Инфляция-Понятие, виды и методы борьбы с инфляцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать понятие, сущность и метод регулирования инфляции.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Разделение индексов на несколько категорий – индекс потребительских цен, индекс цен  на промышленную, сельскохозяйственную продукцию – при определении  темпов инфляции утрачивает свою специфику, носит чисто условный характер, так  как цена конечного товара вбирает в себя цены на промежуточную продукцию. Поэтому при расчетах и прогнозах имеет смысл в основном учитывать динамику индекса потребительских цен. Разумеется, рост индекса цен на промышленную продукцию тоже является своеобразным сигналом для прогнозов, но его нужно учитывать как фактор, влияющий в конечном итоге на индекс потребительских цен. Очевидно, что если производители машиностроительного сектора поднимут цену на свою продукцию, допустим, на 10%, то это через достаточно короткий период времени скажется на ценах потребительского сектора, поскольку станки, купленные на 10% дороже по отношению к предыдущему периоду, автоматически удорожат и производимые на них потребительские товары.

Помимо индекса потребительских  цен существуют другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию. Как правило, используются несколько основных методов:

-индекс цен производителей - отражает  себестоимость производства без  учёта добавочной цены дистрибуции  и налогов с продаж;

-индекс расходов на проживание  – учитывает баланс повышения доходов и роста расходов;

- индекс цены активов;

- дефлятор ВВП – рассчитывается  как изменение в цене на  группы одинаковых товаров;

-паритет покупательской способности  национальной валюты и изменение  курса валют;

-индекс Пааше –показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода.

Таким образом, можно сделать вывод, что методы измерения инфляции многообразны. В сложившейся ситуации существует официальная статистика уровня инфляции, а также неофициальная статистика, где цифры, как правило бывают выше.

2.2 Оценка уровня инфляции в РФ

Прогноз уровня инфляции на 2011 год от правительства РФ составлял 6,5% - данная цифра была заложена в  федеральном бюджете. Примерно ту же цифру назвал премьер-министр РФ Владимир Путин- 5-6%. Чуть выше спрогнозировал Минэкономразвития- 7%. По официальным данным Госкомстата инфляция в России за 2011 год составила 6.1%

В приложении 1 представлены графики  роста инфляции в течение 2008 - 2010 года. Если в первой половине 2009 года инфляция стабильно росла, то во второй половине рост почти совсем остановился, в то время как кривая инфляции за 2008 год ушла вверх. Таким образом, инфляция в России установила новый рекорд - в 2009 году она стала самой низкой с 1991 года. А в 2010 году индекс потребительских цен, увеличившись за декабрь месяц на 1,2%, оказалась ровно такая же, как и в 2009 году ( приложение 2).

Как видно в приложении 3 , в первой половине 2011 года уровень инфляции был заметно ниже, чем в предыдущем. Но к концу года начала догонять.

Официально  уровень инфляции считается следующим  образом: берётся минимальный набор  товаров и услуг, необходимый  человеку для того, чтобы не умереть  с голоду. Это социально значимые продукты: хлеб, молоко, крупы, масло, одежда, обувь и т.д. На эти товары отслеживают цены, смотрят, на сколько тот или иной товар подорожал. Вычисляют изменение цен на каждый товар, входящий в минимальный набор (например, за год), потом берут среднее значение. Это и есть уровень инфляции - некое усредненное увеличение цен товаров, входящих в минимальный набор.

Чтобы лучше понять, как  действует инфляция, разберём пример. У нас есть 100 рублей и на все  деньги мы купили минеральной воды стоимостью 20 рублей за бутылку. Таким образом, купили 5 бутылок. Допустим, инфляция в стране составляет 10% и через год та же самая бутылка минералки будет стоить уже 22 рубля. Поэтому через год на 100 руб. можно будет купить 4,54 бутылки, то есть уже не 5, а 4 бутылки. Ещё через год при инфляции 10% минералка будет стоить 24,2 руб. На 100 руб. получится купить 4,13 бутылки. Через 5 лет минералка будет стоить 32,21 руб. (при инфляции 10%) и на 100 руб. можно будет купить 3,1 бутылки. Через 10 лет минералка будет стоить 51,87 руб. (при инфляции 10%) и на 100 руб. можно будет купить всего лишь 1,93 бутылки. Представим, что инфляция на протяжении многих лет стабильно держится на уровне 10% годовых. Тогда, например, через 50 лет бутылка минералки будет стоить 2348 руб.

Можно рассмотреть на примере, что сделает инфляция со сбережениями за 10 лет, если они будут лежать "под матрасом", а точнее насколько снизит их покупательскую способность. Допустим, у нас есть 100 000 рублей. При уровне инфляции 10% через 1 год покупательная способность нашего капитала снизится до 90 000 руб. То есть через год на те же самые 100 000 руб. можно будет купить товаров и услуг на сумму 90 тысяч. Грубо говоря, 100 тысяч превратились в 90 тысяч. А через 10 лет покупательная способность снизится до 35 тысяч (приложение 4).

В приложении 5 указан уровень инфляции за 2000-2011г. Это официальные данные Госкомстата.

Можно рассчитать, что  стало бы сейчас с покупательной  способностью сбережений 1999 года в  результате обесценивания денег. В  приложении 6 указано, что стало бы с покупательной способностью ста тысяч рублей, спрятанных под матрас в 1999 году и найденных в начале 2008 г.

Таким образом, деньги из-за инфляции теряют свою главную ценность - покупательную способность. То есть, инфляция потихоньку съедает наши деньги. Отсюда следует вывод, что хранить собственные сбережения дома или в другом месте, где они не работают - неразумно. Инфляция будет откусывать от вашего капитала сначала по маленькому кусочку, а с течением времени общий размер откусываемых кусков станет солидным.

 

 

 

 

 

Раздел 3. Методы борьбы с инфляцией

3.1 Основные  методы регулирования инфляции

 

Теория денег и проблема инфляции являются важным разделом макроэкономической науки. Как свидетельствует мировой  опыт, инфляция может быть вполне контролируемым и регулируемым процессом, посредством  создания соответствующей функциональной экономической системы.

Под функциональными экономическими системами понимается совокупность институтов и организаций, образующих механизмы саморегуляции, которые  обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических параметров и индикаторов.

Структурообразующими элементами функциональной экономической системы  по регулированию уровня инфляции является денежно-кредитная политика Центральных  банков или аналогичных им учреждений, которые наиболее активно используют такие инструменты регулирования как:

- уровень процентной ставки  Центрального банка;

- политику обязательных резервов;

- операции на открытом рынке;

- рефинансирование коммерческих  банков.

В связи с тем, что инфляция несет  в себе серьезные угрозы для оптимального функционирования экономического механизма, она является постоянным объектом в системе макрорегулирования и финансовой стабилизации. Для этого правительство должно осуществлять мониторинг финансово-экономической ситуации в стране.

Мониторинг- это непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как основная часть  управления.

Проблема макрорегулирования экономики  и антиинфляционная политика являются наиболее сложными в экономической  науке и практике. Условно всю государственную макроэкономическую политику можно подразделить на несколько подвидов:

- бюджетная;

- социальная;

- налоговая;

- ценовая;

- кредитно-финансовая;

- промышленно-инвестиционная;

- внешнеэкономическая;

- эмиссионная.

Бюджетная политика – это основной вид государственной экономической политики, главной задачей которой является определение приоритетов социально-экономического развития страны на конкретно определенный период времени. Кроме того, это политика распределения и перераспределения полученных от налогов (и неналоговых платежей) государственных финансовых средств на решение общенациональных задач. Составной частью бюджетной политики является социальная политика, поскольку все социальные выплаты идут из бюджета.

Налоговая политика - это, законодательно оформленная система изъятия у производителей товаров части финансовых средств на осуществление всех необходимых государственных функций и решение общенациональных задач.

Ценовая политика - это политика регулирования  и достижения сбалансированности между товарным предложением и платежеспособным спросом.

Кредитно-финансовая политика - это  политика регулирования посредством  кредитной банковской ставки, норм обязательного резервирования темпов и объемов инвестиций в производство товарной массы, а также воздействия на ценовые факторы.

Промышленно-инвестиционная политика - это политика развития промышленно-технологического потенциала страны, обеспечивающая рост ВВП.

Внешнеэкономическая политика - это  политика, регулирующая внешнеэкономическую  деятельность (с помощью таможенно-тарифных инструментов) и отношения внешнеторгового обмена с целью выравнивания качественных характеристик уровня жизни населения страны за счет экспортно-импортных операций.

Эмиссионная политика - это политика, направленная на регулирование и поддержание (с помощью изменения объема денежной массы в обращении) товарно-денежного равновесия при изменениях в объеме ВВП, поскольку для сохранения равновесия при увеличении количества товаров и услуг количество денег в обращении должно увеличиваться, и наоборот. В случае уменьшения товарной массы Центральный банк страны проводит изъятие денег из обращения.

