Инструменты инвестиционной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 12:36, реферат

Описание работы

Инструменты инвестиционной политики - это те средства, с помощью которых осуществляются инвестиции. Сюда относится как сам капитал в денежной форме, так и различные другие формы его воплощения в виде ценных бумаг, долговых или залоговых обязательств, недвижимости, системы взаимозачетов и т.д.
По своей природе инструменты инвестиционной политики бывают двух видов: операционные (безрисковая форма доходности, процентная ставка по государственным облигациям и др.) и режимные (большинство институциональных переменных; например, закон о банкротстве). Основное отличие операционных инструментов от режимных в том, что они количественно варьируются в широких пределах.

Файлы: 1 файл

Инстpументы инвестиционной политики.docx

— 17.71 Кб (Скачать файл)

 Инстpументы  инвестиционной политики

 

Инструменты инвестиционной политики - это те средства, с помощью  которых осуществляются инвестиции. Сюда относится как сам капитал  в денежной форме, так и различные  другие формы его воплощения в  виде ценных бумаг, долговых или залоговых  обязательств, недвижимости, системы  взаимозачетов и т.д.

По своей природе инструменты  инвестиционной политики бывают двух видов: операционные (безрисковая форма  доходности, процентная ставка по государственным  облигациям и др.) и режимные (большинство  институциональных переменных; например, закон о банкротстве). Основное отличие  операционных инструментов от режимных в том, что они количественно  варьируются в широких пределах.

Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без четкого механизма  ее реализации, который, как правило, должен включать в себя:

выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;

определение сроков и выбор  органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

создание необходимой  нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;

создание благоприятных  условий для привлечения инвестиций.

В отечественной экономической  литературе принято выделять две  группы методов или инструментов (в дальнейшем эти понятия стоит  рассматривать как тождественно равные), при помощи которых государство  регулирует инвестиционную деятельность: прямого и косвенного (непрямого) воздействия. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический.

Методы прямого воздействия  реализуются через инструменты  правового (законодательного) регулирования, административного и экономического влияния. Методы косвенного регулирования  осуществляются только экономическими средствами. Таким образом, в экономических  средствах сочетается использование  как прямых, так и косвенных  инструментов (методов) управления.

Правовая (законодательная) форма играет главенствующую роль. В современном мире любое регулирующее воздействие правительства в  рамках административной и экономической  форм должно осуществляться на правовой основе, т.е. быть законодательно установлено. При этом законодательное регулирование  инвестиционной деятельности является важным рычагом в руках органов  власти .

Правовые  инструменты (законодательство). Одним из основных направлений инвестиционной политики является современное, отвечающее всем требованиям экономического развития инвестиционное законодательство, обеспечивающее нормативно-правовое регулирование функционирования и развития инвестиционной деятельности.

К инструментам правового  регулирования относятся:

¾разработка, принятие и  издание нормативных правовых (законодательных) и индивидуальных (подзаконных) актов;

¾заключение договоров (инвестиционных, кредитных соглашений);

¾принятие государственных  программ;

¾система реализации и  соблюдения инвестиционного законодательства.

Следует отметить, что нормы, регулирующие инвестиционную деятельность, содержатся, как в чисто инвестиционных законах, т.е. законах, регулирующих инвестиционную деятельность напрямую, так и в  большинстве иных законов, которые  формально не являются инвестиционными, но влияют на данную сферу деятельности.

В связи с этим существующая система законодательства, влияющего  на привлечение инвестиций, охватывает следующие области законотворчества:

¾законы, дающие общее представление  о прямом регулировании инвестиционной деятельности. К ним относятся  Конституция, Инвестиционный и Гражданский  кодекс, другие законы и нормативно-правовые акты в области инвестиционной деятельности;

¾законы, косвенно (опосредованно) влияющие на инвестиционную деятельность - налоговое, таможенное, земельное, законодательство о реструктуризации и банкротстве  предприятий и др.

Инструменты административного регулирования относятся к группе средств прямого регулирования инвестиционной деятельности и включают в себя:

¾регистрацию, лицензирование, квотирование;

¾применение системы санкций  и ограничений;

¾разработку и утверждение  приказов, распоряжений, указов и т.д.;

¾введение административных мер, что предусматривает изъятия  ограничительного характера;

¾согласительно-разрешительные процедуры - применение и максимальное соблюдение принципа «одного окна»  при осуществлении инвестиционной деятельности, порядок получения  прав на осуществление капитальных  вложений;

¾управление государственной  собственностью.

