Институционально-рыночный механизм управления развитием сферы социальных услуг региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 10:25, научная работа

Описание работы

Современное состояние сферы социальных услуг в России характеризуется рядом особенностей, предопределяющих её слабость и явное несоответствие общественным потребностям и ожиданиям.
Формирование действенного институционально-рыночного механизма управления развитием сферы социальных услуг представляется необходимым в связи с недостаточной институциональной устойчивостью этой сферы. В современных трактовках понятие институциональной устойчивости применяется при обосновании приоритетов институциональной модернизации экономики и анализе результативности воздействия институтов на управленческие структуры.

Файлы: 1 файл

Радина Оксана Ивановна.docx

— 33.20 Кб (Скачать файл)

Радина Оксана Ивановна

Научная тема:

«

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА »


 

ОЦЕНКА РАБОТЫ: 3.5  
оценок: 4 оценить Подробный график оценки

обновить

Научная биография   « Радина Оксана Ивановна »

Членство в Российской Академии Естествознания

Специальность: 08.00.05

Год: 2007

Отрасль науки: Экономические науки

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

  1. Эффективность функционирования и социальная зрелость общественно-экономической системы оцениваются её способностью реализовать свою целевую функцию - удовлетворение обоснованных общественных и личных потребностей населения и обеспечение устойчивых темпов экономического развития, что весьма отчетливо прослеживается по конфигурации деятельности субъектов сферы социальных услуг и проявляется в её результативности. Именно состояние данной сферы характеризует меру ответственности государства за обеспечение доступа всем членам общества, в том числе и низкодоходным группам населения, к социально значимым услугам, возможность удовлетворения обоснованных потребностей в них на общественно гарантированном уровне (с учетом реально имеющихся для этого экономических возможностей), и признание хозяйствующими субъектами, обеспечивающими предложение данных услуг на рынке, важности принципов социальной ответственности бизнеса. Значимость сферы социальных услуг и наличие соответствующей институциональной среды для современного российского общества представляются настолько существенными, что степень их соответствия общественно признанным требованиям и ценностям отражает «социальную температуру», предопределяет наличие социальной напряженности или, напротив, состояние «общественного комфорта».

  1. Современное состояние сферы социальных услуг в России характеризуется рядом особенностей, предопределяющих её слабость и явное несоответствие общественным потребностям и ожиданиям. В их числе: недостаточность законодательной базы по данной сфере, что обусловливает отсутствие правовых норм по ряду услуг или условиям их предоставления, разночтения и спорные трактовки; институциональная неустойчивость, проявляющаяся в «недовыполнении» имеющимися институтами своих функций или выполнении их неподобающим образом; неопределенность в организации финансовых потоков, поступающих из разных источников, предназначенных для обеспечения исполнения обязательств перед группами населения, которым положено предоставление социальных услуг бесплатно или при частичной оплате, вследствие чего обязательства не выполняются; отсутствие, либо необоснованное завышение (или занижение) стандартов по услугам социального характера; имеются явные различия в доступе к социальным услугам населения столицы, крупных и малых городов, а также небольших поселков и сельских поселений, вследствие чего «глубинка» не получает и доли того, что приходится на жителей городов, особенно крупнейших.

  1. В посткризисной российской экономике, несмотря на некоторые позитивные изменения в сфере социальных услуг, произошедшие в 2001-2007гг., социальный сервис остается сферой, в которой явно недостаточен приток инвестиций, единичны крупные бизнес-проекты инновационного характера, менеджмент и маркетинг не соответствуют современным требованиям, кадровый состав работающих отличается недостаточной квалификацией и неподготовленностью к работе в столь специфической отрасли, как сфера социальных услуг. Вследствие этого получение населением таких услуг даже при условии полной их оплаты наличными не гарантирует потребителям качественного и своевременного обслуживания, предоставления им требуемого объема и разнообразного ассортимента услуг; если же оценивать «бесплатные» варианты обслуживания (т.е. услуги, оплачиваемые за счет бюджетных источников), то в них еще больше отклонений от стандартов, принятых и соблюдаемых в европейской практике социального обслуживания.

