Институциональный анализ конкуренции. Добросовестная и недобросовестная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:25, доклад

Описание работы

Непременным институтом рыночной системы хозяйствования, а также переходной экономики является конкуренция. Изменения данного института происходят не только путем пассивной реакции на международную торговлю и потоки факторов, но и активной институциональной адаптацией в целях повышения конкурентоспособности в борьбе за доли рынка мобильных факторов производства.
Возникновение институциональной конкуренции обусловлено процессами институциональной эволюции. Одним из первых обществоведов ХХ века, описывающих необходимость институциональной эволюции, был Макс Вебер . Задолго до того, как Вебер сфокусировался на институциональной эволюции, о ней писали британские мыслители - А. Фергюсон, Э. Гиббон, которых можно считать пионерами анализа институциональной эволюции.

Файлы: 1 файл

Институциональный анализ конкуренции.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)

Институциональный анализ конкуренции. Добросовестная и  недобросовестная конкуренция.

Непременным институтом рыночной системы  хозяйствования, а также переходной экономики является конкуренция. Изменения  данного института происходят не только путем пассивной реакции на международную торговлю и потоки факторов, но и активной институциональной адаптацией в целях повышения конкурентоспособности в борьбе за доли рынка мобильных факторов производства.

Возникновение институциональной  конкуренции обусловлено процессами институциональной эволюции. Одним из первых обществоведов ХХ века, описывающих необходимость институциональной эволюции, был Макс Вебер . Задолго до того, как Вебер сфокусировался на институциональной эволюции, о ней писали британские мыслители - А. Фергюсон, Э. Гиббон, которых можно считать пионерами анализа институциональной эволюции. Позднее эти проблемы анализировались Д. Нортом, Э. Джонсом, Н. Розенбергом и Л.Э. Бердзеллом, Э. Виде.

Мощным фактором институциональных  изменений является открытость экономики. Когда открываются ранее закрытые политические и экономические системы, группы власти утрачивают свой контроль, институты неизбежно меняются. Более низкие транспортные, коммуникационные и трансакционные издержки в торговле и переливе факторов через границу в целом содействовали открытости экономической системы и подрывали условия для лоббирования и жесткости институтов. Открытость служит мощным стимулом сокращения информационных издержек и предпочтения универсальных правил, например, прямых систем частной собственности.

Институциональная конкуренция (или  соревнование систем) подчеркивает важность наборов внутренних и внешних  правил для национального уровня издержек и тем самым международной  конкурентоспособности. Глобализация - с интенсивной торговлей и большей мобильностью факторов - создает более непосредственную связь с высокозатратными институциональными системами и необходимость активно приспосабливать эти системы.

Институциональная конкуренция - это  процесс: а) мобилизующий техническое, организационное и экономическое творчество; б) дисциплинирующий контроль над собственными институтами, как внутренней практикой и условностями, так и создание, и внедрение внешних институтов.

Первое делает возможными технические  и организационные изменения, а  открытие экономических систем дало конкурентам возможность вовлекаться в международное «замещение местоположения» (location substitution).

Второе содействует установлению контроля над решением проблемы агента-принципала и запускает институциональное  творчество. Со временем открытость обеспечивает обратной связью эволюцию внутренних и внешних институтов, стимулирует институциональные открытия.

Когда у индивидов есть свобода  выбора, открытость стимулирует большие  инновации в различных взаимозависимых  профессиях.

Для реализации преимуществ межюрисдикционной  конкуренции внутри страны могут  создаваться федерально-государственные  конституции. Федерализм - это способ использования соперничества между  государственными и местными политическими  органами в интересах обнаружения предпочтительных административных решений и институтов. Этот аспект необходимо использовать в процессе формирования системы внешних институтов в Российской Федерации, и таким образом путем конкуренции привести законодательную базу федерации и субъектов в соответствие как с политическими, так и экономическими интересами граждан.

Наличие у потребителей и производителей возможности перемещаться между  независимыми субнациональными юрисдикциями вынуждает законодателей и администраторов  конкурировать: право ухода обеспечивает обратную связь с гражданами-принципалами. В странах, где нет гарантий свободного движения товаров и факторов производства по национальной территории из-за контроля на внутренних границах или регулирования, мешающего межрегиональной торговле, фактически отказываются от таких важных преимуществ разделения труда, как выгоды сравнительно-статической специализации, а также динамических преимуществ более интенсивной конкуренции между предложением и регулированием. Когда публичная политика меньше концентрируется в руках централизованного правительства, появляется лучшая возможность контроля за ренто - ориентированным поведением, группами давления и оппортунизмом агентов.

Преимущество с точки зрения граждан и предприятий в предпочтении принципа подконтрольности состоит в том, чтобы каждая задача коллективного действия всегда располагалась на возможно низшем уровне управления. Многие задачи управления могут быть децентрализованы и отданы конкурирующим властям. Конкурирующие государственные или местные власти могут, например, осуществлять финансирование или регулирование социального обеспечения, поддержку инфраструктуры и ряд услуг образования и здравоохранения. В определенных случаях, однако, есть преимущества в централизации правительственных функций, например, когда общие институты, такие как единые коммерческие кодексы или законы дорожного движения, позволяют значительно экономить на трансакционных издержках, или когда реализуются преимущества экономии на масштабе (национальная оборона). Поскольку институциональная эволюция и открытие новых административных решений выигрывают от экспериментов в конкурирующих государственных и местных органах управления, нормативные принципы солидарности могут превращаться в конституционные принципы высокого уровня.

