Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:10, контрольная работа
Под институциональными инновациями понимаем появление новых форм в системе коллективных взаимодействий или рекомбинации элементов уже существующих форм, обуславливающих значимые изменения статусов и функций в каком-либо компоненте нормы или системе норм, которые приносят определенную частную, коллективную или общественную выгоду. При этом получение частной или коллективной выгоды инициаторами институциональных инноваций, не обязательно предполагает получение общественной выгоды.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1: Кризис старого институционализма и модификация теоретических подходов ……………………………………………………………………………….4
1.1. Старый институционализм( Основные характеристики и области исследований)…………………………………………………………………4
1.2. Кризис старого институционализма и модификация теоретических подходов………………………………………………………………………..7
Глава 2: Типы и субъекты институциональных инноваций……………………10
2.1. Научная новизна………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………….14
Литература……………………………………………………………………………..15
Глава 2: Типы и субъекты институциональных инноваций.
Основную роль в институциональном развитии играют институциональные инновации, т.е. те новшества, которые осуществляются в формальных и неформальных правилах и при их взаимодействии. Здесь необходимо вспомнить теорию экономического развития Й. Шумпетера5. Основные пять типов инноваций были определены Й. Шумпетером в виде внедрения новой технологии производства известных продуктов, организации производства новых продуктов, открытия новых рынков продуктов и ресурсов, а также организационных нововведений. Роль главного создателя новых комбинаций факторов производства играет предприниматель. Под влиянием перечисленных инноваций экономическая система выводится из состояния равновесия, а на предпринимателя возложена дестабилизирующая функция.
Позже Д. Норт охарактеризовал предпринимателя как главного организатора новых институциональных соглашений, уменьшающих неопределенность и создающих базу для поиска компромисса в конфликте интересов. Таким образом, на предпринимателя возлагается не только дестабилизирующая функция, но и созидательная, а именно функция создания предпосылок для достижения нового равновесия. Нужно отметить, что под предпринимателем Д. Норт понимал лицо, принимающее решение, а также политического деятеля.
Рассуждения Й. Шумпетера относятся к процессу создания частных благ. Многие институциональные инновации, институты и правила носят характер общественных благ, которым присущи три свойства:
Таким образом, институциональные инновации могут носить характер общественного, частного и клубного блага, учитывающего иерархическую структуру правил. Инновации как частные блага ограничиваются рамками организации, и инноватор может контролировать их использование как внутренних институтов, структурирующих взаимодействие между членами организации. Инновации, созданные внутри организации, зачастую трудно воспроизвести в рамках других организаций. Институциональные инновации могут носить характер и клубного блага, т.е. блага, круг пользователей которого можно поставить под контроль и ограничить. Эти инновации могут опираться на гибридные формы, объединяющие элементы как организации, так и рыночных контрактов.
В целом эффективность
действий собственно предпринимателя
уменьшается, если институциональная
инновация приобретает иной характер,
чем характер частного блага. Значит,
существуют субъекты институциональных
инноваций, альтернативные предпринимателю
как таковому. С позиций НФИЭТ
это объясняется следующим
Во-первых, выделяются клановые соглашения, где центральное место занимают принципы личного знакомства и личной зависимости. Важную роль играет личная репутация индивида, его способность установить доверительные отношения с членами клана. Субъект инновации в этом случае – не отдельный индивид, а сообщество индивидов, группа, network, команда.
Во-вторых, известны коллективные соглашения, которые также строятся на доверительных и солидаристских началах, но не имеют локального характера и распространяются на незнакомых между собой людей. Субъектом инноваций здесь являются социальные движения.
В-третьих, гражданское соглашение
задает базовые рамки для деятельности
демократических институтов и направлено
на реализацию общественного интереса.
Тогда субъектом инноваций
Таким образом, кроме предпринимателя субъекта
Инновация |
Инноватор | |||||
предприниматель1 |
домашнеехозяйство 2 |
фирма
3 |
группа
4 |
социальное движение 5 |
государство 6 | |
А. Частное благо |
А1 (4) |
А2 (2) |
А3 (2) |
А4 (3) |
А5 (1) |
А6 (0) |
Б. Клубное благо |
Б1 (3) |
Б2 (2) |
Б3 (2) |
Б4 (4) |
Б5 (3) |
Б6 (0) |
В. Общественное благо |
В1 (2) |
В2 (0) |
В3 (3) |
В4 (1) |
В5 (3) |
В6 (4) |
Рис. 8.1. Взаимосвязь объектов и субъектов институциональных инноваций
и их сравнительные преимущества
Для каждого сочетания после шифра в скобках указана сравнительная оценка действий инноваторов: 4 – максимальные стимулы к инновациям, 2 – средние, 0 – минимальные. Оценка сравнительных преимуществ в осуществлении разных типов инноваций показывает, что самыми эффективными являются сочетания А1, Б4 и В6, выделенные серым цветом. Инновацию как частное благо создает и контролирует предприниматель, он также получает прибыль инноватора (А1). В производстве инновации как клубного блага эффективными оказываются действия групп, которые наиболее соответствуют производству этого клубного блага. Государство, а затем социальные движения и фирмы наиболее способны обеспечить институциональные инновации как общественные блага. Домашние хозяйства играют консервативную роль, так как институциональные инновации способны изменить границу между частной и общественной жизнью, поставить под угрозу существующие рутины. Фирмы и домашние хозяйства нейтральны к производству «частных» инноваций, поскольку получение возможных выгод может перекрываться ростом издержек на изменение рутин7. Подобный анализ позволяет сделать соответствующие выводы для каждого конкретного случая институциональной инновации.
2.1. Научная новизна
Научная новизна подтверждается следующими наиболее важными научными результатами:
Заключение :
Под институциональными инновациями понимаем появление новых форм в системе коллективных взаимодействий или рекомбинации элементов уже существующих форм, обуславливающих значимые изменения статусов и функций в каком-либо компоненте нормы или системе норм, которые приносят определенную частную, коллективную или общественную выгоду. При этом получение частной или коллективной выгоды инициаторами институциональных инноваций, не обязательно предполагает получение общественной выгоды.
Институциональные инновации
как разновидность
В целом традиционный институционализм пока не смог предложить самостоятельной исследовательской программы, хотя активная деятельность современных традиционных институционалистов свидетельствует об интенсивном поиске данной программы в позитивном ключе. Об этом, в частности, свидетельствуют «Энциклопедия по институциональной и эволюционной экономической теории» («Тhе Elgar Companion to Institutional and Evolutionary Economics», eds. G.S. Hodgson, W.J. Samuels, M.R. Tool, 1994); журнал «Journal of Economic Issues». Среди наиболее известных
современных традиционных институционалистов
следует выделить У. Даггера, Ф. Мировски,
А. Мэйо, М. Ратфорда, Дж. Ходжсона, Э. Скрепанти,
У. Самуэльса и др. Некоторые из современных
традиционных институционалистов одновременно
относятся к представителям эволюционного
институционализма.
Литература:
1. Кюнтцель С. Эволюционное моделирование и критический реализм / С. Кюнтцель // Вопросы экономики. -2009. -№1.
2. Проблема формирования национальной
инновационной системы «— Экономика и
математические методы. 2009.
3. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. — М.: Дело, 2007
4. Институциональная экономика [Текст]::учеб.пособие/под ред А. Н. Олейника.-М.:Инфра-М,2011
5. Неэкономические грани
экономики: непознанное
6. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики. 2008 г
7. радиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики/ Под редакцией А.Б. Гофмана. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.
8. Филин С. Инновационная деятельность: основные понятия // Инвестиции
Информация о работе Институциолнальная экономика контрольная