Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 00:46, курсовая работа
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов.
Введение…………………………………………………………3
Сущность, причины и механизмы инфляции…………….....4
§1. Инфляция как многофакторный процесс………………....4
§2. Причины, типы и виды инфляции………..…………….......6
Последствия инфляции. Антиинфляционная политика......16
§1. Последствия инфляции…………………………………......16
§2.Антиинфляционная политика………………………….....20
Инфляция в СССР и современной России………………......23
§1. Инфляция в СССР………………………………………........23
§2.Особенности инфляции в России в период кризиса……...25
Заключение…………………………………...……………...……30
Список используемой литературы..…………………………….32
2. Подталкивание к
финансовому краху многих
3. Заметное усложнение
выполнения доходных и
4. Периодическое возникновение дефицита денежной наличности.
5. Срыв введения внутренней конвертируемости рубля,
6. Перилив капитала из сферы производства в сферу обращения.
7. Падение интереса к долгосрочным целям.
8. Сокращение реальной ценности личных сбережений.
9. Изменение психологии
людей, вызывающее убыстренную
материализацию денежных
10. Проблема иностранных инвестиций в экономику из-за ее нестабильности.
11. Ухудшение управляемости хозяйства. Существуют и другие менее значимые причины, все они, несомненно, перекрывают эффект от инфляционных бумов. Однако такое заключение не следует понимать как призыв достичь стабильности цен во что бы то ни стало. Есть рамки разумного. Например, в развитых капиталистических странах к ползучей инфляции относятся довольно спокойно, считая ее следствием нормального функционирования рыночного механизма. Высокая же инфляция (галопирующая и гиперинфляция) трактуется как весьма серьезная экономическая опасность, требующая принятия всех возможных мер для борьбы с ней.
2.2.Антиинфляционная политика.
Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Существует несколько классификаций антиинфляционной политики, например: ортодоксальную и гетеродоксальную антиинфляционную политику.
Ортодоксальный вариант основан на неоклассической концепции- минимальное вмешательство в экономику со стороны государства. Предполагает ограничение сферы его деятельности решением проблем сбалансированности бюджета и поддержание темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства.
Гетеродоксальный вариант предусматривает более активное государственное вмешательство в ход экономических процессов, в том числе: временное замораживание роста цен и заработной платы; меры по стимулированию предпринимательства и сбережений населения, прежде всего посредством снижения налогового бремени; развитие рыночной инфраструктуры и поддержку жизненно важных отраслей и производств; регулирование внешней торговли и валютных операций.
Важнейшей частью антиинфляционной стратегии является гашение адаптивных инфляционных ожиданий. При постоянном соблюдении обещаний со стороны правительства в течение достаточно продолжительного срока начинает действовать эффект объявления, который стал весьма эффективным элементом антиинфляционной стратегии в таких странах, как США, Германия, Великобритания. Также правительство должно принимать меры, способствующие укреплению механизмов рыночной системы: установление конкурентно-рыночного климата в стране, систематический контроль за состоянием рынков, антимонопольная политика; отказ от государственных мер по поддержке и защите неконкурентных отраслей, поощрение и поддержка малого бизнеса; стимулирование диверсификации производства и продаж; гибкая налоговая политика, направленная на снижение налогового пресса и применение прогрессивной шкалы налогообложения. Кроме того, все эти меры должны сочетаться с мероприятиями в области денежного обращения: жесткие лимиты прироста денежной массы, контроль со стороны Центрального банка над изменением денежной массы (политика таргетирования, предложенная монетаристами). Стоит выделить также недежные элементы антиинфляционной стратегии: государственное стимулирование научно-технического прогресса и структурной перестройки производства; переориентацию инвестиционных потоков на отрасли промышленности группы «А»; конверсию военных секторов экономики.
Глава 3.Инфляция в СССР и современной России.
3.1.Инфляция в СССР.
Инфляция спроса в нашей стране хорошо знакома. Она сохранялась на протяжении всего периода существования СССР, но в виде дефицита на товары, т.е. неудовлетворенного спроса, что, в свою очередь, явилось следствием жесткой фиксации цен со стороны государства.
В начале 90-х гиперинфляция в нашей стране привела к затуханию производства и торговли. Так, в 1992 г. цены выросли в среднем на 2508%, а в 1993 г. – на 844% . Дело в том, что при высоких уровнях инфляции у предприятий и коммерческих организаций нет возможности найти деньги для реализации крупных долгосрочных проектов, что связано с непомерно высокими процентными ставками.
