Инфляция,её функции и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Термин инфляция впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначил процесс разбухания бумажно-денежного обращения.
Инфляция – это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательской способности.
Другие считают, что инфляция – это рост цен, вызванный переполнением денег, сфер обращения бумажными деньгами сверх их нормальных потребностей

Содержание работы

Введение________________________________________________________
1 Сущность и причины инфляции
1.1 Основные причины инфляционного роста цен______________________
1.2 Альтернативные концепции инфляции (инфляция спроса и инфляция издержек) ______________________________________________________
1.3 Уровни и типы инфляции
( ползущая, галопирующая,, гиперинфляция, подавленная инфляция)______
1.4. Определение скорости обращения денег
1.5.Сущность инфляции в разных экономических школах
1.6. Кривая Филипса
1.7. Почему нужно бояться инфляции?
1.8 Причины и специфика развития инфляции в России до 2000 года ______
2. Инфляция в период мирового финансового кризиса и экономический кризис в России 2008-2009г._________________________
2.1 Причины инфляционного роста цен в масштабе мировой экономики
2.3.Как текущие глобальные процессы влияют на мировую инфляцию
2.4.Прогнозы.
2.5.Анализ инфляции в России 2008-2009
2.6.Статистические данные инфляции в России за 2006-2009 г, их анализ.
2.2 Индекс потребительских - как важнейший показатель развития инфляции ( этапы и порядок расчета ИПЦ)____________________________
2.3 Индексы потребительских цен в России и странах ЕС 2009 г.
3 Методы борьбы с инфляцией
3.1 Современные темпы протекания инфляции в мировой экономике и ее последствия______________________________________________________
3.2 Основные подходы антиинфляционной политики___________________
3.3 Методы борьбы с инфляцией 2008-2009 в России___________________
Заключение______________________________________________________
Список литературы______________________________________________

Файлы: 1 файл

Курсовая_по_экономике_ОЛЯ_.doc

— 963.00 Кб (Скачать файл)

              PI (o) - цена единицы товара (услуги) в потребительском наборе отчетного (базисного) периода.

Расчет ИПЦ производится с недельной, месячной, квартальной периодичностью, а также нарастающим итогом за период с начала года.

              Вернемся к изучению динамики российской инфляции за последние три года после либерализации цен. Данные  показывают наличие и постоянное воспроизведение значительных “ножниц” в изменении цен на потребительские товары и на средства производства.  Это видно из сопоставления общих индексов соответствующих видов цен.

Индексы потребительских цен в России и странах ЕС

 

 

К концу января 2009 года дефляция в странах Европейского союза по отношению к декабрю 2008 года составила 0,6 %. Потребительские цены выросли на 1,7 %, сообщает Росстат.

Цены на продукты выросли в Латвии, Венгрии Словении, Болгарии и на Кипре. В то же время в Соединенном Королевстве и на Мальте продукты питания понизились. В России в январе 2009 года продукты питания за месяц стали подорожали на 1,5 %, когда в странах ЕС – на 0,5 %.

 

 

 

 

   Современные темпы протекания инфляции в мировой экономике
и её последствия.
Преодоление инфляции остается одной из основных задач антикризисной стратегии.
принципиально отметить, что главным методом борьбы с инфляцией обязана быть борьба с её основополагающими причинами. В то время как угнетение инфляции с помощью полного контроль над ценами и доходами, без устранения её обстоятельств, плохо сказывается на развитии рыночных отношений.


Остановимся в данной главе на рассмотрении антиинфляционной политики страны м способах борьбы с инфляцией. А далее на анализе русской политики в данном направлении.

До 1992 г. В странах бывшего СССР серьезной антиинфляционной политики не проводилось. Сложность ситуации заключается в том, что антиинфляционную политику в русской Федерации, к примеру, нельзя свести только к косвенным экономическим рычагам. Разумеется, что нарушение пропорций в народном хозяйстве можно равномерно устранить при помощи структурной политики страны и даже прямыми административными способами, в частности, сокращением военных расходов, рационализацией производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений на внедрение средств компаний, привлечением акционерного капитала и т.Д., Ломкой монополистического структуры экономики. Все это нужно дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, избавляют дефицит госбюджета, стабилизируют курс государственной валюты, а также созданием для усиления конкуренции в экономике.
В 50-60-х г.Г. Инфляция проистекала в большинстве государств умеренными темпами. А в 70-х годах стала выходить из под контроля, превращаясь во "неприятеля общества номер один". необыкновенную остроту инфляция заполучила во второй половине 70-х годов. Так, среднегодовой темп прироста розничных цен составил:
__________________________________________________________________________
  

 

Теория переходной экономики под ред. Герасименко В.В.// МГУ:1997

Медведев А.В. Пути финансовой стабилизации. //Деньги и  кредит:1996, N 7, С.50.

