Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 20:19, курсовая работа
Привлечение российскими банками средств частных иностранных инвесторов осуществляется, в основном, с помощью размещения своих ценных бумаг на западном фондовом рынке, через индивидуальные кредитные соглашения, при обслуживании инвестиционных проектов с участием иностранного капитала и при выполнении заказов на покупку российских ценных бумаг.
Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики - привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.
Иностранные инвестиции в нефинансовый сектор российской экономики составили в 1996 г. $6 млрд. 506 млн. 127 тыс. На 1 января 1997 г. накопленный иностранный капитал в экономике страны, без учета органов денежно-кредитного регулирования и банковского сектора, составил $13,5 млрд. По данным Госкомстата, из общего объема иностранных инвестиций на возвратной основе (в виде различных кредитов) в 1996 г. было осуществлено вложений на сумму $3,5 млрд. В структуре иностранного капитала, направленного в российскую экономику в 1996 г., прямые инвестиции (взносы в уставной фонд, кредиты от зарубежных совладельцев предприятий) составили $2 млрд. 090 млн., или 32%. На долю прочих инвестиций пришлось $4 млрд. 370,7 млн. (67% поступлений). Как отмечает Госкомстат, по сравнению с 1995 г., вложения иностранного капитала в российскую экономику выросли в 2,3 раза (примерно на 130%). Это произошло, в основном, за счет введения с 1-го квартала 1996 г. механизма привлечения иностранных инвесторов на рынок ГКО. Прямые инвестиции увеличились по сравнению с 1995 г. лишь на 11%.
Среди регионов России 66% всего иностранного капитала ($4 млрд. 291,6 млн.) было вложено в экономику Москвы.
На долю развитых стран приходится более четырех пятых всех инвестиций в Россию, причем из США в прошлом году поступило $1 млрд. 695 млн. (26,1%), из Швейцарии - $1 млрд. 323 млн. (20,3%), из Нидерландов - $980 млн. (15,1%), из Великобритании - $486 млн. (7,5%).
Столь небольшие объемы иностранных инвестиций можно объяснить плохим инвестиционным климатом, создавшимся в настоящее время в России, а также настороженным отношением к иностранному капиталу со стороны государства и руководителей некоторых предприятий.
Опыт многих стран “третьего мира”, особенно латиноамериканских, показывает, что неблагоприятные условия для работы иностранных компаний внутри страны приводят к необходимости внешних государственных займов и возрастанию внешнего долга страны. Причем, поскольку государственные займы обычно используются неэффективно, то большие внешние долги начинают тормозить развитие экономики. Кроме того, государственные займы являются рычагом политического давления и причиной экономических уступок, в т.ч. в области защиты внутреннего рынка.
Привлечение российскими банками средств частных иностранных инвесторов осуществляется, в основном, с помощью размещения своих ценных бумаг на западном фондовом рынке, через индивидуальные кредитные соглашения, при обслуживании инвестиционных проектов с участием иностранного капитала и при выполнении заказов на покупку российских ценных бумаг.
Можно отметить, что привлечение средств обычно становится возможно при условии, что российский банк выполняет роль партнера, который занимается поиском выгодного вложения иностранных денег на фондовом рынке или в предприятия и берет на себя часть рисков. При этом иностранный инвестор часто стремится получить возможность влиять на деятельность банка или даже осуществлять полный контроль над ним.
Все более широкое распространение получает практика привлечения средств с помощью американских депозитных расписок (ADR), обмениваемые на акции. Выпуск этих ценных бумаг, распространяемых с помощью американских банков, стал возможен благодаря начавшейся работе этих банков на российском фондовом рынке и приобретению ими соответствующего опыта. Российские банки, выпускающие ADR, также имеют опыт тесного сотрудничества с зарубежными партнерами. Обычно в составе акционеров таких банков имеются иностранные финансовые институты. Например, Инкомбанк, выпустивший ADR на крупную сумму, наращивает долю иностранного капитала в своем уставном фонде.
Привлечение государственных иностранных средств.
Под государственными финансовыми институтами будем понимать не только учреждения, контролируемые правительством той или иной страны, но и международные институты, такие как ЕБРР. Средства международных финансовых институтов также будем называть государственными.
Российские финансовые институты привлекают средства иностранных государственных банков, в основном, под программы помощи и развития и при обслуживании инвестиционных проектов.
Однако списки банков, через которые осуществляется финансирование тех или иных программ и проектов, зачастую определяются не зарубежными инвесторами, а российскими властными структурами. Например, под давлением российского Правительства Всемирный банк был вынужден пересмотреть список банков, через которые будет осуществляться целевая инвестиционная программа. Список банков, претендующих на получение помощи в рамках программы развития финансовых учреждений (
Сотрудничество российских банков с иностранными государственными финансовыми институтами дает многие преимущества:
- позволяет привлекать средства на выгодных условиях;
- дает возможность
- служит катализатором развития отношений с частными зарубежными банками.
Однако с течением времени значение такого сотрудничества должно ослабевать.
Совместная деятельность в финансовой сфере.
Сотрудничество российского и иностранного капитала пока не имеет больших масштабов. Оно развивается, в основном, по двум направлениям:
создание иностранным капиталом дочерних структур в России, предоставление российскими финансовыми институтами услуг при продвижении иностранного капитала на российский рынок;
сотрудничество в области международных расчетов.
Имеет место также такое направление, как предоставление услуг по обслуживанию вывоза капитала из России и его размещение на западных рынках.
В качестве вспомогательного направления сотрудничества можно выделить взаимное консультирование: российские банки консультируют по проблемам инвестиций в России, по состоянию предприятий и компаний, конкретным проектам; западные - по международным стандартам в области расчетов и привлечения инвестиций, по современным методам менеджмента.
Пока не видно тенденции создания совместных финансовых групп на основе равноправного участия. Хотя зарубежные финансовые группы и представлены в России (а также российские - за рубежом), однако российские банки занимают в них подчиненное или второстепенное положение. Российские банки воспринимаются не как равноправные партнеры, а только как “проводники” по российскому рынку. Российский капитал в настоящее время не допускается к управлению в международных финансовых группах. Очень мало примеров синдицированного участия российских и иностранных финансовых структур в крупных международных проектах. Интересы российских банков ограничиваются почти исключительно странами СНГ, а в Дальнем зарубежье - компаниями, контролируемыми россиянами. Можно отметить, что такое положение достаточно типично, например, довольно трудно развивалось сотрудничество между американскими и японскими финансовыми институтами.
В настоящее время в России зарегистрировано 136 представительств иностранных банков, 154 банка с участием иностранного капитала и 18 банков с долей иностранного капитала более 50%. Следует отметить, что эти данные далеко не полны, т.к. многие банки контролируются иностранцами через подставные структуры.
Российские банки и финансовые компании часто выполняют роль посредников при инвестировании в Россию. Такое посредничество можно разделить на следующие виды:
- покупка российских ценных бумаг для иностранного заказчика; возможно также трастовое управление российскими ценными бумагами, купленными на средства иностранной компании или банка;
- оперирование на российском фондовом рынке, используя ресурсы иностранного инвестора;
- размещение российских ценных бумаг на иностранных фондовых рынках;
- поиск инвестиционных проектов для иностранного инвестора и дальнейшее финансовое обслуживание таких проектов;
- предоставление информации и консультирование со стороны российского партнера.
Потребность иностранного капитала в российских партнерах обусловлена также тем, что имеются серьезные законодательные ограничения на деятельность иностранных банков в России.
Активность иностранного капитала в этой сфере объясняется доходностью операций на российском фондовом рынке и потребностью иностранных фирм в покупке ценных бумаг привлекательных предприятий. Эти функции выполняют как брокерские фирмы, так и многие банки. Особенно популярной стала работа на российском фондовом рынке во время падения доллара. Однако сверхвыгодные вложения в ГКО могли осуществляться только через российские (по крайней мере формально) компании.
Если иностранная компания заинтересована в сбыте своей продукции на российском рынке (особенно массового спроса), то ее продвижение в Россию часто сопровождается мощной рекламной кампанией и созданием дистрибьюторской сети. Иностранная компания может создать, купить (или поставить под контроль иным способом) российскую торговую фирму и выдать ей льготный товарный кредит с целью внедрить свой товар на рынок. После этого проводится планомерное расширение присутствия на рынке, включающее (кроме рекламы и привлечения дилеров) создание сервисных центров, конечных производств (из иностранных комплектующих или полуфабрикатов), привлечение к сотрудничеству финансовых структур. Финансовые структуры используются не только для денежных расчетов, но и для покупки российских предприятий схожего профиля.
Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов - неспособствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих развивающихся странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики государства, постоянное изменение “правил игры”.
Иностранным инвестициям препятствует позиция многих руководителей предприятий, которые не хотят терять контроль над предприятием и боятся, что иностранные владельцы пригласят более квалифицированных менеджеров на их место. В результате многие предприятия, которые могли бы привлечь инвестиции и эффективно работать, деградируют. Так Балтийское морское пароходство, обладающее современными морскими паромами, теряет их в результате своей неплатежеспособности. До этого руководство пароходства отвергло план шведско-российского СП “Болтик экспресс лайн” (занимающейся маркетингом и организацией продажи билетов) по перестройке управления компанией, сокращения персонала и переделки судов в соответствии с европейскими требованиями безопасности. Этот план позволил бы пароходству эффективно действовать на европейском рынке (причем спрос на его услуги обеспечивала бы “Болтик экспресс лайн”) и привлечь средства, но требовал передачи в залог части собственности, что было неприемлемо для руководства предприятия. Имеются примеры, когда администрация предприятий всячески препятствовала участию иностранных компаний в инвестиционных конкурсах, а в случае продажи им (или их партнерам) акций отказывалось вносить соответствующие изменения в реестр акционеров.
Производя инвестиции в России иностранные компании и банки могут преследовать следующие цели:
1) Получение высокой нормы
прибыли при создании
2) Использование факторов производства, цена которых в России ниже мировой: сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья.
3) Использование сравнительно богатых месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах затруднен.
4) Встраивание российских предприятий в технологические цепочки иностранных ФПГ, что обычно достигается покупкой российских поставщиков сырьевых ресурсов и полуфабрикатов.
5) Покупка потенциально
эффективных российских
6) Продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово-сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа подталкивают и высокие таможенные сборы.
7) Использование морально
устаревшего или экологически
вредного оборудования, которое
невозможно эффективно
8) Инвестирование средств
российского происхождения под
видом иностранных, чтобы иметь
больше возможностей для
Ряд иностранных компаний, поняв, что многие ниши на российском рынке не заполнены, и убедившись в высоком спросе на свою продукцию, начали инвестировать средства в производство этой продукции в России. Главным образом эти инвестиции направлялись в пищевую промышленность, производство товаров широкого потребления, в частности в создание сборочных производств по выпуску бытовой техники.
Зарубежные государственные банки и другие финансовые институты оказывают многостороннюю помощь своим фирмам при проникновении на российский рынок и инвестировании средств в российскую экономику.
Стратегическая цель иностранных государственных финансовых институтов - включить российское рыночное пространство в сферу интересов национальных компаний. Это подразумевает создание в России устойчивых рынков сбыта для товаров национальных производителей, а также конструирование таких финансовых и технологических связей, чтобы “развивающий центр” совместного производственного кластера находился в стране, интересы которой представляет соответствующий государственный институт. Иначе говоря, предполагается, что в развитой стране сосредоточены высокотехнологические производства и, прежде всего, создание и внедрение новых технологий, а в России - производство по отработанной технологии и\или по лицензии. Как показывают ряд экономических исследований, управление “развивающим центром” промышленного кластера дает в долгосрочной перспективе более эффективный контроль над кластером, чем использование чисто финансовых методов контроля. Поэтому государственные банки охотнее кредитуют проекты с долгосрочными перспективами (например, поставки оборудования), чем краткосрочные закупки конечной продукции.