В период с конца 1994 года по лето 1996 года правительство РФ провело ряд мер, призванных подавить инфляцию и свести ее до умеренного уровня (жесткий контроль «печатного станка бумажных денег» и введение валютного коридора – принудительного ограничения курса доллара). Так, в 1995 г. уровень инфляции составил 131,3%, в 1996 г. – 21,3%, а в 1997 г. снизился до 11%. Период активного подавления инфляции, как правило, сопровождается спадом производства и другими тяжелыми экономическими последствиями.
Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта, появлению высокой потребности в валюте. Номинальный курс рубля отставал в своем падении от темпов инфляции. В итоге он упал в десятки раз, тогда как цены выросли в тысячи раз.
Самым крупным источником инфляции в России в это время являлся дефицит федерального бюджета. Отказ от покрытия дефицита бюджета кредитными ресурсами ЦБ РФ к государственным заимствованиям на рынке ценных бумаг (ГКО).
В нашей стране следствием антиинфляционной политики стал кризис банковской системы, связанный с тем, что государство и банки не смогли выполнить своих обязательств перед владельцами депозитов, в первую очередь ГКО, и, как следствие, банкротство многих банков и временная невозможность России по обслуживанию Государственных обязательств перед международными финансовыми институтами. В результате в 1998 г. произошел августовский дефолт, и инфляция за счет девальвации курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам резко подскочила до 80%.
Решающим фактором провала всех попыток финансовой стабилизации середины 1990-х гг. явились политические причины: отсутствие среди руководителей высших органов государственной власти понимание необходимости, а также желания и готовности проводить жесткую антиинфляционную политику. Попытки финансовой стабилизации отличались отсутствием комплексного характера, непоследовательностью и краткосрочностью, не предусматривали полного сбалансирования бюджета.
Начиная с 2000 года, Правительству РФ удалось добиться значительных успехов в контроле за инфляцией– ее уровень в 2001 г. снизился до 18,6% по сравнению с 84,4% в 1998 г. В 2002 г. он составит 14-15%, а в последующие годы планируется снизить до 8-10%. Умеренные темпы инфляции способствуют увеличению благосостояния населения и компаний.
После середины 1990-х гг. ряд экономистов в России изменили взгляды на инфляцию. В частности, по мнению доктора экономических наук, профессора В.Пугачева, борьба с инфляцией в наших условиях не может сводиться к борьбе с дефицитом бюджета. Ни сокращение расходов бюджета, ни увеличение его доходов не способны решить проблему инфляции.
Коренную меру по снижению инфляции он видит в изменении налоговой политики. Налогообложение производителей должно строиться так, чтобы не увеличивать их затраты на единицу продукции. Налог на добавленную стоимость (НДС), а также все налоги и начисления на заработную плату (ННЗ) следует отменить. Они лишь раскручивают инфляцию и увеличивают спад производства. Тогда главным налогом должен стать налог на прибыль (НП), его надо увеличить до 50-60 %.
Ряду отраслей целесообразно было бы предоставить дотации: сельскому хозяйству, пищевой, легкой промышленности и пр.
Эти меры, по мнению профессора В.Пугачева, сделают рентабельными основную массу предприятий. Тогда инфляция пойдет на убыль при росте производства.
В настоящее время принятое Правительством РФ решение о постепенном снижении налогов, наряду со стабилизацией экономики в целом и инфляции в частности, свидетельствует о правильности данного подхода.
3. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Пути решения данных проблем
Безработица и инфляция находятся в определенной количественной зависимости. Профессор Лондонской экономической школы А. Филипс в конце 50-х годов установил такую закономерность: чем ниже уровень инфляции, тем выше уровень безработицы, и наоборот. И это объяснимо. С повышением уровня безработицы уменьшается покупательная способность населения. Безработица отрицательно сказывается на уровне оплаты труда. В итоге уровень инфляции снижается. Этот процесс наглядно представлен в виде кривой Филипса.
3.2.Особенности инфляции в России в условиях кризиса 2008-2010.
На
темпах социально-экономического развития
кризис стал сказываться с сентября-октября
2008 г. Но по факту инфляция стала набирать
силу еще с осени 2007 года, когда начался
кризис ликвидности.
Наша страна встретила кризис при наличии
обширного слоя бедных и при небывало
высокой дифференциации доходов, огромном
разрыве в уровне доходов бедных и богатых.