 

Страны
Период: США Англия Италия Франция
в 1956-65г.Г. 1.7% 3.1% 3.4% 5.0%
в 1966-1974г.Г. 5.1% 7.1% 6.0% 5.9%
в 1975-1980г.Г- 9.3% 15.8% 17.9% 19.9%

В конце 80-х темпы роста цен понизились и составили приблизительно 4% в год, что соответствует модели умеренной инфляции. Это можно объяснить рядом обстоятельств, посреди которых основная - падение глобальных цен на нефть, усиление ценовой конкуренции, до этого всего в международном масштабе, повышение производительности труда, сдерживание роста заработной платы.
Инфляция может быть сбалансированной, т.Е. Рост цен умеренный и сразу на большая часть продуктов и услуг. В этом случае - соответственно ежегодному росту цен, растет ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами.
Противоположным случаем является несбалансированная инфляция, которая представляет собой разные темпа роста на разные продукты.
Различают также и неожидаемую инфляцию.
В первом случае можно предсказывать инфляцию на какой-или период, либо она планируется правительством страны.
Во втором случае происходит резкий скачок цен, что плохо сказывается на денежном обращении и системе налогообложения.
Внезапный скачок цен в нормально функционирующей рыночной экономике, где у населения отсутствуют инфляционные ожидания, не вызовет серьезных последствий, т.К. Потребители, ожидая, что повышение цен - явление кратковременное, будут больше сберегать и меньше предъявлять средств на рынке в виде платежеспособного спроса. А раз миниатюризируется размер спроса, то начинается давление на цены в сторону их понижения. Этот экономический эффект получил заглавие "эффекта Пигу".
но в экономике, где уже есть инфляционные ожидания резкий скачок цен может вызвать резкое увеличение издержек населения на покупку продуктов и услуг, что само по себе создает трудности в экономике. Таковым образом внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.
Инфляция оказывает существенное влияние на экономику и последствия этого действия сложны и разнообразны.
Если небольшие её темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь таковым образом фактором временного оживления коньюктуры, то по мере её углубления инфляция преобразуется в серьезное препятствие, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
Галопирующая инфляция (не говоря уже о гиперинфляции) дезорганизует хозяйство, наносит серьезный вред даже монополиям, затрудняет проведение экономической политики. Неправомерный рост цен увеличивает дисбаланс меж отраслями экономики, нарушает структуру потребительского спроса и обостряет делему реализации продуктов на внутреннем рынке.
таковая инфляция активизирует бегство от средств к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному скоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы. Не считая того, обесценивает сбережения населения, утраты несут банки и учреждения, предоставляющие кредит.
кроме экономических последствий инфляция имеет и социальные. Она ведет в перераспределению государственного дохода, является как бы сверхналогом на популяция, что является предпосылкой отставания темпов роста номинальной и настоящей заработной платы от резко растущих цен на продукты и сервисы. Инфляция наносит вред всем категориям наемных работников, лицам свободных профессий, пенсионерам и др.
Инфляция оказывает также серьезное влияние на занятость населения. Это влияние наглядно описывается модельно "инфляция спроса", предложенной в 1958г. Английским экономистом А.Филлипсом.
Используя данные статистики Великобритании за 1861-1956г.Г. Он показал кривую, отражающую обратную зависимость, меж уровнем ставок заработной платы и уровнем и уровнем безработицы (рис.1). При этом было установлено, что увеличение безработицы в Англии свыше 2.5-3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Отсюда следовал вывод, что уменьшение сопровождается повышением цен и заработной платы. Таковым образом уровень безработицы может быть снижен за счет ускорения темпов инфляции.
Теоретическую базу под расчеты А.Филлипса подвел экономист Р.Липси. В дальнейшем американские экономисты П.Самуэльсон и Р.Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен. В таком виде кривую стали употреблять для экономической политики, до этого всего для определения уровней, при которых возможны высокий уровень занятости и производства и определения стабильности цен.

