Инновационная структура республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 18:52, реферат

Описание работы

Уровень развития инновационной инфраструктуры страны является одним из
главных индикаторов иновационности ее экономики. В настоящее время инновационная
политика в развитых странах является составной частью государственной социально-
экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики,
непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной
продукции, другими словами направлена на создание благоприятного экономического
климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном
между сферой «чистой» науки и задачами производства.

Файлы: 1 файл

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕСПУБЛИКИ.docx

— 17.76 Кб (Скачать файл)

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ:

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

Гришанович А.П. ,

Белорусский инновационный фонд

Уровень развития инновационной инфраструктуры страны является одним из

главных индикаторов иновационности ее экономики. В настоящее время инновационная

политика в развитых странах является составной частью государственной социально-

экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики,

непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной

продукции, другими словами направлена на создание благоприятного экономического

климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном

между сферой «чистой» науки и задачами производства.

Определение инновационной инфраструктуры в Законе Республики Беларусь “Об

основах государственной научно-технической политики” от 19 января 1993 г., как и в

других актах законодательства, отсутствует. К актам законодательства, регулирующим

порядок создания и условия функционирования субъектов инновационной

инфраструктуры относятся:

1. Закон Республики Беларусь  «О государственной поддержке  малого

предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 октября 1996 г. № 685-XIII.

2. Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 31 июля 1997 г.

№ 998 «Об утверждении положения о научно-технологическом парке».

3. Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 5 июня 1998 г. №

892 "Об утверждении Положения  о порядке формирования и использования  фондов

специального назначения для финансирования научной, научно-технической и

инновационной деятельности".

4. Указ Президента Республики  Беларусь «О Белорусском фонде  финансовой

поддержки предпринимательства» от 18 марта 1998 г. № 136.

5. Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 12 ноября 1998

г. № 1739 «О создании Белорусского инновационного фонда».

6. Указ Президента Республики  Беларусь «О государственной  поддержке

разработки и экспорта информационных технологий» от 3 мая 2001 г. № 234.

7. Указ Президента Республики  Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495 «О

совершенствовании порядка определения размеров арендной платы и передачи в

безвозмездное пользование общественных, административных и переоборудованных

производственных зданий, сооружений и помещений, находящихся в государственной

собственности».

8. Декрет Президента Республики  Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О

Парке высоких технологий».

Имеется ряд других нормативных документов более низкого уровня их принятия,

регулирующих вопросы деятельности инновационной инфраструктуры.

Проведенный анализ действующей в Республике Беларусь базы законодательства,

регулирующей деятельность субъектов инновационной инфраструктуры, свидетельствует,

о ее несовершенстве, фрагментарности и несформированности эффективной правовой

системы, стимулирующей успешное становление и развитие инновационной

инфраструктуры Республики Беларусь.

В частности, в базе законодательства отсутствует определение центра трансфера

технологий, призванного играть важнейшую роль в реализации результатов научно-

технической деятельности в экономике страны. Не созданы правовые условия для

появления и функционирования венчурных организаций, реализующих финансовоеобеспечение наиболее рисковых инновационных проектов без предоставления залога.

Кроме того, не сформирован юридически закрепленный механизм стимулирования

субъектов инновационной инфраструктуры.

В целях развития инновационной деятельности в Республике Беларусь, посредством

создания благоприятных условий для появления и функционирования субъектов

инновационной инфраструктуры Государственным комитетом по науке и технологиям

Республики Беларусь разработан и внесен на рассмотрение проект Указа Президента

Республики Беларусь «О порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и

условиях их функционирования и внесении изменений и дополнений в Указ Президента

Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495». В проекте Указа предусмотрены

следующие меры стимулирующего характера:

а) установление для субъектов инновационной инфраструктуры и их резидентов

(кроме венчурных организаций) понижающего коэффициента 0,5 к базовым  ставкам

арендной платы в первые два года со дня заключения договора аренды общественных,

административных и переоборудованных производственных зданий, сооружений и

помещений, находящихся в государственной собственности;

б) областным и Минскому городскому Советам депутатов, Советам депутатов

базового территориального уровня рекомендовано в установленном порядке рассмотреть

вопрос об освобождении юридических лиц, являющихся субъектами инновационной

инфраструктуры, от уплаты местных налогов и сборов.

В заключение необходимо отметить, что качественное законодательство об

инновационной деятельности, эффективное государственное регулирование

инновационной сферы являются необходимыми условиями для реализации

государственной инновационной политики.