Если, например, в странах Западной Европы
средний доход 10 % богатых семей превышает
средний доход 10 % самых бедных семей в
среднем в 6–8 раз, то в России этот показатель
в первый год кризиса поднялся с 13–14 до
17,5 раза. Наибольшие трудности в такие
сложные времена испытывают малообеспеченные
семьи. Больше всего они страдают от инфляции,
которую подхлестывают правительственные
решения о повышении квартплаты, значительном
повышении цен на газ, электричество и
другие коммунальные услуги. Ведь в малообеспеченных
семьях доля расходов на коммунальные
услуги вдвое выше, чем в зажиточных семьях,
и повышение цен в этом секторе на них
сказывается наиболее болезненно. И это
в дополнение к более высокой (20 %) инфляции
продовольственных товаров, покупки которых
преобладают в бюджетах малообеспеченных
семей. Рост курса доллара ведет к удорожанию
импортной продукции, в том числе и дешевой
импортной продукции, которой малообеспеченные
слои населения широко пользуются. В последние
годы все больше внимания уделялось вопросам
становления в России среднего класса,
но в условиях наступившего кризиса ипотека
практически сошла на нет, автокредиты
подорожали и резко сократились, цены
на автомобили (в рублях) повысились, в
том числе из-за большого роста курса доллара
и евро. И средний класс попал в ловушку,
тем более что ее представители намного
активнее, чем другие, пользовались кредитами,
имея возможность их оплатить за счет
обещанных бонусов, приближающихся премий
и т. д. Кризис сломал всю эту ситуацию,
и средний класс оказался размытым. Его
возможности резко уменьшились, возникли
непредвиденные трудности с выплатами
долга. Это свидетельствует о неподготовленности
к кризису в социальной сфере.
Неожиданным для всех явилось значительное
ускорение инфляции в первый период кризиса
(с июля 2007 до августа 2008 г.) В 2007 г. инфляция
составила 11,9%, в 2008 г. - 13,3%. С октября 2008 г.,
когда рост общественного производства
прекратился, стала расти безработица,
а инфляция в годовом выражении превысила
13 %, Россия вступила в полосу полноценного
финансово-экономического кризиса, характеризующегося
стагфляцией. Стагфляция –
это новый экономический феномен, появившийся
в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Он характеризует
своеобразный и крайне противоречивый
процесс, когда стагнация или спад производства
и связанный с этим рост безработицы происходят
в условиях значительного роста цен –
в условиях повышенной инфляции. У
нас идет стагфляция с высокими кредитными
ставками. Центральный банк России – едва
ли не единственный из всех центральных
банков известных стран, который 6 раз
повышал ставку рефинансирования в
2008 г. (Приложение Г) с целью обуздать инфляционные
процессы, в то время как все другие страны
ее непрерывно понижали. Учетные ставки
центральных банков составляли к началу
2009 г.: в США – 0–0,25 %; в Европе – 2 %; в Великобритании
– 1 %; в Японии – 0,3 %,а в России – 13 %. Это привело
к ужесточению требований к заемщикам
и сокращению выдачи кредитов. Серьезным
испытанием для ориентированных на потребительский
спрос компаний стало и начавшееся замедление
роста доходов населения.
В отличие от большинства других стран
Россия накануне кризиса обладала огромными
финансовыми резервами. Золотовалютные
резервы Центрального банка достигли
в сентябре 2008 г. максимума в 597 млрд долларов,
а профицит бюджета еще 70 млрд долларов.
По объему резервов мы уступали Японии
(размер резервов около 1 трлн долларов)
и Китаю (около 2 трлн долларов). Четвертое
место занимал Тайвань. Резервы казались
необъятными. Но всего за несколько месяцев
кризиса в России они стали таять буквально
на глазах.Размер золотовалютных резервов
всего за полгода кризиса в России сократится
почти вдвое – с 597 млрд до 300 млрд долларов
(с учетом помощи госбюджету). Дефицит
бюджета в России в первую очередь связан
с резким снижением цен на нефть и газ,
которые формировали до 50 % федерального
бюджета. Выделялись немалые средства,
и прежде всего за счет имеющихся валютных
резервов. Особенно это относится к оказанию
помощи предприятиям и организациям, прежде
всего Газпрому, «Роснефти» и другим гос.
организациям в возврате огромных зарубежных
долгов. В первый период кризиса, в частности
в 2008 г., темп инфляции возрастает прежде
всего еще из-за того, что на борьбу с кризисом
бросают дополнительные средства, и сумма
денег в обращении увеличивается.
Аналитики, опрошенные агентством "Интерфакс",
считают, что причинами высокой инфляции
в 2008 году стали масштабный приток капитала
в 2007 году и первой половине 2008 года, высокий
рост тарифов на услуги монополий и существенный
рост бюджетный расходов.
