Инновации как фактор экономического роста. Особенности инновационного развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть особенности инвестиционного развития нашей страны, оценить состояние инноваций на данный момент и дальнейшие перспективы их развития. Задачи исследования:
1. раскрыть понятие инноваций и обосновать необходимость в их развитии
2. провести анализ инновационной деятельности и направлений в Республике Беларусь
3. выявить основные проблемы, сдерживающие рост инноваций и предложить пути их разрешения
4. оценить дальнейшие перспективы развития инновационной деятельности

Содержание работы

Введение
1 Сущность инновационного развития
1.1. Понятие инноваций. Формирование теории инноваций
1.2. Управление инновациями
2 Инновационное развитие Республики Беларусь
2.1. Инновационное развитие как основа устойчивого экономического роста Республики Беларусь
2.3. Государственная программа инновационного развития Республики
Беларусь на 2011 – 2015 годы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Инновации как фактор экономического роста Особенности инновационного развития в Республике Бела.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Сферой особой ответственности  государства являются вопросы обеспечения  обороноспособности страны, решение  которых невозможно без активизации  инновационной деятельности в оборонном  секторе экономики. Проблемами первостепенной важности в данной сфере являются:

• отсутствие банка данных секретных изобретений и требуемого количества штатных специалистов по этим вопросам, что приводит к недопустимому  с точки зрения поддержания обороноспособности растягиванию сроков рассмотрения секретных  изобретений.

• отсутствие финансовых средств и возможностей сертификации доработанных вооружений и военной  техники делает практически невозможным  их оперативное внедрение

• не отработан механизм защиты авторских прав белорусских  изобретателей

Указанные выше проблемы необходимо решить путем совершенствования существующей и создания необходимой новой законодательной базы, а также путем проведения соответствующих организационных мер.

Совершенствование законодательной базы инновационной  деятельности и системы регулирования оборота и защиты прав интеллектуальной собственности

Целью государственной  инновационной политики должно быть не само по себе повышение технологического уровня производства, а создание условий  устойчивого экономического роста, выхода инновационной продукции на внутренний и внешние рынки на основе повышения технологического уровня и конкурентоспособности производства.

Вопросы защиты объектов интеллектуальной собственности в  национальном законодательстве урегулированы  на достаточно высоком уровне. Имеются все необходимые нормативные акты, регулирующие вопросы авторского и смежных прав, патентования и т.д. Регулируются вопросы государственной собственности на результаты изобретений и промышленные образцы, созданные в результате изобретений и промышленные образцы, созданные в результате инновационной деятельности с привлечением государственной поддержки.

Но, несмотря на имеющуюся  законодательную базу в сфере  интеллектуальной собственности, многие субъекты хозяйствования недостаточно эффективно используют ее.

Совершенствование системы поддержки и стимулирование инновационной деятельности.

Для инновационной деятельности должны использоваться стимулы, а также  льготы и преференции, используемые резидентами свободных экономических  зон. Категорически неприемлемо использовать в инновационной политике терминологию и льготы, используемые субъектами в оффшорных зонах. Под оффшорной деятельностью понимается осуществление хозяйственной деятельности на территории одной страны, получение средств за эту работу на территории другой, а проживание и уплату налогов на территории третьей.

В законодательстве необходимо определить перечень субъектов хозяйствования, которым будет оказываться финансовая поддержка, связанная с тем, что  они привлекают специалистов для  выполнения исследований в области инноваций, юридических и физических лиц на безвозмездной основе (трансферты).

 

Вывод: одними из первоочередных задач, которые необходимо решить, являются совершенствование законодательной  базы, а также создание мотивации  у предприятий заниматься инновационной деятельностью.

 

2.4. Особенности  налогообложения инновационной  деятельности в Республике Беларусь

 

Действующее налоговое  законодательство с помощью различных  льгот для организаций, осуществляющих инновационную деятельность, также  должно способствовать развитию инновационной деятельности в Республике Беларусь.

Так организации, осуществляющие научную деятельность, а части  выручки от реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических  работ, выполненных за счет средств бюджета, освобождаются от уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Прибыль, полученная от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства организациями, включенными в перечень высокотехнологичных операций, облагается налогом на прибыль по ставке, уменьшенной на 50% от основной ставки (основная ставка налога на прибыль – 24%).

Освобождаются от обложения  налогом на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь  научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, зарегистрированных в государственном реестре. При ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь от налогообложения освобождается оборудование и приборы для научно исследовательских целей, а также материалы и комплектующие изделия, предназначенные для выполнения заданий разделов научного обеспечения президентских программ, государственных программ фундаментальных и прикладных исследований, государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ, ввозимые резидентами Республики Беларусь [9,c.68].

