Инвестиции в российской экономике: состояние, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционная деятельность является наиболее важной и сложной сферой деятельности страны. К которой мы постараемся подобрать, в нашей работе, наиболее эффективные решения проблем, появляющихся на пути привлечения инвестиций
Темпы экономического роста зависят от качества, количества капитала. Инвестиции играют здесь очень важную роль. В изменении показателей экономического роста страны не случается никаких положительных изменений без увеличения количества инвестиций.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Роль инвестиций в российской экономике
Внутренние источники инвестиций в российской экономике
Инвестиционный климат в России
Глава 2. Перспективы привлечения инвестиций
2.1. Способы проникновения иностранного капитала в российскую экономику
2.2. Пути привлечения иностранных инвестиций
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Стратегическая цель иностранных  государственных финансовых институтов - включить российское рыночное пространство в сферу интересов национальных компаний. Это подразумевает создание в России устойчивых рынков сбыта для товаров национальных производителей, а также конструирование таких финансовых и технологических связей, чтобы “развивающий центр” совместного производственного кластера находился в стране, интересы которой представляет соответствующий государственный институт. Иначе говоря, предполагается, что в развитой стране сосредоточены высокотехнологические производства и, прежде всего, создание и внедрение новых технологий, а в России - производство по отработанной технологии и\или по лицензии. Как показывают ряд экономических исследований, управление “развивающим центром” промышленного кластера дает в долгосрочной перспективе более эффективный контроль над кластером, чем использование чисто финансовых методов контроля. [14.32] Поэтому государственные банки охотнее кредитуют проекты с долгосрочными перспективами (например, поставки оборудования), чем краткосрочные закупки конечной продукции.

Например, Эксимбанк США ведет целенаправленную политику по захвату американскими компаниями российского рынка нефтедобывающего оборудования. В результате неразвитости в России ряда финансовых инструментов (таких как лизинг и др.) нефтедобывающие предприятия вынуждены оплачивать российское оборудование “живыми” деньгами, изымая их из оборотных средств. При закупке американского оборудования нефтяная компания может получить сравнительно дешевый кредит Эксимбанка США. Таким образом, российские производители нефтедобывающего оборудования оказались практически вытеснены с рынка. Причем такое вытеснение носит долгосрочный характер (учитывая грамотную политику американских компаний в сфере послепродажного обслуживания и маркетинга “старых” клиентов). Т.е. произошло “привязывание” российской нефтедобывающей отрасли к американской машиностроительной промышленности и образование устойчивого кластера “добыча нефти в России - производство оборудования в США”.

Следует отметить, что  в условиях неблагоприятного инвестиционного климата подобные процессы закономерны и с ними бессмысленно бороться административными методами. Более того, в тех областях, где технологическое отставание России достаточно сильно, использование технологий, приносимых иностранным капиталом, способствует развитию экономики.

Государственные иностранные  финансовые институты реализуют  ряд программ по развитию инфраструктуры в России (включая средства коммуникаций, финансовые структуры, биржи и т.д.). Одна из целей этих программ - создание условий для работы иностранного капитала. Естественно, что проекты в этой области реализуются таким образом, чтобы дать преимущества предпринимателям и компаниям из страны базирования соответствующего государственного финансового института перед предпринимателями из других стран. Например, развитие телекоммуникаций финансируется в том случае, если это приводит к улучшению телефонной связи с той страной, которая выделяет деньги. Одна из задач региональных венчурных фондов ЕБРР - создание рынка акций российских предприятий (в которые вкладывает деньги ЕБРР). [24.37] Очевидно, что на этот рынок будут допущены прежде всего европейские инвесторы (либо инвесторы из тех государств, которые выделили деньги для фонда).

Развитые страны создали  эффективную систему государственной  поддержки своего бизнеса, причем субсидии или запретительные меры, как правило, в нее не входят. К сожалению, в России еще не выработано такой системы. Это происходит во многом потому, что государственная политика нацелена прежде всего на защиту так называемых “государственных интересов”, а не интересов отечественных компаний и фирм. Следует также отметить, что меры по укреплению конкурентоспособности отечественных компаний, как правило, дают больший эффект, чем ущемление интересов иностранных фирм с целью поддержки своих производителей.