Экономист "Тройки Диалог" Антон
Струченевский также полагает, что "высокая
инфляция стала следствием проводимой
бюджетной политики, существенным ростом
госрасходов. Проблема инфляции в 2008 году
объясняется слишком щедрым бюджетом".
Усугубила положение вторая
волна финансового кризиса, связанная
с невозвратами кредитов (сентябрь 2008
г. - 2009 г.) - кризис ликвидности.
Потребительские цены на товары и услуги
в 2009 году показали самый небольшой рост
за всю новейшую историю России с момента
распада СССР. По опубликованным данным
«Росстата», за декабрь цены выросли на
0,4%. Таким образом, за весь год инфляция
составила 8,8%. Инфляция за декабрь 2009 года
и год в целом являются историческим минимумом
с 1991 года.
Эксперты объясняют это рекордное достижение
не успехом антиинфляционной политики
правительства, а падением уровня доходов
россиян в период кризиса и, как следствие,
резким снижением потребительской активности
граждан. Действие этих факторов в большинстве
развитых стран мира привело к снижению
инфляции до самых минимальных уровней,
кое-где даже до отрицательных величин.
В России же потребительские цены лишь
с трудом побили предыдущий рекорд, как
теперь принято говорить, тучного 2006 года:
тогда годовую инфляцию единственный
раз удалось удержать в рамках однозначных
величин - она составила 9%.
По сравнению с общим уровнем инфляции
тарифы на услуги растут у нас опережающими
темпами - в 2009 году они увеличились на
11,6%. Интересно другое: впервые с 2000 года
цены на продовольственные товары выросли
меньше, чем на промышленные. В целом за
2009 год цены на все продукты увеличились
на 6,1%, тогда как на промышленные товары
- на 9,7%. Очевидно, что основной вклад в
динамику цен на непродовольственные
товары внес резко подорожавший из-за
девальвации рубля в начале года импорт.
Опрошенные «Временем новостей» эксперты
убеждены, что заслуг правительства в
небывалом снижении инфляции практически
нет. Весь год власти проводили скорее
проинфляционную политику: девальвировали
национальную валюту, накачивали финансовыми
средствами банки и некоторые секторы
промышленного производства, увеличивали
социальные расходы. Ведущий консультант
группы «Интерком-Аудит» Тимур Унароков
уверен: «Эффект дали не какие-то конкретные
меры правительства, а изменение фундаментальных
экономических условий. Например, снижению
темпов роста уровня цен может способствовать
сокращение потребительского спроса и
изменение курсов национальных валют
на международном финансовом рынке».
«Когда потребительский спрос так сжимается,
то даже в нашей потенциально инфляционноемкой
экономике с ее крайне недостаточным уровнем
конкуренции продавцы не могут поднимать
цены, иначе у них вообще перестанут покупать»,
- считает директор департамента стратегического
анализа компании ФБК Игорь Николаев.
По мнению экономиста, добиться, таким
образом, снижения годовых показателей
инфляции до обещанных правительством
5% можно. «Но это тот случай, когда лекарство
может оказаться опаснее самой болезни.
Экономика теряет важнейший стимул своего
развития - прирастающий на 13-14% в год товарооборот».
Существенное замедление темпов роста
цен на продовольствие, в том числе на
продукты из минимальной потребительской
корзины, Николаев объяснил не столько
экономией россиян на еде, сколько «эффектом
высокой базы 2008 года». «Тогда цены как
раз на самые ходовые продукты питания
очень резко выросли. На этом фоне поднимать
цены еще выше производители уже просто
не могли - есть же спросовые ограничения»,-
полагает Игорь Николаев.
А вот директор Центра макроэкономических
исследований компании BDO в России Елена
Матросова уверена, что только «достаточно
жесткая монетарная политика правительства
не позволила инфляции достичь уровня,
скажем, 1998 года». При этом удастся ли закрепить
достигнутые успехи и обеспечить дальнейшее
снижение темпов роста цен при восстановлении
экономического роста, по ее мнению, во
многом зависит от того, что будет опережающим
- спрос или предложение. «Если экономический
рост начнет восстанавливаться от потребительского
спроса при недостаточном товарном предложении,
то это создаст инфляционный навес, - опасается Матросова.
- Если же у нас будет перепроизводство,
как в Европе и США, где существует опасность
дефляции, то снижение инфляции может
даже усугублять положение производителей:
им надо долги отдавать, а тут и спрос сжимается,
и за счет инфляции нельзя поправить ситуацию.
А издержки растут, тарифы повышаются».
Между тем вице-премьер и министр финансов
Алексей Кудрин, подводя в конце декабря
итоги года, прогнозировал, что к концу
2010 года инфляция в России не превысит
7,5%. По словам г-на Кудрина, его убеждение
основано на «одном очень важном факторе».
