Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 23:10, доклад
Интеллектуальный капитал представляет собой нечто вроде "коллективного мозга", аккумулирующего научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы" [2, с. 340].
Составные части интеллектуального капитала, согласно точке зрения В. Л. Иноземцева: первое - человеческий капитал, воплощенный в работниках компании в виде их опыта, знаний, навыков, способностей к нововведениям, а также к общей культуре, философии фирмы, ее внутренним ценностям; второе - структурный капитал, включающий патенты, лицензии, торговые марки, организационную структуру, базы данных, электронные сети [2, с. 342].
1. Сущность интеллектуального капитала 3 ст.
2. Знаковые факты 14 ст.
3. Методы измерения интеллектуального капитала 15 ст.
4. Комплексная оценка интеллектуального капитала 17 ст.
5. Литература
Чтобы существовать, интеллектуальный капитал должен осуществлять непрерывное движение, развитие.
В несколько ином ракурсе характеризует мыслительный багаж общества понятие "интеллектуальная культура" [1]. Представляется, что здесь на первый план выходит качество потенциала, способ получения знаний, их связь с эстетическими и нравственными принципами. Говоря об интеллектуальной культуре, нужно иметь в виду характер и стиль мышления, предполагая, что он связан с духовным климатом общества.
В экономической социологии существует интегративное понятие экономической культуры, под которой понимается совокупность профессиональных знаний и навыков, хозяйственных нравов и обычаев, норм и ценностей данного сообщества, необходимых для выполнения людьми своих общественно значимых экономических ролей.
Проблемы нравственности особо остро стоят в нашем еще не в полной мере структурированном обществе. Правовой вакуум, слабость государственных институтов, призванных охранять законность, оставляют, например, за любым экономическим субъектом свободу нравственного выбора.
Развитие экономической
системы, то есть разрешение противоречий,
обусловленных вероятностной
Интеллектуальный капитал представляет собой социально-экономическую систему, характеризуемую специфическими свойствами, обусловленными духовной природой его факторов. Основой интеллектуального капитала является способность к труду, на определенном этапе своего развития позволяющая устойчиво создавать избыточную прибавочную стоимость.
Личность работника, уникальность его свойств становится интегральным показателем качественного развития способности к труду как основы интеллектуального капитала.
2. Знаковые факты.
К числу знаковых фактов, во многом определяющих контекст сегодняшнего обсуждения и расстановку акцентов, следует отнести перемены в судьбе фирм и людей, применявших теорию интеллектуального капитала на практике и пожинающих сейчас плоды прежней эйфории. Так, шведская страховая компания Скандия, раньше других начавшая публиковать отчеты об интеллектуальном капитале, уже три года таких отчетов не публикует. Хотя в годовом отчете этой компании есть раздел "человеческий капитал", куда-то ушли наиболее яркие элементы, например, упоминания "Навигатора Скандии". Сам Лейф Эдвинссон - автор "Навигатора" и едва ли не самой известной книги об интеллектуальном капитале, написанной в соавторстве Майклом Мелони (Edvinsson, L. and Malone, M.S. (1997)), судя по всему, уже не работает в компании "Скандия". Автор другой очень известной книги об интеллектуальном капитале (Brooking, A. (1996), русский перевод - Брукинг Э. (2001)) - Энн Брукинг сейчас работает по найму в одной из крупных английских фирм, тогда как ее собственная фирма "Технологический брокер", предлагавшая широкий спектр услуг по аудиту интеллектуального капитала и управлению интеллектуальным капиталом просто перестала существовать. Следует также напомнить, что Том Стюарт, претендующий на авторство в отношении термина "интеллектуальный капитал" и многих стоящих за этим термином идей, не пробовал применять эту теорию на практике ни до, ни после написания своей знаменитой книги (Stewart, T.A. (1997)). Он был и остается профессиональным журналистом. Поэтому его книга, почти сразу же переведенная на русский язык (Стюарт Т.А. (1998)), отличается не только яркостью изложения, но и огромным количеством неточностей и недоговоренностей, за которыми легко обнаруживается незнание конкретных правил и процедур. В известном смысле эта книга представляет собой интеллектуальную провокацию, но ни в коем случае не фундаментальный научный труд, на который может опираться практик или исследователь.
Анализируя опубликованные отчеты об интеллектуальном капитале, методические материалы и журнальные публикации, можно сделать вывод, что в большинстве случаев авторы отчетов об интеллектуальном капитале стараются создать благоприятный образ компании. Иначе говоря, их цель - PR, а отнюдь не точное определение стоимости компании. Если смотреть с этой точки зрения на историю компании "Скандия", то все становится на свои места. В период бума 1995 - 2000 гг. публикация отчетов об интеллектуальном капитале приносила повышение стоимости акций, потом вся эта "добавленная" стоимость улетучилась. Отсюда не следует, что теория интеллектуального капитала - чистый PR без каких-либо элементов научности. Однако необходима трезвость в оценке перспектив.
3. Методы
измерения интеллектуального
Полный и очень трезвый обзор методов измерения ИК представлен Карлом-Эриком Свейби на его персональном сайте (Sveiby K.E. (2004)). Эрик Свейби выделяет 25 методов измерения интеллектуального капитала, сгруппированных в 4 категории.
Методы
прямого измерения
Методы рыночной капитализации - Market Capitalization Methods (MCM). Вычисляется разность между рыночной капитализацией компании и собственным капиталом ее акционеров. Полученная величина рассматривается как стоимость ее интеллектуального капитала или нематериальных активов.
