Инфраструктура рынка капитала. Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:18, реферат

Описание работы

Функции инфраструктуры рынка.
Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и
продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рыночная структура может
выступать в различных формах. Это может быть традиционный рынок на городской

Файлы: 1 файл

инфраструктура рынка.docx

— 20.98 Кб (Скачать файл)

Учреждение  образования Федерации профсоюзов Беларуси

Международный университет «МИТСО»

Факультет международных экономических отношений  и менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная управляемая работа студента

по  курсу «микроэкономика»

тема  «инфраструктура рынка капитала. Рынок ценных бумаг»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Ковальчук дарья

№1214

 

 

 

 

Проверил:

Стефанович  и.в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

Функции инфраструктуры рынка.

Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность  покупателям и

продавцам совершать  свободную куплю-продажу товаров. Рыночная структура может

выступать в различных  формах. Это может быть традиционный рынок на городской

площади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; газетные

объявления типа “продаю-покупаю”; информационно-компьютерные системы

купли-продажи товаров  и т. д. Существуют множество видов  рынков, главные из

которых можно сгруппировать по следующим трем признакам.

Основные виды рынков

с точки зрения соответствия действующему законодательству

по экономическому назначению объектов рыночных отношений 

по пространственному  признаку

- легальный рынок

- теневой рынок 

- потребительский рынок

- рынок капиталов

- рынок рабочей силы

- рынок информации

- финансовый рынок

- валютный рынок и  др.

- местный рынок

- национальный рынок

- международный регио-

нальный рынок

- мировой рынок

Каждый из этих рынков, в свою очередь, можно разделить  на составляющие элементы

. Так рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и

т. Д.; рынок информации- рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов

и др.; финансовый рынок-рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных

ресурсов.

Современный высокоразвитый рынок выполняет шесть основных взаимосвязанных

функций.

1. Посредническая функция  состоит в том, что рынок  напрямую соединяет

производителей ( продавцов) и потребителей товаров , предоставляя им

возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и

предложения, купли-продажи.

2 Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и

предложения, а также  благоодаря конкуренции. В результате свободной игры этих

рыночных сил складываются цены на товары и услуги.

3. Информирующая функция  рынка. Сложившиеся цены “сообщают”  бизнесменам о

состоянии экономики. В частности, через кокретный разброс цен (скажем на чай,

кофе и какао), через  их падение и рост деловые люди узнают о размерах

производства продукции, о насыщенности рынка товарами, о  запросах потребителей

и т. д.

4. Регулирующая функция  действует через тот же механизм  свободных рыночных

отношений.Из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство

продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с  повышенными ценами

( недопроизводство). В  результате в первых отраслях  прооизводство сокращается ,

а во вторых - растет.

5. Стимулирующая функция  также осуществляется с помощью  рыночных цен. В данном

случае стимулируется эффектвность экономики. Цены “вознаграждают”

дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные

потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность,

снижает издержки.

6. Оздоравливающая функция жестока, но экономически оправдана. Рынок “очищает”

экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной  деятельности.Те

предприниматели, которые  не учитывают запросы потребителей и не заботятся о

проогрессивности и рентабельности своего производства терпят поражение в

конкурентной “борьбе” и “наказываются” банкротством. И  наоборот, общественно

полезные и эффективно работающие предприятия поцветают и развиваются.

ИНФОРМИРУЮЩАЯ РЕГУЛИРУЮЩАЯ

функции

ЦЕНООБРАЗУЮЩАЯ СТИМУЛИРУЮЩАЯ

рынка

ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ОЗДОРАВЛИВАЮЩАЯ

Рынок ценных бумаг

Рынок характеризуется  следующими компонентами (иначе говоря, только при наличии нижеследующих  факторов мы можем говорить о существовании  рынка):

объект рынка (ценные бумаги);

субъекты рынка (продавцы, покупатели и посредники);

заключаемые сделки;

инфраструктура: определенные правила и нормы взаимодействия участников рынка — «институциональная инфраструктура»; вспомогательные  участники рынка, не участвующие  в сделках, но'оказывающие различные услуги продавцам, покупателям и посредникам.

Варьируя этими компонентами, мы получаем разные уровни рынка. Но не для всякой ценной бумаги существует свой рынок как сложившаяся и  воспроизводящаяся система, поэтому  термин «рынок ценных бумаг» в узком  смысле обычно используется применительно  к корпоративным эмиссионным  ценным бумагам (акциям и облигациям).

Под инфраструктурой  рынка ценных бумаг обычно понимается совокупность технологий, используемых на рынке для заключения и исполнения сделок, материализованная в разных технических средствах, институтах, нормах и правилах.

Развитие инфраструктуры идет параллельно с развитием  самого рынка, с ростом оборотов на нем. По мере роста оборота снижается  удельная стоимость операций, выполнение отдельных этапов купли-продажи  становится самостоятельным видом  бизнеса. Снижение удельной стоимости  операций достигается за счет:

стандартизации операций и документов;

концентрации операций в специализированных структурах;

применения новых  технологий, в частности информационных.

Для обеспечения нормального  функционирования инфраструктуры рынка  ценных бумаг должны быть созданы  следующие системы.

Система раскрытия информации. Эта информация в первую очередь  содержит сведения об их эмитентах, но, кроме того, и о состоянии рынка (например, ликвидности ценных бумаг).

