Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:07, реферат
Перед Российской Федерацией сегодня стоит ряд вопросов, которые необходимо решить для формирования эффективной инновационной политики и создания экономики нового типа:
• Какие научно-исследовательские центры (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск?) должны получить большую поддержку, чем остальные регионы/города/университеты/НИИ?
• Каков правильный баланс между инициативами, направленными на поддержку отечественного (эндогенного) научно-технического потенциала, с одной стороны, и стимулирование инвестиций (в том числе прямых) из-за рубежа, с другой?
• Как в полной мере использовать еще не утраченный до конца советский научный потенциал в современных условиях?
• Как повысить роль частного сектора в инновационных процессах?
• Какие меры необходимо предпринять, для того чтобы изменить структуру экономики и экспорта Российской Федерации и повысить инновационную конкурентоспособность отечественных предприятий?
Инновационная политика Российской Федерации: проблемы и решения
http://rusnor.org/pubs/
На протяжении многих десятилетий
научная политика государств с рыночной
экономикой определялась линейной моделью
инновационного развития. Так называемая
модель Буша (Bush report «Science The Endless Frontier»,
1945) предполагала, что разработка и производство
новых технологичных продуктов и услуг
проходит несколько последовательных
стадий, начиная от фундаментальной науки,
прикладных исследований и внедрения
технологий и заканчивая выводом конечных
продуктов и услуг на рынок.
Современное науковедение рассматривает
процесс производства инноваций намного
сложнее, предполагая более комплексное
взаимодействие научной и технологической
стадий инновационного развития и указывая
на то, что изначальная идея, способная
превратиться в многомиллиардный рыночный
продукт или услугу способна возникнуть
на любом этапе инновационного развития.
В этой связи многие ученые сегодня предполчитают
использовать системный подход к анализу
процесса разработки и производства инноваций.
Фриман (1987), Лундвалл (1992) и Нельсон (1993)
стали основателями подхода национальных
инновационных систем (НИС). Эта концепция
предполагает наличие прочных связей
между всеми институциональными и сетевыми
элементами государственной системы,
которые сосредоточены в правительственных
структурах, частном и академическом секторе.
При этом каждый элемент осуществляет
различные функции, необходимые для разработки
и производства инноваций: государство
поддерживает фундаментальные исследования,
определяет стратегические цели развития
и реализует научную политику. Частный
сектор является основным производителем
инновационных продуктов и услуг путем
коммерциализации результатов фундаментальных
и прикладных исследований и обеспечивает
реализацию государственных программ
поддержки инновационного развития. Академический
сектор осуществляет исследовательскую
деятельность широкого спектра и выпускает
квалифицированных специалистов, ученых
и предпринимателей.
Традиционно западный подход указывает
на то, что основным элементом инновационной
системы является частный сектор. При
этом сегодня ключевую роль в разработке
и производстве новых продуктов и услуг
играют малые и средние предприятия. Ранее,
в 1970-1980-е гг. Инновационная политика развитых
государств была направлена на поддержку
больших корпораций – национальных ‘чемпионов’,
– которые имели решающее значение в развитии
микроэлектроники, информационных и телекоммуникационных
технологий. Ситуация изменилась в 1990-е
гг., когда малые и средние предприятия
приняли активное участие в росте новой
биотехнологической отрасли.
Нельсон (1993) также отмечал большую роль
научно-образовательного сектора в инновационных
процессах. Основываясь на результатах
исследования инновационных систем 14
стран мира, Нельсон сделал вывод о том,
что научно-техническое развитие сильно
зависит от институционального и культурного
контекста различных государств и обладает
индивидуальными характеристиками в каждом
случае. Тем не менее, автор смог подметить,
что большинство изученных стран развивали
инновации за счет прогресса в военно-промышленной
сфере и научно-образовательном секторе.
Позднее Мазоллени и Нельсон (2007) провели
обширный анализ стран догоняющего развития
и еще раз подтвердили, что академическая
наука и университеты играют решающую
роль в обеспечении экономического роста,
основанного на производстве высокотехнологичной
продукции и услуг.
Справедливости ради стоит заметить, что
советская система инновационного развития
содержала в себе черты подобной экклектичности
и неопределенности научно-технологического
процесса. Изобретение или научная идея,
заслуживающая патента и/или публикации,
могла родиться на любой стадии инновационного
развития: в Академии наук, научно-исследовательских
институтах (НИИ), органе государственной
власти и, главное – на производстве, где
каждый рабочий мог успешно оформить рационализаторское
предложение и, по возможности, реализовать
его на практике. Основной недостаток
этой, по сути, эффективной модели состоял
в ее нприспособленности к рыночным механизмам
формирования спроса и предложения и стимулирования
мотивации исследователей и разработчиков
в новых экономических условиях.
