Инновационная деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 19:57, реферат

Описание работы

1. Сущность инновационной деятельности предприятия.
2. Экономические и социальные оценки инноваций.
3. Техника, технология и организация производства – главные факторы повышения его эффективности.

Файлы: 1 файл

Инновационная деятельность предприятия.docx

— 31.29 Кб (Скачать файл)

1. Сущность  инновационной деятельности предприятия.

  

Одной из приоритетных целей большинства  стран мира является обеспечение  долговременного экономического роста. Имеется в виду производство большего количества и лучшего качества товаров  и услуг и, как следствие, более  высокий уровень жизни населения. 

Экономический рост является результатом успешной деятельности предприятий всех отраслей национальной экономики и зависит  в значительной мере от инновационной  деятельности предприятий. 

Инновационная деятельность — это процесс, направленный на реализацию результатов законченных  научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном  продукте, продаваемом на рынке, в  новом или усовершенствованном  технологическом процессе, используемый в практической деятельности, а также  связанные с этим дополнительные исследования и разработки. 

Развитие  инновационной деятельности предприятий  в России чрезвычайно осложнено  неприспособленностью прежней системы  управления инновациями к новым  условиям хозяйствования. Инновационная  политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально  новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных  товаров. 

В связи  с инновациями различают две  модели предпринимательства: классическую и инновационную. 

Классическая  модель — это предпринимательство  традиционное, репродуктивное, рутинное. Предприниматель в рамках такой  модели приводит в действие внутренние резервы предприятия для увеличения прибыли, повышения рентабельности. Успех предпринимательства по этой модели часто увязывают с субсидированием, протекционизмом со стороны федерального правительства и региональных органов  власти. 

Вторая  модель представляется инновационным (продуктивным) предпринимательством. При этом предполагается поиск таких  путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или  новшества, доведенные до стадии конечного  использования. 

По степени  новизны выделяют инновации базисные, улучшающие и псевдоинновации. 

Базисные  инновации реализуют крупные  изобретения и являются основой  для формирования новых поколений  и направлений развития техники. Улучшающие инновации связаны с  внедрением мелких и средних изобретений  и преобладают на стадиях распространения  и стабильного развития научно-технического цикла.

Псевдоинновации направлены на частичное улучшение  устаревших видов техники и технологии. 

По причинам возникновения инновации делят  на два вида: реактивные и стратегические. 

Реактивные  инновации направлены на выживание  фирмы, они появляются как реакция  на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами. 

Стратегические  инновации носят упреждающий  характер и направлены на получение  значительных конкурентных преимуществ  в перспективе. 

Побудительным мотивом развития инноваций на предприятии  является стремление снизить издержки предпринимательской деятельности и увеличить массу прибыли  в условиях жесткой рыночной конкуренции. В процессе использования устаревших технологии и техники издержки формируются  на уровне выше средних и предпринимательство  может стать убыточным, если конкуренты сумели найти пути завоевания рынка  сбыта на основе снижения издержек производства и низких цен предлагаемых продукции и услуг. 

Отсюда  у каждого предприятия возникает  необходимость создавать конкурентные преимущества, а это возможно осуществить  за счет использования такого инструмента, каким являются инновации. При этом чем быстрее осуществляется инновационный  процесс, тем больше вероятность  успешной деятельности. Обновление продукции, своевременное появление ее на рынке  увеличивает вероятность получения  добавочной прибыли, которую называют научно-технической рентой. 

Таким образом, используя инновации, предприятие  снижает издержки, наращивает объемы производства, завоевывает рынки  сбыта, увеличивает массу прибыли, способствует повышению эффективности  предпринимательства и развитию национальной экономики. 

На развитие инновационных процессов влияют различные группы факторов: экономические, технологические, политические, правовые, организационно-управленческие, социально-психологические, культурные. Одни факторы способствуют инновационной деятельности, другие — препятствуют. В группе экономических  и технологических факторов положительное  влияние на инновационную деятельность предприятия оказывает наличие  необходимых финансовых ресурсов, материально-технических средств, прогрессивных технологий, хозяйственной и научно-технической инфраструктуры; препятствуют инновационной деятельности — отсутствие или недостаток средств для инвестиций, слабость материальной и научно-технической базы, преобладание интересов текущего производства и т. д. Аналогичные примеры можно приводить и по другим группам факторов. 

Предприятие - инноватор разрабатывает инновационный проект в своих структурных подразделениях или же на основе контракта привлекает организацию, специализирующуюся на инновационном предпринимательстве. В случае осуществления крупных инновационных проектов предпочтителен второй вариант. 

Финансирование  инноваций осуществляется из тех  же источников, что и финансирование любых инвестиций, т. е. самофинансирование, заемные средства, привлеченные средства, прочие смешанные или нетрадиционные источники, внебюджетные фонды, бюджеты  различных уровней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Экономические  и социальные оценки инноваций.