На оси абсцисс показан уровень безработицы, на оси ординат - темпы роста товарных цен.
Если правительство разглядывает уровень безработицы u1 излишне высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно кредитные мероприятия, стимулирующие спрос, что ведет к расширению производства и созданию новейших рабочих мест. Уровень безработицы снижается до величины u2, но сразу растет темп инфляции до P2. Возникшие условия могут вызвать кризисные явления, то вынудит правительство принять меры для понижения типов роста до уровня , а безработица возрастет до уровня u3.

Практика указывает, что кривая Филлипса применима для экономической ситуации в краткосрочный период, так как в долгосрочном плане, несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что разъясняется целым комплексом событий.
посреди этих событий принципиально выделить политику стимулирования спроса. Рвение правительства понизить уровень безработицы ценой роста инфляции удачно лишь тогда, когда у населения удается сделать так называемые "ложные ожидания". К примеру, работающие по найму, следя рост ставок зарплаты, увеличивают предложение труда. И тогда, как и предполагалось в концепции кривой Филлипса, рост инфляции и связанной с ней номинальной заработной платы.
но, как лишь люди начинают замечать. Что настоящая заработная плата все миниатюризируется (в различие от номинальной), то никто больше не будет увеличивать предложение труда.
особенное внимание на эти взаимосвязи направил еще в 60-е г.Г. Американский экономист М.Фридмен, который подчеркивал неэффективность борьбы с безработицей методом "накачивания спроса" инфляционными мероприятиями.
     Таким образом, когда популяция преодолеет свои ложные ожидания, тогда инфляция будет сопровождаться уменьшением предложения труда, т.Е. Возрастающей безработицей.
Считается также, что кривая Филлипса применима только для анализа в условиях умеренной инфляции с неизменным темпом. При неожиданных экономических потрясениях, темп инфляции растет нежданно и может сопровождаться резким увеличением безработицы.
На смену модели Филлипса пришла теория естественного уровня безработицы. Суть данной теории заключается в том, что в долгосрочном плане умеренный уровень инфляции возможен лишь при естественном уровне безработицы, который определяется структурой рынка, с учетом инфляции о потребностях в разных профессиях.

_____________________________________________________________

  1. Теория переходной экономики под ред. Герасименко В.В.// МГУ:1997
  2. Медведев А.В. Пути финансовой стабилизации. //Деньги и  кредит:1996, N 7, С.50.

 

 

Два подхода в оценке характера антиинфляционной политики.

 

Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

 

1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирования государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижающих налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателя средних и низких доходов.

Однако, стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

 

2. Второй подход - это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству Центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство  должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный полевой Валовый Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов.

Начиная с 60-х годов правительства многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает намеченной цели. Параллельной применение различных мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование в целом малоэффективным.

___________________________________________________

Самуэльсон П.А. Экономика. //М: 1993.

 

 

Варианты и контуры российской  антиинфляционной политики на перспективу.

 

Уменьшение темпов инфляции до относительно "безопасного" уровня (15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективного производства и  уровня качества управления. Эти цели могли быть достигнуты поэтапно, в течении длительного времени.

Все понимали, что в первые пять лет (2007-2012г.г.) угроза инфляции является критически острой. От степени ее снижения зависели сроки и условия реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса, отмена или ослабление действия "номинальных якорей" (в частности фиксированного валютного курса), усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно способствуют повышению инфляции.  На это также накладываются инфляционные ожидания. Соединение этих факторов может привести к быстрому раскручиванию инфляции до 15-20% в месяц. Это означает бы полный провал всей антикризисной стратегии. Поэтому целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

    предсказуемость динамики инфляции: нельзя допустить ее ускорения дольше 2-5% в среднем за месяц;

    создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения инфляционного потенциала.

 

 

Одним из вариантов программы по преодолению высоких темпов инфляции может бы быть следующий вариант развития и соответствующий комплекс мероприятий.

