Информационные системы в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:55, реферат

Описание работы

Прогресс в сфере экономики немыслим без применения современных информационных технологий, представляющих собой основу экономических информационных систем. Информационные системы в экономике имеют дело с органи¬зацией и эффективной обработкой больших массивов данных в компьютери¬зированных системах предприятий, обеспечивая информационную поддерж¬ку принятия решений менеджерами.

Содержание работы

Введение 3
1. История развития информационных систем 4
2. Понятие и классификация экономических систем 6
Заключение 11

Список литературы 12

Файлы: 1 файл

информ.технологии.docx

— 34.29 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение            3

 

1. История развития информационных систем      4

 

2.  Понятие и классификация экономических систем     6

 

Заключение                    11

 

Список  литературы                  12

 

Введение

 

  Прогресс в сфере экономики немыслим без применения современных информационных технологий, представляющих собой основу экономических информационных систем. Информационные системы в экономике имеют дело с организацией и эффективной обработкой больших массивов данных в компьютеризированных системах предприятий, обеспечивая информационную поддержку принятия решений менеджерами. Глобализация финансовых рынков, развитие средств электронной коммерции и формирование в Интернете доступных для анализа баз данных финансово-экономической информации, снижение стоимости программной реализации информационных систем, привели за последние два года к беспрецедентному росту их использования в экономике. Информационные системы позволяют объективно оценить достигнутый уровень развития экономики, выявить резервы и обеспечить успех их деятельности на основе применения правильных решений.

  Интеллектуальные информационные системы — естественный результат развития обычных информационных систем, сосредоточили в себе наиболее наукоемкие технологии с высоким уровнем автоматизации не только процессов подготовки информации для принятия решений, но и самих процессов выработки вариантов решений, опирающихся на полученные информационной системой данные. Интеллектуальные информационные системы способны диагностировать состояние предприятия, оказывать помощь в антикризисном управлении, обеспечивать выбор оптимальных решений по стратегии развития предприятия и его инвестиционной деятельности. Благодаря наличию средств естественно-языкового интерфейса появляется возможность непосредственного применения интеллектуальных информационных систем бизнес-пользователем, не владеющим языками программирования, в качестве средств поддержки процессов анализа, оценки и принятия экономических решений. Интеллектуальные информационные системы применяются для экономического анализа деятельности предприятия, стратегического планирования, инвестиционного анализа, оценки рисков и формирования портфеля ценных бумаг, финансового анализа, маркетинга и т.д.

 

  1. История развития информационных систем

 

  Экономические информационные системы с момента появления первых электронно-вычислительных машин претерпели существенное изменение в своем развитии.  
В 50-е годы на ЭВМ в основном решались отдельные экономические задачи, связанные с необходимостью переработки больших информационных массивов, например, такие, как начисление заработной платы, составление статистических отчетов и т.д., или задачи, выполняющие оптимизационные расчеты, например, решение транспортной задачи.  
В 60-е годы возникает идея комплексной автоматизации управления предприятиями и интеграции информационного обеспечения на основе баз данных.

 

  Реальностью автоматизированные системы управления стали в 70-е годы на базе ЭВМ 3-го поколения, которые позволили создавать вычислительные системы с распределенной терминальной сетью. Однако недостаточное быстродействие и надежность вычислительных машин, отсутствие гибких средств реализации информационных потребностей пользователей не смогли превратить ЭИС в инструмент коренного повышения эффективности управления предприятиями.  
80-годы отмечены внедрением персональных ЭВМ в практику работы управленческих работников, созданием широкого набора автоматизированных рабочих мест (АРМов) на базе языков 4-го поколения (4GL), позволяющих с помощью генераторов запросов, отчетов, экранных форм, диалога быстро разрабатывать удобные для пользователей приложения. Однако рассредоточение ЭИС в виде АРМов, локальная («островная») автоматизация не способствовали интеграции управленческих функций и, как следствие, существенному повышению эффективности управления предприятием.

