Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 18:52, реферат
Уровень развития инновационной инфраструктуры страны является одним из
главных индикаторов иновационности ее экономики. В настоящее время инновационная
политика в развитых странах является составной частью государственной социально-
экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики,
непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной
продукции, другими словами направлена на создание благоприятного экономического
климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном
между сферой «чистой» науки и задачами производства.
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ:
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
Гришанович А.П. ,
Белорусский инновационный фонд
Уровень развития инновационной инфраструктуры страны является одним из
главных индикаторов иновационности ее экономики. В настоящее время инновационная
политика в развитых странах является составной частью государственной социально-
экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики,
непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной
продукции, другими словами направлена на создание благоприятного экономического
климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном
между сферой «чистой» науки и задачами производства.
Определение инновационной инфраструктуры в Законе Республики Беларусь “Об
основах государственной научно-технической политики” от 19 января 1993 г., как и в
других актах законодательства, отсутствует. К актам законодательства, регулирующим
порядок создания и условия функционирования субъектов инновационной
инфраструктуры относятся:
1. Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 октября 1996 г. № 685-XIII.
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 1997 г.
№ 998 «Об утверждении положения о научно-технологическом парке».
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 июня 1998 г. №
892 "Об утверждении Положения
о порядке формирования и
специального назначения для финансирования научной, научно-технической и
инновационной деятельности".
4. Указ Президента Республики Беларусь «О Белорусском фонде финансовой
поддержки предпринимательства» от 18 марта 1998 г. № 136.
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 1998
г. № 1739 «О создании Белорусского инновационного фонда».
6. Указ Президента Республики Беларусь «О государственной поддержке
разработки и экспорта информационных технологий» от 3 мая 2001 г. № 234.
7. Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495 «О
совершенствовании порядка определения размеров арендной платы и передачи в
безвозмездное пользование общественных, административных и переоборудованных
производственных зданий, сооружений и помещений, находящихся в государственной
собственности».
8. Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О
Парке высоких технологий».
Имеется ряд других нормативных документов более низкого уровня их принятия,
регулирующих вопросы деятельности инновационной инфраструктуры.
Проведенный анализ действующей в Республике Беларусь базы законодательства,
регулирующей деятельность субъектов инновационной инфраструктуры, свидетельствует,
о ее несовершенстве, фрагментарности и несформированности эффективной правовой
системы, стимулирующей успешное становление и развитие инновационной
инфраструктуры Республики Беларусь.
В частности, в базе законодательства отсутствует определение центра трансфера
технологий, призванного играть важнейшую роль в реализации результатов научно-
технической деятельности в экономике страны. Не созданы правовые условия для
появления и функционирования венчурных организаций, реализующих финансовоеобеспечение наиболее рисковых инновационных проектов без предоставления залога.
Кроме того, не сформирован юридически закрепленный механизм стимулирования
субъектов инновационной инфраструктуры.
В целях развития инновационной деятельности в Республике Беларусь, посредством
создания благоприятных условий для появления и функционирования субъектов
инновационной инфраструктуры Государственным комитетом по науке и технологиям
Республики Беларусь разработан и внесен на рассмотрение проект Указа Президента
Республики Беларусь «О порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и
условиях их функционирования и внесении изменений и дополнений в Указ Президента
Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495». В проекте Указа предусмотрены
следующие меры стимулирующего характера:
а) установление для субъектов инновационной инфраструктуры и их резидентов
(кроме венчурных организаций) понижающего коэффициента 0,5 к базовым ставкам
арендной платы в первые два года со дня заключения договора аренды общественных,
административных и переоборудованных производственных зданий, сооружений и
помещений, находящихся в государственной собственности;
б) областным и Минскому городскому Советам депутатов, Советам депутатов
базового территориального уровня рекомендовано в установленном порядке рассмотреть
вопрос об освобождении юридических лиц, являющихся субъектами инновационной
инфраструктуры, от уплаты местных налогов и сборов.
В заключение необходимо отметить, что качественное законодательство об
инновационной деятельности, эффективное государственное регулирование
инновационной сферы являются необходимыми условиями для реализации
государственной инновационной политики.
Общая характеристика инновационной инфраструктуры Республики Беларусь
В Республике Беларусь на сегодняшний день функционирует более 40 субъектов
инновационной инфраструктуры, включая научно-технологические парки,
инновационные центры, центры трансфера технологий и созданные в университетах
структурные подразделения, выполняющие функции указанных субъектов инновационной
инфраструктуры. Однако, большинство из них находятся на этапе становления. Это
связано с непродолжительностью их функционирования и непреодолимостью схожих или
однотипных проблем, препятствующих их формированию как полноценных субъектов
инновационной инфраструктуры. К типичным проблемам, испытываемым субъектами
инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь, можно отнести:
•несовершенство законодательных основ их деятельности;
• отсутствие эффективного механизма финансового обеспечения их деятельности,
особенно на начальном этапе;
• отсутствие отлаженной системы взаимодействия между действующими субъектами
инновационной инфраструктуры;
•недостаточная обеспеченность кадровыми ресурсами, особенно в регионах
Беларуси;
•недостаточная инновационная активность научных организаций;
•низкая инновационная восприимчивость промышленных предприятий.