  1. Модернизация сферы социальных услуг в России возможна только при активной управленческой деятельности государства, направленной на реализацию её четко сформулированной социально-ориентированной модели и рыночно-регулируемой системы организации социального сервиса, учитывающей эволюционный путь его развития в административно-командной экономике, кардинальные изменения в ходе рыночной трансформации, противоречивость социально-экономических процессов, сопровождающих формирование современного механизма управления развитием сферы социальных услуг: с одной стороны, слабая ориентация на запросы конкретных групп потребителей, преобладание в этой отрасли явно устаревшего производственно-технического оборудования, неустойчивость финансирования, слабость кадрового потенциала, несовершенная институциональная структура, слабая заинтересованность инвесторов в реализации современных проектов, высокие риски и ряд других негативных тенденций; с другой - наличие позитивных факторов, способствующих усилению социальной направленности услуговой сферы, согласованию интересов производителей и потребителей услуг (что составляет важнейший императив социально-ориентированной модели развития сферы услуг), в числе которых: присущая рыночной экономике высокая мотивация для хозяйствующих субъектов, организу-ющих свой бизнес в сфере социальных услуг, к обеспечению роста своей конкурентоспособности на рынке, создающая условия для общей повышающей тенденции позитивного преобразования сферы социального сервиса в целом; стремление предпринимательских структур внедрять в российскую практику современные формы и методы обслуживания, получившие признание за рубежом, и за счет этого - постепенное становление цивилизованного перспективы варианта развития услуговой сферы.

  1. Современная парадигма рыночно-регулируемой системы услуг, обеспечивающая её социальную ориентацию, должна содержать концептуальное обоснование требований и условий реализации потенциала, заложенного в экономической природе, организационных устоях, мотивационных механизмах, присущих сфере социальных услуг, с их высокой общественной значимостью и востребованностью. Управленческая деятельность государства, направленная на мобилизацию усилий всех участников процесса производства и потребления таких услуг, должна сопровождаться экономическими средствами, технологиями и алгоритмами, соответствующими специфике социального сервиса, учитывающими активное вхождение малых предприятий в сферу социальных услуг, расширяющих её возможности и ассортиментную политику за счёт более быстрого реагирования малого бизнеса на рыночные сигналы. Возросшая производственно-маркетинговая активность предпринимательских структур, действующих на рынке социальных услуг, обновление оборудования, внедрение современных технологий и растущая информационная обеспеченность сферы социального сервиса представляют её инновационный актив и потенциал роста.

  1. Сфера социальных услуг должна обладать соответствующей адаптивностью к быстро меняющимся условиям современного российского рынка, т.е. иметь способность изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов с сохранением и развитием своих базовых функциональных свойств. Разрабатываемый в ходе диссертационного исследования институционально-рыночный механизм управления социальным сервисом предполагает взаимодействие экономических субъектов различных уровней, образование целостного организационно - хозяйст-венного комплекса. Механизм адаптации социальной сферы к экономическим изменениям различных уровней (макро-, мезо-, микро-), включённый в него, имеет соответствующий субъектно-объектный состав, структуру, способ действия и при этом основывается на принципиально общих управленческих схемах взаимодействия с внешней средой, которые постоянно совершенствуются и развиваются.

  1. Формирование действенного институционально-рыночного механизма управления развитием сферы социальных услуг представляется необходимым в связи с недостаточной институциональной устойчивостью этой сферы. В современных трактовках понятие институциональной устойчивости применяется при обосновании приоритетов институциональной модернизации экономики и анализе результативности воздействия институтов на управленческие структуры. Применительно к сфере социальных услуг устойчивость следует трактовать как способность институтов к урегулированию возникающих в этой сфере проблем без применения мер, ухудшающих положение любого из его участников. Она должна обеспечивать, с одной стороны, в полной мере реализацию потенциала формальных и неформальных институтов, включенных в процесс предоставления и потребления социальных услуг, стимулирование деятельности институциональных структур, обеспечивающих её модернизацию и инновационную реструктуризацию, наращивание конкурентных преимуществ. С другой стороны, составляющие институционально-рыночного механизма должны создавать условия по безоговорочному прекращению деятельности, не соответствующей правовым нормам, дискредитирующей сферу социальных услуг (например, выдачу больным-льготни-кам поддельных лекарств, поставку в дошкольные и медицинские учреждения некачественных продуктов питания и др.).

