Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:12, доклад
Иностранные инвестиции, как известно, являются фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны-реципиента капитала. В условиях глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала роль инвестиций, как важного фактора экономического развития возрастает, что обусловливает актуальность исследования влияния иностранного сектора на экономику страны-импортера капитала и обоснования инвестиционной политики России в отношении зарубежных инвесторов.
Иностранные инвестиции, как известно,
являются фактором экономического роста,
дополнительным источником капитальных
вложений в национальное производство
товаров и услуг, сопровождаемых
передачей технологий, ноу-хау, новейших
методов менеджмента и меняющих
структуру, динамику развития экономики
страны-реципиента капитала. В условиях
глобализации с увеличением масштабов
международного перемещения капитала
роль инвестиций, как важного фактора
экономического развития возрастает,
что обусловливает актуальность
исследования влияния иностранного
сектора на экономику страны-импортера
капитала и обоснования инвестиционной
политики России в отношении зарубежных
инвесторов.
Проблема привлечения иностранных инвестиций
в российскую экономику существует многие
десятилетия и продолжает сохранять свою
научную и практическую значимость до
настоящего времени. Несмотря на активизацию
деятельности иностранных инвесторов
в экономике России в трансформационный
период, страна проигрывает конкуренцию
многим государствам по объемам привлекаемого
зарубежного капитала. Так, накопленный
за годы реформ объем прямых иностранных
инвестиций в российскую экономику составил
около 25 млрд. долларов. Это в 16 раз меньше
объема зарубежных инвестиций в Китае
и в 2 раза меньше привлеченного капитала
в экономику Польши. В настоящее время
суммарный объем поступивших в Россию
иностранных инвестиций превысил 70 млрд.
долларов, однако, их недостаточно для
устойчивого развития и структурной модернизации
российской экономики.
В современных условиях глобализации
повышаются актуальность исследования
влияния иностранного сектора на важнейшие
макроэкономические показатели и разработки
методических подходов к оценке вклада
зарубежных капиталовложений в экономическое
развитие и усиление конкурентных позиций
страны на мировых рынках. Также возрастает
потребность в обосновании эффективной
государственной инвестиционной политики,
которая позволит увеличить отдачу иностранных
инвестиций, прежде всего, выражаемую
в темпах прироста ВВП России, улучшить
качество управления инвестиционными
процессами, создать дополнительные экономические
стимулы для развития предпринимательства.
Перспективным направлением развития
международного инвестиционного сотрудничества
России является возрастание роли и, вместе
с тем, экономической компетенции регионов.
Выработка мероприятий по улучшению инвестиционного
климата регионов позволяет местным правительствам
привлечь иностранный капитал в целях
повышения конкурентоспособности региональных
хозяйственных комплексов и увеличения
темпов экономического роста.
Целью данной работы является изучение
предмета и структуры инвестиций, источников
их финансирования, рассмотрение влияния
инвестиций на развитие Российской Федерации,
а также проанализировать текущее состояние
инвестиционного климата страны.
Иностранные инвестиции в
Российской Федерации
Приступая к анализу динамики и структуры
поступления иностранных инвестиций в
Россию, необходимо отметить, что в общем
объеме доля прочих инвестиций не всегда
превалировала над другими их видами:
прямыми, и портфельными
Как известно, перспективы привлечения
иностранных инвестиций в экономику той
или иной страны зависят, наряду с прочими
факторами, от наличия у нее тех или иных
конкурентных преимуществ. Россия несомненно
обладает ими, хотя в ходе рыночных реформ
ряд их был утрачен. Это относится прежде
всего к внутренним ценам, приблизившимся
к мировым, стагнирующей промышленной
базе, эрозии научно-квалификационного
потенциала. Иностранцев отпугивает российская
политическая и правовая нестабильность,
суровый налоговый климат, усиление криминальных
тенденций в обществе.
Наибольший рост иностранных инвестиций
произошел в 2003-2004 гг. В 2003 г. рост иностранных инвестиций, по
сравнению с 2002 г., составил 150,1%. В 2004 г. в экономику России поступило 40,5
млрд.долларов иностранных инвестиций,
что на 36,4% больше, чем в 2003 году.
Приведенные цифры, с одной стороны, дают
основания для оптимизма: в целом произошел
значительный рост притока иностранных
инвестиций. С другой стороны, следует
отметить, что в российской практике уже
был период, когда объемы иностранных
инвестиций резко возросли (в 1997 г.), что дало повод для разговоров
о прорыве в сфере привлечения зарубежного
капитала. В итоге дело, как известно, закончилось
финансовым кризисом 1998 г. и резким падением объемов иностранных
инвестиций.
