Интернет и электронная торговля в глобальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 17:55, реферат

Описание работы

Электронная торговля — это финансовые операции и сделки, выполняемые посредством сети Интернет и частных сетей связи, в ходе которых совершаются покупки и продажи товаров и услуг, а так же переводы денежных средств.
Идея электронной торговли появилась ещё задолго до изобретения интернета. В 40-х годах XIX века крупные американские торговые системы были объединены телеграфной сетью, по которой передавалась информация о ценах на рынках в разных концах страны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Интернет и электронная торговля в глобальной экономике……………5
2. Нормативно – правовая база в сфере электронной торговли…………...9
Заключение…………………………………………………………………...14
Список использованной литературы……………………………………….16

Файлы: 1 файл

контрольная работа по Правовому обеспечению экономики.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Интернет и электронная торговля в глобальной экономике……………5
  2. Нормативно – правовая база в сфере электронной торговли…………...9

Заключение…………………………………………………………………...14

Список использованной литературы……………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Электронная торговля — это финансовые операции и сделки, выполняемые посредством сети Интернет и частных сетей связи, в ходе которых совершаются покупки и продажи товаров и услуг, а так же переводы денежных средств.

Идея электронной торговли появилась ещё задолго до изобретения интернета. В 40-х годах XIX века крупные американские торговые системы были объединены телеграфной сетью, по которой передавалась информация о ценах на рынках в разных концах страны. Первые примеры электронной торговли уходят корнями в банковские операции и процесс, получивший название «телеграфные переводы». С изобретением телефона стало возможным подавать заявки на покупку и продажу товара, управлять счётом в банке и т. д. С развитием электроники финансовые учреждения получили возможность разработки быстрых, безопасных, дешёвых и надёжных средств расчёта.

Современное общество находится на такой ступени развития, когда происходит быстрое распространение новых информационных технологий и изменение под влиянием этого процесса многих аспектов социально-экономической жизни. Мировая экономика приобретает виртуальный характер — виртуальные банки, магазины, библиотеки, биржи — всё это уже действительность дня.

Доступ к рынкам в режиме реального времени — насущная потребность. Рыночная экономика становится более гибкой, оперативной и вместе с тем глобальной, охватывает всё пространство земного шара. Следовательно, доступ к рынкам в реальном времени должен всё дальше развиваться и расширяться с помощью единого кибернетического пространства для надлежащего обслуживания производства и обращения товаров.

Появление глобальных сетей связи, и в первую очередь — сети Интернет, привело к настоящей революции в области организации и ведения коммерческой деятельности. Преобразования коснулись как внешних отношений между компаниями и их партнерами, или клиентами, так и внутренней структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие. В последние годы эти тенденции становятся всё более явными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Интернет и электронная торговля в глобальной экономике

 

Возрастающее осознание мировым сообществом феномена сети Интернет и электронной торговли в глобальной экономике привело к тому, что основные элементы электронной торговли (налогообложение, защита частного характера информации и интересов потребителей, правовая среда, торговые аспекты и пр.) стали предметом пристального и постоянного интереса многих специализированных международных организаций. К наиболее влиятельным из них относятся: Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирная торговая организация (ВТО), Комиссия ООН по международному торговому законодательству (ЮНСИТРАЛ), Международная торговая палата (МТП), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и целый ряд других организаций.

Однако каждая из них определяет термин «электронная коммерция» по-своему. Так, например, в рамках ВТО термин «электронная торговля» трактуется как производство, маркетинг, логистика и непосредственная продажа товаров и услуг с помощью телекоммуникационных сетей. В материалах «восьмерки» она определяется просто как использование электронных средств (телефона, факса, банкоматов, кредитных карт, дебетовых карт, телевизора, электронного обмена данными и Интернета) для осуществления коммерческих сделок. АТЭС дает свой вариант значения данного термина: «электронная торговля» относится к коммерческим сделкам, в которые вовлечены как организации, так и физические лица, при условии, что эти сделки связаны с передачей и обработкой цифровой информации, включая текстовые, звуковые и визуальные данные, получаемые из открытых (например, Интернета) или закрытых сетей, которые имеют выход в открытые.

Однако все эти организации сходятся в одном – развитие электронной торговли окажет мощное воздействие на темпы роста мировой экономики и существенно увеличит роль международного регулирования в этой сфере деятельности. Потенциально она охватит все сделки между предприятиями и потребителями, между физическими лицами, деловыми кругами и государственными органами. Это подтверждается и статистическими данными. Использование сети Интернет в мировой торговле способно серьезно повлиять на объемы и качество торговли многими видами товаров (программное обеспечение, литературная, аудио- и видеопродукция) и услуг (финансовые, телекоммуникационные, профессиональные, медицинские, образовательные, туристические).

Помимо прочего, две организации (ЮНКТАД и ОЭСР) рассматривают электронную торговлю в более широком политическом контексте, затрагивая вопросы государственного участия и формулируя рекомендации для практических действий.

Например, ЮНКТАД полагает, что правительства должны наладить конструктивный диалог с частным сектором для оценки степени соответствия своих правовых систем, телекоммуникационной и технологической инфраструктуры, режима регулирования торговли реалиям электронной торговли. Достижение здесь взаимопонимания по ключевым вопросам является решающим фактором успешной разработки национальной стратегии в области электронной торговли, ключевыми элементами которой, по мнению ЮНКТАД, являются:

• содействие формированию конкурентной среды в секторе телекоммуникационных услуг (вопросы инфраструктуры, справедливые условия доступа, независимый регулирующий, орган в секторе телекоммуникаций);

• создание необходимой нормативно-правовой базы для электронной торговли;

• содействие разработке открытых стандартов и достижению совместимости сетей;

• создание зоны беспошлинной торговли в киберпространстве (минимизация таможенных и налоговых барьеров на пути развития электронной торговли для создания конкурентной среды и привлечения инвестиций и передовых технологий);

• участие самих правительств в электронной торговле, как в системе государственных закупок, так и в других аспектах государственного управления;

• разработка программ поддержки предприятий, в первую очередь малого и среднего бизнеса, а также инвестиции в наращивание человеческого потенциала в сфере электронной торговли;

• активное участие в работе профильных международных форумов по конкретным аспектам электронной торговли.

