Для экономических отношений:
- владельцы предприятий не знают,
какую цену ставить на свою продукцию;
- потребители не знают, какая цена является оправданной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь;
- поставщики сырья предпочитают получать
реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги,
начинает процветать бартер;
- кредиторы избегают давать
в долг.
Для денежной массы:
- деньги теряют свою ценность
и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху.
Умеренная инфляция полезна
для экономики, так как рост денежной массы
стимулирует деловую активность, способствует
экономическому росту, ускоряет процесс
инвестирования.
Следовательно,основным фактором
инфляции является слабый контроль государства
за ценами естественных монополий, монополизацией
локальных рынков,зависимость бюджета от продажи
полезных ископаемых на международных
рынках, к сожалению, большая часть экономики
нашей страны прочно зависит от данного
вида финансовых поступлений.
2.2 Антиинфляционная политика
Антиинфляционная политика
- это комплекс мер по государственному
регулированию экономики, направленный
на подавление инфляции.
Антиинфляционная политика
насчитывает богатый ассортимент самых
разных денежно-кредитных, бюджетных мер,
налоговых мероприятий, программ стабилизации
и действий по регулированию и распределению
доходов. Очень важным условием антиинфляционной
политики является независимость правительства
от групп давления: антиинфляционные меры
нужно проводить последовательно и взвешенно.
Важно отметить, что основным
способом борьбы с инфляцией должна быть
борьба с ее основополагающими причинами.
Целями антиинфляционной политики должны
быть в первую очередь быть:
- сокращение инфляционного потенциала
- предсказуемость динамики инфляции.
- снижение темпов инфляции
- стабилизация цен
1. Дефляционная денежно-кредитная
политика (регулирование спроса)осуществляется путем ограничения
денежного спроса следующими методами:
повышением налогообложения в целях роста
дохода бюджета и сокращением покупательной
способности населения; сокращением государственных
расходов, повышением учетной ставки банков,
сокращением спроса на кредит и рост сбережений;
повышением нормы обязательных резервов;
реализацией ЦБ государственных ценных
бумаг, приносящих фиксированный доход.
2. Политика доходов означает установление параллельного
контроля за ростом цен и заработной платы
путем полного их замораживания или установления
пределов их роста.
3. Политика индексации означает индексацию потерь
экономических субъектов из-за обесценивания
денег. Правительство РФ периодически
индексирует пенсии, стипендии, пособия,
заработную плату, однако из-за отсутствия
средств это осуществляется без необходимой
увязки с ростом цен как по времени, так
и по величине возмещаемых потерь. Поэтому
проводимая индексация не всегда оказывает
существенное влияние на уровень жизни.
4. Политика стимулирования расширения
производства и роста сбережений населения.
Как показывает мировая практика,
сократить инфляцию в короткие сроки помогает
программа стабилизации, которая включает
набор взаимосвязанных мероприятий в
области бюджетной, и денежно-кредитной
политики. Как правило, она осуществляется
единым комплексом, и часто в этом процессе
участвуют зарубежные правительства и
международные организации. Основными
задачами стабилизационной программы
являются:
- сокращение правительственных
расходов, в том числе сокращение субсидий;
- повышение налогов;
- снижение объемов кредитования
коммерческих банков;
- увеличение выпуска казначейских
облигаций и объемов зарубежных займов;
- повышение социальных расходов
на нужды малообеспеченных слоев населения;
- фиксация обменного курса национальной
валюты.
Антиинфляционная политика
России в 2012 году
- Рост тарифов естественных
монополий предполагается ограничением
уровнем инфляции, за исключением цен
на газ;
- Введение тарифных каникул:
повышение тарифов естественных монополий
предусматривается в двух вариантах: а)
поэтапно в течение года: с 1 января 2012
года на 5%, с 1 июля 2012 года на 9.5%. При этом
среднегодовой рост тарифов в 2012 г. составит
10,2%. б) тарифы планируется индексировать
с 1 июля 2012 года на 15%;
- Снижение ставки страховых
взносов с 34% до 30%;
- Совершенствование структуры
отраслей промышленности (диверсификация
экономики);
- Повышение эффективности естественных
монополий (снижение предельных издержек).