Нынешней научной политике России не удалось
не только сохранить положительные элементы
советской инновационной системы, но и
создать новые структуры производства
научно-технологического знания и инновационных
продуктов и услуг. Несмотря на увеличение
внутренних затрат на исследования и разработки
(ИиР) c 1,05% ВВП в 2000 г. до 1,24% ВВП в 2009 г. при
среднем ежегодном росте экономики около
5,5% в этот период, количество исследователей
продолжает неуклонно сокращаться. По
данным Росстата, количество исследователей
на миллион населения сократилось с 7266
человек в 1991 г., 2912 человек в 2000 г. до 2602
человек в 2009 г. При этом по данным Всемирного
экономического форума, Россия занимает
82 место по уровню ‘оттока мозгов’, уступая
Замбии, Польше, Нигерии и другим странам.
22% взрослого населения России хотели
бы эмигрировать из России, а среди представителей
среднего класса в возрасте от 25 до 39 лет
таковых около трети (Треть обеспеченных
россиян хотят уехать за границу. Росбалт,
12.07.2011, http://www.
Частный сектор также неохотно инвестирует
в высокорисковые активы и проекты на
территории Российской Федерации. По данным
Росстата, компании финансировали 18,7%
внутренних затрат на исследования и разработки
в 2000 г. и 19,5% в 2009 г. В то же время в развитых
странах этот показатель достигает 50-80%
от затрат на ИиР. При этом большая часть
потерь персонала, задействованного в
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работах (НИОКР), была также зафиксирована
в частном секторе. В то время как компании
сократили количество соответствующих
рабочих мест на 26,8% (с 590646 занятых в 2000
г. до 432415 занятых в 2009 г.), число занятых
в ИиР в госсекторе увеличилось на 1,8% и
в некоммерческом секторе на 260% (Скачок
числа занятых в ИиР в некоммерческом
секторе произошел после 2006 года, что скорее
всего связано с ужесточением российского
законодательства для иностранных некоммерческих
организаций (НКО) – Федеральный закон
от 10 января 2006 г. № 18-ФЗ – которое, однако,
привело к росту числа НКО отечественного
происхождения, возможно, связанных с
или учрежденных государством).
Судя по всему, эти процессы необратимо
ведут к потере Россией своего инновационного
потенциала, как унаследованного от Советского
Союза, так и сформировавшегося в последние
два десятилетия вопреки печальному состоянию
отечественной науки и катастрофическому
недостатку внимания к ней со стороны
государства. Уровень экспорта высокотехнологичной
продукции остается весьма низким: 4,6 млрд
долл. США в России против 8,3 млрд в Бразилии,
10,1 млрд в Индии и 348,3 млрд в Китае в 2009
году. Российский экспорт продолжает быть
большей частью сырьевым. По данным Федеральной
таможенной службы РФ, в 2009 году 66,65% экспорта
составили энергетические ресурсы и только
5,83% были обеспечены за счет продукции
машиностроения.
Учитывая эти недостатки современной
инновационной системы Российской Федерации,
органы госудаственной власти ведут усиленную
работу по разработке политических решений,
способных в корне изменить сложившуюся
ситуацию, диверсифицировать экономику
страны и перевести ее на «инновационные
рельсы». При этом они часто прибегают
к советам западных экспертов и организаций.
Так, в июне 2011 года Организация экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно
с Министерством образования и науки России
подготовила Обзор инновационной политики
Российской Федерации. Всемирный экономический
форум также постоянно проводит оценку
научно-технического потенциала нашей
страны в ежегодных отчетах о конкурентоспобности
стран мира (Global Competitiveness Report).
В духе западной мысли большинство этих
документов критикует российскую инновационную
систему за излишнюю концентрацию экономической
мощи в руках государства, что мешает эффективному
развитию рыночных отношений и коммерциализации
научных разработок. В этой связи зарубежные
эксперты советуют перераспределить ответственность
за производство инноваций в сторону частного
сектора. Тогда, по их мнению, роль научной
политики будет сводиться к регулированию
инновационной деятельности предприятий,
созданию условий для перераспределения
и эффективного использования финансовых
средств, определению и поддержке ключевых
направлений научно-технического развития
России. В то же время с целью повысить
применимость их рекомендаций на территории
нашей страны эксперты также отмечают,
что роль частного сектора могут играть
и государственные предприятия, также
принимающие непосредственное участие
в развитии промышленности и рынка России.
Тем не менее, несмотря на стремление адаптировать
свои советы к российской действительности,
многие зарубежные эксперты не учитывают
все особенности российской социально-экономической
и политической системы. Одной из таких
особенностей является абсолютно иная
природа и принципы работы отечественного
бизнеса, а также уникальные для России
отношения между обществом, бизнесом и
властью. С одной стороны, российские компании
вынуждены учитывать коррупционную ситуацию
в стране и высокую степень непредсказуемости
органов власти, в том числе законодательных.
С другой стороны, частный сектор должен
стремиться к повышению производительности
и конкурентоспособности как на внутреннем,
так и на мировом рынке, следуя логике
экономической теории и принципам менеджмента.
Эти факторы ведут к крайней незаинтересованности
отечественных (и зарубежных) бизнесменов
и инвесторов поддерживать высокорисковые
инновационные проекты в России в условиях
подобной неопределенности и неприемлемых
рисков. В свою очередь, эта ситуация негативно
сказывается на процессе разработки, внедрения
и производства инноваций в нашей стране
и концентрации основной доли капитала
в первичном секторе экономики.
