Институциональная матрица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 17:58, реферат

Описание работы

Д.Норт говорил о существовании некоей матрицы формальных правил, неформальных ограничений и характеристик принуждения и не имел виду институциональные структуры. Таким образом, у Норта речь шла о параметрах социальных институтов - о состоянии, об изменениях и, главное, об инерционности социальных институтов, причем инерционность рассматривалась как обусловленная зависимостью от уже существующей структуры, но независимо от «глубины залегания» ее исходного материала.

Файлы: 1 файл

реферат Куликов.docx

— 33.05 Кб (Скачать файл)

 

Базовые институты федеративного политического устройства (Y-матрица):

Институт федерации. «Федерация означает равенство и суверенность входящих в состав государства территориальных образований. Одновременно она означает чёткое разграничение роли и функций федерального Центра и субъектов федерации»

Институт самоуправления и субсидиарности. Самоуправление — это управление, осуществляемое самими гражданами непосредственно или через избранные ими органы без вмешательства со стороны иной власти. «Принцип субсидиарности в системе федеративных отношений означает приоритет (при прочих равных условиях) прав более мелкой, низкой самоуправляющейся общности по сравнению с общностью более крупной, более высокого уровня. <...> Принцип субсидиарности находит своё выражение в том, что решение большинства хозяйственных проблем населения, проживающего на конкретных территориях, осуществляется в первую очередь на основе самодеятельного поведения населения и преимущественно на местном уровне».

Институт многопартийности и демократического большинства. «Это означает, что в государстве функционируют партии, избирающие своих представителей в органы управления. Принятие решений обеспечивается избранными от них лицами на основе принципа большинства...»

Институт выборов. «Выборы, или формирование кадров руководителей страны, регионов и местных сообществ «снизу», включают в себя также детальные процедуры отзыва депутатов и смещения избираемых лиц в порядке импичмента»

Институт судебных исков — механизм обратной связи и контроля принятых решений, подразумевающий наличие независимой судебной системы. «Выступая в качестве нейтрального третейского арбитра, судебная власть разрешает коллизии, возникающие между равноправными и суверенными субъектами федерации и федеральным центром, между равноправными гражданами и др. Право судебного иска защищает интересы всех участников политической деятельности»

.

 

Базовые институты унитарного политического устройства

Институт административного деления государства. «Действие этого института означает, что имеет место соподчинённость территориальных единиц при верховенстве Центра и существует единое поле компетенции, или круга полномочий, подлежащих общему ведению государства в целом и его территориальных частей. Это означает также, что действуют общие принципы и единая система организации власти во всех территориальных частях страны. <...> При этом образующие государство территории и поселения характеризуются иерархией статусов. <...> Иерархические вертикальные отношения доминируют над территориальными горизонтальными связями

Иерархическая вертикаль органов управления во главе с Центром. Центр является вершиной властной вертикали, задающей правила и полномочия подчинённых ему органов управления.

Институт назначения руководителей. «Такой порядок предполагает, что руководители нижестоящих управленческих структур назначаются «сверху». Одновременно осуществляется наделение назначаемого лица необходимыми ресурсами, или правами использовать те или иные ресурсы, для выполнения своих должностных обязанностей. Даже если имеют место выборы руководителей, то в унитарных государствах всегда предусматривается механизм, обеспечивающий право вышестоящих органов управления влиять на кадровый состав руководителей нижестоящих звеньев».

Институт общего собрания и единогласия. «Этот институт означает, что для принятия важнейших решений в государстве необходимо собрание представителей не партий, но всех социальных групп и слоёв, на котором должно быть достигнуто общее согласие по поводу принимаемых решений. Таким образом закрепляется солидарная ответственность территориально-хозяйственных общностей или их представителей перед верховным уровнем управления и одновременно внутреннее единогласие членов этих общностей по поводу принимаемых на себя обязательств.