  1. Значимость институциональной устойчивости сферы социальных услуг возрастает в связи с тем, что для её дальнейшего развития требуются кардинальные изменения в механизме формирования ресурсной и финансовой базы, обеспечения притока инвестиций, создания новых рабочих мест, привлекательных с точки зрения оплаты труда персонала и престижности работы, развития малого бизнеса и др., обеспечиваемые рациональной политикой госрегулирования услуговой сферы, повышением эффективности в ней менеджмента и маркетинга, укреплением налоговой дисциплины, вытеснением нелегального бизнеса. Сочетание стабильности и динамичности, подвижности и устойчивости в институциональной среде социального сервиса обеспечивается эффективной институциональной организацией. Она позволяет, при сохранении неизменности базовых условий хозяйственной деятельности, осуществлять меры, направленные на совершенствование и модернизацию различных аспектов функционирования сферы социальных услуг. Составной частью такой институциональной организации, действующей на принципах медиаторства, выступают механизмы согласования интересов власти и бизнеса, государственных структур и общественных объединений, производителей услуг и их потребителей.

  1. Экономическое медиаторство, согласно авторской трактовке, правомерно рассматривать как один из основных инфраструктурных элементов обеспечения устойчивости социально-экономической системы социальных услуг. Противоречия и проблемные ситуации, возникающие в процессе развития этой сферы, неизбежны и должны восприниматься в обществе как естественное проявление трансформации услугового сервиса, оцениваться как сигналы о необходимости его модернизации и совершенствования, что предполагает позитивный подход к разрешению назревающих кризисных ситуаций, обеспечение отношения к ним как к явлениям, предваряющим качественную перестройку и последующее развитие. Реализация данного подхода возможна в рамках медиаторства, предоставляющего систему поэтапных управленческих решений и сопровождающих их инструментов: предвидение и прогноз потенциальных несогласований действий бизнес-структур сферы социальных услуг и интересов населения, с одной стороны, и государства, с другой; принятие превентивных мер по предотвращению кризисных ситуаций; реагирование на возникающие в сфере услугового сервиса проблемы; разрешение противоречий. Экономическое медиаторство реализуется как комплекс инструментов, технологий и сценариев организационно-управленческой деятельности, включающей приемы воздействия на противоборствующие стороны и оптимизирующей варианты совместного преодоления кризисных ситуаций.

  1. Организационно-экономический механизм медиаторства в сфере социальных услуг выступает в качестве импульса устойчивого движения этой сферы вверх по траектории оживления и подъема. Он направлен на обеспечение сбалансированности хозяйственной деятельности, стимулирование инновационно-пред-принимательской активности, максимальный учет запросов потребителей услуг и на этой основе - переход к социально-ориентированной модели обслуживания населения. В качестве институционально утвердившихся форм и организационных структур экономического медиаторства выступают заинтересованные в развитии сферы социальных услуг некоммерческие организации, комиссии, комитеты, советы и ассоциации, представляющие собой координационные центры программно-целевого управления. Возникающие на этой основе коллегиальные связи позволяют сделать систему согласования спроса на социальные услуги и их предложения более гибкой, чем это возможно при обычных линейных и функциональных связях.

  1. Выполненное в работе обоснование структуры и архитектоники организационно-институционального механизма экономического медиаторства позволяет утверждать, что функция согласования интересов на региональном уровне управления сферой социальных услуг может быть осуществлена без серьезной организационной перестройки существующих органов государственного управления путем формирования организационных структур, ориентированных на решение конкретной проблемы по обеспечению населения социальными услугами, и расширения компетенции ряда сотрудников, которым поручается решение комплекса задач по «запуску» механизмов согласования (прежде всего, это сотрудники аналитических и информационных отделов, а также специалисты, работающие с представителями предприятий и организаций сферы социальных услуг). Они могут входить в специально создаваемый орган координации и в этой роли взаимодействовать друг с другом по поводу решения социально значимой задачи общей компетенции (например, гарантированное обеспечение больных сахарным диабетом инсулином). Такой характер деятельности придает особую подвижность структурам, действующим на принципах медиаторства, обеспечивает их высокую способность к принятию эффективных управленческих решений и рациональных согласований.

  1. Социально-ориентированная модель развития сферы услуг предполагает систему методов, форм, средств и инструментов организации общественного обслуживания, объединённых общностью ориентации на максимально полный учёт интересов и запросов населения, которое приобретает эти услуги; участие бизнес-структур, обеспечивающих их предложения, в специальных акциях по льготному или бесплатному предоставлению социально значимых услуг многодетным семьям, участникам Великой Отечественной войны, инвалидам, ветеранам, пенсионерам, что отражает понимание ими важности социальной миссии и ответственности бизнеса.

Информация о работе Институционально-рыночный механизм управления развитием сферы социальных услуг региона