Понятие и виды иностранных
инвестиций
Международный переток капитала – многосторонний
процесс. Одной из составляющих этого
перетока являются международные инвестиции,
к которым относятся долгосрочные вложения
капитала в различные отрасли мирового
хозяйства с целью получения прибыли.
Однако, необходимо учитывать, что осуществление
инвестиций должно быть взаимовыгодным
процессом, то есть приносить прибыль
как получателю, которому направляются
инвестиции, так и корпорации - инвестору.
В наиболее общем виде инвестиции могут
быть определены как экономические отношения,
возникающие в процессе формирования
и вложения ресурсов с целью получения
прибыли.
В экономической теории выделяются следующие основные
функции инвестиций:
1. Регулирующая. Инвестиции способны корректировать
процессы воспроизводства капитала и
поддержание темпов их роста, развитие
наиболее важных ключевых отраслей хозяйства,
структурную перестройку экономики, ускорение
научно-технического прогресса и улучшать
социальное благосостояние. Их регулирующая
функция, фактически, распространяется
не только на процессы производства, накопления
и потребления, но и на естественно-технические
и социальные явления, на развитие инфраструктуры,
то есть пронизывать все уровни и сферы
жизнедеятельности общества.
2. Распределительная. Посредст
3. Стимулирующая. Инвестирован
4. Индикативная. Реализация этой функции инвестиций
позволяет контролировать движение к
цели, то есть вырабатывать такие регулирующие
механизмы, которые обеспечивают, как
минимум, равновесное состояние экономической
системы.
Роль инвестиций в экономике
страны
Инвестиционная сфера в экономике любой
страны является основной и определяет
экономический рост страны, а инвестиционная
политика является приоритетной сферой
экономической политики.
Об этом свидетельствует и мировая практика.
Замечено, например, что на каждый процент
прироста ВВП страна, решающая задачи
экономического роста, должна выделять
на производственные инвестиции не менее
3% ВВП.
Если проанализировать этапы экономического
подъема таких промышленно развитых стран,
как США, ФРГ, Японии, Франция, Великобритания
и др., нетрудно заметить, что в последние
десятилетия практически во всех случаях
периодам наибольшей инвестиционной активности
в этих странах соответствовали (естественно
с определенным шагом) периоды самых высоких
темпов подъема экономики.
Это ярко проявилось, в частности, в 60-ые
годы, когда высокая инвестиционная активность
в этих странах сопровождалась особенно
значительными темпами роста такого интегрального
показателя экономического развития,
как валовой национальный продукт. К примеру,
в Японии при удвоении объема инвестиций
за 1966-1970гг. ВНП возрос по сравнению с предыдущим
пятилетием более чем на 70%. В эти же годы
в США, ФРГ, Франции достигались приросты
ВНП на 25-30%.
При таких высоких темпах экономического
роста многие развитые страны получили
возможность создать уже в 60-ые годы производственный
потенциал, обеспечивающий материально-техническую
основу для устойчивого экономического
и социального развития в последующий
период, для формирования экономики постиндустриального
общества и перехода к новому этапу экономического
роста. По существу именно этот период
создал условия, при которых можно было
не только стабилизировать норму производственного
накопления, но и допускать снижение ее,
обеспечивая даже при этом быструю замену
физически и морально устаревших средств
на основе непрерывно прогрессирующей
техники.
С повышенной инвестиционной активностью
связан и известный экономический феномен
последнего периода - появление "новых
индустриальных стран" Азии: Южной Кореи,
Тайваня, Сингапура, Гонконга. Благодаря
инвестициям в этих странах в короткий
срок были созданы стабильные экономические
структуры с крупным динамичным экспортным
потенциалом, способным быстро адаптироваться
к изменяющейся конъюнктуре мирового
рынка, осуществлен переход к широкофронтальному
развитию современных наукоемких отраслей
экономики.
Влияние инвестиций на экономику обнаруживалось
и в периоды существования СССР. Так, в
1966-1970г.г. при увеличении объемов капитальных
вложений более чем в 1,4 раза среднегодовой
прирост ВНП в стране достиг довольно
значительной величины - 7,6%. В последующие
пятилетия по мере уменьшения приростов
объема капитальных вложений в народное
хозяйство и снижения качества их использования
в условиях экстенсивного типа экономического
развития устойчиво падали темпы среднегодовых
приростов ВНП. Как известно, в конечном
счете это привело к кризисному состоянию
производственного аппарата, резкому
увеличению незавершенного строительства
и многим другим негативным экономическим
и социальным последствиям, усугубляющим
сегодняшнюю ситуацию в экономике.
К сожалению, инвестиционный фактор не
нашел достойного отражения в программах
стабилизации и экономического подъема
Казахстана и многих других стран СНГ.
Это объясняется скорее недооценкой роли
инвестиций в экономике и методологически
ошибочной точкой зрения о том, что после
достижения финансовой стабилизации в
экономике, снижения инфляции инвестиционная
активность предприятий будет возрождаться
самопроизвольно. Так, в республике до
сегодняшнего дня не принята программа
стимулирования отечественных и иностранных
инвестиций, в то время как в России такая
программа принята еще в 1994г. (что в немалой
степени способствовало оживлению инвестиционной
активности, (начиная с 1995г.)
В условиях кризиса, тем более протекающего
в ситуации практически полного физического
разрушения морально устаревшего производственного
аппарата, инвестиционные процессы не
могут всецело быть предоставленными
игре рыночных сил. Ведь в республике на
протяжении ряда лет наблюдается опережение
снижения объемов капитальных вложений
над уменьшением объемов ВВП. Такая ситуация
в инвестиционной сфере усугубляет последствия
общего кризиса и потребует в дальнейшем
более значительных усилий, нежели при
варианте поддержания инвестиционной
активности.
Таким образом, полная экономическая стабилизация
и уж тем более переход от стагнации и
экономического коллапса отдельных отраслей
к экономическому росту в значительной,
а иногда в решающей мере зависят от кардинального
изменения инвестиционной политики, модификации
функций инвесторов и стимулирования
инвестиций. В Программах при этом должен
всесторонне учитываться опыт стран, уже
успешно преодолевших стадию экономической
депрессии и перешедших в стадию роста.
Безусловно, связь инвестиционной активности
и экономического роста не односторонняя.
Налицо скорее взаимообусловленность,
поскольку экономический рост, завися
от инвестиционной активности, в свою
очередь, предопределяет реальные возможности
страны в инвестировании на каждом конкретном
этапе развития. Иными словами, чем выше
темпы приростов ВНП и национального дохода,
тем больше возможностей для расширенного
воспроизводства инвестиционных ресурсов
и формирования на этой основе наиболее
рациональной инвестиционной политики.
Для этого, должна быть разработана концептуальная
схема инвестиционного процесса, которая
исходила бы, с одной стороны, из реальных
экономических и социальных задач, которые
может решить национальное хозяйство
страны, а с другой - из использования столь
же реальных возможностей инвестиционного
комплекса. В целом же инвестиционному
процессу следует придать не эпизодический
характер, а характер непрерывного процесса.
Для придания инвестиционной деятельности
характера целенаправленного динамичного
процесса главное значение имеет приведение
его воспроизводственной сущности в соответствие
с целями экономических реформ и со всеми,
без исключения, экономическими источниками
и регуляторами процесса воспроизводства,
кредитно-денежной политики, нормами амортизации,
атрибутами рынка ценных бумаг, инструментами
внешнеэкономической деятельности и др.
Система этих регуляторов должна быть
построена не на принципах их самодовлеющего
значения каждой для себя, как сейчас,
а служить именно целям обслуживания потребностей
инвестиционной сферы.
Первым этапом этой работы и выработки
инвестиционной политики выступает определение
источников инвестиций и политики в отношении
каждого из них.
Каждая страна в мире выходит из инвестиционного
кризиса своим собственным путем. Сформированная
инвестиционная политика должна учитывать
конкретные финансово-промышленные возможности
той или иной страны.
Вместе с тем, теоретически при этом любая
инвестиционная программа должна на разных
этапах проведения инвестиционной политики
предусматривать в зависимости от этих
возможностей разный (но несомненно все
более расширяющийся по мере экономического
подъема) набор инструментов инвестирования.
Полноценная же и развитая инвестиционная
программа должна содержать "работу"
практически всего набора источников
инвестирования.
В экономической теории классификация
источников инвестиций разнится в зависимости
от признаков, положенных в ее основу.
Так, если исходить из основного назначения
источников, укрупненно инвестиционные
расходы можно разделить на амортизационные,
направленные на замену изношенного оборудования,
здания и сооружений, и чистые инвестиции,
расширяющие физический капитал, т.е. способствующие
экономическому росту.
Естественно, что источники финансирования
инвестиций имеют производственное или
непроизводственное происхождение. В
первом случае они формируются на основе
создания валового внутреннего продукта,
во втором - вступают в хозяйственный оборот
страны, не будучи результатом этого процесса.
К инвестиционным ресурсам производственного
происхождения относятся все экономические
источники капиталовложений, кроме эмиссии
кредитных денег и иностранного капитала.
Образование этой совокупности финансовых
средств связано с перераспределением
между фондом потребления и фондом накопления
денежной массы уже имеющейся в экономике
в соответствии с произведенным ВВП.