Инновационный путь развития человеческого потенциала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 05:50, реферат

Описание работы

Цели инновационно-ориентированной подготовки включает в себя
следующие приоритеты. 1) Обеспечение инновационного характера базового
образования, в том числе на основе обновления структуры сети
образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного
развития, формирование интегрированных научных и образовательных
учреждений; обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи
академических знаний и практических навыков; разработка вариативных
образовательных программ, в том числе на основе прикладного бакалавриата

Файлы: 1 файл

Елкин.docx

— 48.52 Кб (Скачать файл)

Елкин Станислав Евгеньевич

к.э.н., доцент

профессор кафедры «Финансов и экономики»

Омского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова

ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА

В современных условиях эффективность инновационной деятельности организации зависит от благоприятной бизнес-среды, правильной стратегии организации; качества человеческих ресурсов.

В основе строительства и развития инновационно-ориентированной подготовки - соблюдение соответствия внешней среды, гибкость и потенциал инновационного характера научной и образовательной систем, специальных программ в области высшего, послевузовского и профессионального образования, интеграция научной, образовательной и инновационной деятельности, оптимального управления структурными подразделениями научной и образовательной системы.

Цели инновационно-ориентированной подготовки включает в себя следующие приоритеты. 1) Обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе на основе обновления структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, формирование интегрированных научных и образовательных учреждений; обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических навыков; разработка вариативных образовательных программ, в том числе на основе прикладного бакалавриата. 2) Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки с использованием независимой сертификации профессиональных квалификаций; клиентской поддержки непрерывного профессионального образования, корпоративного обучения и переподготовки профессиональных кадров; поддержки организаций, которые предоставляют качественные услуги непрерывного профессионального образования; включая обучение по завершении военной службы.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года1 предполагает создание сети научно-образовательных центров мирового уровня и интеграции передовых программ научных исследований в образование, которые имеют дело с персоналом и исследовательскими задачами инновационных национальных проектов; разработка комплексных инновационных программ, которые решают проблему человеческих ресурсов и исследования развития инновационной экономики на основе интеграции образования, научной и производственной деятельности; создание системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ; создание национальной системы квалификаций с учетом будущих требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан, обновление государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе требований национальной системы квалификации; переход на многоуровневую подготовку программы с кредитно-модульным принципом образовательных программ, внедрение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании.

Человеческий фактор как основная часть организации рассматривается как мера эффективности. Эта проблема стоит особенно остро в связи с различными подходами к терминам «эффективность» и «социальное», которые основаны на убеждении, что между экономическим развитием и решением социальных проблем, существует обратная зависимость.

Экономический рост, выраженный в абсолютном или относительном приросте ВНП не может свидетельствовать о развитии человека, если он, например, достигается за счет за счет экстенсивных факторов, которые увеличивают эксплуатацию и увеличивают дифференциацию доходов. Концепция экономического развития предполагает не только увеличение объема показателей производства результатов, но и включает качественный аспект репродуктивного процесса и его результатов, изменение в структуре и факторов роста, повышение эффективности, в том числе социально -экономического.

Можно говорить об экономическом развитии, которое является доминирующим фактором человеческого прогресса. В течение многих десятилетий экономический рост был основной целью, которая основана на убеждении, что это неизбежно приведет к развитию человека. На основе этих материалов происходило сосредоточение на технических и экономических аспектах роста, статистической взаимосвязи количественных факторов и результатов производства. Это можно объяснить тем, что в процессе постепенного улучшения экономики общее развитие личностных качеств игнорируется экономической системой. Следует отметить, что большая часть потерь, связанных с недостаточным развитием человеческого фактора, носила скрытый характер, затрагивая лишь его лишь в долгосрочной перспективе. Эти потери не были обнаружены обычными показателями объема и не воспринимались как экономический ущерб. Начался переход к новому типу экономического роста, который характеризуется: интенсификацией производства, ресурсосбережением, учетом социальной составляющей. По словам теоретиков Римского клуба начался кризис технологической цивилизации с точки зрения человеческого измерения конфликта между экономическим и социальным развитием, что привело к выводу о том, что человеческий потенциал в конечном счете определяет успех социально-экономического развития.

Таким образом, произошло коренное изменение в характере взаимодействий репродуктивных составных элементов экономического потенциала развития: человека и материальных факторов. Новые теории исходят из того, что рост - это прежде всего функция развития способностей человека.

На основе первого типа модели было доказано, что рост человеческого капитала позволяет выгодно использовать в процессе производства так называемой положительной внешних факторов (образование, квалификацию и т.д.), что приводит к повышению производительности и конечные результаты. Таким образом, основная идея в том, что повышение уровня человеческого капитала приводит к более эффективному использованию всех факторов производства.

Очевидно, что развитие человеческого потенциала является одним из основных факторов в обоих типах моделей. Способность экономических агентов к эффективным качественным структурным изменениям, в которые входит непосредственно человеческий фактор, возможно в тех видах экономической и социальной деятельности, которые обеспечивают его развитие и совершенствование. Компания в состоянии без ущерба для удовлетворения материальных потребностей направлять средства на создание нематериальных богатств, развитие человеческого потенциала. В этих условиях экономический рост не может быть ориентирован только для достижения количественных целевых показателей, даже таких, как ВНП.

Воспроизводство человеческого потенциала становится одним из основных компонентов инновационной модели развития, которые тесно связаны с показателями человеческого прогресса и принимают во внимание различные переменные качества (различные компоненты социальных услуг, качество жизни, человеческих производительных сил), что определяет конечную емкость экономики в научных, технических и социальных инновациях. Таким образом, с одной стороны, эти параметры характеризуют роль человека в социально-экономическом развитии, а с другой - могут рассматриваться как мера человеческого развития.