В рамках программы эффективности электронной торговли, поддерживаемой ООН, была создана сеть под названием Global Tradepoint Network (unicc.org/untpdc), которая представляет огромный источник деловой информации. Взаимодействуя с существующими национальными базами данных, эта сеть ставит своей целью обеспечение стран всего мира ключевой коммерческой информацией. Эти данные могут включать, например, информацию о рынке, возможности и стоимости транспортировки, страховании, кредите, требованиях заказчиков и правилах импорта/экспорта. Кроме того, специальная система «электронной торговли» служит местом встреч для покупателей и продавцов всего мира. Насколько потенциальные покупатель и продавец подходят друг другу, определяется на основе географических подробностей и информации о предлагаемых или требуемых продуктах. После установления потенциального соответствия покупатель и продавец входят в непосредственный контакт.

В настоящее время к основным правовым вопросам, решение которых, по мнению различных международных органов (ЮН-СИТРАЛ, ЮНКТАД, ВОИС, ВТО, ОЭСР, Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК), Комиссия европейских сообществ (КЕС), МТП и др.), имеет большое значение для развития электронной торговли, относятся следующие: вопросы торгового права, безопасность и удостоверение подлинности, конфиденциальность, защита интеллектуальной собственности, таможенная деятельность и налогообложение, система электронных платежей, правила, регулирующие содержание информации в сети Интернет, юрисдикция, механизмы урегулирования споров, ответственность и защита потребителей. Не все выявленные вопросы имеют одинаковый характер или одинаковое значение для заинтересованных сторон (государства, деловые структуры), и по сложившейся практике приоритет обычно предоставляется тем областям, в которых уже достигнут международный консенсус в отношении методов решения вопросов электронной торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нормативно – правовая база в сфере электронной торговли

 

В Российской Федерации устойчивый частный интерес к сфере электронной торговли проявился в 1998 году. Этот интерес напрямую связан с развитием в России сети Интернет. Относительно простая технология подключения пользователей к этой сети дала продавцам новые возможности рекламы и распространения своего товара. В настоящее время в России в сфере электронной торговли наблюдается ситуация, подобная той, которая наблюдалась несколько лет назад на Западе. Развитие Интернета происходит с опережением условий, необходимых для его широкого распространения.

Исполнительные и законодательные органы различных государств берутся за правовое регулирование Интернета, как только начинают замечать широкомасштабное и реальное его воздействие на население страны в информационном, экономическом и антиобщественном плане. Эта закономерность характерна и для нашей страны. В настоящее время, ни у кого нет сомнений, что необходимы законы, которые бы регулировали деятельность в сети Интернет.

В Российской Федерации имеется ряд факторов, которые настоятельно требуют быстрейшей разработки и принятия нормативно-правовых документов, которые способствовали бы развитию электронной торговли и её нормальному функционированию. Перспективы законотворчества в сфере электронной торговли зависят от результатов сотрудничества предпринимателей и государственной власти не только в пределах Российской Федерации, но и на международном уровне. Основным ориентиром при создании правовой базы электронной торговли является необходимость создания эффективного механизма, сохранение самостоятельной инициативы и уровня защиты прав потребителей, общественного порядка, здоровья и нравственности населения действия в рамках единого рынка.

В настоящее время в России в области информатизации насчитывается всего несколько десятков нормативных актов, в то время как в развитых западных странах их многие сотни. Можно разделить все уже существующие нормативные акты на следующие группы:

  1. Нормативные акты, устанавливающие правовые нормы, которые могут без изменений применяться для правоотношений в сфере электронной торговли.

Конституция Российской Федерации, содержащая в себе основные права и гарантии, среди которых можно выделить ст. 8, которая гарантирует единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а также поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности в Российской Федерации и гарантирующая права и свободы человека и гражданина и их защиту [7].

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит ряд правовых норм, допускающих возможность заключения сделок путем электронного обмена данными, а также дающие возможность с помощью электронной технологии совершать безналичные расчёты в кредитно-банковской сфере [3; 4].

  1. Законы, специально посвящённые проблемам электронного документооборота.

Одним из основных инструментов, обеспечивающих идентификацию лица и безопасность проведения электронных сделок и других торговых операций, является — электронно-цифровая подпись (далее — ЭЦП).

Согласно Федеральному закону «Об электронной цифровой подписи» электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе [11]. На смену данному закону в апреле 2011 года пришел Федеральный закон «Об электронной подписи», который во многом расширяет сферу использования и допустимые виды электронной подписи [13].

  1. Законы, которые обеспечивают либо касаются отдельных аспектов организации и функционирования систем электронного документооборота.

Поскольку электронная торговля относится к дистанционному способу продажи товаров, то защита прав потребителей осуществляется в соответствии со ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», которая устанавливает, что продавец перед заключением договора должен сообщить следующую информацию: основные потребительские свойства товара, место его изготовления, полное фирменное наименование продавца (изготовителя), цену, условия приобретения и доставки, срок службы и гарантийный, порядок оплаты, срок заключения договора [5].

Информация о работе Интернет и электронная торговля в глобальной экономике