- Введение социальной нормы
потребления коммунальных ресурсов: в
пределах этой нормы цены будут зафиксированы,
превышение же нормы будет тарифицироваться
по более высоким ценам;
- Планировался ввод экспортных
пошлин на зерно с 1 апреля 2012 года. За январь
2012 года экспорт зерна составил 20 млн.т. при общем потенциале 33 млн.т. (Минэкономразвития могло ввести пошлины, если объем экспорта превысил бы 24-25 млн.т.).
- Цены на горюче-смазочные материалы
(ГСМ) для сельскохозяйственных товаропроизводителей
устанавливаются со скидкой 30% от оптовой
цены, сложившейся на 31 декабря 2011 г. в
том субъекте РФ, где работают сельскохозяйственные
товаропроизводители. При этом цена не
должна быть ниже себестоимости ГСМ. Льгота
будет действовать до 30 июня 2012 года.
- Повышение ставки рефинансирования
с 14 сентября 2012 года до 8.25% было направлено
на сдерживание инфляционных ожиданий
Причины инфляции в 2012 году
- рост нефтегазовых доходов
(рост ликвидности на денежном рынке);
- "сужение" рынка труда (снижение уровня безработицы приводит к повышению уровня инфляции: по мере того, как спрос продолжает расти и экономика приближается к состоянию полной занятости, запасы ресурсов в отдельных отраслях заканчиваются и цены на них начинают увеличиваться, в том числе растет заработная плата. Инфляция уже возникает, а рынок труда продолжает постепенно сужаться и дает возможность профсоюзам добиваться дальнейшего увеличения оплаты труда. Издержки производства начинают расти, но перекладываются в виде повышения цен на потребителей);
- ослабление курса рубля (период
май-июнь.Как следствие, удорожания импортируемых товаров в рублевых ценах).
- повышение тарифов на услуги
естественных монополий с 1 июля 2012 года;
- рост цен на продовольственные
товары на мировом рынке (из-за засухи
в ряде стран);
- неурожай зерновых и зернобобовых
культур в РФ из-за засухи (с начала года
зерновые подорожали на 40–50% и из-за неурожая
цены прибавят еще 20–30%. Рост оптовых цен
на зерновые приведет к удорожанию продуктов
питания и окажет негативное влияние на
отечественное животноводство, особенно
птицеводство и свиноводство.К примеру, цена на зерно третьего класса в 2012 году составила 10 тыс. руб. за тонну против 5 тыс. руб. за тонну годом ранее).
- рост цен на продовольственную
пшеницу (в среднем на 90% до 10 тыс. руб. за
тонну) и фуражное зерно;
- рост цен на плодоовощную продукцию
нового урожая, за счет чего годовая инфляция
цен повысилась до 4.3% (доля расходов на
продовольствие составляет 37%)
Причины снижения инфляции
в 2012 году:
- вступление России в ВТО (подписание
документов состоялось 16 декабря 2011 года,
Государственная дума приняла законопроект
"О ратификации Протокола о присоединении
Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) от 15 апреля 1994г." 10.07.2012.Снижение инфляции планируется за счет более дешевых импортных товаров (в среднем тариф сократится на 3.5% к 2015г.Сегодня средний тариф составляет
9.5%, в 2013г. он достигнет 7.4%, в 2014г. - 6.9%,
в 2015г. - около 6%); привлечение новых технологий,
применение которых позволит снизить
издержки производства).;
- изъятие нефтегазовых доходов
с денежного рынка;
- высокое предложение и сохраняющейся
низкой динамики цен на продовольственные
товары (первая половина года);
- перенос повышения регулируемых
тарифов на федеральном уровне и на местах
Антиинфляционная политика
России в 2013 году
- Совершенствование структуры
отраслей промышленности (диверсификация
экономики);
- Повышение эффективности естественных
монополий (снижение предельных издержек).
- Введение социальной нормы
потребления коммунальных ресурсов: в
пределах этой нормы цены будут зафиксированы,
превышение же нормы будет тарифицироваться
по более высоким ценам;
- Стимулирование внедрение биржевых
механизмов на рынке сельхозпродукции
(сахар, зерно, молочные продукты, мясо).
Финансовые инструменты помогут снизить
волатильность цен и позволят добиться
прозрачного ценообразования. Первый этапе (в течение 2-3 лет) – внедрение инструментов двойных складских
расписок, поставочных контрактов. Второй
этап( через несколько лет) - использование фьючерсов и опционов на бирже.
- Отмена транспортного налога
(замена его на взимание через акцизы на
бензин).