 
  Для 90-х годов характерно развитие телекоммуникационных средств, которое привело к созданию гибких локальных и глобальных вычислительных сетей, предопределивших возможность разработки и внедрения  корпоративных ЭИС  (КЭИС). КЭИС объединяют возможности систем комплексной автоматизации управления 70-х годов и локальной автоматизации 80 - годов. Наличие гибких средств связывания управленческих работников в процессе хозяйственной деятельности, возможность коллективной работы, как непосредственных исполнителей  хозяйственных  операций,  так  и   менеджеров, принимающих управленческие решения, позволяют во многом пересмотреть принципы управления предприятиями или проводить кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов. 

 
  Усложнение архитектуры современных информационных систем предопределяют разработку и использование эффективных технологий проектирования, обеспечивающих ускорение создания, внедрения и развития проектов ЭИС, повышение их функциональной и адаптивной надежности. 

 

  1. Понятие и классификация ЭИС. 

 
  Методологическую основу проектирования ЭИС составляет системный подход, в соответствии с которым любая система представляет  собой   совокупность   взаимосвязанных   объектов (элементов), функционирующих совместно для достижения общей цели.  
Для системы характерно изменение состояний объектов, которые с течением времени происходят в результате взаимодействия объектов в различных процессах и с внешней средой. 

 
  В результате такого поведения системы важно соблюдение следующих принципов:  
 • эмерджентности, то есть целостности системы на основе общей структуры, когда поведение отдельных объектов рассматривается с позиции функционирования всей системы;  
 • гомеостазиса, то есть обеспечения устойчивого функционирования  
системы и достижения общей цели;  
 • адаптивности к изменениям внешней среды и управляемости посредством воздействия на элементы системы;  
 • обучаемости путем изменения структуры системы в соответствии с изменением целей системы. 

 
  С позиций кибернетики процесс управления системой, как направленное воздействие на элементы системы для достижения цели, можно представить в виде информационного процесса, связывающего внешнюю среду, объект и систему управления. При этом внешняя среда и объект управления информируют систему управления о своем состоянии, система управления анализирует эту информацию, вырабатывает управляющее воздействие на объект управления, отвечает на возмущения внешней среды и при необходимости модифицирует цель и структуру всей системы.                                  

 
  Структура экономической системы (промышленного предприятия, торговой организации, коммерческого банка, государственного учреждения и т.д.) с позиции кибернетики выглядит как основные информационные потоки между внешней средой, объектом и системой управления и связаны с поддерживающей их экономической информационной системой (ЭИС).

  
 В экономической системе объект управления представляет собой подсистему материальных элементов экономической деятельности (на промышленном предприятии: сырье и материалы, оборудование, готовая продукция, работники и др.) и хозяйственных процессов (на промышленном   предприятии:   основное   и   вспомогательное производство, снабжение, сбыт и др.).  
 Система  управления   представляет  собой   совокупность взаимодействующих структурных подразделений  экономической системы (например, на промышленном предприятии: дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и др. отделы), осуществляющих следующие функции управления:  
 • планирование - функция, определяющая цель функционирования экономической   системы   на   различные   периоды   времени (стратегическое, тактическое, оперативное планирование);  
 • учет - функция, отображающая состояние объекта управления в результате выполнения хозяйственных процессов;  
 • контроль - функция, с помощью которой определяется отклонение учетных данных от плановых целей и нормативов;                    
 • оперативное   управление   -   функция,   осуществляющая регулирование всех хозяйственных процессов с целью исключения возникающих отклонений в плановых и учетных данных;               
 • анализ - функция, определяющая тенденции в работе экономической системы и резервы, которые учитываются при планировании на следующий временной период.   