То же самое касается и роли университетов
в инновационных процессах. Развитые страны
мира традиционно создавали высшие учебные
заведения одновременно как образовательные
и научно-исследовательские институты.
В результате академическая наука занимается
не только воспитанием высококвалифицированных
специалистов, но и сама производит инновации,
разрабатывает новые технологии и делает
научные открытия. В то же время российская
научная система предполагает разграничение
образовательной и научной деятельности
между университетами, с одной стороны,
и Академией наук и НИИ, с другой.
Следуя рекомендациям западных специалистов,
в последнее время Российская Федерация
реализовала несколько инициатив, направленных
на поддержку инновационной деятельности
университетов и научно-исследовательских
институтов. В том числе был принят закон,
разрешающий создание малых и средних
предприятий. Однако, по словам академика
РАН Сергея Алдошина, этот закон не позволяет
в полной мере создать условия для инновационной
деятельности академических учреждений.
Одним из основных недостатков является
несовершенство налогового законодательства,
которое вынуждает университеты и научно-исследовательские
институты, получившие патент на какое-либо
изобретение или открытие, сразу платить
за него налог, что является неприемлемым
при стоимости разработки в десятки или
сотни миллионов рублей и крайней неопределенности
рынка инновационных товаров и услуг (Ю.
Медведев. Интеллект себе в убыток. Российская
газета 5508(132), 22 июня 2011 года,http://www.rg.ru/2011/06/
В итоге перед Российской Федерацией сегодня
стоит ряд вопросов, которые необходимо
решить для формирования эффективной
инновационной политики и создания экономики
нового типа:
• Какие научно-исследовательские центры
(Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск?)
должны получить большую поддержку, чем
остальные регионы/города/университеты/
• Каков правильный баланс между инициативами,
направленными на поддежку отечественного
(эндогенного) научно-технического потенциала,
с одной стороны, и стимулирование инвестиций
(в том числе прямых) из-за рубежа, с другой?
• Как в полной мере использовать еще не
утраченный до конца советский научный
потенциал в современных условиях?
• Как повысить роль частного сектора
в инновационных процессах?
• Какие меры необходимо предпринять,
для того чтобы изменить структуру экономики
и экспорта Российской Федерации и повысить
инновационную конкурентоспособность
отечественных предприятий?
Детальный анализ российской политики
в сфере нанотехнологий показывает, что,
хотя нынешнее руководство страны осознает
проблемы, стоящие перед инновационным
сектором экономики, и стремится принять
необходимые меры для их решения, существует
значительное количество преград и вызовов,
не позволяющих радикально изменить сложившуюся
ситуацию (Клочихин, 2011).
Основные рекомендации заключаются в
необходимости усилить концентрацию ресурсов
на ключевых направлениях инновационного
развития. Для этого требуется определить
не только критические технологические
сферы, но и наиболее эффективные центры
научных разработок и их коммерциализации.
Кроме того, необходимо усилить внимание
к внутренним ресурсам инновационного
развития. Для этого требуется провести
детальный анализ и инвентаризацию имеющихся
элементов инновационной системы, в том
числе четко определить современное состояние
сохранившегося советского научно-технического
потенциала и наработок, реализованных
в последние два десятилетия. Эта работа
может быть осуществлена только за счет
крупномасштабного исследования научной
системы, основанного на наиболее передовых
методах, включая современные опросные
техники, прогрессивные подходы и теории,
количественный и статистический анализ.
На сегодняшний день основное препятствие
на пути эффективного инновационного
развития Российской Федерации видится
не в недостатке финансирования академического
сектора, а в не отвечающих требованиям
времени институциональных и культурных
условий научной деятельности. В том числе
необходимо создать систему независимой
оценки и рецензирования работы всех организаций
и лиц, задействованных в инновационных
процессах. Одним из первых шагов может
стать решение о поддержке реферируемых
академических журналов и усилении роли
публикаций в зарубежных изданиях в формировании
карьеры молодых ученых и специалистов.
Другое решение может заключаться в перераспределении
контролирующих функций элементов инновационной
системы в процессе реализации научной
политики. Например, Дементьев (2009) отмечал,
что Министерство образования и науки
России является как основным заказчиком
и координатором нанотехнологической
политики, так и основным оценщиком ее
результатов. Подобная ситуация недопустима
в стремлении проводить эффективную политику
в сфере инновационного развития.
Также необходимо провести значительную
работу по усовершенствованию российского
законодательства, регулирующего инновационную
деятельность. Законы должны отвечать
национальным интересам страны, а не отдельных
групп граждан или компаний. Более того,
их значимость заключается не в количестве
принятых актов, а в совместимости правовых
норм и принципов. Так, хотя закон о разрешении
инновационной деятельности Академии
наук и высшим учебным заведениям преследует
благородную цель ускорения коммерциализации
разработок и изобретений, налоговое законодательство
пока не позволяет в полной мере воспользоваться
созданными преимуществами.
Информация о работе Инновационная политика Российской Федерации: проблемы и решения