- Перевод не менее 50% общественного
транспорта на газовое топливо (сжиженный
углеводородный газ, сжатый, или компримированный
природный газ и сжиженный природный газ).
Причины инфляции в 2013 году
- рост нефтегазовых доходов
(рост ликвидности на денежном рынке);
- "сужение" рынка труда (снижение уровня безработицы приводит к повышению уровня инфляции: по мере того, как спрос продолжает расти и экономика приближается к состоянию полной занятости, запасы ресурсов в отдельных отраслях заканчиваются и цены на них начинают увеличиваться, в том числе растет заработная плата. Инфляция уже возникает, а рынок труда продолжает постепенно сужаться и дает возможность профсоюзам добиваться дальнейшего увеличения оплаты труда. Издержки производства начинают
расти, но перекладываются в виде повышения
цен на потребителей);
- повышение тарифов на услуги
естественных монополий с 1 июля 2013 года
(тарифы на газ выросли на 15%);
- рост цен на продовольственные
товары на мировом рынке;
- Повышение акцизов на вино-водочные изделия с 1 января 2013 года;
- наводнение на Дальнем Востоке;
- ограничения на импорт ряда
товаров;
- Ужесточение административного
контроля над неорганизованной розничной
торговлей (после антииммигрантских выступлений)
Причины снижения инфляции
в 2013 году:
- вступление России в ВТО (в частности,
произошло снижение цен на мясопродукцию);
- Поддержка сельхозпроизводителей
(списание ущерба из-за засухи и наводнений).
Причины инфляции в 2014 году:
- Повышение акцизов на автомобильное
горючее.
- Снижение курса национальной
валюты в начале года (потенциальный вклад
в инфляцию оценивается на уровне 0.5 процентного
пункта).
Пути совершенствования антиинфляционной
политики РФ:
- Создание запасов на товары
и продукты сезонного спроса (в частности,
зерно, дизельное топливо и др.)
- Ужесточение денежно-кредитной
политики (сокращение денежной массы за
счет роста процентных ставок.В этом случае дорогие кредиты становятся недоступными).
- В 2015 году на основе новых методических
указаний по расчету регулируемых тарифов
планируется фиксировать стоимость воды
на 3 и 5 лет.
Можно сделать следующий вывод:выбор
методов антиинфляционного регулирования
определяется видом и уровнем самой инфляции.
При этом следует учитывать тот факт, что
ограничение инфляции может сопровождаться
возникновением других, не менее сложных
макроэкономических проблем: роста безработицы
и спада производства.
Заключение
Таким образом, инфляция – это
сложное социально-экономическое явление,
основной формой проявления которого
является устойчивый общий рост цен и
обесценение денег. Главной причиной инфляции
выступает эмиссия денежных знаков и,
как следствие, избыток денежной массы
в обращении по сравнению с реальными
потребностями хозяйственного оборота
в деньгах.
В российской экономике инфляция
имеет свои особенности и проблемы. Основными
проблемами снижения темпа инфляции в
России являются: зависимость внутренних
цен на энергоносители от мировых цен
на нефть; опережающий инфляцию рост цен
на продукцию естественных монополий
и тарифов на услуги ЖКХ; ухудшение качества
эмиссии денег в связи с преобладанием
валютного и снижением кредитного канала
эмиссии; изъятие средств в стабилизационный
фонд и формирование бюджета с профицитом.
Для России важнейшим инструментом
борьбы с инфляцией должно стать установление
контроля над динамикой денежного предложения.
При этом в равной степени важны меры,
как ограничивающие избыточный рост денег
в экономике, так и стимулирующее повышение
спроса на деньги. Также не менее важны
и перспективны другие меры. В их числе
можно назвать дедолларизацию, рост сберегательной
активности населения, расширение спектра
возможных ее инструментов. Необходимы
реформы, связанные с рынком труда и повышением
его гибкости, а также либерализация важнейших
рынков, частности, телекоммуникационного,
электроэнергии, воздушных перевозок.
Развитие финансового рынка, расширение
состава финансовых инструментов, выработка
и реализация сбалансированной и последовательной
фискальной политики, позволяющей нейтрализовать
циклические колебания, также важны для
решения указанной задачи. Эффективность
этих мер доказана опытом многих стран,
значит с большой долей вероятности они
окажутся эффективными и в условиях России.