За земельные участки, предоставленные в пользование  организаций, осуществляющих научную деятельность или обеспечивающих ее, платежи за землю не взимаются.

Кроме того, резиденты  Парка высоких технологий, а также  нерезиденты Парка высоких технологий при реализации зарегистрированных бизнес-проектов в сфере новых  и высоких технологий полностью освобождаются от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, пошлин, налога на недвижимость.

Доходы физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученные от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам, а также доходы резидентов Парка – индивидуальных предпринимателей облагаются подоходным налогом с физических лиц по ставке 9% (вместо прогрессивной шкалы от 9 до 30%) и в совокупный годовой доход не включаются.

 

Таки образом, в нашей стране существуют определенные налоговые льготы. Но все равно в организациях, осуществляющих инновационную деятельность, складывается довольно высокая налоговая нагрузка (удельный вес налогов, сборов (пошлин), начисленных организацией, в добавленной стоимости), хотя и наметились тенденции к ее снижению.

 

 

Вывод по главе 2: система белорусского инновационного развития требует совершенствование, так как она, по сравнению с рядом стан, далеко не идеальна. Но тем не менее нельзя сказать, что для этого ничего не делается. Правительство и Академия наук обеспокоены этой проблемой и постоянно ищут пути их решения. Стоит привлекать больше инвестиций в инновационную деятельность, снижать налоговые нагрузки, тем самым побуждая юридические и физические лица заниматься инновационной деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Инновационное  развитие в условиях финансового  кризиса

 

3.1. Инновационная  политика  и ее роль в антикризисном  регулировании экономики

 

В условиях глобального  экономического кризиса регулирование экономики на национальном уровне является недостаточным по своей сути. Учитывая значительный уровень открытости экономики Республики Беларусь, большое значение приобретает совместное антикризисное регулирование экономик стран, являющихся основными экономическими партнерами. Ретроспективный анализ крупных экономических кризисов показывает, что восстановление экономики после кризиса сопровождается распространением элементов нового технологического уклада. Внедрение инноваций, повышающих эффективность использования ограниченных ресурсов, является одним из наиболее действенных средств восстановления уровня промышленного производства, внутреннего спроса и объемов внешней торговли одновременно. Именно такой синергетический эффект от осуществления инновационной деятельности интересен с точки зрения его использования для антикризисного регулирования экономики.

Применение инновационной  политики для совместной поддержки  экономики сообществ государств, в частности стран ЕврАзЭС, в  условиях кризиса является комплексной задачей. Ее решение требует системного подхода к созданию правовых и институциональных основ единой межгосударственной инновационной системы. Причем наиболее сложной задачей является гармоничное сочетание элементов государственного регулирования и предпринимательской инициативы малых предприятий. В настоящее время в качестве решения предлагается развитие национальных венчурных фондов, таких, как, например, АО «Национальный инновационный фонд» Республики Казахстан и ОАО «Российская венчурная компания». На базе национальных венчурных фондов предлагается создавать межгосударственные венчурные фонды, например, «Центр высоких технологий Евразийского экономического сообщества».

Одной из наиболее важных задач для формирования Евразийской  инновационной системы является задача «разблокирования» интеллектуальной собственности государств, закрепленной в виде научных исследований и разработок, выполненных за счет государственного бюджета [11,c.203].

В настоящее время  данные разработки, накопленные десятилетиями, вывозятся за рубеж. Конструктивным шагом в решении данной задачи является развитие институциональных и нормативно-правовых основ широкого внедрения результатов НИОКР, выполненных за счет государства.

Для практической реализации внедрения результатов НИОКР, выполненных за счет государства, можно эффективно использовать преимущества белорусской модели национальной экономики, основанной на доминировании крупных форм промышленных предприятий. Наиболее крупные предприятия могут эффективно осваивать и внедрять результаты научных исследований, поскольку они имеют сложившиеся рынки сбыта, интегрированные сети производственной кооперации и находятся под контролем государства. Еще одним важным преимуществом является государственный контроль над банковской системой. Эти факторы могут способствовать реализации инновационно-ориентированной стратегии развития национальной экономики в условиях кризиса.

При синхронной реализации промышленной политики по наращиванию  производства новых видов техники  и технологий с одновременным  контролем финансовой системы для сдерживания инфляции возможно получение синергетического эффекта – повышение эффективности использования промышленного капитала и формирование основ долгосрочного роста внутреннего валового продукта на душу населения.