Принцип соподчиненности означает разделение задач управления между  разными уровнями правительства (например, местное, региональное и национальное правительство). Он обуславливает, что  задачи управления должны всегда выполняться  на возможно низшем уровне. Принцип соподчиненности нарушается излишней централизацией задач. Соподчиненность объясняется правилом происхождения (которое исключает препятствия свободной торговли внутри нации), эксклюзивным назначением задач отдельным уровням управления, налоговым равенством (т.е. требованием, чтобы каждое правительство несло ответственность за финансирование своих задач).

Анализ институциональной эволюции подчеркивает то, что институты развиваются и меняются под влиянием спроса, предъявляемого индивидами, имеющими свободу выбора. В обществе, где экономические свободы ограничены, устоявшиеся группы используют свою власть для закрепления институтов, служащих их интересам. Действительно, группы влияния стремятся избегать свободы и равенства перед законом для усиления своих частных позиций. Когда система, в которой доминируют группы влияния, открывается или стоит перед лицом внешних трудностей, институциональная система вынуждена реформироваться. Успех реформ зависит от того, будет ли гарантироваться свобода действий, чтобы каждый индивид мог выражать свои предпочтения, или же группы влияния смогут урезать индивидуальную экономическую свободу. Это подчеркивает главную роль первостепенной приверженности к свободе контроля за концентрацией власти, злоупотреблениями политически организованных групп.

Где свобода является конституционным  принципом, индивиды могут экспериментировать с альтернативами, своим примером формируя критическую массу последователей для установления новых институтов.

В случаях внешних  институтов, которые требуют политических процессов для институциональных  изменений, свобода является конституциональным фундаментом для проведения политической воли к институциональному изменению, если оно востребовано большинством. Комбинация партийных монополий и организованных интересов, включая бюрократические интересы, затрудняет индивидам и «чужакам» противостоять системе правил, ограничивающих индивидуальные свободы. В современных демократиях для эволюционного потенциала системы особенно важно защищать свободу выхода (свободная международная торговля, миграция и движение капитала) и свободу ассоциаций, информации и т.д. как гарантии против институционального склероза и жесткости. Поэтому свобода является ключом к эволюционной способности институтов, принципом, который необходимо культивировать и беречь в первую очередь.  

Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию.  
 
Добросовестной конкуренцией на рынке является ситуация, при которой не формальными, а реальными методами обеспечиваются равные условия, чтобы могли функционировать все без исключения субъекты рыночных отношений и сбалансировать все их интересы. 
 
Основными методами добросовестной конкурентной борьбы в современных условиях являются: ценовые и неценовые. 
В современных условиях помимо традиционного снижения цен к основным методам конкурентной борьбы относится и снижение затрат производства и обращения. Такой приём (снижение издержек производства, снижение себестоимости товаров) в идеале является основой долгосрочной стратегии развития любой фирмы. 
Не ценовые методы конкуренции в настоящее время являются основополагающими в рыночном механизме всех развитых стран мира. Суть их заключается в повышении качества производимых товаров, улучшенное послепродажное, допродажное обслуживание. Это означает, что в конкурентной борьбе особое внимание уделяется: 
1. высокому качеству товаров (услуг); 
2. надежности товаров, их безопасности. Именно на этом делается акцент в рекламе.  
3. экономичности товаров (потребитель анализирует, сколько нужно платить за электроэнергию, воду, энергоносители при использовании товаров); 
4. удобству в эксплуатации и обслуживании; 
5. большему гарантийному сроку использования товаров; 
6. лучшим экологическим характеристикам; 
7. высокому качеству до продажного и послепродажного обслуживания; 
8. условию обязательного (часто бесплатного обучения персонала для работы на покупаемом оборудовании); 
9. условию принятия в зачет сданного старого оборудования в качестве первого взноса за новый товар; 
10. нормой конкурентной борьбы в современных условиях является поставка оборудования не "под ключ", а по принципу "первая продукция — в руки", что привлекает заказчиков экономией расходов на пусконаладочные работы; 
11. возрастающая скорость выполнения заказов клиентов при неизменных ценах. 
 
Недобросовестной конкуренцией является метод конкурентной борьбы, связанный с применением нарушений норм и правил, которые приняты на рынке конкуренции. 
Практика показывает, что многие российские фирмы широко используют приемы недобросовестной конкуренции, причем доля последней все более возрастает и становится одной из главных реальностей современного российского бизнеса. 
 
Недобросовестные методы конкуренции в той или иной мере соседствуют с ценовыми и неценовыми методами, но они подвергаются как общественному осуждению, так и уголовному преследованию. К названным методам относятся: 
1.промышленный шпионаж; 
2.подделка продукции конкурентов; 
3.использование чужого товарного знака;  
4.прямой обман потребителей;  
5.сманивание специалистов фирм-конкурентов более высокой зарплатой; 
6.подкуп должностных лиц (коррупция); 
7.махинации с отчетностью фирмы с целью скрыть прибыль от налогообложения (в этом случае можно снизить цены и быть более конкурентоспособным). 
8.информационно-психологические операции, направленные на дискредитацию конкурента («черный PR») и др. 
 
Открытое противоборство конкурентов характеризуется острой борьбой за завоевание и монопольное владение рынком сбыта. На этой фазе отношений применяются различные меры с целью нанесения конкуренту значительного материального ущерба вплоть до захвата, убийства ведущих сотрудников, взрывов и поджогов складов, служебных помещений и т.д.  
 
Наиболее остро такие отношения между конкурентами проявляются в условиях экономического кризиса и политической нестабильности. 
Работа по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности в условиях конкурентной борьбы представляет собой деятельность по выявлению возможных конкретных угроз, их предупреждению и устранению или минимизации путем соответствующего юридического оформления и технологической реализации соответствующих мероприятий.


Информация о работе Институциональный анализ конкуренции. Добросовестная и недобросовестная конкуренция