ПЛАН
- Введение
- Понятие информационной системы
- Классификация информационных
систем
- Заключение
- Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Программное обеспечение за
полвека своего существования претерпело
огромные изменения, пройдя путь от программ, способных выполнять только
простейшие логические и арифметические
операции, до сложных систем управления
предприятиями. Хотя первоначально компьютеры
предназначались главным образом для
выполнения сложных математических расчётов,
в настоящее время доминирующим является
накопление и обработка информации. Сегодня
управление предприятием без компьютера
просто немыслимо. Компьютеры давно и
прочно вошли в такие области, как бухгалтерский
учёт, управление ассортиментом и закупками.
Однако современный бизнес
требует более широкого применения информационных
технологий в управлении. Жизнеспособность
и развитие информационных технологий
объясняется тем, что современный бизнес
крайне чувствителен к ошибкам в управлении.
Интуиции, личного опыта руководителя
и размеров капитала уже мало для того,
чтобы быть первым. Для принятия любого
грамотного управленческого решения в
условиях неопределённости и риска необходимо
постоянно держать под контролем различные
аспекты финансово-хозяйственной деятельности,
будь то торговля, производство или предоставление
услуг. Поэтому современный подход к управлению
предполагает вложение средств в информационные
технологии. И чем крупнее предприятие,
тем серьёзнее должны быть подобные вложения.
Они являются жизненной необходимостью
в жёсткой конкурентной борьбе. Одержать
победу сможет лишь тот, кто лучше оснащен
и наиболее эффективно организован.
- ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Информационная система (сокр. ИС) — система обработки информации и соответствующие организационные ресурсы
(человеческие, технические, финансовые
и т. д.), которые обеспечивают и распространяют
информацию.
Информационная система предназначена
для своевременного обеспечения надлежащих
людей надлежащей информацией, то есть для удовлетворения конкретных
информационных потребностей в рамках
определенной предметной области.
Результатом функционирования информационных
систем является информационная продукция — документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги(1).
Понятие информационной системы интерпретируют
по разному, в зависимости от контекста.
Достаточно широкое трактование понятия
«информационная система» подразумевает,
что неотъемлемыми компонентами ИС являются данные,техническое и программное обеспечение, а также персонал и организационные мероприятия. Широко трактует понятие «информационной системы»
федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях
и о защите информации»]], подразумевая
под информационной системой совокупность
содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий итехнических средств»(2). Среди российских ученых в области информатики, наиболее широкое определение ИС дает М. Р. Когаловский, по мнению которого в понятие информационной
системы помимо данных, программ, аппаратного
обеспечения и людских ресурсов следует
также включать коммуникационное оборудование,
лингвистические средства и информационные
ресурсы, которые в совокупности образуют
систему, обеспечивающую «поддержку динамической
информационной модели некоторой части
реального мира для удовлетворения информационных
потребностей пользователей».(3)
Более узкое понимание информационной
системы ограничивает её состав данными,
программами и аппаратным обеспечением.
Интеграция этих компонентов позволяет
автоматизировать процессы управления информацией и целенаправленной
деятельности конечных пользователей,
направленной на получение, модификацию
и хранение информации(4). Так, российский стандарт ГОСТ
РВ 51987 подразумевает под ИС «автоматизированную
систему, результатом функционирования
которой является представление выходной
информации для последующего использования».
ГОСТ Р 53622-2009 использует термин информационно-вычислительная
система для обозначения совокупности данных (или баз данных), систем управления базами данных и прикладных программ, функционирующих на вычислительных средствах как единое целое для решения определенных
задач(5). В деятельности организаций, ИС
рассматривается как программное обеспечение,
реализующее деловую стратегию организации.
При этом хорошей практикой является создание
и развертывание единой корпоративной информационной
системы, удовлетворяющей информационные потребности
всех сотрудников, служб и подразделений
организации. Однако на практике создание
такой всеобъемлющей ИС слишком затруднено
или даже невозможно, вследствие чего
на предприятии обычно функционируют
несколько различных ИС, решающих отдельные
группы задач: управление производством,
финансово-хозяйственная деятельность
и т. д. Часть задач бывает «покрыта» одновременно
несколькими ИС, часть задач — вовсе не
автоматизирована. Такая ситуация получила
название «лоскутной автоматизации» и
является довольно типичной для многих
предприятий(6).
- КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
СИСТЕМ
1. Классификация
ИС по признаку структурированности
задач:
- структурированные (формализуемые)
задачи, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними, удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения.
- неструктурированные
(неформализуемые) задачи– задачи, в которых невозможно выделить элементы и установить
между ними связи. Решение таких задач
из-за невозможности создания математического
описания и разработки алгоритма связано
с большими трудностями.
- частично структурированные
задачи - известна часть элементов и
связей между ними.
Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида:
· информационные
системы, создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом
на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию), обеспечивают информационную
поддержку пользователя, т. е. предоставляют доступ к информации
в базе данных и ее частичную обработку.
· информационные
системы, разрабатывающие альтернативы
решений (модельные или экспертные) - предоставляют пользователю
математические, статистические, финансовые
и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив
решения.
2. По характеру представления
и логической организации хранимой информации:
- фактографические
информационные системы - накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов (информационных
объектов), которые отражают сведения
по какому-либо факту, событию и пр., отделенному
от других сведений.
- документальные
информационные системы - единичным элементом информации является документ и информация на вводе (входной документ). При создании информационной
базы процесс структуризации не производится
или производится в ограниченном виде
- геоинформационные
информационные системы- данные организованы в виде отдельных информационных объектов,
привязанных к общей электронной топографической основе (электронной
карте).
3. По выполняемым
функциям и решаемым задачам:
- справочные
информационные системы, которые предоставляют пользователям получать определенные
классы объектов (телефоны, адреса, литературу
и пр.) – электронные справочники, картотеки, программные или аппаратные электронные
записные книжки и т. д.;
- информационно-поисковые
информационные системы, которые дают пользователям возможность поиска и получения сведений по различным поисковым образам на
неком информационном пространстве;
- расчетные информационные
системы, которые производят обработку информации по определенным
расчетным алгоритмам, например вычисление
определенных статистических характеристик;
- технологические
информационные системы, функции таких систем заключаются в автоматизации всего технологического
цикла или отдельных его компонент производственной
или организационной структуры, например, автоматизированные
системы управления, системы автоматизации документооборота
и пр.
4. По масштабу
и интеграции компонент:
- локальный АРМ (автоматизированное рабочее место) – программно-технический комплекс,
предназначен для реализации управленческих функций на отдельном
рабочем месте; информационно и функционально
не связан с другими информационными системами;
- комплекс информационно и функционально
связанных АРМ, реализующих в полном объеме функции
управления;
- компьютерная
сеть АРМ на единой информационной базе, обеспечивающая интеграцию функций
управления в масштабе предприятия или группы бизнес-единиц;
- корпоративная
информационная
система (КИС), обеспечивающая полнофункциональное распределенное управление крупномасштабным предприятием.
5. По характеру обработки
информации на различных уровнях управления
предприятием:
- системы обработки
данных (EDP – Electronic data processing) - предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (отчетов,
накладных, платежных поручений).
- информационные
системы управления (MIS – Management Information System) - ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное
планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких
месяцев (недель), например, анализ и планирование поставок,
сбыта, составление производственных
программ.
- системы поддержки
принятия решений (DSS – Decision Support System) -используются на верхнем уровне управления и предназначены для решения задач по формированию стратегических целей, задач
планирования, задач привлечения ресурсов и источников финансирования
и пр. Задачи ориентированы на реализацию сложных бизнес-процессов,
требующих аналитической обработки информации и имеют,
как правило, нерегулярный характер.
6. По уровням управления:
- информационные
системы оперативного (операционного)
уровня - (бухгалтерские, банковские, обработки заказов и пр.) поддерживают
специалистов, обрабатывая данные о сделках
и событиях (счета, накладные, зарплата,
кредиты, поток сырья и материалов).
- информационные
системы специалистов -специалистов помогают пользователям повысить продуктивность и производительность. Их задача –
интеграция новых сведений и помощь в
обработке бумажных документов.
- информационные
системы для менеджеров среднего звена - используются для мониторинга, контроля, принятия решений и администрирования.
- стратегические
информационные системы - обеспечивают поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации и помогают высшему звену управленцев осуществлять долгосрочное планирование.
7. Классификация
ИС по функциональному признаку:
- производственные
системы, связанные с выпуском продукции и направленные на создание и внедрение
в производство научно-технических новшеств;
- системы маркетинга, направленные на анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой
продукции, анализ продаж, организацию рекламной кампании по продвижению
продукции и рациональную организацию
материально-технического снабжения;
- финансовые
и учетные системы, направленные на организацию контроля и анализа финансовых
ресурсов на основе бухгалтерской, статистической и оперативной информации;
- системы кадров
по подбору и расстановке специалистов
и ведению служебной документации по различным аспектам предназначены
для реализации функций оперативного
планирования и учета личного состава;
- системы управления
вспомогательным производством предназначены для автоматизации оперативного
управления инструментальным производством,
ремонтным и транспортным хозяйством
и энергетическим обеспечением.
8. По характеру использования
информации:
- информационно-поисковые
системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации
по запросу пользователя без сложных преобразований данных
(информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных
кассах);
- информационно-решающие
системы осуществляют все операции
переработки информации по определенному
алгоритму, выделяют управляющие и советующие
системы
- гипертекстовые
системы
9. По сфере применения:
- информационные
системы организационного управления предназначены для автоматизации функций
управленческого и оперативного контроля и регулирования,
оперативного учета и анализа, перспективного и оперативного планирования,
бухгалтерского учета, управления сбытом и снабжением и
пр.;
- информационные
системы управления технологическими
процессами предназначены для автоматизации
функций производственного персонала:
организации поточных линий, изготовления микросхем, поддержания технологического
процесса и пр.;
- информационные
системы автоматизированного проектирования предназначены для автоматизации
функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов
дизайнеров для проведения инженерных расчетов, создания графической
документации (чертежей, схем, планов),
создания проектной документации, моделирования
проектируемых объектов;
- корпоративные
информационные системы используются для автоматизации всех функций организации
и охватывают весь цикл работ от проектирования
до сбыта продукции.