Общая характеристика инновационной инфраструктуры Республики Беларусь

В Республике Беларусь на сегодняшний день функционирует более 40 субъектов

инновационной инфраструктуры, включая научно-технологические парки,

инновационные центры, центры трансфера технологий и созданные в университетах

структурные подразделения, выполняющие функции указанных субъектов инновационной

инфраструктуры. Однако, большинство из них находятся на этапе становления. Это

связано с непродолжительностью их функционирования и непреодолимостью схожих или

однотипных проблем, препятствующих их формированию как полноценных субъектов

инновационной инфраструктуры. К типичным проблемам, испытываемым субъектами

инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь, можно отнести:

•несовершенство законодательных основ их деятельности;

• отсутствие эффективного механизма финансового обеспечения их деятельности,

особенно на начальном этапе;

• отсутствие отлаженной системы взаимодействия между действующими субъектами

инновационной инфраструктуры;

•недостаточная обеспеченность кадровыми ресурсами, особенно в регионах

Беларуси;

•недостаточная инновационная активность научных организаций;

•низкая инновационная восприимчивость промышленных предприятий.

Несмотря на вышеперечисленные проблемы в Республике Беларусь создано и

функционирует 14 научно-технологических парков и инновационных центров, 6 из

которых созданы в 2005 году. Активно формируется республиканская сеть трансфера

технологий, включающая около 30 субъектов инновационной инфраструктуры. Налажена

подготовка и переподготовка кадров для инновационной сферы в 3 специализированных

центрах и институтах ведущих вузов страны.

На сегодняшний день с участием университетов или в их структуре созданы 29

субъектов инновационной инфраструктуры, в том числе: • 6 научно-технологических парков;

• 2 инновационных центра;

• 10 специализированных центров трансфера технологий по приоритетным

направлениям научно-технического развития;

• 3 региональных отделения Республиканского центра трансфера технологий;

•Межвузовский центр маркетинга НИР;

• 3 региональных центра маркетинга;

• 2 центра международного сотрудничества - Белорусский центр научно-

технического сотрудничества с провинцией Хэнань КНР и Белорусско-латвийский центр

трансфера технологий;

• 3 специализированных центра, института при вузах, осуществляющих подготовку

и переподготовку кадров для инновационной сферы.

В системе высшей школы успешно функционируют инновационные предприятия,

основной целью деятельности которых является освоение и использование результатов

научно-технической деятельности вузов страны в целях повышения

конкурентоспособности белорусской экономики и увеличения объемов экспорта

наукоемкой продукции.

Так за 2004-2005 годы инновационными предприятиями БГУ и БНТУ было

реализовано наукоемкой продукции (работ, услуг) на сумму, превышающую 25 млн.

долларов США (около 50% от объема реализации инновационной продукции (работ,

услуг) по учреждениям Министерства образования Республики Беларусь), а сумма

уплаченных налогов и сборов в бюджет от их деятельности в 2004-2005 гг. составила

около 2,8 млн. долларов США.

Объем производства предприятий БГУ в 2005 году составил 7,6 млн. долларов США

(7 предприятий), сумма поступлений  от внешнеэкономических сделок  составила 547,3

тыс. долларов США. Предприятия БГУ специализируются на разработке и освоении

выпуска инновационной продукции в области приборостроения, биотехнологий,

малотоннажной химии, материаловедения, материало- и металлообработки.

НП РУП «Актив БГУ» специализируется на разработке и изготовлении вакуумного

технологического оборудования для нанесения декоративных, упрочняющих и

оптических покрытий, разработке технологий вакуумно-плазменных покрытий и

соответствующих установок, изготовлении лабораторного учебного оборудования,

разработке и изготовлении кормовых добавок для применения в животноводстве.

РУП «САНД» является научно-производственным предприятием,

специализирующимся на научно-технических разработках в области биотехнологий и

внедрении высокоэффективных собственных разработок и разработок биологического

факультета БГУ. В 2005 году освоен выпуск и налажено производство диагностических

тест-систем для определения наркотических средств. Выпущена опытная партия тест-

систем. Получены положительные экспертные заключения от Государственного

экспертно-криминалистического центра МВД. Изготовлена опытная партия 12 наборов

реагентов для иммуноферментного определения афлатоксинов в пробах окружающей

среды, сельскохозяйственной продукции и продуктах питания. С использованием

современных методов биотехнологии, основанных на уникальности биологических

объектов, была разработана технология выделения, очистки и приготовления

маркирующего материала для разных типов бумажных носителей. Объем производства

продукции в 2005 году составил более 140 тыс. долларов США.

Национальная академия наук Беларуси обладает высоким потенциалом развития

инновационной инфраструктуры. На данный момент в структуре НАН Беларуси

действуют следующие субъекты инновационной инфраструктуры:

•Инновационная ассоциация «Академтехнопарк»;

•Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ) являющийся структурным

подразделением инновационной ассоциации «Академтехнопарк»; • 5 региональных отделений и 9 филиалов РЦТТ;

• 1 инновационный центр.

На сегодняшний день в состав учредителей и членов ассоциации входят 20

субъектов хозяйствования. Кроме того, постоянными клиентами ассоциации являются 28

малых инновационных предприятий, созданных субъектами хозяйствования НАН

Беларуси или с их участием.

Результаты деятельности некоторых субъектов инновационной

инфраструктуры Республики Беларусь в 2004-2005 гг.

ЗАО «Технологический парк Могилев» является первым примером успешной


Информация о работе Инновационная структура республики Беларусь