 

2.2 Пути привлечения иностранных инвестиций

Одним из наиболее перспективных  путей привлечения инвестиций является банковское привлечение иностранного капитала.

Привлечение российскими банками  средств частных иностранных  инвесторов осуществляется, в основном, с помощью размещения своих ценных бумаг на западном фондовом рынке, через индивидуальные кредитные соглашения, при обслуживании инвестиционных проектов с участием иностранного капитала и при выполнении заказов на покупку российских ценных бумаг.

Можно отметить, что привлечение  средств обычно становится, возможно, при условии, что российский банк исполняет роль партнера, который занимается поиском выгодного вложения иностранных денег на фондовом рынке или в предприятия и берет на себя часть рисков. При этом иностранный инвестор часто стремится получить возможность влиять на деятельность банка или даже осуществлять полный контроль над ним.

Один из крупнейших банков Франции - Banque Nationale de Paris (BNP) подписал соглашение с российским “Внешэкономбанком” в 2006 году о кредите на сумму 94 млн. долларов. Кредит предназначен для финансирования проекта по строительству в Ставропольском крае (юг России) сахарного завода и поставкам для него оборудования. BNP возглавляет консорциум в составе ряда западных банков, созданный для реализации этого проекта. [24.6]

“Столичный банк сбережений” (СБС) заключил уникальное (для России) кредитное соглашение с немецким CommerzBank в 2006 году. Российскому банку была открыта чрезвычайно крупная кредитная линия в 1.3 млрд. евро с целью кредитования предприятий Челябинской области. СБС полностью отвечает за отбор и непосредственное финансирование проектов. СБС был выбран для обслуживания этой кредитной линии, потому что он сотрудничает с челябинскими предприятиями, обладает информацией о них и имеет хорошие отношения с областной администрацией. [19.27]

Все более широкое  распространение получает практика привлечения средств с помощью  американских депозитных расписок (ADR), обмениваемые на акции. Выпуск этих ценных бумаг, распространяемых с помощью американских банков, стал возможен благодаря начавшейся работе этих банков на российском фондовом рынке и приобретению ими соответствующего опыта. Российские банки, выпускающие ADR, также имеют опыт тесного сотрудничества с зарубежными партнерами. Обычно в составе акционеров таких банков имеются иностранные финансовые институты.

Под государственными финансовыми  институтами будем понимать не только учреждения, контролируемые правительством той или иной страны, но и международные институты, такие как ЕБРР. Средства международных финансовых институтов также будем называть государственными.

Российские финансовые институты привлекают средства иностранных  государственных банков, в основном, под программы помощи и развития и при обслуживании инвестиционных проектов.

Однако списки банков, через которые осуществляется финансирование тех или иных программ и проектов, зачастую определяются не зарубежными  инвесторами, а российскими властными структурами. Например, под давлением российского Правительства Всемирный банк был вынужден пересмотреть список банков, через которые будет осуществляться целевая инвестиционная программа. [17.37] Список банков, претендующих на получение помощи в рамках программы развития финансовых учреждений (финансируется ВБ и ЕБРР) составлялся Правительством и ЦБ.

Программа развития финансовых учреждений в России финансируется  за счет средств займов ВБ и ЕБРР. Проект предполагает, в частности, доведение  стандартов деятельности российских банков до мирового уровня за счет модернизации банковских технологий, а также установление партнерских отношений с ведущими зарубежными банками. В настоящее время порядка сорока российских банков являются претендентами на получение аккредитации для участия в проекте ВБ и ЕБРР.

Ряду российских банков ЕБРР выделяет средства для микрокредитования  и кредитования малого бизнеса.

Сотрудничество российских банков с иностранными государственными финансовыми институтами дает много преимуществ: позволяет привлекать средства на выгодных условиях, дает возможность интегрироваться в международную платежную систему и освоить международные стандарты, служит катализатором развития отношений с частными зарубежными банками.