Блок экономических инструментов (регуляторов) государственного управления инвестиционной сферой определяется ролью экономики, которую она играет в жизни государства и общества. В него входят следующие группы инструментов: активно-структурные, фискально-структурные, монетарные и др.

К активно-структурным инструментам относятся

Государственная поддержка, которая подразумевает непосредственно  инструменты поддержки инвестиционной деятельности, а также инструменты  государственного финансирования инвестиционных проектов (поддержки финансами), налоговой  и административной поддержки.

Государственная поддержка  может осуществляться как в прямой, так и косвенной формах. Первая реализуется посредством финансов: предоставления средств бюджета  развития; предоставления бюджетных  ссуд; предоставления ссуд, финансируемых  за счет государственных внешних  заимствований; предоставления инвестиционных налоговых кредитов; возмещения из республиканского бюджета разницы  процентных ставок по кредитам; предоставления отсрочки по уплате долгов или списание долгов перед государственными предприятиями  и организациями, производимые за счет государственных или муниципальных  средств, активов, государственных  гарантий. Вторая предполагает применение квот, тарифов и пошлин (таможенных); льгот при уплате налогов и  сборов; отдельных соглашений, затрагивающих  будущие доходы государства. Государственная  поддержка реализуется также  через механизмы изъятия стимулирующего характера и специального налогового режима, применение инвестиционных и  реинвестиционных скидок, включение  проектов в адресную инвестиционную и целевую программы, продажу  или использование на льготных условиях различных объектов недвижимого  государственного имущества и (или) имущественных прав.

В качестве регулирующего  инструмента инвестиционной политики в развитых странах выступает  также государственный инвестиционный заказ.

 При прямом проектном  финансировании по сравнению  с другими видами финансирования (акционерным и государственным)  объектом инвестирования выступает  непосредственно сам проект, который  является способом обслуживания  долговых обязательств.

 Амортизационная политика. Ускоренная амортизация является  так называемой "скрытой" инвестиционной  льготой, расширяющей возможности  организаций инвестировать часть  прибыли в инвестиционные фонды.  В 60-е годы именно таким способом  было положено начало преобразованию  инвестиционной деятельности: ускорилось  списание стоимости основного  капитала, которое привело к уменьшению  основных сроков такого списания  до 3-7 лет по активной и до 15-20 лет по пассивной частям фондов  при нормативах физического износа  в 2-5 раз больше.

Управление внешним "активным" и "пассивным" долгом - это процесс  выработки стратегии управления задолженностью органов государственной  власти, которая позволяет привлекать требуемый объем финансирования, выполнять целевые установки  государственных органов власти в отношении степени риска  и стоимости, а также решать другие важные задачи. Долговая политика при  умелом ее применении представляет собой  сильный инструмент государственного регулирования.

Фискально-структурные  инструменты (инструменты бюджетно-налоговой  политики) включают в себя все виды воздействия, возникающие в связи с формированием и использованием бюджета, условиями налогообложения и определяемого ими протекания финансовых и инвестиционных потоков. Инвестиционная политика является одним из направлений, связанных с реализацией бюджетного процесса.

К инструментам бюджетно-налоговой  политики относятся:

определение доходных и расходных  статей бюджета (государственные закупки, трансфертные платежи);

дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ссуды;

назначение и дифференциация налоговых ставок (норм налогообложения, т.е. величины налога, приходящейся на единицу объекта налогообложения), налоговые льготы (полное или частичное  освобождение определенных групп налогоплательщиков от уплаты всех или некоторых видов  налога);

экспортные и импортные (таможенные) пошлины и сборы

Дальнейшее стимулирование капиталонакопления и развития процессов  инвестиционной деятельности, особенно проявившееся в последние годы, связано  с прямым снижением налогов и  различными формами налоговых кредитов и субсидий

Монетарные инструменты (инструменты денежно-кредитной политики). Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государственная монетарная политика направлена на изменение денежных потоков и накоплений, воздействуя тем самым на экономические процессы.

Денежно-кредитное управление осуществляется следующими инструментами:

прямой контроль за установлением  уровня предельных процентных ставок банковского ссудного процента (политика процентной ставки);

регулирование минимальных  резервных требований (нормативов обязательных резервов коммерческих банков);

осуществление дисконтной политики (регулирование учетных ставок по кредитам);

операции на рынке ценных бумаг (эмиссия облигаций и других ценных бумаг в обращение в  рамках определенных нормативов);

регулирование эмиссии и  общей денежной массы;

льготные займы.


Информация о работе Инструменты инвестиционной политики