Несомненно, что в 2008-2009 г.г. расширение конечного спроса требует особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики является снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год. Для решения этих задач может осуществляться следующий комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

 

 

 

 

  1. Регулярная установка ориентиров ("коридор") инфляции денежной массы с разбивкой на кварталы. Разработка системы действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры. Определение также критического уровня инфляции, превышение которого автоматически предполагает приостановку действий, стимулирующих спрос и ужесточение антиинфляционной политики.
  2. Введение прямых ограничительных мер, направленных против роста цен в отраслях-монополистах.
  3. Важно ограничить дефицит бюджета уровнем 4-5%. Наращивание государственных инвестиций должно происходить параллельно с расширением доходной базы бюджета.
  4. Поддержание процентных ставок на уровне, незначительно превышающем темп инфляции, при этом необходимо стимулировать их дифференциацию с целью замедления оборота денежной массы. Следует отладить механизмы подводки централизованных субсидий и кредитов и субсидий через уполномоченные банки для предотвращения перекачки средств в спекулятивные операции на денежных рынках.
  5. Ужесточение мер против просроченной дебиторско-кредиторской задолженности (стимулирующей инфляционные процессы) помогает нормализовать кругооборот оборотного капитала в промышленности и развитии вексельного обращения.
  6. Важно ограничение доли доходов посредников в конечных ценах потребительских товаров.
  7. С тем, чтобы в последующем перейти к политике стабилизации реального валютного курса, в первое время сохранение "валютного коридора".
  8. Для борьбы с сезонными всплесками инфляции следует стимулировать фьючерсную торговлю сезонными товарами.
  9. Активная борьба с коррупцией в России.

 

 

 

 

 

 

    Мнения только большинства западных экономистов, а так же и многих российских экспертов, говорят о том, что провал последних кредитов МВФ для России положил конец уверениям, что с иностранной помощью можно купить рыночные реформы, деньги фонда значительно облегчали решение возникающих проблем, позволяя обходиться при этом без реформ экономической политики. При этом к последствиям относится то, что для оплаты кредитов фонда требуется повышать налоги на средний класс, который оплачивает эти кредиты. Генерировать экономический рост таким способом не возможно, так как роста при непомерных налогах и растущих процентных ставках не бывает.

Немаловажная причина есть в общем мировом кризисе и мировом падении цен на нефть. Жесткая привязка к курсу доллара на рынке страны, в связи с его ростом, привела к резкому скачку цен. Рухнула вся банковская система, т.к. большинство банков имели своими активами ГКО, осложнилось проведение платежей и расчетов. Вслед за этим рынок стали покидать импортеры. Результатом произошедшего коллапса стало разорение 80% средних и малых предприятий, занимающихся импортом, с тенденцией дальнейшего его прекращения. В добавок к массовому обесцениванию денег у населения, добавились потери по вкладам банков, из-за их банкротства. Произошло резкое снижение платежеспособности населения.

Можно сказать, что Россия в своем экономическом развитии отброшена на годы назад. Опасность ситуации заключается в том, что в последние пять лет Россия удовлетворяла свои потребительские потребности практически за счет 60 % импортного товара. На данный момент встала реальная опасность создания товарного дефицита, т.к. восстановление промышленности требует долговременных усилий и значительных денежных вложений.

Результатом кризиса стал рост потребительских цен в России с сентября по 5 октября 2008 темпы прироста цен составили 0, 6%. Цены в первую неделю сентября выросли больше, чем за два года. Темпы среднесуточного пророста цен уже в октябре сократились до 0, 086% против 1, 09% в сентябре, когда месячная инфляция составила 38,4%. Так же началась необеспеченная эмиссия: в сентябре денежная масса уже выросла на 12,5 млрд. руб. (т.е. на 8%). при этом не произошло ни адекватного увеличения ни валютных резервов ЦБ, ни заимствований. В то же время даные деньги идут на поддержку банковской системы и "латание" бюджетных дыр, поэтому это нельзя назвать тайной эмиссией, т.к. все социальные выплаты идут в рамках бюджета 2009г.

 

 

МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ В РОССИИ 2009 г.( мнение экономиста-аналитика Александра Смирнова)

        Есть очень меткая пословица "пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Не успела пройти финансовая "лихорадка" связанная с дефицитом ликвидности, как наступила другая острая проблема - повышение цен на продукты, да прямо в канун выборов. И все бросились ее решать - повышать пенсии, снижать импортные пошлины, расследовать сговоры монополистов и т.д. Но при этом все забыли, что план роста цен на услуги естественных монополий, закладывающий новый виток инфляции на период до 2010 года был принят достаточно спокойно.

Информация о работе Инфляция,её функции и сущность