Инвестиции, инвестиционная политика, инструменты инвестиционной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Наше общество осуществляет исключительно трудный, во многом противоречивый, но исторически неизбежный необходимый процесс перехода к рыночной экономике. В этих условиях разрушаются привычные стереотипы восприятия мира, происходит глубокое переосмысление базовых, концептуальных постулатов в теории общественного развития. Экономическая наука Республики Беларусь вырывается из объятий догматизма выходит на дорогу мировой экономической мысли.

Содержание работы

Введение

1 Сущность инвестиционной политики

Инструменты инвестиционной политики в Республике Беларусь

.1 Инстpументы инвестиционной политики

.2 Основные источники инвестиций

Особенности инвестиционной политики в Республике Беларусь

Заключение

Список используемых источников

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 31.91 Кб (Скачать файл)

 

Стоит заметить, что не всякие инвестиции играют позитивную роль в  экономическом процессе. Инвестиции, направленные на бесперспективные секторы  и виды производства, ведут к расточению ресурсов общества, снижению занятости  и доходов, утрате возможностей устойчивого  роста экономики [11, с. 48].

 

Из вышесказанного следует, что инвестиции являются наиболее важным фактором развития экономики, однако для  их реализации в хозяйственной системе  требуется эффективная государственная  политика в области государственных  расходов, денежно-кредитных и финансово-бюджетных  инструментов, создания институциональных  условий, обеспечивающих эффективное  инвестирование.

 

2Инстpументы инвестиционной  политики в Pеспублике Белаpусь

 

 

2.1 Инстpументы инвестиционной  политики

 

 

Инструменты инвестиционной политики - это те средства, с помощью  которых осуществляются инвестиции. Сюда относится как сам капитал  в денежной форме, так и различные  другие формы его воплощения в  виде ценных бумаг, долговых или залоговых  обязательств, недвижимости, системы  взаимозачетов и т.д.

 

По своей природе инструменты  инвестиционной политики бывают двух видов: операционные (безрисковая форма  доходности, процентная ставка по государственным  облигациям и др.) и режимные (большинство  институциональных переменных; например, закон о банкротстве). Основное отличие  операционных инструментов от режимных в том, что они количественно  варьируются в широких пределах.

 

Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без четкого механизма  ее реализации, который, как правило, должен включать в себя:

 

выбор надежных источников и  методов финансирования инвестиций;

 

определение сроков и выбор  органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

 

создание необходимой  нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;

 

создание благоприятных  условий для привлечения инвестиций.

 

В настоящее время государственная  политика направлена не просто на экономический  рост, а на качественно новое развитие. Законодательные инициативы правительства  включают разработку ряда законопроектов в области формирования условий  для кардинального улучшения  инвестиционного и предпринимательского климата, проведения предсказуемой  и стимулирующей рост макроэкономической политики, формирования соответствующей  правовой базы. Кроме того, в Минэкономики разработаны основы государственной  инвестиционной политики до 2010 г., которые  нашли отражение в документе "Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на 2002-2010 гг.".

 

В отечественной экономической  литературе принято выделять две  группы методов или инструментов (в дальнейшем эти понятия стоит  рассматривать как тождественно равные), при помощи которых государство  регулирует инвестиционную деятельность: прямого и косвенного (непрямого) воздействия. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

 

Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический.

 

Методы прямого воздействия  реализуются через инструменты  правового (законодательного) регулирования, административного и экономического влияния. Методы косвенного регулирования  осуществляются только экономическими средствами. Таким образом, в экономических  средствах сочетается использование  как прямых, так и косвенных  инструментов (методов) управления.

 

Правовая (законодательная) форма играет главенствующую роль. В современном мире любое регулирующее воздействие правительства в  рамках административной и экономической  форм должно осуществляться на правовой основе, т.е. быть законодательно установлено. При этом законодательное регулирование инвестиционной деятельности является важным рычагом в руках органов власти .

 

Правовые инструменты (законодательство). Одним из основных направлений инвестиционной политики является современное, отвечающее всем требованиям экономического развития инвестиционное законодательство, обеспечивающее нормативно-правовое регулирование  функционирования и развития инвестиционной деятельности.

 

К инструментам правового  регулирования относятся:

 

¾разработка, принятие и издание  нормативных правовых (законодательных) и индивидуальных (подзаконных) актов;

 

¾заключение договоров (инвестиционных, кредитных соглашений);

 

¾принятие государственных  программ;

 

¾система реализации и  соблюдения инвестиционного законодательства.

 

Следует отметить, что нормы, регулирующие инвестиционную деятельность, содержатся, как в чисто инвестиционных законах, т.е. законах, регулирующих инвестиционную деятельность напрямую, так и в  большинстве иных законов, которые  формально не являются инвестиционными, но влияют на данную сферу деятельности.

 

В связи с этим существующая система законодательства, влияющего  на привлечение инвестиций, охватывает следующие области законотворчества:

 

¾законы, дающие общее представление  о прямом регулировании инвестиционной деятельности. К ним относятся  Конституция, Инвестиционный и Гражданский  кодекс, другие законы и нормативно-правовые акты в области инвестиционной деятельности;

 

¾законы, косвенно (опосредованно) влияющие на инвестиционную деятельность - налоговое, таможенное, земельное, законодательство о реструктуризации и банкротстве  предприятий и др.

 

Инструменты административного  регулирования относятся к группе средств прямого регулирования  инвестиционной деятельности и включают в себя:

 

¾регистрацию, лицензирование, квотирование;

 

¾применение системы санкций  и ограничений;

 

¾разработку и утверждение  приказов, распоряжений, указов и т.д.;

 

¾введение административных мер, что предусматривает изъятия  ограничительного характера;

 

¾согласительно-разрешительные процедуры - применение и максимальное соблюдение принципа «одного окна»  при осуществлении инвестиционной деятельности, порядок получения  прав на осуществление капитальных  вложений;

 

¾управление государственной  собственностью.

 

Блок экономических инструментов (регуляторов) государственного управления инвестиционной сферой определяется ролью  экономики, которую она играет в  жизни государства и общества. В него входят следующие группы инструментов: активно-структурные, фискально-структурные, монетарные и др.

 

К активно-структурным инструментам относятся:

 

) Государственная поддержка,  которая подразумевает непосредственно  инструменты поддержки инвестиционной  деятельности, а также инструменты  государственного финансирования  инвестиционных проектов (поддержки  финансами), налоговой и административной  поддержки.

 

Государственная поддержка  может осуществляться как в прямой, так и косвенной формах. Первая реализуется посредством финансов: предоставления средств бюджета  развития; предоставления бюджетных  ссуд; предоставления ссуд, финансируемых  за счет государственных внешних  заимствований; предоставления инвестиционных налоговых кредитов; возмещения из республиканского бюджета разницы  процентных ставок по кредитам; предоставления отсрочки по уплате долгов или списание долгов перед государственными предприятиями  и организациями, производимые за счет государственных или муниципальных  средств, активов, государственных  гарантий. Вторая предполагает применение квот, тарифов и пошлин (таможенных); льгот при уплате налогов и  сборов; отдельных соглашений, затрагивающих  будущие доходы государства. Государственная  поддержка реализуется также  через механизмы изъятия стимулирующего характера и специального налогового режима, применение инвестиционных и  реинвестиционных скидок, включение  проектов в адресную инвестиционную и целевую программы, продажу  или использование на льготных условиях различных объектов недвижимого  государственного имущества и (или) имущественных прав.

 

В качестве регулирующего  инструмента инвестиционной политики в развитых странах выступает  также государственный инвестиционный заказ.

 

) При прямом проектном  финансировании по сравнению  с другими видами финансирования (акционерным и государственным)  объектом инвестирования выступает  непосредственно сам проект, который  является способом обслуживания  долговых обязательств.

 

) Амортизационная политика. Ускоренная амортизация является  так называемой "скрытой" инвестиционной  льготой, расширяющей возможности  организаций инвестировать часть  прибыли в инвестиционные фонды.  В 60-е годы именно таким способом  было положено начало преобразованию  инвестиционной деятельности: ускорилось  списание стоимости основного  капитала, которое привело к уменьшению  основных сроков такого списания  до 3-7 лет по активной и до 15-20 лет по пассивной частям фондов  при нормативах физического износа  в 2-5 раз больше.

 

) Управление внешним "активным" и "пассивным" долгом - это  процесс выработки стратегии  управления задолженностью органов  государственной власти, которая  позволяет привлекать требуемый  объем финансирования, выполнять  целевые установки государственных  органов власти в отношении  степени риска и стоимости,  а также решать другие важные  задачи. Долговая политика при  умелом ее применении представляет  собой сильный инструмент государственного  регулирования.

 

Фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой  политики) включают в себя все виды воздействия, возникающие в связи  с формированием и использованием бюджета, условиями налогообложения  и определяемого ими протекания финансовых и инвестиционных потоков. Инвестиционная политика является одним  из направлений, связанных с реализацией  бюджетного процесса.

 

К инструментам бюджетно-налоговой  политики относятся:

 

определение доходных и расходных  статей бюджета (государственные закупки, трансфертные платежи);

 

дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ссуды;

 

назначение и дифференциация налоговых ставок (норм налогообложения, т.е. величины налога, приходящейся на единицу объекта налогообложения), налоговые льготы (полное или частичное  освобождение определенных групп налогоплательщиков от уплаты всех или некоторых видов  налога);

 

экспортные и импортные (таможенные) пошлины и сборы

 

Дальнейшее стимулирование капиталонакопления и развития процессов  инвестиционной деятельности, особенно проявившееся в последние годы, связано  с прямым снижением налогов и  различными формами налоговых кредитов и субсидий

 

Монетарные инструменты (инструменты  денежно-кредитной политики). Денежно-кредитное  регулирование состоит в воздействии  государства на денежное обращение  и объем денежной массы. Государственная  монетарная политика направлена на изменение  денежных потоков и накоплений, воздействуя  тем самым на экономические процессы.

 

Денежно-кредитное управление осуществляется следующими инструментами:

 

прямой контроль за установлением  уровня предельных процентных ставок банковского ссудного процента (политика процентной ставки);

 

регулирование минимальных  резервных требований (нормативов обязательных резервов коммерческих банков);

 

осуществление дисконтной политики (регулирование учетных ставок по кредитам);

 

операции на рынке ценных бумаг (эмиссия облигаций и других ценных бумаг в обращение в  рамках определенных нормативов);

 

регулирование эмиссии и  общей денежной массы;

 

льготные займы.

 

Также выделяют и другие инструменты  инвестиционной политики государства, которые можно разделить на четыре основных направления регулирования.

 

Механизмы земельного регулирования  объективно необходимы как наиболее сильное системное средство осуществления  активной инвестиционно-строительной политики. В настоящее время в  сфере регулирования рынка земли  и недвижимости производится законодательное  урегулирование процедуры землеустройства, которое будет способствовать вовлечению земли в рыночный и гражданский  оборот, что является важным фактором усиления инвестиционной активности.

 

Государственное внешнеэкономическое  регулирование представляет собой  широкий спектр мер и инструментов: государственного воздействия на структуру  экспорта и импорта, на процессы внешней  торговли; контроля за товарными потоками, пересекающими государственную  границу, за движением капитала в  страну и из страны; валютного регулирования  и обмена. Составной частью внешнеэкономического регулирования является таможенное регулирование в виде прямых и  косвенных методов воздействия  на экспорт и импорт товаров. Либерализация  таможенного режима и тарифной политики усиливает конкуренцию на рынках товаров и услуг и обеспечивает тем самым развитие внутренних инвестиционных возможностей.

 

2.2 Основные источники  инвестиций

 

 

Главный программный документ, определяющий формирование инвестиционной политики в республике - Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь, на основе которой Советом Министров  ежегодно разрабатываются годовые  подпрограммы, учитывающие происшедшие  в экономике изменения, определяющие инструмент её осуществления.

Информация о работе Инвестиции, инвестиционная политика, инструменты инвестиционной политики