 
  ЭИС связывает объект и систему управления между собой и с внешней средой через информационные потоки:                                        

 
ИП 1 - информационный поток из внешней среды в систему управления, который, с одной стороны, представляет поток нормативной информации, создаваемый государственными учреждениями в части законодательства, а, с другой стороны, - поток информации о конъюнктуре рынка, создаваемый конкурентами, потребителями, поставщиками;                                                 

 
ИП 2 - информационный поток из системы управления во внешнюю среду, а именно: отчетная информация, прежде всего финансовая информация в государственные органы, инвесторам, кредиторам, потребителям; маркетинговая информация потенциальным потребителям; 

 
ИП З - информационный поток из системы управления на объект управления  
(прямая  кибернетическая  связь),  представляющий совокупность плановой, нормативной и распорядительной информации для осуществления хозяйственных процессов; 

 
ИП 4 - информационный поток от объекта управления в систему управления (обратная кибернетическая связь), который отражает учетную информацию о состоянии объекта управления экономической системы (сырья, материалов, денежных, энергетических, трудовых ресурсов, готовой продукции и выполненных услуг) в результате выполнения хозяйственных процессов. 

  

  ЭИС накапливает и перерабатывает поступающую учетную информацию и имеющиеся нормативы и планы в аналитическую информацию, служащую основой для прогнозирования развития экономической системы, корректировки ее целей и создания планов для нового цикла воспроизводства. 

 
  К обработке информации в ЭИС предъявляются следующие требования:  
 • полнота и достаточность информации для реализации функций управления;  
 • своевременность предоставления информации;  
 • обеспечение необходимой степени достоверности информации в зависимости от уровня управления;  
 • экономичность обработки информации: затраты на обработку данных не должны превышать получаемый эффект;  
 • адаптивность к изменяющимся информационным потребностям пользователей. 

 
  В соответствии с характером обработки информации в ЭИС на различных уровнях управления экономической системой (оперативном, тактическом и стратегическом) выделяются следующие типы информационных систем:  
 • системы обработки данных (ЕDP – electronic data processing);  
 • информационной системы управления (МIS – management information system);  
 • системы поддержки принятия решений (DSS – decision support system). 

 
  Системы обработки данных (СОД) предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных   поручений).   Горизонт   оперативного   управления хозяйственными процессами составляет от одного до нескольких дней, и реализует регистрацию и обработку событий, например, оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д. Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными   исполнителями   хозяйственных   процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных. 

 

 
  Информационные системы управления (ИСУ) ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например, анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результатных документов и четко определенный алгоритм решения задач, например, свод заказов для формирования производственной программы и определение потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение подобных задач предназначено для руководителей различных служб предприятий (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных. 

 
  Системы поддержки принятия решений (СППР) используются в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющих стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер. 

 
  Идеальной считается ЭИС, которая включает все три типа перечисленных информационных систем. В зависимости от охвата функций   и  уровней   управления  различают  корпоративные (интегрированные) и локальные ЭИС.  
Корпоративная (интегрированная) ЭИС автоматизирует все функции управления на всех уровнях управления. Такая ЭИС является многопользовательской,    функционирует    в    распределенной вычислительной сети.  
Локальная ЭИС автоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях управления. Такая ЭИС может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подразделениях системы управления.  
Одним из основных свойств ЭИС является делимость на подсистемы, которая имеет ряд достоинств с точки зрения разработки и эксплуатации ЭИС, к которым относятся:  
 · Упрощение разработки и модернизации ЭИС в результате специализации групп проектировщиков по подсистемам;  
 ·   Упрощение внедрения и поставки готовых подсистем в соответствии с очередностью выполнения работ;  
 ·   Упрощение эксплуатации ЭИС вследствие специализации работников предметной области. 

 
  Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы. Функциональные подсистемы ЭИС информационно обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для структурных подразделений экономической системы и (или) функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких, как информационная, программная, математическая, техническая, технологическая, организационная и правовая подсистемы. 

Информация о работе Информационные системы в экономике