Торговая система. Для  совершения сделки купли-продажи необходима встреча продавца бумаг с покупателем. При этом они, конечно, пожелают узнать, насколько надежен потенциальный  партнер по сделке. Эту функцию  берут на себя посредники — брокеры. В свою очередь брокеры находят  друг друга в одной из торговых систем (например, фондовая биржа).

Система регистрации  прав собственности. В настоящее  время в России широкое распространение  получили выпуски бездокументарных ценных бумаг. Они позволяют значительно  снизить издержки на передачу бумаг, но при этом порождают проблему подтверждения  прав того или иного лица на ценные'бумаги. С ростом числа владельцев (крупное акционерное общество) акционеры уже не знают друг друга, и контролировать правильность ведения реестра становится весьма сложно. Для того чтобы избежать злоупотреблений, эту функцию передают третьему лицу — держателю реестра (регистратору). Лицо, независимое как от эмитента, так и от инвестора, подтверждает права того или иного инвестора на ценные бумаги.

Система клиринга. В ее задачи входит контроль за тем, чтобы все сделки, заключенные на бирже, правильно адресовались и выверялись. Клиринговая система устанавливает и подтверждает параметры всех заключенных в данной системе сделок и иногда подводит итоги.

Система платежа. Это часть банковской системы, используемая для обеспечения денежных операций, связанных с торговыми сделками. Как правило, используется один банк, в котором открывают счета все участники торгов.

Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный и вторичный, организованный и неорганизованный. Под первичным рынком понимается сфера реализации ценных бумаг их первым владельцам или сфера размещения ценных бумаг. Все последующие

операции с ценными  бумагами (их обращение) охватываются понятием «вторичный рынок». Наиболее организованный рынок ценных бумаг  — фондовая биржа. Могут существовать и достаточно организованные внебиржевые  рынки — телекоммуникационные торговые системы. Например, NASDAQ в США или  «Российская торговая система» (до декабря 1999 г.). Неорганизованные рынки  — это рынки нестандартизированных, индивидуализированных сделок.

Главная функция рынка  ценных бумаг — установление необходимых  контактов между теми, кто нуждается  в средствах, и теми, кто хотел  бы инвестировать избыточный доход. При этом очень важно, чтобы рынок  ценных бумаг обеспечивал наличие  механизма, способствующего эффективной  передаче инвестиций (оформленных в  виде тех или иных ценных бумаг) из рук в руки, причем такая передача должна иметь юридическую силу.

Рынок ценных бумаг будет  выполнять стоящие перед ним  задачи постоянного поддержания  экономического роста только в том  случае, если существует полная свобода  передвижения таких инвестиций (ликвидность). Ликвидность может возникнуть только при наличии такого числа покупателей  и продавцов, которое будет достаточным  для того, чтобы удовлетворять  требованиям спроса и предложения; также необходимы торговые системы, которые позволяли бы покупателям  и продавцам находить друг друга  относительно легко.

Все это должно основываться на информационных потоках приемлемого  качества, из которых можно будет  узнать о наличии инвестиционных продуктов и о заинтересованных заемщиках и кредиторах. Таким  образом, одна из основных функций рынка  ценных бумаг состоит в том, чтобы  обеспечивать точность, правильность и содержательность предоставляемой  информации. В принципе все это  направлено на то, чтобы поддерживать уверенность и доверие между  заемщиками, кредиторами, инвесторами  и общественностью.

Последняя ключевая функция  рынка ценных бумаг состоит в  поставке ценных бумаг для обеспечения  процесса продажи и оплаты и, конечно, гарантии юридической правильности операций. Это та область, которой  уделяется больше всего внимания со стороны регулирующих органов. Следовательно, рынку ценных бумаг требуются  системы и процедуры, которые  могли бы гарантировать надежность этой последней стадии.

Г На любом рынке существуют две главные категории участников: продавцы и покупатели. Кроме них на развитом рынке могут существовать еще посредники и рыночная инфраструктура (вспомогательные организации, обслуживающие других участников рынка). На рынке ценных бумаг в роли продавцов выступают прежде всего эмитенты (на первичном рынке) и инвесторы (на вторич-

ном), в роли покупателей  — инвесторы. Кроме того, выделяется особая категория — профессиональные участники рынка ценных бумаг (куда входят как посредники, так и инфраструктурные организации).

В России эмитенты, выпускающие  ценные бумаги и реализующие их инвесторам, — это прежде всего юридические лица, а также государственные и муниципальные образования. Физические лица могут выпускать только векселя. Главная мотивация эмитента — привлечь средства путем продажи своих ценных бумаг для финансирования какого-либо коммерческого проекта.

Инвесторы — лица, приобретающие  ценные бумаги, как правило, с целью  получения дохода по ним (как в  форме процентов или дивидендов, так и в форме дохода от перепродажи по более высокой цене). Мотивация инвестора — сбережение своих средств и их преумножение. Кроме того, возможна и другая мотивация, например, получение контроля над фирмой путем скупки крупного пакета ее акций.

Профессиональных участников рынка ценных бумаг можно разделить  на инвестиционных посредников (брокеры, дилеры и доверительные управляющие) и инфраструктурные организации (депозитарии, регистраторы, организаторы торговли, клиринговые организации). Мотивация  всех профессиональных участников —  получение прибыли от своего бизнеса, который так или иначе сводится к оказанию различных услуг эмитентам, инвесторам или другим профессиональным участникам. Смысл существования профессиональных участников с точки зрения интересов рынка в целом — это обеспечивать большую экономию издержек, чем составляет плата за их услуги.


Информация о работе Инфраструктура рынка капитала. Рынок ценных бумаг