Следующий путь – фондовый рынок. Он служит источником притока капитала в реальный сектор. Иностранные агенты покупают акции компаний других стран с целью диверсификации рисков и получения большего дохода. Это означает, что при прочих равных условиях иностранные инвесторы будут вкладываться в бумаги тех стран, которые обладают большей доходностью. Риски вложения в Россию по-прежнему высоки, поэтому для их компенсации необходимо предложение более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять таким условиям, немного. Мировой опыт показывает, что большая часть портфельных инвесторов (по крайней мере, из главных стран) предпочитают держать ценные бумаги национальных эмитентов, которые легче контролировать. Положение помимо всего прочего осложняется в целом неразвитостью российского фондового рынка, что также препятствует притоку иностранных портфельных инвестиций.

Объединяя вышесказанное, можно сделать следующий вывод: существенного притока портфельного капитала в экономику РФ в обозримой перспективе ждать не стоит. Тем не менее, привлечение средств в компании, не имеющие выхода на внешние рынки капитала, должно оставаться главным ориентиром в развитии российского фондового рынка.

В зависимости от привлекательности  какой – либо сферы инвестирования иностранные инвесторы выбирают путь и способ, согласно которым будут производиться капиталовложения.

В России же в настоящий  момент наиболее привлекательными для  иностранных инвесторов являются прежде всего те отрасли, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного потребления) (см. рис. 1). [12 стр. 29]

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Структура иностранных инвестиций в экономику России в 2006 г. по отраслям экономики, %

Источник: Соколов П.Д.. Динамика инвестиционной деятельности в РФ./ Соколов П.Д.. – Финансы. 2007 г., стр.9.

 

Традиционно в российскую нефтегазовую отрасль вкладывается больше иностранных инвестиций, чем в какую-либо другую. Предприятия нефтегазовой и обрабатывающей промышленности не только реализуют совместные проекты с иностранными партнерами, но и привлекают средства с помощью размещения своих ценных бумаг на западном финансовом рынке. Можно отметить, что привлечение средств таким способом удается лишь единичным российским предприятиям и финансовым институтам. В нефтегазовую и обрабатывающую промышленность привлекаются также государственные иностранные средства и деньги международных финансовых институтов в сравнительно большом объеме. (Приложение 1)

На протяжении последних двух лет в России сохраняется тенденция превышения поступивших иностранных вложений в российскую экономику над инвестициями, вывезенными из России за рубеж. (Приложение 2)

Привлечение иностранных и национальных инвестиций  в российскую экономику чрезвычайно необходимо средством для преодоления недостаточности инвестиций в стране. Существенное значение в увеличении активности инвестиционной деятельности должно исполнить страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Приобщение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций,  осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков явилось важным этапом в этой области. Для частных отечественных и иностранных капиталовложений важным условием является фиксированный и общеизвестный набор положений и понятий, определенных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России, которая находится в стадии непрерывного реформирования, правовой режим изменчив. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, требуются основательные изменения в инвестиционном климате. Принятие в ближайшем будущем новой редакции Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах приведет к усовершенствованию законодательной базы функционирования иностранных инвестиций. Важное значение имеет законодательное определение прав собственности на землю.

В настоящее  время улучшается ситуация с иностранными инвестициями. Увеличиваются вложения иностранных средств по различным типам (приложение 3).

Существует множество способов проникновения иностранного капитала в российскую экономику. Выбор способа  и метода напрямую зависит от привлекательности  какой-либо сферы деятельности. Однако иностранные инвестиции необходимы в экономике России. Для этого должны вырабатываться различные пути и методы привлечения иностранного капитала. Чем меньше риска на пути привлечения инвестиций, тем большее количество капитала будет поступать в российскую экономику. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Инвестиции в экономике  России  играют очень важную роль. От объема привлеченного капитала зависит  скорость экономического развития. Российская экономика имеет множество как  внутренних, так и внешних источников инвестирования.

В настоящее время наблюдается положительная динамика привлечения инвестиций. За период с 2006 – 2007г. видно существенное увеличение объема инвестиций, увеличились внешние и внутренние капиталовложения. Однако, изучая инвестиционный климат предыдущих годов, можно увидеть что Россия потеряла большое число иностранных инвесторов, чему могла поспособствовать неотработанная система привлечения иностранных инвестиций.