  

В современном  экономическом и социальном развитии человеческого общества все большую  роль играют инновации или нововведения. Инновацией (нововведением) называют конечный результат инновационной деятельности, воплотившийся в новом или  усовершенствованном продукте, реализуемом  на рынке, новом или усовершенствованном  технологическом процессе, используемом в практической деятельности. 

Активная  инновационная политика хозяйствующих  субъектов, проявляющаяся в освоении производства принципиально новых  видов продукции и технологий, а также в расширении на этой основе рынков сбыта отечественных товаров, позволяет обеспечить увеличение валового внутреннего продукта, способствует развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических  укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению  конкурентоспособности продукции. Действительная новизна продукта или  процесса должна всегда приводить к  положительному эффекту от его использования. 

Эффективность нововведений как составной части  научно-технического прогресса измеряется отношением эффекта к обусловившим его затратам и по своему содержанию является социально-экономической. 

Социально-экономическая  эффективность— это совокупность отношений  по поводу достижения конечного социального  результата — более полного удовлетворения потребностей общества в продуктах, услугах и информации для обеспечения  роста благосостояния и всестороннего, гармоничного развития личности. Для  достижения этих целей необходимы соответствующие  ресурсы, поэтому экономические  и социальные показатели эффективности  имеют свои специфические оценочные  особенности. 

Показатель  эффективности инноваций является количественной и качественной оценкой  результативности нововведений. Эффект инноваций — своеобразный продукт, следствие нововведения, являющийся составной частью и основой эффекта  производства, но выражается не в увеличении объемов производства, а в экономии рабочего времени, преобразовании труда, отдельных сторон жизнедеятельности  и существования человека. 

Таким образом, следствием инновационной  деятельности является эффект от производства, реализации и использования инновационного продукта. Различают следующие виды эффекта: 

  • информационный;
  • ресурсный;
  • экологический;
  • социальный;
  • экономический.
 

Информационный  эффект заключается в накоплении новых знаний, трудовых навыков, передового технологического и организационного опыта. Благодаря этому виду эффекта развивается научно-технический и интеллектуальный потенциал общества. 

Ресурсный эффект связан с возмещением дефицитных ресурсов, вовлечением в хозяйственный оборот ранее не используемых ресурсов. Показателями ресурсного эффекта являются высвобождение рабочей силы, комплексность использования сырья и др. 

С ресурсным  тесно увязан экологический эффект. Экологический эффект может быть положительным и отрицательным. Он оценивается изменением состояния  окружающей среды в результате технических  нововведений. Это показатели уровня концентрации вредных веществ в  почве, водном и воздушном бассейнах, ядерных излучений, промышленного  и транспортного шума и др. 

Социальный  эффект проявляется в создании благоприятных условий для всестороннего развития личности, применения гражданами своих творческих сил и способностей. Социальный эффект находит свое выражение в сокращении тяжелого физического труда, увеличении свободного времени, повышении материального и культурного уровня жизни народа, в охране здоровья и др. 

Экономический эффект подразделяют на три вида: 

1.         Экономия общественного труда.

2.         Объемный экономический эффект.

3.         Структурный экономический эффект. 

Экономия  общественного труда проявляется  в снижении себестоимости единицы  продукции, работ и услуг, эксплуатационных затрат, удельных капитальных вложений. 

Объемный  экономический эффект связан с удовлетворением  новых общественных потребностей, возрастанием на этой основе объема реализации, массы  прибыли и национального дохода. 

Структурный экономический эффект обусловлен сдвигами в распределении ресурсов между  различными сферами приложения труда, территориями, отраслями. Это происходит на основе развития внутрироссииского  рынка и международных экономических  связей. 

Целесообразность  осуществления инновационной деятельности определяется путем расчета годового экономического эффекта. Годовой экономический  эффект представляет собой суммарную  экономию живого труда, материалов, капитальных  вложений, которая является следствием производства и внедрения новой  продукции и которая, в конечном итоге, выражается в увеличении национального  дохода. 

При расчетах должна обеспечиваться сопоставимость различных вариантов по объему производимой продукции, качественным параметрам, фактору  времени, социальным факторам производства и использования продукции, в  том числе по влиянию на окружающую среду. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Техника,  технология и организация производства  – главные факторы повышения  его эффективности.

  

Основные  факторы повышения эффективности  производства — это техника, технология, организация производства. 

  • Техника (машины, механизмы, автоматизированные системы управления производством и т. п.) позволяет механизировать и автоматизировать производство. Принято различать частичную и комплексную механизацию и автоматизацию.
 

Частичная механизация — первоначальная форма  механизации, которая характеризуется  заменой ручного труда машинами на отдельных процессах производства, главным образом на основных. При  частичной автоматизации отдельные  операции и процессы производства осуществляются без участия человека. Эти орудия труда работают среди обычных, неавтоматизированных машин, не образуя взаимодействующей  системы. 

Наиболее  эффективные станки-автоматы в отдельных  случаях повышают производительность труда в 5—10 и даже 20 раз. В результате этого снижаются удельные капитальные  затраты па строительство заводов, уменьшаются издержки производства, повышается рентабельность производства и продукции, улучшается качество выпускаемой  продукции, 

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия