Инвентарный учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:04, творческая работа

Описание работы

Учет основных средств в организациях и на предприятиях осуществляется в соответствии с ПБУ 6/01 и организуется в соответствии классификатора в разрезе инвентарных объектов.

Файлы: 1 файл

бухгалтерский финансовый учет инвентарный учет основных средств.docx

— 25.78 Кб (Скачать файл)

Инвентарный учет основных средств

Учет  основных средств  в организациях и  на предприятиях осуществляется в соответствии с ПБУ 6/01 и организуется в соответствии классификатора в разрезе инвентарных объектов. 
Инвентарный объект как единица учета основных средств предразумевает объект со всеми приспособлениями и принадлежностями либо отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же отдельный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенного вида работ. Если объект состоит из нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, любая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. 
Для идеальной организации аналитического учета и обеспечения контроля над сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту (отдельно стоящему зданию с его внутренними коммуникациями и надворными постройками, обособленному сооружению, станку или аппарату с приспособлениями, приборами, индивидуальным ограждением, системами управления и контроля и т. п.), который эксплуатируется или находится в запасе, дается инвентарный номер (серия номеров, например, для автоматизированных производственных систем). Он пробивается на металлическом жетоне или на-носится на объект другим методом. 
Инвентарные номера состоят из кодовых обозначений. Наряду с этим для каждой номенклатурной группы основных средств дается серия порядковых номеров, для определения принадлежности объектактной или иной классификационной группе. Инвентарный номер объекта остается с ним в течение всего времени его 
эксплуатации в той или иной организации. Он ставится на всех первичных документах, оформляющих наличие и движение объекта. При закрытии объекта его номер ликвидируется и новому поступившему объекту не присваивается в течение пяти лет. По арендованным объектам учет осуществляется по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем. 
В данное время аналитический учет базируется на эксплуатации унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. № 71. 
Для первичного учета основных средств используются ниже приведенные унифицированные формы
-Акт о приеме-передаче основных средств, кроме зданий и сооружений (ф. № ОС-1), используется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов: поступивших за плату от других организаций, полученных в безвозмездное обращение, внесенных учредителями в счет вкладов в уставный капитал, полученных в хозяйственное ведение или оперативное управление и др. Акт используется для учета ввода объектов в пользование, внутреннего перемещения основных средств, передачи со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также на выбывание при их продаже, передаче и др. 
При оформлении приемки объекта акт составляется в единственном экземпляре и подписывается членами приемной комиссии, а далее вместе с приложенной технической документацией передается в бухгалтерию. Акт утверждается директором организации. Выбывание основных средств оформляется подобным актом (накладной) с отражением в инвентарной карточке учета основных средств. При оформлении внутреннего перемещения объектов акт составляется в двух экземплярах: первый — с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию; второй — структурному подразделению-сдатчику.

-Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. № ОС-1а). 
-Акт о приеме-передаче группы объектов основных средств (кроме зданий и сооружений) (ф. № ОС-16). 
Накладная на внутреннее перемещение объекта основных средств (ф. № ОС-2). 
-Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3) используется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, после реконструкции, модернизации. Акт заверяется представителем принимающего подразделения и представителем подразделения, осуществившего работы по ремонту (реконструкции, модернизации). При выполнении работ сторонней организацией акт составляется в двух экземплярах: первый — остается в организации; второй — передается производителю работ. Оформленные акты передаются в бухгалтерию, а в технический паспорт объекта вписываются необходимые изменения в раздел характеристики объекта. Акт, подписанный главным бухгалтером, утверждается руководителем организации(директором) 
-Акт о списании объекта основных средств (ф. № ОС-4) применяется для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных). 
Акт состоит из двух экземпляров, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй — остается у материально ответственного лица и служит основанием для сдачи на склад материалов, запасных частей после разборки (демонтажа) объекта. Затраты по списанию и стоимость оставшихся материальных ценностей состоят в разделе акта «Справка о затратах, связанных со списанием основных средств, и о поступлении материальных ценностей от их списания». 
-Акт о списании автотранспортных средств (ф. № ОС-4а) составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. Первый экземпляр вместе с документом, где подтверждено снятие объекта с учета в автоинспекции, передается в бухгалтерию; второй — остается у материально ответственного лица и является основанием для сдачи на склад материальных ценностей, которые остались после списания. 
Инвентарная карточка учета объекта основных средств (ф.№ОС-6) используется для по объектного учета всех видов основных средств. Заполняется в одном экземпляре на основании изначальных документов на поступление, выбытие, ремонт, дооборудование основных средств. При существенном изменении качественных и количественных показателей в характеристике объекта (достройка, дооборудование и т. п.) может быть открыта новая карточка, а старая сохраняется как справочный документ. 
-Акт о приеме (поступлении) оборудования (ф. № ОС-14) составляется в двух экземплярах и подписывается членами комиссии, в ее состав включается представитель монтажной организации (при проведении монтажных работ подрядным способом). 
-Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (ф. № ОС-15) выписывается в двух экземплярах для передающей и принимающей сторон. 
-Акт о выявленных дефектах оборудования (ф. № ОС-16) подписывается представителями заказчика, подрядчика и организации — изготовителя оборудования. 
Унифицированные формы первичной учетной документации относятся ко всем коммерческим организациям (кроме кредитных и бюджетных).

По объектный учет основных средств ведется бухгалтерией предприятия на инвентарных карточках на бумажных или электронных носителях информации. Они открываются для каждого объекта отдельно. Приспособления и принадлежности, составляющие одно целое с объектом, также отражаются в его инвентарной карточке. Состав обязательных реквизитов карточек сотоит: наименование и назначение объекта, инвентарный номер, организация-изготовитель, дата и номер документа на оприходование, первоначальная стоимость, признак собственности, краткая индивидуальная характеристика объекта, срок полезного использования, норма амортизации, ее код и др. В процессе эксплуатации в карточках ставятся отметки о перемещении объекта внутри организации, о его ремонте и выбытии с указанием причины. Основанием для этого служат данные первичных документов — актов (накладных) приема-передачи основных средств, актов на списание основных средств и др. В этом случае обязательными являются подписи должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций. При переоценке объектов текущая (восстановительная) стоимость показывается в разделе карточки «Реконструкция, модернизация». По объекту основных средств, стоимость которого выражена в иностранной валюте, в карточке наряду с рублевой оценкой отражается его контрактная стоимость в иностранной валюте. По особо важным объектам в отделе главного механика организации оформляется специальный паспорт. В организациях, которые имеют небольшое количество основных средств, по объектный учет ведется в инвентарной книге типовой формы по классификационным группам (видам) основных средств и по местам их нахождения. Если нет автоматизированного учета инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии. В картотеке бухгалтерии они находятся по классификационным группам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, а внутри их — по местонахождению (цех, отдел), видам (здания, сооружения и т. д.), инвентарным номерам. Заполненные инвентарные карточки вносится в описи типовой формы, которые ведутся в одном экземпляре по классификационным группам (видам)основных средств. При применении инвентарных книг описи не составляются. 
Учет объектов основных средств по местам их использования осуществляется в инвентарном списке типовой формы, данные которого должны быть идентичны записям в инвентарных карточках (книгах). 
В течение отчетного месяца инвентарные карточки по всем поступившим, выбывшим и перемещенным внутри организации объектам хранятся в отдельной ячейке картотеки, а по основным средствам, находящимся в резерве или на консервации, карточки в картотеке бухгалтерии отделяются специальным разделителем. По всем данным инвентарных карточек и ведомостей расчета амортизации в конце месяца заполняются карточки учета движения основных средств в разрезе видов (групп) основных средств.



Информация о работе Инвентарный учет основных средств