Институт обращений по инстанциям. «Идея выделения данного института в политической системе стран, относящихся к X-матрицам, базируется на разработках О.Э. Бессоновой. В рамках теории раздаточной экономики ею был выделен институт административных жалоб, выполняющий роль сигнального механизма. <...> Обращения по инстанциям и жалобы являются сигналами обратной связи не только, вернее, не столько в экономике, сколько в политике. Обращения по инстанциям представляют собой важнейший политический институт, регулирующий социальные отношения в сфере власти и формирующий основополагающую структуру принятия и контроля решений по всей властной иерархической вертикали органов управления в унитарно- централизованных государствах. <...> Во-первых, обращения по инстанциям — основная форма защиты интересов населения и территориальных единиц различного уровня. Во-вторых, в понятие обращения включаются разного рода заявления, многообразие которых соответствует потребностям и возможностям общества в каждый данный момент времени. В-третьих, обращения и жалобы следуют по инстанциям снизу вверх, поскольку верхний уровень управления контролирует нижний. В-четвёртых, их исполнение регулируется законом, определяющим сферы обращений, регламент их подачи, порядок рассмотрения и исполнения».

 

«Доминирование базовых институтов в федеративных и унитарных политических системах на практике предполагает одновременное действие комплементарных институтов и соответствующих им институциональных форм. Ими являются симметричные институты из альтернативной политической системы».

 

Институты идеологической сферы институциональных матриц

 

Идеология, как она понимается в работах Кирдиной — это совокупность идей и взглядов, отражающих в систематизированной форме отношение людей к окружающей действительности и друг к другу, служащих закреплению и развитию определённого типа общественных отношений. «Идеологическая подсистема обеспечивает интеграцию членов общества на основе общих идей и ценностей, образование социальных механизмов связи и единства действий индивидов и социальных групп, формирование правил-норм отношений между индивидуумами и социальными общностями разного уровня, то есть закрепление и трансляцию устойчивых образцов поведения». Характерную идеологию для X-матрицы С.Г. Кирдина определяет как коммунитарную, для Y- матрицы — как субсидиарную.

 

«Субсидиарность обосновывает подчиненность, дополнительность всех общественных структур по отношению к главной доминанте социального развития — личности. Субсидиарность обозначает безусловный приоритет личности по отношению ко всем светским и церковным организациям, ассоциациям и другим общественным структурам, к которым она принадлежит или членом которых является. В складывающихся между территориальными образованиями отношениях субсидиарность означает приоритет прав ближайшей к индивидууму территориальной общности по отношению к общности более далекой от него, например, приоритет органов власти местных комьюнити над региональными властями, или органов управления штатов и земель по отношению к федеральным властным структурам. На протяжении всей истории развития западных обществ осознание субсидиарности, первичности Я по отношению к Мы, являлось основанием доминирующих в этих государствах идеологий — был ли это культ античных героев, или религия христианства в форме католичества или протестантства, или концепции либерализма».

 

«Коммунитарная идеология выражает укоренившееся в обществе осознание того, что приоритетными являются права и интересы социального коллектива или общества в целом по сравнению с правами и интересами отдельной личности», общего блага над благом личным.

 

Базовые институты субсидиарной идеологии (Y-матрица):

Институт индивидуализма. «В социальной философии индивидуализм рассматривается как совокупность философских, политических, экономических и религиозных доктрин, признающих автономность индивидуального человека в социальных действиях. <...> Доминантой социального поведения в обществах с Y-матрицей является ориентация индивидуума на собственные интересы, стремление к индивидуальной выгоде. В разнообразных социальных отношениях обособление индивидуальных интересов и признание их главенствующими является общепринятой, естественной нормой, разделяемой большинством населения. Индивидуализм как институт, как социальное отношение закрепляет приоритет индивидуального выбора по сравнению с обязанностями, вытекающими из взаимозависимости членов социального сообщества. Индивидуализм показывает, что в конкуренции индивидуальных и социальных интересов первые, как правило, побеждают».

Институт стратификации — нормативное представление о социальной структуре. «В государствах, относящихся к Y- матрицам, нормальной является стратификация, означающая сохраняющееся во времени социальное неравенство. Значимые критерии и основания конкретных эмпирически выявляемых стратификаций постоянно меняются, но сохраняется неизменность стратификации как принципа построения социальной структуры».