Несмотря на то, что  динамика положительна, для обновления основных фондов предприятий данного объема инвестиций недостаточно. Их износ составляет 45-46%. Предприятия не успевают обновить оборудование. Они вынуждены работать на старом.

Объем инвестиций зависит  от стабильности экономической ситуации в стране. Факторами стабильности являются законодательная, судебная системы, вектор экономического развития.

Для привлечения большего объема инвестиций необходимо реформирование судебной и законодательной систем. Для увеличения инвестиционной привлекательности необходим ряд мер, например, борьба с коррупцией, снижение налогов.

Из вышесказанного можно  сделать вывод: Для ускорения  экономического развития России необходимо увеличение объема инвестиций, однако это возможно только при принятии всех мер, необходимых для повышения  инвестиционной привлекательности  страны.

 

 

Литература:

  1. Селезнёв А.. Условия активации инвестиционного процесса./Селезнёв А. - Экономист, Москва 2006 №4.
  2. Хмыз О.В.. Международная финансовая интеграция коллективных инвесторов./Хмыз О.В.- Ж- Финансы №8 2007г.
  3. Гришаников Д., Инвестиции в имидж страны / Быков П., Гришаников Д.. - Эксперт, 2004 №11
  4. Райская Н.. Инвестиционная активность регионов России./ А. Френкель., Г. Чубиков, Н. Райская. - Экономист, М. 2007 №10.
  5. Терновский А.А.. Инвестиционный фонд РФ как инновационный инструмент государственной инвестиционной политики./ Е.М. Петрикова, А.А. Терновский. - Финансы, Москва. 2007г, №11
  6. Амосов А.. Результативны ли иностранный инвестиции./А. Амосов.- Экономист, Москва. 2007 №1
  7. Мустафаев А.. Инвестиции в инфраструктуру АПК северного региона./А. Мустафаев.- Москва 2007 №1.
  8. Игонина Л.Л.. Инвестиции: Учебное пособие./ Игонина Л.Л..- Экономист. Москва. 2004.
  9. Стрижникова Л.. Инвестиционная политика в АПК комплексе./Л. Стрижникова. - Экономист, Москва. 2006 №12
  10. К.В. Балдин. Инвестиции: Системный анализ и управление./ К.В. Балдин и др. под редакцией профессора К.В. Балдина, 2-е изд..- Москва. 2007.
  11. С.В. Валдайцев. Инвестиции./ С.В. Валдайцев, под ред. К.В.Ковалёва. Москва 2004.
  12. В. Чиненов. Инвестиции./ В. Чиненов. Под ред. М.В. Чиненов.- Москва, 2007.
  13. Уринсон Я.. Порог чувствительности снизился /Я. Уринсон. - Эксперт, 2005, №48
  14. Турчановский Д.. Банки развития, как инструмент инвестиционной политики./ Турчановский Д.- Вопросы экономики. Москва. 2006 №11.
  15. Каталог инвестиционных проектов. Красноярск 2006.
  16. Водянов А.. Инвестиционный проекты, финансируемые из федерального бюджета./ О. Гавринкова, Л. Гришин, Е. Шевелёва, А.Касаткин, А. Водянов.- Москва. РЭЖ, 2006 №1.
  17. Подшиваленко Г.П.. Инвестиции: Учебное пособие М./ Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова, Подшиваленко Г.П..- КноРус. 2004. С. 37
  18. Кузнецов А.. Федеральные инвестиции в регионах: актуальные проблемы к решению./ О.Кузнецова, А.Кузнецов. - Москва, РЭЖ, 2006 №9-10.
  19. Еще один способ привлечения иностранных инвестиций // Коммерсантъ. 24.10.05
  20. http://www.iet.ru – Институт экономики переходного периода
  21. http://www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации
  22. http://www.finansy.ru – Финансы России
  23. http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики

Информация о работе Инвестиции в российской экономике: состояние, перспективы