Несмотря на вышеперечисленные проблемы в Республике Беларусь создано и
функционирует 14 научно-технологических парков и инновационных центров, 6 из
которых созданы в 2005 году. Активно формируется республиканская сеть трансфера
технологий, включающая около 30 субъектов инновационной инфраструктуры. Налажена
подготовка и переподготовка кадров для инновационной сферы в 3 специализированных
центрах и институтах ведущих вузов страны.
На сегодняшний день с участием университетов или в их структуре созданы 29
субъектов инновационной инфраструктуры, в том числе: • 6 научно-технологических парков;
• 2 инновационных центра;
• 10 специализированных центров трансфера технологий по приоритетным
направлениям научно-технического развития;
• 3 региональных отделения Республиканского центра трансфера технологий;
•Межвузовский центр маркетинга НИР;
• 3 региональных центра маркетинга;
• 2 центра международного сотрудничества - Белорусский центр научно-
технического сотрудничества с провинцией Хэнань КНР и Белорусско-латвийский центр
трансфера технологий;
• 3 специализированных центра, института при вузах, осуществляющих подготовку
и переподготовку кадров для инновационной сферы.
В системе высшей школы успешно функционируют инновационные предприятия,
основной целью деятельности которых является освоение и использование результатов
научно-технической деятельности вузов страны в целях повышения
конкурентоспособности белорусской экономики и увеличения объемов экспорта
наукоемкой продукции.
Так за 2004-2005 годы инновационными предприятиями БГУ и БНТУ было
реализовано наукоемкой продукции (работ, услуг) на сумму, превышающую 25 млн.
долларов США (около 50% от объема реализации инновационной продукции (работ,
услуг) по учреждениям Министерства образования Республики Беларусь), а сумма
уплаченных налогов и сборов в бюджет от их деятельности в 2004-2005 гг. составила
около 2,8 млн. долларов США.
Объем производства предприятий БГУ в 2005 году составил 7,6 млн. долларов США
(7 предприятий), сумма поступлений от внешнеэкономических сделок составила 547,3
тыс. долларов США. Предприятия БГУ специализируются на разработке и освоении
выпуска инновационной продукции в области приборостроения, биотехнологий,
малотоннажной химии, материаловедения, материало- и металлообработки.
НП РУП «Актив БГУ» специализируется на разработке и изготовлении вакуумного
технологического оборудования для нанесения декоративных, упрочняющих и
оптических покрытий, разработке технологий вакуумно-плазменных покрытий и
соответствующих установок, изготовлении лабораторного учебного оборудования,
разработке и изготовлении кормовых добавок для применения в животноводстве.
РУП «САНД» является научно-производственным предприятием,
специализирующимся на научно-технических разработках в области биотехнологий и
внедрении высокоэффективных собственных разработок и разработок биологического
факультета БГУ. В 2005 году освоен выпуск и налажено производство диагностических
тест-систем для определения наркотических средств. Выпущена опытная партия тест-
систем. Получены положительные экспертные заключения от Государственного
экспертно-криминалистического центра МВД. Изготовлена опытная партия 12 наборов
реагентов для иммуноферментного определения афлатоксинов в пробах окружающей
среды, сельскохозяйственной продукции и продуктах питания. С использованием
современных методов биотехнологии, основанных на уникальности биологических
объектов, была разработана технология выделения, очистки и приготовления
маркирующего материала для разных типов бумажных носителей. Объем производства
продукции в 2005 году составил более 140 тыс. долларов США.
Национальная академия наук Беларуси обладает высоким потенциалом развития
инновационной инфраструктуры. На данный момент в структуре НАН Беларуси
действуют следующие субъекты инновационной инфраструктуры:
•Инновационная ассоциация «Академтехнопарк»;
•Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ) являющийся структурным
подразделением инновационной ассоциации «Академтехнопарк»; • 5 региональных отделений и 9 филиалов РЦТТ;
• 1 инновационный центр.
На сегодняшний день в состав учредителей и членов ассоциации входят 20
субъектов хозяйствования. Кроме того, постоянными клиентами ассоциации являются 28
малых инновационных предприятий, созданных субъектами хозяйствования НАН
Беларуси или с их участием.
Результаты деятельности некоторых субъектов инновационной
инфраструктуры Республики Беларусь в 2004-2005 гг.
ЗАО «Технологический парк Могилев» является первым примером успешной
Информация о работе Инновационная структура республики Беларусь