Институт свободы. «Именно свобода выступает в обществах с Y- матрицей основным критерием при оценке системы социальных отношений, прежде всего между индивидом и всем социальным сообществом. Свобода как социально-психологическая категория представляет собой универсальную ценность, поскольку в этом смысле она подразумевает способность, умение и возможности индивидов достигать важных, значимых для них целей. <...> Принцип свободы означает самостоятельность и независимость действий социальных субъектов от действий других лиц, невмешательство их в дела друг друга».

 

Базовые институты коммунитарной идеологии (X-матрица):

Институт коллективизма «как один из базовых институтов коммунитарной идеологии, свойственной государствам с Х- матрицей, выражает принцип социального действия, при котором связи и отношения между людьми опосредованы общественно значимыми целями, разделяемыми — явно или латентно — взаимодействующими субъектами. Коллективизм — это такое социальное отношение, при котором люди чаще руководствуются необходимостью следования общим, а не индивидуальным целям, поскольку осознают, принимают приоритет развития и сохранения общества как целого по сравнению с личным развитием. Коллективизм предполагает сплоченность, единство нормативных ценностных ориентаций, идентификаций и общую ответственность за результаты деятельности».

Институт эгалитаризма. «Он отражает исторически сложившееся нормативное представление о социальной структуре, предполагающей общественное равенство».

Институт порядка, «определяющий отношения индивидов к обществу, а также основной принцип устройства общественной жизни. <...>. Порядок на первый план выдвигает взаимозависимость социальных субъектов, необходимость приноровления людей к сложившимся отношениям. Порядок, в отличие от свободы, непосредственно предполагает дисциплину и самоограничение индивидуальных намерений ради достижения общего блага. Порядок означает, что индивиды действуют не "в безвоздушном пространстве", особенности которого могут не приниматься ими во внимание, а в ограничивающей их действия социальной среде. "Ты зависишь от действий других людей, как и они зависят от твоих" — вот идея порядка».

 

С.Г. Кирдина также отмечает, что «одни и те же идеи и ценности, имеющие, по мнению культурологов, общечеловеческий характер, по- разному проявляют себя в разных государствах, порой "с точностью до наоборот"». В частности, это можно проследить на примере понимания христианства.

 

Но «доминирование базовых идеологических институтов не отменяет того, что в распространенных в конкретном обществе взглядах, концепциях, философских системах, нормах и правилах поведения выражают себя институты, дополнительные по отношению к исходной институциональной матрице». Так же как в политике и экономике, в идеологии такое сочетание способствует устойчивости всей системы.

 
Дополнение.  
     Теория институциональных матриц близка к марксовому пониманию общества и соответствующему пониманию его объективности, структуры и развития, так как базируется на материально-производственном понимании развития общества. Однако в связи с отсутствием учета производственных отношений (и, даже, позиций веберовской субъективистской парадигмы) теория институциональных матриц все более склоняется в сторону буржуазных теорий, а не объективно-исторических (диалектических) парадигм осмысления развития общества. 
 
 
 Иногда под институциональными матрицами понимаются сложившиеся в характерной для данной цивилизации форме большие технико-социальные системы, которые во многом предопределяют образ жизни и социальной деятельности людей (напр., для России – система теплоснабжения). Такое определение не относится к приведенному наиболее распространенному  социологическому определению, но может быть использовано в узком смысле в теории институциональных матриц, так как именно материально-технологическая среда обитания, в конечном счете, определяет тип доминирующей институциональной матрицы и развитие общества. 
 Институты – это устойчивые постоянно воспроизводящиеся социальные (правовые, экономические и др.) отношения, структурирующие общественную жизнь, постоянно проявляющие себя правила жизни в обществе, которым вольно и невольно следуют люди. 
     Институциональная структура – это совокупность взаимосвязанных институтов. 
здесь: централизованное совмещение условий производства и потребления основных создаваемых продуктов, их аккумулирование и распределение ресурсов и продукции между участниками хозяйственного процесса. 
доминированием коллективных, общих ценностей над индивидуальными, приоритет «Мы» над «Я». 
          В современной политической экономии имеются иные парадигмальные положения и воззрения относительно существа и развития общества. 
 Как пишет С. Кирдина, если исходить из марксова понимания общества не как совокупности индивидов, но как «суммы связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» , то базовые институты представляют собой самое существенное в этих связях.

 

 

Список используемой литературы

Информация о работе Институциональная матрица