«Ранее большие показатели инфляции обеспечивались
высокой ценой на нефть и масштабным притоком
капитала. Эти два фактора увеличивали
денежную массу в экономике темпами до
50% в год. В начале 2009 года прирост денег
в экономике был отрицательным, а до конца
года не превысил 12%. Это цивилизованный
уровень для всех стран», - уверен вице-премьер.
В федеральном бюджете на 2010 год заложен
предельный уровень инфляции в 10%. Председатель
ЦБ РФ Сергей Игнатьев прогнозирует, что
инфляция в 2010 году не превысит 6%.
Инфляция в России за неделю с 27 апреля
по 4 мая 2010 г составила 0,1 %, с начала мая
– также 0,1 %, с начала года – 3,5 %. Об этом
сообщает ПРАЙМ-ТАСС. Наблюдается снижение
ставок ЦБ с 13 до 8% (по данным от 30 апреля
2010 г.) Постепенно
раздвигаются границы валютного коридора,
что позволяет плавно корректировать
курс рубля в зависимости от экономической
ситуации.
В плане антикризисных мер правительства
РФ на 2010 год со ссылкой на прогноз Минэкономразвития
отмечается, что в 2010 году будет продолжена
тенденция последовательного снижения
темпов инфляции. В 2010 году инфляция составит
6―7% вместо ожидаемых ранее 6,5―7,5%. Среднегодовая
инфляция будет на уровне 6,3%. В 2011 году
цены вырастут на 6―7%, в 2012 году ― на 5,5―6,5%,
в 2013 году инфляция ожидается в интервале
5―6% . На этом фоне реальная заработная
плата россиян повысится в этом году на
3,4% против прогнозируемых ранее 0,9%, в следующем
году рост останется прежним ― 2,4%, в 2012
году рост замедлится до 2,1% с 3%, в 2013 году
он составит 2,5%.
Таким образом, главной особенностью
современного финансово-экономического
кризиса является его затяжной характер.
Речь идет не о продлении времени кризиса,
а, скорее, о затяжном мучительном характере
выхода из него. Необычность этого кризиса
может привести к тому, что кризис перейдет
на этот раз не сразу в оживление, а в длительную
депрессию, стагнацию. Ухудшения уже не
будет, но и улучшение будет происходить
малыми шагами. Такая позиция более вероятна
для России и еще некоторых стран, менее
вероятна она для развитых стран мира,
где механизм выхода из кризиса отработан.
Заключение.
Инфляция является сравнительно новым экономическим фактором, несмотря на то, что отдельные случаи инфляции имели место в истории. Инфляция – это многофакторный процесс, и точка зрения монетаристов, что инфляция – чисто денежное явление, есть не что иное, как современная трактовка первоначальных форм проявления инфляции. Инфляция в существенной степени определяется особенностями конкретного этапа экономического развития той или иной страны. В развивающихся странах со слабой экономикой инфляционный процесс находится под определяющим воздействием избыточной денежной эмиссии, вызываемой резким повышением бюджетных расходов над доходами. В развитых странах денежная масса, находящаяся в обращении, попадает под жесткий контроль центральных банков и может увеличиваться лишь темпами, адекватными темпам роста ВНП. Поэтому переполнения каналов обращения денежной массой не происходит.
Возникновению инфляции в России послужили следующие причины: глубокие деформации и диспропорции общественного производства; структурные перекосы экономики; монополизм производителей товарной продукции; милитаризованная экономика; нерациональное использование денег государственного бюджета. Действие инфляционных механизмов в России стимулировалось государственным финансированием и льготным кредитованием. Либерализация цен и последовавшее за этим повышение зарплаты при сокращении производства привели к тому, что инфляция спроса переросла в инфляцию издержек производства. Следствием инфляции явилось расстройство денежной системы и создание финансовой напряженности в стране; натурализация процессов обмена; реальные изменения в распределении валового национального продукта; усиление имущественного расслоения населения, и как следствие, возникновение социальной напряженности в стране; сокращение инвестиций; неравномерный рост цен на товары и услуги.
Антиинфляционная стратегия экономического роста требует проведения поэтапных мер направленных на регулирование инфляции. Необходимо выстроить «дерево целей» для сдерживания основных факторов инфляции. Первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций, путем оживления инвестиционного процесса. Мировой опыт свидетельствует о возможности максимального привлечения капиталов частного сектора благодаря реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска. Ключевое место в антиинфляционной стратегии занимает оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса.