Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:40, доклад
Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения, других
пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен. Но это не
означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут
расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары и услуги могут
расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное
соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.
1.Введение
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время.
Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал
употребляться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861 - 1865 гг.
и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В Х1Х веке этот
термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в
экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после
первой мировой войны.
В советской экономической
лишь в середине 20х годов.
Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения, других
пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен. Но это не
означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут
расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары и услуги могут
расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное
соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.
Наиболее подходящее определение инфляции - повышение общего уровня
цен, наиболее общее - переполнение каналов обращения денежной массы сверх
потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и
соответственно рост товарных цен.
Инфляция, хоть она проявляется только в росте товарных цен не является
сугубо денежным феноменом. Инфляция есть тонкое социально-экономическое
явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах
рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция - одна из наиболее острых
проблем современного развития экономики практически во всех странах мира.
2.Причины инфляции
Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта
обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам,
сохраняющим стабильность своей покупательной способности.
Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением
товаров, однако такая диспропорция между спросом и предложением во многих
случаях не является инфляцией. Пример - энергетический кризис 70х годов в
США, когда нефтедобывающие страны подняли цены на нефть в десятки раз, а на другие товары и услуги в то время цены возросли на 7 - 9 %.
Независимо от состояния денежной сферы, товарные услуги могут
изменяться вследствие роста производительности труда, циклических и
сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства,
монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения
новых ставок налогов, девальвации денежной единицы, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий, и т.п.
Очевидно, что не всякий рост цен - инфляция и поэтому особенно важно
выделить действительно инфляционные.
Итак, к важнейшим инфляционным причинам роста цен можно отнести
следующие:
1. Диспропорциональность - несбалансированность государственных
расходов и доходов - т.н. дефицит государственного бюджета. Часто этот
дефицит покрывается за счет использования “печатного станка”, что приводит
к увеличению денежной массы и как следствие - инфляция.
2. Инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация
экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного
платежеспособного спроса, а как следствие - увеличению денежной массы.
3. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как
его части. Современный рынок в значительной степени огополистичен.
Поскольку огополист заинтересован в сокращении производства и предложения
товаров, создается дефицит используемый для поддержания или поднятия цены на товар.
4. Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом
открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной
страны. Возможности для борьбы у государства довольно-таки ограничены.
Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях,
делает импорт более выгодным, одновременно затрудняя экспорт.
Необходимо также отметить, что ни в одной экономически развитой
стране не наблюдалось во второй половине ХХ века полная занятость,
свободный рынок или же стабильность цен. Цены по ряду причин в это время
росли постоянно и даже в период застоя производства. Такое явление
называется стагфляцией - инфляционным ростом цен в условиях стагнации -
застоя производства, экономического кризиса.
3.Виды инфляции
Ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных
обстоятельствах. Так, во время войн государства часто выпускали большие
количества необеспеченных бумажных денег для покрытия военных расходов. В
последние двадцать - тридцать лет инфляция стала хроническим заболеванием
экономик многих стран мира.
Темп роста цен является первым из трех критериев при определении вида
инфляции. Другой критерий - степень расхождения роста цен по различным
группам (т. е. соотносительность роста цен по различным товарным группам).
Третий критерий - ожидаемость и предсказуемость инфляции.
Рассмотрим виды инфляции с позиции темпа роста цен (первый критерий),
т. е. преимущественно количественно. В этом плане выделяют три вида
инфляции:
Инфляция может протекать умеренно - быть ползучей, в условиях которой
цены возрастают не более чем на 10% в год. Многие современные экономисты, в
том числе современные последователи экономического ученого Кейнса считают
такую инфляцию необходимой для эффективного экономического развития. Такая
инфляция позволяет эффективно корректировать цены применительно к
изменяющимся условиям производства и спроса.
Галопирующая инфляция, при которой характерен рост цен от 20% до 200%
в год является уже серьезным напряжением для экономики, хотя рост цен еще
не сложно предсказать и включить в параметры сделок и контрактов.
Наиболее
губительна для экономики
астрономический рост количества денег в обращении и как следствие
катастрофический рост товарных цен. Роль самих денег в таких случаях сильно
уменьшается и население, да и промышленные предприятия преимущественно
переходят на другие, гораздо менее эффективную форму расчета, например, -
бартер. В отдельных случаях появляются параллельные валюты, сильно
возрастает роль иностранных валют. Гиперинфляция наносит сильнейший удар
даже по наиболее состоятельным слоям общества. Большинство экономической
литературы приводит в качестве примеров Никарагуа периода гражданской войны
(33000% - среднегодовой прирост цен).
Вследствие утраты у хозяйственных субъектов доверия к национальной валюте
оборот денег чрезвычайно увеличивается, что в данном случае равносильно
увеличению их количества. Соответственно цена увеличивается гораздо больше,
чем количество наличных денег в обороте. В раскручивании спирали
гиперинфляции чрезвычайную роль также играют инфляционные ожидания.
Все эти
виды инфляции существуют
т.е. при относительно свободном рынке. При подавленной же инфляции рост цен
на товары и услуги может не наблюдаться, а обесценение денег может
выражаться в дефиците предложения.
В 50 - 60 годы инфляция протекала в большинстве стран умеренными
темпами. В связи с нефтяным кризисом начала 70х годов инфляция стала
выходить из-под контроля государства, дезорганизуя нормальный экономический
процесс. Среднегодовой уровень прироста розничных цен за время с 73 по
80гг. подскочил в среднем на 9%.
В конце 80х годов темпы роста цен понизились до (в среднем) 4% в год,
что соответствует модели умеренной инфляции. Этому можно привести несколько причин. В их числе - падение мировых цен на нефть, усиление конкуренции, прежде всего в мировом масштабе, повышение производительности труда вместе с согласованными действиями правительств и профсоюзов по удержанию уровней заработной платы на прежнем уровне.
По степени сбалансированности роста цен выделяются два вида инфляции:
сбалансированная инфляция и несбалансированная инфляция.
При
сбалансированной инфляции
и одновременно на большинство товаров и услуг. В этом случае по результатам
среднегодового роста цен поднимается процентная ставка государственного
банка и таким образом ситуация становится равносильной ситуации со
стабильными ценами.
В случае
же несбалансированной
услуги повышаются разновременно и по разному на каждый тип товара.
С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость
инфляции) выделяют: ожидаемую инфляцию и неожидаемую инфляцию.
Ожидаемую
инфляцию можно
и она зачастую является прямым результатам действий правительства. В
качестве примера можно привести либерализацию цен в России 92го года и
соответствующий прогноз роста цен, подготовленный правительством РФ
накануне - в декабре 91го года.
Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что
негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В
случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет
резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике и
искажает реальную картину общественного спроса, что ведет к сбою в
прогнозировании тенденций в экономике и при некоторой нерешительности
правительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. Однако в случае, когда внезапный скачек цен
происходит в экономике не зараженной инфляционными ожиданиями, то резкое падение спроса у населения в надеждена скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса производитель становиться вынужден снижать цену и все возвращается в состояние равновесия.
4.Социально-экономические последствия инфляции
Эти последствия сложны и разнообразны. Наибольшие темпы инфляции
содействуют временному оживлению конъюнктуры посредством роста цен и нормы
прибыли. По мере увеличения темпов инфляции она превращается в реальное
препятствие для производства и обостряет экономическую и социальную
напряженность в обществе. Галопирующая инфляция дезорганизует производство, наносит серьезный экономический ущерб, затрудняет проведение экономической политики. Также неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает систему потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке. Галопирующая инфляция активизирует спрос до уровня, на котором он не может быть насыщен промышленностью, а товарный дефицит, в свою очередь, подрывает стимулы к денежному накоплению. Сбережения населения обесцениваются, потери несут банки и другие кредитующие учреждения. Инфляция является как бы налогом на население, а как следствие - отставание доходов населения от беспрерывно растущих цен.
5.Антиинфляционная политика
Одним из сложнейших вопросов экономической политики является
управление инфляцией.
Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим
последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть
весьма узок: с одной стороны, требуется повышение ставок заработной платы, которое вызывает неумеренное увеличение покупательной способности населения и рост рыночных цен, а последний, в свою очередь, порождает дальнейшее увеличение ставок заработной платы, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.
Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер,
помогающих в определенной мере сочетать рост цен со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессами, применяемые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции,
особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма.
В целом в развитых странах темп инфляционного роста удается удерживать в довольно узких пределах.
Для антиинфляционного регулирования используются два типа
экономической политики:
1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита,
ограничение кредитной эмиссии,
2. Политика регулирования цен
и доходов, имеющая целью