Методы отдачи на активы - Return on Assets methods (ROA). Отношение среднего доход компании до вычета налогов за некоторый период к материальным активам компании - ROA компании - сравнивается с аналогичным показателем для отрасли в целом. Чтобы вычислить средний дополнительный доход от интеллектуального капитала, полученная разность умножается на материальные активы компании. Далее путем прямой капитализации или дисконтирования получаемого денежного потока можно получить стоимость интеллектуального капитала компании.
Методы подсчета очков - Scorecard Methods (SC). Идентифицируются различные компоненты нематериальных активов или интеллектуального капитала, генерируются и докладываются индикаторы и индексы в виде подсчета очков или как графы. Применение SC методов не предполагает получение денежной оценки интеллектуального капитала. Эти методы подобны методам диагностической информационной системы
Все известные методики
оценки ИК легко распределяются по
четырем перечисленным
Методы типа ROA и MCM методов, предлагающие денежные оценки, полезны при слиянии компаний, в ситуациях купли-продажи бизнеса. Они могут использоваться для сравнения компаний в пределах одной отрасли. Они очень хороши также для иллюстрации финансовой стоимости нематериальных активов. Наконец, они основываются на установившихся правилах учета, их легко сообщать профессиональным бухгалтерам. Их недостатки в том, что они бесполезны для некоммерческих организаций, внутренних отделов и организаций общественного сектора. Это особенно верно для MCM методов, которые могут применяться только к публичным компаниям.
Преимущества диагностической информационной системы и SC методов в том, что они применены на любом уровне организации. Они работают ближе к событию, поэтому получаемое сообщение может быть более точным, чем чисто финансовые измерения. Они очень полезны для некоммерческих организаций, внутренних отделов и организаций общественного сектора и для экологических и социальных целей. Их недостатки в том, что индикаторы являются контекстными и должны быть настроены для каждой организации и каждой цели, которая делает сравнения очень трудными. Кроме того, эти методы новы и не легко принимаются обществом и менеджерами, которые привыкли рассматривать все с чистой финансовой точки зрения. А комплексные подходы порождают большие массивы данных, которые трудно анализировать и связывать.
Следует также отметить, что в Дании сделана попытка унификации подходов к отчетам об интеллектуальном капитале на государственном уровне. Издано соответствующее руководство (Mouritzen, Bukh & al (2003)), которое в 2003 году было обновлено. [3, с. 126-138]
4. Комплексная
оценка интеллектуального
Интеллектуальный капитал компании, во-первых, имеет несколько составных элементов и, во-вторых, на его формирование и величину влияет достаточно многочисленная группа разнородных факторов. Поэтому интегральная оценка интеллектуального капитала компании должна отражать многогранную деятельность компании в целом. Важно отметить, что для компаний различной специализации типовым может быть только подход к оценке ее интеллектуального капитала, набор же показателей строго индивидуален. Поэтому Т. Стюарт предлагает всего три прагматичных принципа, руководствуясь которыми можно сделать правильный выбор инструментария оценки:
1. Не переусложнять задачу. Для более-менее качественной и объективной оценки интеллектуального капитала компании требуется, как правило, не более трех измеряемых параметров каждого его вида — человеческого, структурного, потребительского — плюс один интегральный показатель, характеризующий эту сторону потенциала компании в целом.
2. Измерять нужно только
то, что имеет важное
3. Измерять нужно только
те виды деятельности, которые
создают интеллектуальное
Для большей наглядности можно провести классификацию интеллектуального капитала компании применительно к специфике ее специализации:
- высокий уровень
- средний уровень;
- уровень ниже среднего;
- неинтеллектуальная компания.
Пусть Ki (i = 1, ..., m) — система
показателей, характеризующих
Изменение значений xi индикатора интеллектуальности Ki происходит в диапазоне 0 ≤ xi ≤ 1 и эти значения определяются соотношениями:
Здесь уровень интеллектуальности компании по каждой составляющей его интеллектуального капитала (человеческого, структурного, потребительского) обозначен следующим образом: b — высокий уровень, s — средний, ns — ниже среднего, 0 — отсутствует.
Существуют различные методы (корреляционных связей, весовых коэффициентов и др.) и подходы к интегральной оценке какой-либо сферы деятельности компании по совокупности действия разнородных факторов на эту сферу.
Графическая интерпретация
результатов анализа
В качестве примера оценки интеллектуального уровня рассмотрим компанию, деятельность которой характеризуется следующей системой показателей (таблица 1).
Показатели k2, k3, k4 и k5 являются мерами человеческого капитала; показатели k6, k7 и k8 — мерами структурного капитала; показатели k9, k10 и k11 — мерами потребительского капитала.
Для интегральной оценки
интеллектуального капитала значения
отдельных показателей
Таблица 1. Система показателей для оценки интеллектуального капитала компании (условный пример на основе экспертных оценок).
Тогда, например, норматив стабильности интеллектуальных кадров высокоэффективной компании (с учетом естественной миграции, убыли, личных обстоятельств и т.п.) равен, например, 94%, что соответствует высшей оценке интеллектуальности компании, то есть «1» по шкале от 0 до 1. Среднему уровню интеллектуального капитала компании соответствует значение стабильности кадров по этой шкале — 0,85 (стабильность кадров компании составляет 94% х 0,85 = 79,9%), ниже среднего — 0,7 (65,8%), а фактическая стабильность кадров соответствует значению по принятой шкале — 0,95 (89,3%).
Каждая конкретная компания в силу специфики своей деятельности и индивидуальности организационного кадрового построения может самостоятельно определить свою систему показателей для расчета интеллектуального потенциала и определения стратегии развития.
В собственных интересах компании, в целях ее устойчивого развития, а иногда и в целях выживания необходимо уметь давать самооценку собственному потенциалу и, в первую очередь, интеллектуальному потенциалу, соизмерять его возможности с потребностями рынка. [5]
ЛИТЕРАТУРА: