляция приобрела во второй половине 70-х годов. Так, среднегодовой темп прироста розничных цен в США составлял в 1956-65 гг. - 1,7%, в 1966-1974 гг. - 5,1%, в 1975-1980 гг. - 9,3%. В Англии в тоже время: - 3,1 %, 7,1% и 15,8%; в Италии - 3,4, 6,0 и 17,9%; во Франции - 5, 5,9, 19,9%. В конце 80-х темпы роста цен понизились и составляли примерно 4% в год, что соответствует модели умеренной инфляции. Это можно объяснить рядом причин, среди которых основное - падение мировых цен на нефть, усиление ценовой конкуренции, прежде всего в международном масштабе, повышение производительности труда, сдерживание роста заработной платы. Инфляция может быть сбалансированной, т.е. рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту цен, возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами. Противоположным случаем является несбалансированная инфляция, которая представляет собой различные темпы роста на различные товары. Различают также ожидаемую и неожидаемую инфляцию. В первом случае можно прогнозировать инфляцию на какой-либо период, или она планируется правительством страны. Во втором случае происходит резкий скачок цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системы налогообложения. Внезапный скачок цен в нормально функционирующей рыночной экономике, где у населения отсутствуют инфляционные ожидания, не вызовет серьезных последствий, т.к. потребители, ожидая, что повышение цен - явление кратковременное, будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса. А раз уменьшается размер спроса, то начинается давление на цены в сторону их снижения. Этот экономический эффект получил название эффекта Пигу.

Однако  в экономике, где уже существуют инфляционные ожидания резкий скачок цен может вызвать резкое увеличение затрат населения на покупку товаров  и услуг, что само по себе создает  трудности в экономике. Таким  образом, внезапный скачок цен может  спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. 1

Антиинфляционная  политика.

Помимо  экономических последствий инфляция имеет и социальные. Она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что является причиной отставания темпов роста номинальной и реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Инфляция наносит ущерб всем категориям наемных работников, лицам свободных профессий, пенсионерам и др. Инфляция оказывает также серьезное влияние на занятость населения. Это влияние наглядно описывается моделью “ инфляция спроса ”, предложенной в 1958 году английским экономистом А.Филлипсом. Используя данные статистики Великобритании за 1861-1956 гг. он показал кривую, отражающую обратную зависимость между уровнем ставок заработной платы и уровнем безработицы (рис.1). При этом было установлено, что увеличение безработицы в Англии свыше 2,5 - 3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Отсюда следовал вывод, что уменьшение сопровождается повышением цен и заработной платы. Таким образом, уровень безработицы может быть снижен за счет ускорения темпов инфляции. Теоретическую базу под расчеты Филлипса подвел экономист Р. Липси. В дальнейшем американские экономисты П. Самуэльсон и Р. Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен. В таком виде кривую стали использовать для экономической политики, прежде всего для определения уровней, при которых возможны высокий уровень занятости и производства и определенная стабильность цен. На оси абсцисс показан уровень безработицы, на оси ординат - темпы роста товарных цен.

 P

P2

P3

P1

uuuu

  Если правительство рассматривает уровень безработицы uкак излишне высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно-кредитные мероприятия, стимулирующие спрос, что ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест. Уровень безработицы снижается до величины u2, но одновременно возрастает темп инфляции до Р2. Возникшие условия могут вызвать кризисные явления, что вынудит правительство принять меры для снижения темпов роста цен до уровня Р3, а безработица увеличится до уровня u3.

Практика  показывает, что кривая Филлипса применима для экономической ситуации в краткосрочный период, так как в долгосрочном плане, несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым комплексом обстоятельств.

Среди этих обстоятельств важно выделить политику стимулирования спроса стремление правительства снизить уровень  безработицы ценой увеличения инфляции успешно только тогда, когда у  населения удается создать так  называемые “ложные ожидания”. К  примеру, работающие по найму, наблюдая рост ставок зарплаты, увеличивают  предложения труда. И тогда, как  и предполагалось в концепции  кривой Филлипса, рост инфляции и связанной с ней номинальной заработной платы. Однако как только люди начинают замечать, что реальная заработная плата все уменьшается (в отличие от номинальной) то никто больше не будет увеличивать предложения труда. Особое внимание на эти взаимосвязи обратил еще в 60-е гг. американский экономист М. Фридмен, который подчеркивал неэффективность борьбы с безработицей путем “ накачивания “ спроса инфляционными мероприятиями. Таким образом, когда население преодолеет свои ложные ожидания, тогда инфляция будет сопровождаться уменьшением предложения труда, т.е. растущей безработицей. Считается также, что кривая Филлипса применима лишь для анализа в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. При неожиданных экономических потрясениях, темп инфляции возрастает неожиданно и может сопровождаться резким увеличением безработицы. На смену модели Филлипса пришла теория естественного уровня безработицы. Суть этой теории заключается в том, что в долгосрочном плане умеренный уровень инфляции возможен лишь при естественном уровне безработицы, который определяется структурой рынка, с учетом инфляции о потребностях в различных профессиях и т.д.

Однако  экономическая политика, направленная на обеспечение естественного уровня безработицы и снижение темпов инфляции до умеренных и стабильных не всегда достигает намеченных целей. При  достижении естественного уровня безработицы инфляция какое-то время продолжает развиваться по инерции, темпы ее не могут резко сократиться. Кроме того, следует отметить, что естественный уровень безработицы во многих западных странах в последние десятилетия возрастал. Негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику. Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

1. Первый подход предусматривает  активную бюджетную политику, т.е.  активное маневрирование государственными  расходами и налогами в целях  воздействия на платежеспособный  спрос. При инфляционном спросе  государство может уменьшить  его путем ограничения своих  расходов и повышения налогов.  Однако такие действия могут  привести к застою и различным  кризисным явлениям в экономике,  увеличению безработицы. В условиях  спада спроса бюджетная политика  может использоваться для его  расширения, осуществляются программы  государственных капиталовложений  и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают  в первую очередь для получателей  средних и низких доходов. Однако  стимулирование спроса бюджетными  средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные  дефициты не позволяют маневрировать  расходами и налогами.

2. Второй подход это гибкое денежно-кредитное  регулирование, которое осуществляется  формально неподконтрольным правительству  центральным банком страны. Банк  изменяет количество денег в  обращении и ставку ссудного  процента. Денежно-кредитная политика  используется как средство для  кратковременного воздействия на  экономику. Иными словами, государство  должно проводить антиинфляционные  мероприятия для ограничения  спроса, поскольку стимулирование  экономического роста и искусственное  поддержание заработной платы  путем снижения естественного  уровня безработицы ведет к  потере контроля над инфляцией.  С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести  к значительным потерям в народном  хозяйстве. По некоторым подсчетам,  для снижения инфляции на 1% безработица  должна быть в течение года  на 2% выше своего естественного  уровня, при этом реальный Валовой  Национальный Продукт (ВНП) уменьшается  на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов. Начиная с 60-х гг. правительства многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигают намеченной цели. Параллельное применение различных мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование в целом малоэффективным. Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения или полного уничтожения (идеальный случай) требует больших сил и материальных затрат.

4 Особенности проявления инфляции в России.

Инфляция в России возникла не в начале 90-х годов, только семь послевоенных лет оказались безынфляционными (1947-1955), но уже с 1955 года инфляция наблюдалась в скрытой форме постоянно. В бывшем СССР государственная политика была заведомо инфляционной. Недостатки централизованной экономики требовали огромных расходов, которые нельзя было нести не прибегая к инфляции. Главной причиной скрытой инфляции были милитаризованная экономика и структурные перекосы в народном хозяйстве. Правительство традиционно наращивало добычу нефти и в то же время допускало упадок отраслей, создающих фонд потребления. В условиях планово-бюджетной экономики, где господствовали нерыночные факторы, инфляция носила подавленный характер: параллельно происходили рост цен, увеличение товарного дефицита, снижение качества товаров и услуг.

Так, в отношении России следует отметить сложное сочетание различных групп инфляционных факторов: денежных и не денежных, долгосрочных и краткосрочных. Динамика роста цен после 1992 г. на товары и услуги в значительной мере предопределила и темпы инфляции. В условиях свободной рыночной экономики инфляция находит полное выражение в динамике цен, но при частичном государственном регулировании цен, как это происходило в первые годы реформ, инфляция не находит адекватного выражения в росте цен.

Так как инфляция в Российской Федерации возникла задолго до начала перестройки и перехода к регулируемой рыночной экономике, ее глубинным основанием было и остается структурное несоответствием между развитием производственного и потребительского сектора. Жесткий контроль за ростом оплаты труда до поры до времени позволял контролировать соответствие между денежными доходами и товарными предложениями. Однако уже на рубеже 70-х годов в ходе осуществления первого этапа хозяйственных преобразований обнаружились существенные деформации в отраслевой структуре производства и, как следствие, - несоответствие между стоимостной и вещественной структурой совокупного продукта.

Не  существовало пропорциональности и  в другом важном структурном компоненте экономики – в соотношении  средств, выделяемых на капитальные  вложения, и развитием капиталообразующего сектора хозяйства. Российская экономика полностью унаследовала отмеченные структурные несоответствия. И действие этого фактора ощущается до сих пор.Инфляция, возникшая в экономике бывшего СССР, носила подавленный характер. Искусственное, административное сдерживание цен, их ориентация, с одной стороны, на фактические издержки, складывающиеся в производстве (оптовые цены), а с другой – на полное игнорирование спроса (розничные цены), в конечном счете, тормозили развитие производства, совершенствования его технического уровня и породили острый товарный дефицит.

В дальнейшем, когда были приняты решения  по ликвидации жесткой плановой дисциплины, и государственным предприятиям (как правило, монополистам) была предоставлена  свобода в выборе ассортимента производимой продукции, ее сбыта, а позже в  выходе на внешний рынок – товарный дефицит достиг угрожающих размеров. Его преодоление могло быть осуществлено только либерализацией цен, за которой  последовал мощный инфляционный взрыв. В решающей мере он явился расплатой  за политическое маневрирование и нерешительность  правительства на рубеже 80-х и 90-х  годов

Инфляция в России, возникшая как инфляция спроса, переросла и превратилась в инфляцию издержек производства.

Развитие инфляционных процессов  в России в 1992-1994 годах характеризуется некоторыми особенностями.

Информация о работе Инфляция в России