Рассматривая вопрос с экономической точки зрения, можно сказать, что продолжение человеческого развития увеличивает стоимость рабочей силы. Степень эффекта роста затрат на человеческий фактор значительно выше, чем от материальных условий производства. Это одна из основных особенностей постиндустриальной экономики, основанной на знаниях. Очевидно, что при оценке эффективности экономики и организации, в частности, с точки зрения его воздействия на человеческий потенциал, необходимо рассмотреть все компоненты. В отношении показателей человеческого измерения экономических показателей можно отнести показатели демографических тенденций, состояния здоровья и уровня образования населения (индекс развития человеческого потенциала), состояние культуры и нравственности; показатели качества жизни и уровня реализации принципа социальной справедливости.

Модернизация образования в соответствии с требованиями инновационного развития характеризуется значительными структурными сдвигами в финансировании образовательной сферы и качестве предоставляемых услуг. Увеличение расходов на образование до 6-7%ВВП, в том числе бюджетных расходов – до 5-5,5%ВВП, опирается на предпосылки роста фонда заработной платы (ФЗП) педагогических работников образовательных учреждений с 1,82% ВВП в 2008 до 3,05% в 2020 году; увеличение расходов на фундаментальные исследования в вузах до 0.08% ВВП в 2016-2020 годах и рост расходов на создание и функционирование ведущих университетов, включая расходы на науку с 0,1% ВВП в 2008 до 0,18% ВВП в 2020 году.

Таблица 1 – Основные статьи бюджетных расходов на образование (% к ВВП)2

Показатели

2008

2012

2016

2020

Текущее финансирование системы образования

4,08

4,66

4,98

5,2-5,4

Расходы на ФЗП в образовательном учреждении

1,82

2,22

2,62

2,8-3,1

Эффективный контракт

 

0,26

0,48

0,66

Прочие расходы, включая капитальное строительство

2,26

2,43

2,36

2,35

Федеральные инновационные университеты

-

0,10

0,12

0,18

Фундаментальные исследования

-

0,08

0,08

0,08

Итого

4,08

4,83

5,18

5,5-5,7


Доля заработной платы в бюджете расходов на образование в 2008-2020 годах прогнозируется на уровне 45-56%. Это повышение заработной платы необходимо для эффективного возврата инвестиций в инфраструктуру образования. Для повышения качества образовательных услуг, инвестиции в инфраструктуру должны сопровождаться адекватными инвестициями в человеческий капитал преподавателей и обновления учительского корпуса. Внутренние инвестиции - как частные, так и государственные - играют решающую роль. Лишь немногие страны добились значительного прогресса только с помощью иностранных инвестиций и помощи в целях развития. Мобилизация внутренних инвестиций и предпринимательства предполагает создание благоприятного климата, при наличии определенного механизма для защиты прав собственников. В этом случае исследования показывают целый ряд успешных подходов. Некоторые страны больше полагаются на стратегические операции между бизнес-элитой и правительством, а не на общие институциональные и правовые реформы. Внутреннее финансирование государственных инвестиций требует достаточного бюджетного механизма сбора доходов, который считается справедливым и прозрачным. Таким образом, создание новой системы обучения должно быть основано не только на инновационном подходе к содержанию и эффективности учебно-воспитательного процесса, но и на осуществление перехода к социально ориентированному типу экономического развития.

При создании экономики знаний появляется растущая потребность в специалистах в области управления интеллектуальными ресурсами компании, инновационные проекты и высокотехнологичные фирмы, трансфера технологий, которые могли бы предсказать их коммерческое значение и организацию эффективного продвижения. Специалист по инновационному менеджменту обеспечивает практическое внедрение достижений науки, техники и технологий для того, чтобы организовать производство конкурентоспособных товаров и услуг. Решение проблемы подготовки кадров для экономики знаний, в качестве ключевого вопроса национальной инновационной системы, ориентированной на формирование новой волны руководителей, менеджеров, подготовка которых сегодня охватывает только вопросы управления инновационными процессами.

На сегодняшний день, очевидно, тот факт, что решение этой проблемы в рамках традиционной образовательной системы фактически исчерпал свои ресурсы. Особое социально-культурное и экономическое развитие общества требуют постоянного обновления системы образования, вызванное постоянно меняющимися критериями профессионального суждения. Обостряются противоречия между постоянно растущим объемом информации, увеличением объема внедренных в производство высоких технологий, определяющих динамику инновационного развития ведущих стран мира, и приобретение существующих возможностей, необходимых для выбора профессиональных знаний в сложившейся системе образования.

 Выход  из кризиса видится в реализации  концепции «инновационного образования», основанной на воплощении идеи «непрерывного обучения» - от базовой подготовки до переподготовки и дальнейшего улучшения качества подготовки специалистов. Инновационное образование ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение основными компетенциями, которые позволяют затем, по мере необходимости, приобретать знания самостоятельно. Основные идеи инновационного образования включают в себя: установку на способность самостоятельного обучения; возможность поиска новых знаний для достижения цели; инновационную инфраструктуру; развитие навыков специалистов в различных областях знаний; постоянное творческое саморазвитие.

В дополнение к преодолению «технологического разрыва» главной проблемой в разработке образовательных программ для управления инновациями, остается «суррогатный» характер их содержания, представленный в некоторых тематических диапазонах, направленный на презентацию бизнес-компонентов и выявление, как правило, только содержания инновационного менеджмента. Концепция инновационного обучения в образовании и управлении инновациями становится главным ориентиром. Однако для реализации этой концепции до сих пор не разработаны механизмы преодоления «технологического разрыва» между основными компонентами образовательной подготовки и специализированными компонентами бизнес-образования.

Информация о работе Инновационный путь развития человеческого потенциала