 

Таким образом, именно вышеуказанные черты белорусской политики помогут получит положительный эффект от внедрения инноваций. Следует во время кризиса как можно внимательнее относиться к вопросам финансирования и принять во внимание тенденцию к созданию венчурных капиталов.

 

3.2. Эффективность  инновационной деятельности в  период кризиса

 

Экономическая эффективность  инноваций заключается в том, чтобы на каждую единицу затрат –  трудовых, финансовых, материальных –  добиться существенного увеличения объема производства, прибыли и национального дохода. Анализ оценки экономической эффективности инвестиционных проектов по производству новой продукции указывает на следующие недостатки: не должным образом учитываются изменения цен на сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, не предусматривается учет специфических рисков. С развитием рыночных отношений увеличиваются размер и доля нематериальных активов (в дальнейшем будет использоваться сокращение НМА) в общей сумме капитала и предприятия. Инвестиции в НМА окупаются в течение определенного периода времени за счет дополнительной прибыли, получаемой в результате их применения, и за счет амортизационных отчислений [13,c 205]. Однако наблюдается низкий уровень капитализации НМА, который обусловлен несовершенством нормативной правовой базы. Для ускорения инноваций актуальным будет введение реальной оценки НМА и их амортизации. Ведь дополнительные затраты на материалы входят в себестоимость и не увеличивают налогооблагаемой прибыли. Оценка НМА позволила бы повысить стоимость капитала инновационных фирм, их кредитоспособность и т.д.

В связи с глобальным финансовым кризисом хозяйственную  деятельность приходится осуществлять в условиях неопределенности ситуации. В целях снижения кризиса  в  нашей стране разрабатываются и  внедряются инновационные технологии всех отраслях народного хозяйства. Количество инновационных инфраструктур во всех субъектах увеличивается. Так, число организаций, выполняющих научные исследования и разработки, в 2007 году составило 340 единиц, что в 1,25 раза больше по сравнению с 1999 г., а затраты на эти исследования возросли более чем в 14 раз. Инновационная деятельность вносит значительный вклад в экономическое состояние страны. Рассматривая затраты по видам деятельности и объем отгруженной инновационной продукции составил 3, 75 р., что с положительной стороны характеризует эффект инноваций [20, c.256].

В настоящее время  снижению бремени финансового кризиса  и повышению конкурентоспособности  в определенной мере способствует применение японской системы «Кайдзен» - технологии постоянного совершенствования процесса, пронизывающего все уровни иерархического организационного пространства организации. Эта система предусматривает вознаграждения за небольшие предложения, благодарности; требует от сотрудников постоянного усовершенствования технологий и организации рабочих мест; по этой системе должны максимально использоваться собственные средства, человеческий персонал, его знания и навыки. Внедрение не требует больших затрат, так как не приобретаются дорогостоящие технологии. А используются интеллектуальные возможности трудового персонала. Данная система вполне приемлема для белорусских организаций, что особенно важно в условиях кризиса.

 

Таким образом, инновационные  технологии применяются на данный момент  как антикризисные меры и в нашей стране. А применение принципов инновационной японской системы может позволить выйти экономике на новый уровень.

 

Вывод по главе 3: инновации играют значительную роль в сложившихся обстоятельствах. Кризис подталкивает к принятию новых решений и поиску новых источников прибыли, тем самым можно сказать, что кризисная ситуация в какой-то мере способствует инновационному развитию. С другой стороны мы можем столкнуться с нехваткой средств на инновационное развитие. Здесь необходима помощь государства в создании новых источников финансирования.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе были проанализированы схема действия инновационного процесса, показана значимость инновационного развития в экономике любой страны.  Стратегии инновационного развития нет альтернатив, и ей должны быть подчинены политика реформ и преобразований, тактика конкретных действий во всех проявлениях жизни общества и государства. Очевидно, что только те страны, которые обладают современными технологическими возможностями и имеют гибкий хозяйственный механизм, быстро реагирующий на смену направлений науки,  техники и изменение структуры спроса, способны получать значительную добавленную стоимость. В свою очередь, одним из основных факторов их динамического развития является повышение инновационной активности национальных субъектов хозяйствования. Поэтому так необходимо содействие государства предприятиям. Вообще воздействие государства и выбранной им социально-экономической политики имеет огромное влияние на инновационное развитие. Важно понять, что сдерживает его, а что двигает вперед, при необходимости провести ряд реформ и преобразований.  Кроме этого необходимо осуществлять оценку последствий внедрения инвестиций и инноваций с точки зрения их влияния на усиление процессов интенсификации общественного воспроизводства.

Информация о работе Инновации как фактор экономического роста. Особенности инновационного развития в Республике Беларусь