Поскольку инфляция влияет на все  стороны экономической жизни, то основной целью макроэкономического  регулирования в первую очередь является преодоление социально-экономических последствий инфляции. Основным дестабилизирующим фактором инфляции в экономике является обесценение потока денежных доходов, так как инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (и населения, и предприятий, и государства) фактически уменьшаются по своей покупательной способности. Необходимо различать номинальные и реальные доходы.

Номинальный (денежный) доход - это  конкретно выраженное количество денежных единиц, которые получает человек  в виде заработной платы, ренты, прибыли или процента.

Реальный доход определяется количеством  товаров и услуг, которые потребитель  может купить на сумму номинального дохода. Например, в 1986г. средняя зарплата составляла примерно 200руб., а в 2002г. - около 5000руб., при этом буханка хлеба в 1986г. стоила 20коп., а в 2002г cтала стоить 5руб. Номинально зарплата 5000руб. в 25раз больше чем 200руб, но ее реальная покупательная способность равна зарплате в 200руб., так как и на 200руб. в 1986г. и на 5000руб. в 2002г. можно было купить 1000 буханок хлеба. Поэтому в данном случае можно констатировать, что в экономике за этот период произошло изменение масштаба цен, т.е. увеличение соотношения между количеством денег и товаров, но при этом покупательная способность обращающихся денег осталась прежней.

Еще одной особенностью инфляции является ее способность перераспределять доходы. Например, если денежная ссуда берется  при одной покупательной способности  денег, а возвращается, когда в  результате инфляции на эту сумму  можно купить гораздо меньше, то фактически должники обогащаются за счет своих кредиторов. В условиях инфляции выигрывают те, кто взял кредит, допустим, на освоение дачных участков, или предприятия, у которых дебиторская задолженность превышает кредиторскую. От инфляции может выиграть и правительство, которое выпустило на большую сумму государственные ценные бумаги, так как инфляция дает ему возможность оплатить большой государственный долг рублями, имеющими значительно меньшую покупательную способность, чем на момент эмиссии. Следовательно, чем несбалансированнее ситуация в экономике, тем она может быть лучше для одних субъектов рыночной экономики и хуже для других. На основании приведенных примеров можно сделать вывод о том, что инфляция, по сути, является инструментом перераспределения доходов, так как всегда имеют место зафиксированные на какой-то срок договоренности (будь то зарплата или ставка процента за кредит). Теряют при этом те экономические субъекты, которые по данным договоренностям вкладывают свои средства. Особенно много теряют те, кто в период инфляции продает недвижимость, так как рост цен, с одной стороны, увеличивает номинальную стоимость недвижимого имущества, а с другой - сохраняет реальную покупательную способность и стоимость вложенных средств. В силу этого экономические субъекты, которые имеют крупные вложения финансовых ресурсов в недвижимость, сохраняют их от обесценения.

Поскольку в период сильной инфляции растут цены и на товарно-материальные ресурсы, то экономические субъекты стремятся как можно быстрее вложить свои стремительно обесценивающиеся финансовые средства в запасы. Но это автоматически приводит к нехватке денежных средств и у населения, и у предприятий, что в результате усиливает инфляцию спроса. Для того чтобы предотвратить ее, нужна адекватная ситуации кредитно-денежная политика правительства, например, контроль за ценами в секторах производства, где предприятия являются монополистами. Здесь возможны два подхода к управлению экономическим механизмом в условиях инфляции: поиск адаптационной политики, т.е. приспособление к инфляции, попытка ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.

Адаптационная политика построена  на том, что все субъекты рыночной экономики – от домохозяйства, фирмы  до государства – в своих действиях  учитывают инфляцию, прежде всего через расчет возможных потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существую два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину уровня инфляции. Другой метод компенсации инфляции – индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется на основании движения определенного, заранее оговоренного индекса. Таким образом, экономические субъекты пытаются, с одной стороны, адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов, с другой, - защитить себя от инфляции путем введения в контракт инфляционной корректировки заработной платы.

Способами адаптации для домашних хозяйств являются перестройка бюджета  в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.

Фирмы также изменяют свою экономическую  политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств вынуждает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг и факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и к повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке. Одновременно в условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы руководство вынуждено увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть прибыли (за вычетом налогов) направлять на развитие производства.

Информация о работе Инфляция-Понятие, виды и методы борьбы с инфляцией